Соотношение правового статуса представительных и исполнительных органов местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение правового статуса представительных и исполнительных органов местного самоуправления



В отличие от одного из основополагающих принципов осуществления государственной власти в Российской Федерации и в ее субъектах на основе разделения на законодательную, исполнитель­ную и судебную власти разделение властей на местном уровне на самостоятельные органы не производится.

Мировой опыт, так же как и опыт земств и городского само­управления в России, свидетельствует, что целесообразно обеспечивать не равновесие властей в системе местного самоуправления, а приоритет одной из властей при ограничениях и сдерживании со стороны другой власти. Разделение властей на местном уровне за­ключает в себе несообразность с понятием о муниципальной власти. Власть на местах одна и едина, но выражается в различных функ­циях органов власти и управления.

Так, функция представительного органа местного самоуправле­ния состоит в том, чтобы выражать волю населения местного сооб­щества, придавать ей общеобязательный характер, осуществлять от его имени власть.

Функция исполнительных органов местного самоуправления состоит в осуществлении управленческой, организационной дея­тельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых непосредственно населением муниципального образования или его представительным органом.

Из этого следует, что и органы местного самоуправления, наде­ленные местным сообществом указанными функциями, должны на­ходиться в той же субординации, что и данные функции. Именно такая субординация гарантирует, во-первых, единство власти и управления в местном сообществе и, во-вторых, господство права. Нерешенность этого жизненно важного вопроса часто ведет в тупик конфронтации и противостояния между представительными и ис­полнительными органами, к нескончаемой войне между ними, что наносит огромный вред обществу.

Происходит это каждый раз там и тогда, когда представитель­ные органы власти юридически либо фактически лишены возмож­ности формировать исполнительные органы и контролировать их деятельность. Подобных конфликтов почти нет в других странах с развитой демократией. Там на местном уровне большинство членов представительного и исполнительного органа власти составляют по существу одну команду, так как орган исполнения формируется де­путатским большинством. А конфликты, которые там происходят, в основном бывают между исполнительным органом и оппозицией, заставляя управленцев только лучше работать, но не способны взорвать либо парализовать их деятельность.

Не было подобных разорительных противостояний и у земств в России, потому что земские собрания как представительные органы сами формировали земские управы (исполнительные органы), сами вырабатывали структуру управления, сами определяли основные направления своей деятельности.

Без этого простого, но имеющего фундаментальное значение по­ложения невозможно эффективное взаимоотношение между двумя основными ветвями власти: представительной и исполнительной, нереально народовластие. Это подтверждает и мировой опыт. В Ев­ропейской хартии местного самоуправления в качестве важнейшего права местных сообществ контролировать и управлять в рамках за­кона под свою ответственность и на благо населения значительной частью публичных дел подчеркнуто, что «это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполни­тельными органами» (п. 2 ст. З).1

Подобное положение установлено и в Документе Копенгаген­ского Совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г.2, где в п. 5 было закреплено, что «к числу элементов справедливости, которые существенно необходимы для полного выражения достоинства, присущего человеческой лично­сти, и равных и неотъемлемых прав всех людей относится... пред­ставительная по своему характеру форма правления, при которой исполнительная власть подотчетна избранным законодательным органам или избирателям».

Таким образом, в соответствии с общепринятым во многих стра­нах эталоном местного самоуправления как демократического ин­ститута исполнительный орган местного сообщества должен быть подотчетен и подконтролен представительному органу.

Подобная модель субординации закреплена и в российском за­конодательстве. Однако она не всегда дееспособна, так как не под­креплена реальным механизмом осуществления.

Так, согласно Федеральному закону 2003 г. представительный орган осуществляет контроль за исполнением органами и должно­стными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (ч. 10 ст. 35), а глава муниципального образования подотчетен населению и представительному органу *"*. 5 ст. 36). Однако представительный орган не наделен даже пра­вом в случае противоречия законодательству и уставу муниципаль­ного образования правовых актов исполнительных органов и должностных лиц отменить принятые ими решения или хотя бы приостано-

_ Европейская хартия местного самоуправления// СЗ РФ 1998 №36 Ст- 4466.

Советское государство и право. 1990. № 11.

