Подходы к изучению понятия «информация» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к изучению понятия «информация»



Подходы к изучению понятия «информация»

1. Атрибутисты полагают, что информация является неотъемлемым атрибутом всех систем реальности,, является организующим началом в живой и неживой природе.

2. Функционалисты отрицают существование информации в неживой природе. По их мнению, информация реализует функцию управления в биологических, социальных и социотехнических системах. Информация - это одно из функций жизни, основное отличие живого от неживого.

3. Антропоцентристы ограничивают сферу социальными системами.информация как содержание (смысл) сигнала, полученного из внешнего мира. (по отношению к человеку и обществу.)

В чем заключается различие информации и данных?

Информация - это отраженное (нарушенное) многообразие. В Информацию вкладывается различный смысл в технике, науке и житейских ситуациях.

Данные однообразны, не требуют интерпретирования. Информацию на основе данных может получить только человек (например, компьютерные данные).

Данные (материалы статьи и тп) не используются, а только хранятся. Т.е они не оказывают воздействия на поведение, на принятие решений. Однако данные превращаются в информацию, если такое воздействие(необходимость) существует.

Какая существует связь между понятиями «смысл» или «упорядоченность»?

В ряде случаев смысл = упорядоченность, т.е. роль смысла может играть структура, способ взаимосвязи.

В отношении текста понятия «смысл» и «упорядоченность» не совпадают. Текст может быть хорошо структурирован, но быть бессмысленным. С другой стороны, осмысленный текст не обязательно является упорядоченным.

 

На какие составляющие разбивается текст?

Любой текст имеет три составляющие:

1) собственно смысловую (семантическую)',

2) выразительную (синтаксическую) - в какой форме представлен текст;

3) оценочную (прагматическую), которая отражает отношение к тексту воспринимающего его субъекта.

информация, заложенная в тексте, может быть оценена с точки зрения семантики (смысла, содержания) и синтаксиса (формы).

Объясните разницу между значением и смыслом имени.

Чтобы передавать знания, нужно как-то обозначать объекты, их свойства и связи между ними. Эти обозначения составляют основу языка и называются именами.

То, что имя обозначает, называют денотатом, или значением имени. Не исключено, что разные имена имеют один и тот же денотат. (синонимы) Изменчивость языка иногда приводит и тому, что одно имя соответствует разным предметам.(омонимы)

Разница между значением и смыслом имени отчетливо проявляется в употреблении этих слов: значение имени мы знаем, а смысл – понимаем.

6.Что такое носитель информации? Приведите примеры

Носителем информации может быть:

1) любой материальный предмет (бумага, камень, дерево, стол, звездная пыль, мусор на полу);

2) волны различной природы: акустические (звук), электромагнитные (свет, радиоволны), гравитационные (давление, притяжение);

3) вещество в различных состояниях (жидкий раствор – концентрация молекул; газ - температура и давление).

Для хранения информации, которая будет обрабатываться с помощью компьютера, используются электронные схемы, магнитные ленты, компакт-диски и т.п.

Наскальные рисунки (идеограммы) соответствовали не отдельным звукам, а словам или словосочетаниям.

Приведите примет двухсимвольного и многосимвольного алфавита.

Двухсимвольный – компьютерная система обработки информации двоичной системой «0 – 1».

Многосимвольный – любой алфавит, десятиричная система счисления и т.д.

В каких формах представляется информация?

1.знаковой письменной, состоящей из различных знаков, среди которых выделяют:

· символьную в виде текста, чисел, специальных символов (например, текст учебника);

· графическую (например, географическая карта);

· табличную (например, таблица записи хода физического эксперимента);

2.в виде жестов и сигналов (например, сигналы регулировщика дорожного движения);

3.устной словесной (например, разговор).

Приведите основные функции информации

1) Коммуникативная

2) Управленческая

3) Познавательная (узнавание ради общения и управления)

Классификация информации

По общественной форме сознания, по степени значимости, по способу кодирования, по сфере возникновения, по стадии обработки, по способу отображения, по способу передачи и восприятия, по стабильности.

Что такое «адекватность информации» и в каких формах она проявляется?

говорят о трех формах адекватности: синтаксической, семантической и прагматической:

Адекватность информации - это определенный уровень соответствия, создаваемого с помощью полученной информации образу реального объекта, процессу, явлению и т.п. Всегда присутствует неопределенность, а от степени адекватности зависит правильность принятия решений человеком.

Какие существуют меры информации и когда ими нужно пользоваться?

Мера – семантическая, синтаксическая, прагматическая. Эта мера количества информации оперирует с обезличенной информацией, не выражающей смыслового отношения к объекту.

Для измерения смыслового содержания информации, т.е. ее количества на семантическом уровне, наибольшее признание получила тезаурусная мера, которая связывает семантические свойства информации со способностью пользователя принимать поступившее сообщение. Для этого используется понятие тезаурус пользователя.

