Функции местного самоуправления определяют его основные, наиболее важные направления деятельности, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции местного самоуправления определяют его основные, наиболее важные направления деятельности,



носят комплексный, собирательный характер, охватывают его дея­тельность в целом. Содержание каждой функции местного само­управления складывается из совокупности однородных направле­ний деятельности, объединяясь в одну функцию, исходя из специ­фики тех общественных отношений, на которые они воздействуют. Таким образом, основные функции местного самоуправления охва­тывают все его конкретные направления деятельности.

Функции местного самоуправления обусловлены его природой, задачами и целями, стоящими перед местными сообществами на конкретном этапе их развития. Функции местного самоуправления представляют собой единство содержания, компетенции, полномо­чий, форм и методов осуществления муниципальной деятельности, неразрывно связанных с определенными ее направлениями.

В функциях местного самоуправления выражается его сущ­ность, та реальная роль, которую население и избираемые им орга­ны местного самоуправления играют в решении вопросов местной жизни, в обеспечении жизнедеятельности местного сообщества и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов граждан.

Функции всегда первичны по отношению к компетенции и от­дельным полномочиям местного самоуправления. Именно в соот­ветствии с функциями местного самоуправления устанавливается компетенция населения, органов и должностных лиц муниципаль­ных образований. Функции более стабильны по сравнению с ком­петенцией, так как отражают саму исторически обусловленную природу местного самоуправления. Компетенция органов и долж­ностных лиц муниципальных образований и особенно отдельные полномочия подвержены более частым изменениям.

Основные функции местного самоуправления вытекают из функций всего гражданского общества и государства, конкретизи­руют их с учетом основных задач и целей, стоящих перед местными сообществами. Главными функциями местного самоуправ­ления являются соблюдение и защита прав и свобод че­ловека и гражданина. Все другие функции в той или иной степени связаны с реализацией главной функции и подчинены ей.

С учетом задач, решаемых в ходе осуществления местного само­управления на современном этапе, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления:

1) обеспечение непосредственного участия населения в решении /2/ и тросов местного значения, учет и координация интересов различны­х групп населения, защита меньшинств;

2) обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

3) управление муниципальной собственностью и местными финансами;

4) осуществление социальной политики местного самоуправления, направленной на создание условий, обеспечивающих достой­ную жизнь и свободное развитие человека;

5) охрана окружающей среды;

6) обеспечение общественного порядка.

Функции местного самоуправления как комплексного социаль­но-политического института необходимо отличать от функций (видов деятельности) органов и должностных лиц муниципальных об­разований, предназначенных для осуществления определенных функций местного самоуправления.

В функциях муниципальных органов выражаются их сущность, га реальная роль, которую они исполняют в осуществлении местного самоуправления. В зависимости от характера основных функций ор­ганы местного самоуправления подразделяются на представительные, исполнительно-распорядительные, контрольные органы, а также из­бирательные комиссии и комиссии по проведению референдума.

Функции отражают материальное содержание деятельности ор­ганов и должностных лиц. Они обозначают их определенные виды деятельности, связанные с выполнением поставленных перед ними целей и задач. Кроме этого, большинству органов управления присущи функции, имеющие универсальный характер: прогнозирование, плани­рование, регулирование, координация, кадровое дело, финансирова­ние, контроль, учет и др. Полный и точный перечень функций органов и должностных лиц местного самоуправления имеет важное значение для правильной организации осуществления их компетенции.

Функции органов и должностных лиц местного самоуправле­ния следует отличать от их целей и задач. Цели и задачи определя­ют то, чего они должны достичь в процессе и в результате своей деятельности при осуществлении закрепленных за ними функций и компетенции. Цели и задачи есть форма материализации функций. При этом цель выражает ориентацию в деятельности муниципальных органов и должностных лиц на достижение желаемого состоя­ния объекта управления. Задачи есть определенная ступень дости­жения целей. Цели соизмеряются с задачами по принципу общего и особенного.

 

§2 Предметы ведения муниципальных образований

Предметы ведения муниципального образования, являясь одним из составных элементов его компетенции, обозначают те же сферы общественных отношений, на которые распространяются права и обязанности муниципального образования, его населения, органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, пределах которых они вправе действовать.

Определение предметов ведения как элемента компетенции му-ниципального образования не означает, что сами общественные отношения включаются в его компетенцию. Соответствующие общественные отношения остаются объектом компетенции, они представляют, по сути, среду, в которой действуют муниципальное образование и его управомоченные и правообязанные субъекты.

Предметы ведения муниципального образования представляют (бой общественные отношения, на которые распространяются права и обязанности муниципального образования, его населения, органов и выборных должностных лиц.

К предметам ведения муниципальных образований относятся:вопросы местного значения, отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления, государственные обязанности, возлагаемые на органы местного самоуправления.

Вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектов Федерации осуществляется населением и (или) органа-[ местного самоуправления самостоятельно.

Вопросы местного значения с учетом статуса муниципальных образований разграничены указанным Федеральным законом на вопросы местного значения поселения (ст. 14), муниципального иона (ст. 15) и городского округа (ст. 16).

При этом органы местного самоуправления поселения, муниципального района, городского округа вправе решать иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти не исключенные из их компетенции федеральными законами субъектов Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением /23 субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации).

Перечень вопросов местного значения внутригородских муни­ципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяется законами субъектов Федера­ции — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер­бурга исходя из необходимости сохранения единства городского

хозяйства.

Отдельные государственные полномочия, которыми могут на­деляться органы местного самоуправления, и государственные обя­занности, возлагаемые на органы местного самоуправления, рас­сматриваются в главе 21 настоящего учебника.