 

вить их действие, так как согласно ст. 48 Федерального закона 2003 г. правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправле­ния могут быть отменены или приостановлены только органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействи­тельными по решению суда. Представительный орган не обладает и правом выражать недоверие должностным лицам местной админи­страции. Практика убедительно свидетельствует о необходимости наделения представительных органов местного самоуправления указанными полномочиями.

Принцип приоритета представительного органа в системе ме­стного самоуправления должен дополняться принципом необхо­димости взаимозависимости и взаимодействия представительно­го органа с исполнительным органом муниципального образова­ния. Теоретически это положение вытекает из единства народного суверенитета на местном уровне, общего направления их поли­тики.

На практике нередки случаи вторжения этих органов местного самоуправления в сферу деятельности друг друга — вмешательство представительного органа в прерогативы местной администрации и, наоборот, присвоение местной администрацией полномочий представительного органа. К тому же деятельность как предста­вительных органов, так и исполнительных органов нередко всту­пает в противоречие с действующим законодательством и общест­венными интересами граждан, содержит ошибки и грубые про­счеты.

Демократия не может быть без контроля. Контроль нужен и за деятельностью представительного органа не только со стороны на­селения, но и в целях оперативного реагирования -+ со стороны главы муниципального образования, главы администрации муни­ципального образования. Механизмом воздействия на противо­правные или ошибочные решения и действия представительных ор­ганов должна стать система сдерживаний и противовесов со стороны главы муниципального образования либо главы местной администра­ции. Подобная система была установлена в ст. 34 Закона РФ «О мест­ном самоуправлении в Российской Федерации» от 6 июля 1991 г.1 и в целом хорошо себя зарекомендовала. Суть ее заключалась в сле­дующем. Глава местной администрации вправе был опротестовать решение местного Совета, адресованное местной администрации!

1 ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010; 1992. № 46-Ст. 2618; 1993. № 21. Ст. 748.

если это решение, по его мнению, противоречило законодательству или другим решениям местного Совета либо было недостаточно обеспечено финансовыми, материально-техническими и организа­ционными средствами. Протест с необходимым обоснованием дол­жен был вноситься в письменной форме в Совет не позднее 5 дней со дня принятия Советом решения. Действие опротестованного ре­шения приостанавливалось с момента вручения протеста председа­телю Совета главой местной администрации. Совет мог отклонить указанный протест, если за опротестованное решение проголосует не менее половины от числа депутатов, установленного для данного Совета. В этом случае решение Совета вступало в силу в срок, ука­занный Советом, и не могло быть опротестовано повторно главой местной администрации. Если решение Совета опротестовано по мотивам его противоречия действующему законодательству, глава местной администрации после отклонения его протеста Советом вправе был обжаловать решение Совета в суд. Представляется це­лесообразным закрепить подобный подход в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г.

Полномочия представительных органов производны от полно­мочий местного сообщества, от предметов их ведения. Они опреде­ляются уставами муниципальных образований. По существу в уста­ве должно быть определено соотношение полномочий по решению вопросов местного значения между представительными и исполни­тельными органами местного сообщества, а не разделение круга во­просов местного значения между ними. Вопросы местного значе­ния, как правило, нельзя разделить между этими органами местно­го самоуправления, так как они составляют суть предметов ведения одновременно каждого из них.

Однако в системе органов местного самоуправления могут быть самостоятельные органы, не находящиеся в подконтрольности и подотчетности представительных органов местного самоуправле­ния. Такими, например, являются в соответствии с законом муни­ципальные избирательные комиссии и могут быть в соответствии с Уставами муниципальных образований контрольные органы муни­ципального образования.

Муниципальные избирательные комиссии формируются пред­ставительными органами местного самоуправления, но в пределах своей компетенции независимы от представительных и иных орга­нов местного самоуправления. Понятие и виды муниципальных правовых актов

Муниципальный правовой акт представляет собой решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления от­дельных государственных полномочий, переданных органам мест­ного самоуправления федеральными законами и законами субъек­тов РФ, принятое населением муниципального образования непо­средственно, органом местного самоуправления и (или) должност­ным лицом местного самоуправления, документально оформлен­ное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязатель­ные правила или имеющее индивидуальный характер.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей тер­ритории муниципального образования. За неисполнение муници­пальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в со­ответствии с федеральными законами и законами субъектов Феде­рации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Кон­ституции РФ, федеральным законам и иным нормативным право­вым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Федерации.