Эта мера определяет полезность информации для достижения пользователем поставленной цели. Эта мера - также величина относительная, обусловленная особенностями использования этой информации в той или иной системе.

Как определяются понятия «энтропия», «тезаурус», «лаконичность» и «бит»?

Тезаурус – это совокупность сведений, которыми располагает пользователь или система.

Бит - это ответ на один двоичный вопрос («да» или «нет»; «О» или «1»), передаваемый с помощью сигнала.

Энтропии системы - неопределенности состояния системы.

Коэффициент (степень) информативности (лаконичность) сообщения определяется отношением количества информации к объему данных

Какая существует связь между формулами Шеннона и Хартли?

Р. Хартли (1928 г.) процесс получения информации рассматривает как выбор одного сообщения из конечного наперёд заданного множества из N равновероятных сообщений, а количество информации /, содержащееся в выбранном сообщении, определяет как двоичный логарифм N.

Расчетная формула Хартли имеет вид:

I = log2N или 2I = N.

I=iog2(1/p)=-log2p.

Клод Шеннон предложил другую формулу определения количества информации, учитывающую возможную неодинаковую вероятность сообщений в наборе.

Превращение формулы Шеннона в формулу Хартли

I=-(p1 Iog2 p1 +p2 Iog2p2 +... +pNlog2pN),

где pi – вероятность того, что именно i-e сообщение выделено в наборе из N сообщений.

Легко заметить, что если вероятности p1,..., pN равны, то каждая из них равна 1/N, и формула Шеннона превращается в формулу Хартли

 

Какими свойствами обладает информация? Дайте характеристику каждому свойству.

C.в-ва информации – объективность, достоверность, точность, достаточность, актуальность, понятность, доступность, своевременность, дискретность, непрерывность, новизна, компактность, ценность, полезность, старение, стоимость,язык.

Мера информации Единицы измерения Примеры (для компьютерной области)
Синтаксическая    
а) Шенноновский подход Степень уменьшения неопределенности Вероятность события
б) Компьютерный подход Единицы представления информации Бит, байт, Кбайт и т.д.
Семантическая Тезаурус Пакет прикладных программ, персональный компьютер, компьютерные сети и т.д.
  Экономические показатели Рентабельность, производительность, коэффициент амортизации и т.д.
Прагматическая Ценность использования а) Емкость памяти, производительность компьютера, скорость передачи данных и т.д. б) Денежное выражение в) Время обработки информации и принятия решений

Каким образом взаимосвязаны информационные процессы между собой?

Приведите основные цели кодирования информации

Надежность, Экономичность, сохранность, удобство физической реализации, удобство восприятия.

Активное и пассивное

При пассивном накоплении поступающая информация просто «складируется», при этом принимаются меры для обеспечения ее сохранности и повторного обращения к ней (считывания). К такому виду накопления относятся:

запись звуковой информации на магнитную ленту;

стенографирование выступления;

— - размещение документов в архиве.

При активном накоплении происходит определенная обработка поступающей информации, направленная на обогащение знания получателя информации. К активному накоплению информации можно отнести:

- - разбиение сообщения на отдельные сигналы;

- - анализ содержания документов и построение аннотаций к ним;

- систематизация и обобщение документов, поступивших на хранение;

- - перевод содержания документов в другую форму;

- - перенесение документов на другие носители совместно с процедурами сжатия данных, обеспечения их защитными кодами.

Что такое документ?

Документ - это информация на любом материальном носителе (глиняные дощечки, бумага, кинопленка, магнитная лента, компакт-диск и т.д.), предназначенная для распространения в пространстве и времени.

Что такое поисковый образ?

Все хранимые в ИПС документы индексируются, то есть каждому документу (статье, протоколу, видеокассете) присваивается индивидуальный код, составляющий поисковый образ документа. Поиск в хранилище идет по их поисковым образам, которые могут включать в себя:

· название документа;

· время и место создания;

· фамилии авторов или название организации, создавшей документ;

· тематические разделы, к которым можно отнести документ по его содержанию;

· информацию о местонахождении документа в хранилище и многое другое.

Что такое документ?

Документ - это материальный носитель данных (бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т.п.) с записанной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве.

Что такое технология?

Технология - это все знания о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов.

Подходы к изучению понятия «информация»

1. Атрибутисты полагают, что информация является неотъемлемым атрибутом всех систем реальности,, является организующим началом в живой и неживой природе.

2. Функционалисты отрицают существование информации в неживой природе. По их мнению, информация реализует функцию управления в биологических, социальных и социотехнических системах. Информация - это одно из функций жизни, основное отличие живого от неживого.

3. Антропоцентристы ограничивают сферу социальными системами.информация как содержание (смысл) сигнала, полученного из внешнего мира. (по отношению к человеку и обществу.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.146 (0.031 с.)