 

Вопросы местного значения поселения

 

К вопросам местного значения поселения относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселе­ния и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находя­щимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооруже­ний в границах населенных пунктов поселения, за исключением ав­томобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспорт­ных инженерных сооружений федерального и регионального значе­ния;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселе­нии и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми по­мещениями в соответствии с жилищным законодательством, орга­низация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрез­вычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

11) организация библиотечного обслуживания населения;

12) создание условий для организации досуга и обеспечении жителей поселения услугами организаций культуры;

13) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;

14) обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

16) оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;

17) формирование архивных фондов поселения;

18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

19) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

20) утверждение генеральных планов поселения, правилземле-пользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод субъектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

21) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

23) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

24) создание, содержание и организация деятельности аварийно спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формиро­ваний на территории поселения;

25) организация и осуществление мероприятий по мобилизаци­онной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, на­ходящихся на территории поселения;

26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

27) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоро­вительных местностей и курортов местного значения на территории

поселения.

Органы местного самоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного са­моуправления других муниципальных образований, органов госу­дарственной власти и не исключенные из их компетенции феде­ральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской ЩЛ Федерации).

 

Вопросы местного значения муниципального района

 

Вопросы местного значения муниципальных районов носят межпоселенческий характер, представляя собой часть вопросов ме­стного значения, решение которых в соответствии с Федеральным законом 2003 г. и муниципальными правовыми актами осуществля­ется населением и (или) органами местного самоуправления муни­ципального района самостоятельно.

К вопросам местного значения муниципального района отно­сятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муници­пального района, контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, нахо­дящимся в муниципальной собственности муниципального рай­она;

4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобиль­ных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инже­нерных сооружений федерального и регионального значения;

6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;

7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрез­вычайных ситуаций на территории муниципального района;

8) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

10) организация и осуществление экологического контроля объ­ектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государст­венной власти;

11) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образова­тельного процесса, отнесенных к полномочиям органов государст­венной власти субъектов Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного до­школьного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

12) организация оказания на территории муниципального рай­она скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицин­ской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

13) опека и попечительство;

14) организация утилизации и переработки бытовых и промыш­ленных отходов;

15) утверждение схем территориального планирования муници­пального района, правил землепользования и застройки межселенных территорий, утверждение подготовленной на основе схемы тер­риториального планирования муниципального района документа­ции по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на портных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобиль­ных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инже­нерных сооружений федерального и регионального значения;

16) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;

17) содержание на территории муниципального района межпо­селенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;

18) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного пи­тания, торговли и бытового обслуживания;

19) организация библиотечного обслуживания поселений (обес­печение услугами библиотечного коллектора);

20) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселе­ний, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района.

21) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера;

22) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоро­вительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

23) организация и осуществление мероприятий по мобилизаци­онной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, на­ходящихся на межселенных территориях;

24) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Органы местного самоуправления муниципального района об­ладают всеми полномочиями органов местного самоуправления по­селения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселе­ния по установлению, изменению и отмене местных налогов и

сборов.

Органы местного самоуправления отдельных поселений, входя­щих в состав муниципального района, вправе заключать соглаше­ния с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муни­ципального района.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет суб­венций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и поря­док прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок оп­ределения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуще­ствления передаваемых полномочий, а также предусматривать фи­нансовые санкции за неисполнение соглашений.

 

 

Вопросы местного значения городского округа

Вопросы местного значения городских округов сочетают вопро­сы местного значения как поселений, так и муниципальных рай­онов.

К вопросам местного значения городского округа относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета городско­го округа и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находя­щимся в муниципальной собственности городского округа;

4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения насе­ления топливом;

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооруже­ний в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженер­ных сооружений федерального и регионального значения;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в город­ском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законода­тельством, организация строительства и содержания муниципаль­ного жилищного фонда, создание условий для жилищного строи­тельства;.

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;

9) организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;

10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в гра­ницах городского округа;

11) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

12) организация и осуществление экологического контроля объек­тов производственного и социального назначения на территории го­родского округа, за исключением объектов, экологический кон­троль которых осуществляют федеральные органы государствен­ной власти;

13) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образова­тельного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного до­школьного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

14) организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационар­но-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

15) создание условий для обеспечения жителей городского ок­руга услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

16) организация библиотечного обслуживания населения;

17) создание условий для организации досуга и обеспечения /кителей городского округа услугами организаций культуры;

18) охрана и сохранение объектов культурного наследия (па­мятников истории и культуры) местного (муниципального) значе­ния, расположенных в границах городского округа;

19) обеспечение условий для развития на территории городско­го округа массовой физической культуры и спорта;

20) создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населе­ния;

21) опека и попечительство;

22) формирование и содержание муниципального архива;

23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоро­нения;

24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бы­товых и промышленных отходов;

25) организация благоустройства и озеленения территории го­родского округа, использования и охраны городских лесов, распо­ложенных в границах городского округа;

26) планирование застройки, территориальное зонирование зе­мель городского округа, установление правил землепользования и застройки территории городского округа, изъятие земельных уча­стков в границах городского округа для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за ис­пользованием земель городского округа, ведение кадастра земле­устроительной и градостроительной документации;

27) организация освещения улиц и установки указателей с на­званиями улиц и номерами домов;

28) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера, вклю­чая поддержку в состоянии постоянной готовности к использова­нию систем оповещения населения об опасности, объектов граждан­ской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

29) создание, содержание и организация деятельности аварий­но-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формиро­ваний на территории городского округа;

30) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоро­вительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа;

31) организация и осуществление мероприятий по мобилизаци­онной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, на­ходящихся на территории городского округа;

32) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.056 с.)