Если орган местного самоуправления полагает, что федераль­ный закон или иной нормативный правовой акт РФ либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, федеральным законам, договорам о разграниче­нии предметов ведения и полномочий между органами государст­венной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации, то этот вопрос должен разрешаться со­ответствующим судом. До вступления в силу решения суда принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответст­вующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нор­мативного правового акта субъекта Федерации, не допускается. В систему муниципальных правовых актов входят:

• устав муниципального образования;

• правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

• правовые акты главы муниципального образования, поста­новления и распоряжения главы местной администрации, иных ор­ганов местного самоуправления и должностных лиц местного само­управления, предусмотренных уставом муниципального образова­ния.

Решение вопросов местного значения непосредственно гражда­нами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выражен­ного на местном референдуме (сходе граждан).

Устав муниципального образования и оформленные в виде пра­вовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и приме­няются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоре­чить уставу муниципального образования и правовым актам, при­нятым на местном референдуме (сходе граждан).

Если для реализации решения, принятого путем прямого воле­изъявления населения муниципального образования, дополнитель­но требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган или должностное лицо местного самоуправления, в компетен­цию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на Референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) Принятия соответствующего муниципального правового акта. Ука­занный срок не может превышать три месяца. Нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализа­ции решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица ме­рного самоуправления, увольнения главы местной администрации или досрочного прекращения полномочий выборного органа мест­ного самоуправления. Представительный орган муниципального образования по во­просам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, уста­навливающие правила, обязательные для исполнения на террито­рии муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности самого представительного органа.

Глава муниципального образования в пределах своих полномо­чий издает постановления и распоряжения по вопросам организа­ции деятельности представительного органа в случае, если он явля­ется председателем представительного органа, или постановления и распоряжения по вопросам полномочий, отнесенным к полномочи­ям главы местной администрации, если он возглавляет местную ад­министрацию.

Председатель представительного органа издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представи­тельного органа муниципального образования.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Фе­дерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального об­разования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государствен­ных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной админист­рации.

Иные должностные лица местного самоуправления издают рас­поряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься де­путатами представительного органа, г лавой муниципального обра­зования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального обще­ственного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установ­ленными уставом муниципального образования.

Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, ус­тановленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов мест­ного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу Б соответствии с Налоговым кодексом РФ не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свобо­ды и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных пра­вовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых огра­ничено федеральным законом.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного само­управления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный пра­вовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органа­ми местного самоуправления отдельных государственных полномо­чий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Федерации, — уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государствен­ной власти субъекта Федерации).

 

Устав муниципального образования

 

Устав занимает верховенствующее положение в системе муни­ципальных правовых актов. Он обладает в этой системе высшей юридической силой. Включает в себя основные нормы, регламенти­рующие организацию и деятельность местного сообщества на нача­лах самоуправления. Тем самым выполняет конституирующую роль местного самоуправления на соответствующей территории. Хотя уставы муниципальных образований в значительной мере вос­производят нормы федеральных и региональных законов, они вы­полняют при этом существенную кодификационную роль. Ведь за­конодательство, регулирующее организацию и деятельность мест­ного самоуправления, весьма обширно и не всегда доступно для Неспециалистов. Уставы, воспроизводя многие нормы законов и каптируя их к конкретным условиям муниципального образова­ния, представляют эти нормы в упорядоченном виде, облегчая работу депутатов и муниципальных служащих и формируя у населе­ния более четкое представление о смысле, целях и задачах местного самоуправления.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 44 закрепил основные положения, которым должны соответст­вовать уставы муниципальных образований. В частности, уставом должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении во­просов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного само­управления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов мест­ного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубли­кования (обнародования) и вступления в силу муниципальных пра­вовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправ­ления, а также основания и порядок прекращения полномочий ука­занных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступле­ния этой ответственности и порядок решения соответствующих во­просов, в том числе основания и порядок отзыва населением выбор­ных должностных лиц местного самоуправления, досрочного пре­кращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответ­ствии с Бюджетным кодексом РФ;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муници­пального образования.

Уставом муниципального образования регулируются иные во­просы организации местного самоуправления в соответствии с фе­деральными законами и законами субъектов Российской Федера­ции.

Устав муниципального образования принимается представи­тельным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек — населением непосредственно на сходе граждан. При этом структура органов местного самоуправления для включения в устав муниципального образования определяется населением на ме­стном референдуме. В решении, принимаемом на местном референ­думе (сходе граждан), должны быть установлены: перечень и на­именование органов местного самоуправления, а также порядок из­брания и полномочия главы муниципального образования.

Проект устава муниципального образования, проект муници­пального правового акта о внесении изменений и дополнений в ус­тав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о их принятии подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликовани­ем (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по про­екту указанного устава, проекту указанного муниципального пра­вового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Эти проекты должны выноситься на публичные слушания.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от ус­тановленной численности депутатов представительного органа му­ниципального образования.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юс­тиции в порядке, установленном федеральным законом. Основа­ниями для отказа в государственной регистрации устава муници­пального образования, муниципального правового акта о внесении Изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:

• противоречие устава Конституции РФ, федеральным зако­нам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Федерации;

• нарушение установленного федеральным законом порядка Принятия устава, муниципального правового акта о внесении изме­нений и дополнений в устав.

Отказ в государственной регистрации устава муниципального •образования, муниципального правового акта о внесении измене­нии и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации ус­тава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в устав муниципального образования изменений и до­полнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародо­ванию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправ­ления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муници­пального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

     
  СЛУЖБА В СИСТЕМЕ
глава МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ  
§ 1 Понятие службы в системе  
•7 местного самоуправления  

Служба — это вид трудовой социальной деятельности, объекта­ми воздействия которого являются человек, личность, его основные социально-биологические качества.

В системе местного самоуправления служба подразделяется на службу на выборных муниципальных должностях, на муниципаль­ную службу и гражданскую службу.

Служба на выборных муниципальных должностях представляет собой службу лиц, замещающих выборные муници­пальные должности в результате муниципальных выборов, а также на основании решений представительного или иного выборного ор­гана местного самоуправления в отношении лиц, избранных в со­став указанных органов в результате муниципальных выборов.

К указанным лицам относятся депутаты, члены выборного ор­гана местного самоуправления, выборные должностные лица мест­ного самоуправления. Их статус пока частично, до принятия федерального закона о статусе выборных лиц местного самоуправления, определяется Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 40), а также принятыми в соответствии с ним законами субъек­тов Федерации, уставами муниципальных образований и правовы­ми актами представительных органов местного самоуправления.

Муниципальная служба — это профессиональная деятель­ность, которая осуществляется на постоянной основе на муници­пальной должности, не являющейся выборной, в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципаль­ного образования, замещаемой путем заключения трудового до­говора, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления, ответственностью за исполнение этих обязанностей, за денежное воз­награждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Муниципальным служащим является гражданин РФ, достиг­ший возраста 18 лет, исполняющий обязанности по муниципальной должности, не являющейся выборной.

Общие принципы организации муниципальной службы и осно­вы правового положения муниципальных служащих определяются Федеральным законом от 8 января 1998 г. «Об основах муници­пальной службы в Российской Федерации»1 и принятыми на его ос­нове законами субъектов Федерации. На муниципальных служа­щих распространяется действие законодательства РФ о труде с осо­бенностями, предусмотренными указанным Федеральным законом.

Лица, не замещающие муниципальные должности, исполняю­щие обязанности по организационно-техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муни­ципальными служащими. Они относятся к вспомогательному (об­служивающему) персоналу.

Муниципальные должности устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответст­вии с реестром муниципальных должностей муниципальной служ­бы, утверждаемым законом субъекта Федерации.

Гражданская служба в системе местного самоуправле­ния — это трудовая деятельность на должностях в муниципальных Предприятиях и учреждениях, а также не на муниципальных долж­ностях в органах местного самоуправления, регулируемая законо­дательством РФ о труде.

1 СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 224; 1999. № 16. Ст. 1933; 2002. № 16. Ст. 1499; 30. Ст. 3029.

 

Муниципальные и гражданские служащие по объему полномо­чий могут быть подразделены на три группы: руководители, спе­циалисты и вспомогательный (обслуживающий) персонал.

Среди служащих независимо от вида службы выделяется также группа «должностные лица». «Должностное лицо» — это универ­сальная категория, которой оперируют все отрасли права и законо­дательства. Исходя из текущего законодательства и практики его применения, доктринально «должностное лицо» можно определить как лицо, наделенное распорядительными полномочиями либо осу­ществляющее организационно-хозяйственные функции (матери­ально ответственные лица).

При отсутствии в законодательстве общего понятия должност­ного лица Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» дает определение должностного лица в системе местного самоуправле­ния. Должностным лицом местного самоуправления, по этому зако­ну, является выборное либо заключившее контракт (трудовой до­говор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными пол­номочиями по решению вопросов местного значения и (или) организации деятельности органов местного самоуправления.

Значение службы в системе местного самоуправления обуслов­ливается тем, что среди всех вопросов, решаемых в муниципальных образованиях, ключевым является вопрос о кадрах. Именно кадры органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений призваны, претворяя волю населения и их депутатов, осуществлять решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Основная масса недостатков в осуществлении местного самоуправления связана часто с неумением, низкой профессиональной подготовкой, а порой с коррумпированностью кадров муниципального образования. Под­готовка, воспитание и эффективное использование муниципальных кадров — приоритетная общегосударственная задача и органов ме­стного самоуправления.

§2

 

Основы правового статуса выборного лица местного самоуправления

Выборное лицо местного самоуправления — гражданин РФ, за­мещающий выборную муниципальную должность в результате из­брания депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иного выборного органа местного самоуправления, а также выборным должностным лицом местного самоуправления.

Правовой статус выборного лица местного самоуправления представляет собой его правовое положение, определяемое сово­купностью правовых норм, которые регулируют общественные от­ношения, связанные с правовой природой мандата выборного лица, его возникновением, прекращением и сроком действия, правами и обязанностями выборного лица, гарантиями их деятельности, под­отчетностью и подконтрольностью, ответственностью и ограниче­ниями в связи с осуществлением принадлежащих полномочий вы­борному лицу.

Ряд важных установлений о правовом статусе выборного лица содержит ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. Так, выборному лицу местного самоуправления обеспечиваются ус­ловия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Срок полномочий выборного лица устанавливается уставом муни­ципального образования и не может быть менее 2 лет и более 5 лет, а установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Полномочия выборного лица выбор­ных органов начинаются со дня его избрания и прекращаются с мо­мента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава. Полномочия выборного должностного лица начина­ются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица. Вы­борное лицо в соответствии с уставом муниципального образования может осуществлять свои полномочия на постоянной основе. Депу­таты представительного органа осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов, а если численность представи­тельного органа составляет менее 10 человек, — 1 депутат. Выбор­ным лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной ос­нове, социальные гарантии устанавливаются законами субъекта Федерации.

Выборные должностные лица местного самоуправления не мо­гут быть депутатами Государственной Думы РФ, членами Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатами законодатель­ных (представительных) органов государственной власти субъек­тов Федерации, занимать иные государственные должности Рос­сийской Федерации, государственные должности субъектов Феде­рации, а также государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы. Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты, члены выборного органа и выборные должностные лица мест­ного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педаго­гической, научной и другой творческой деятельности.

Гарантии прав депутатов членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголов­но-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в от­ношении депутатов, членов выборных органов и выборных долж­ностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств свя­зи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральны­ми законами.

Депутат, член выборного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, по­зицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответ­ствующие статусу депутата, члена выборного органа местного само­управления, выборного должностного лица местного самоуправле­ния, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, чле­ном выборного органа и выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Полномочия депутата, члена выборного органа и выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются дос­рочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспо­собным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекра­щения гражданства иностранного государства — участника между­народного договора Российской Федерации, в соответствии с кото­рым иностранный гражданин имеет право быть избранным в орга­ны местного самоуправления;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий представительного ор­гана местного самоуправления;

10) в иных случаях, установленных федеральными законами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.44 (0.061 с.)