Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Местное управление в советский период
Строго говоря, исторический период с 1917 по 1990 г. (19 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»2) не относится к периоду развития местного самоуправления. Однако его анализ представляется необходимым по двум причинам. Во-первых, современное местное самоуправление в нашей стране так или иначе развивается на «остатках» прежней советской системы. Во-вторых, сопоставление системы Советов и современного местного самоуправ- ----------------------------- ' См.: ПСЗ-2. Т. ХХХК. Отд. I, № 40457. 2 См.: ПСЗ-2. Т. XLV. Отд. I, № 48498. 1 См.: ПСЗ-3. Т. IX. Отд. I, № 6196; Т. X. Отд. I, № 6927; Т. XII. Отд. I, 8708. 2 ВСНД СССР и ВС СССР. 1990, № 16. Ст. 267.; № 44. Ст. 914.
ления позволяет выявить недостатки и достоинства последней по сравнению с предыдущей. На всех этапах развития советского государства от октября 1917 г. и до построения так называемого развитого социалистического общества в соответствии с учением В.И. Ленина о Советах как наиболее совершенных носителях идеи социалистической государственности1 в нормативных актах и на практике реализовывалась единая система организации власти в центре и на местах. По утверждению вождя российского большевизма, трудящиеся не знают над собой иной власти, кроме власти собственных объединений2. Советы в целом рассматривались как институт народного самоуправления, а их представительные органы государственной власти — как главное звено социалистического самоуправления народа. Именно в русле этой политической системы, по мнению теоретиков марксизма-ленинизма, и должна функционировать местная власть как власть самоуправляющаяся и непротиворечиво развивающаяся на благо интересов населения. Оставляя в стороне оценки фактического положения дел, реализацию ленинского учения о Советах можно проследить на развитии конституционных и иных важнейших нормативных актов, принятых в период с октября 1917 г. и до начала перестройки и распада союзного государства. В числе первых актов после штурма Зимнего были обращение Всероссийского съезда «К рабочим, солдатам и крестьянам» (25 октября) и принятое на следующий день обращение «О полноте власти Советов». 28 октября 1917 г. было опубликовано постановление съезда «О Совете народных комиссаров»3. В этих документах, являющихся по существу актами конституционного значения, подчеркнуты главные идеи переустройства: отстранение комиссаров Временного правительства от власти, ее переход в центре и на местах к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые непосредственно становятся революционным правительством. В центре был образован Совет народных комиссаров, контроль за деятельностью которого возлагался на съезд Советов и его ЦИК.
---------------------------- ' См.: Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 35. С. 110-111. 2 Там же. Т. 39. С. 17. :* История советской Конституции в документах. 1917 — 1956 гг. М., 1957. С. 26, 42, 51.
Органы земского и городского самоуправления в ряде мест еще продолжали функционировать1, однако их участь была предрешена. Идея слома старой государственной машины проводилась в жизнь неукоснительно. В январе 1918 г. последовал циркуляр Наркомата внутренних дел «Об организации местного самоуправления», который правильнее было бы назвать актом о ликвидации местного самоуправления. Предписывалось, что Советы должны подчинить себе все учреждения административного, хозяйственного, финансового и культурно-просветительского значения. Специальные комиссары, направляемые центром, имели задачу ликвидировать ранее существовавшие органы местной власти (включая и земские учреждения) на уездном и волостном уровнях и «побуждать. местные Советы овладевать аппаратом местного управления, захватывая все правительственные и иные учреждения, подчиняя себе все стороны местной жизни»2. Одновременно с формированием органов местной власти на местах начала проводиться линия непосредственного подчинения всех звеньев Советов снизу вверх, и в первую очередь по таким важным сторонам жизни, как экономика и финансы. Созданный в декабре 1917 г. Высший Совет народного хозяйства при Совнаркоме руководил экономическими и финансовыми подразделениями местных Советов, которые одновременно являлись местными органами ВСНХ3. Состоявшийся в январе 1918г. III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов объявил Россию Республикой Советов, в которой вся власть в центре и на местах принадлежит Советам. В специальной резолюции «О федеральных учреждениях Российской Республики» съезд регламентировал образование и деятельность высших органов власти, их взаимоотношения с местными органами, порядок регулирования и разрешения возникающих разногласий. Было поручено ВЦИК подготовить Конституцию Российской Федеративной Республики4.
Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, принятая 10 июля 1918 г., закрепила и систематизировала сложившуюся в центре и на местах В декабре 1917 г. был создан Наркомат по делам самоуправления. Он просуществовал около трех месяцев и был упразднен после выхода левых эсеров в из правительства. -------------------- 2 СУ. 1917. № 12. Ст. 179. 3 СУ. 1917. № 5. Ст. 33. 4 Советские Конституции. М., 1963. С. 103-104.
организацию власти. Определено, что к местным органам власти относятся областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов и их исполнительные комитеты. В городах и сельских поселениях образуются Советы депутатов и их исполкомы1. Конституция не определяла конкретно компетенцию разных уровней местной власти, указав, что ее цель — «объединение всей советской деятельности в пределах данной территории»; в ней подчеркивалось, что главное — «проведение в жизнь всех постановлений советской власти». Неукоснительно выдерживался классовый подход допуска граждан во властные структуры: «Вся власть в РСФСР принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах» (ст. 11). Конституция СССР 1924 г. зафиксировала факт образования союзного государства, определила структуру и полномочия его высших органов и в общем плане правовое положение (суверенные права) союзных республик. Она практически не затрагивала вопросов деятельности местных органов власти, отнеся их к нормам республиканских конституций. В то же время союзные органы принимали целый ряд актов, которыми, по существу, и определили реальные полномочия Советов всех уровней. Конституция РСФСР, принятая на основе союзной 11 мая 1925 г., не изменила ранее действовавшие нормы, регулирующие положения и компетенцию местных органов власти. Подчеркнув подчинение исполнительных органов власти краев, областей, губерний, округов, уездов, районов и волостей соответствующим исполкомам, Конституция установила их право в порядке, устанавливаемом ВЦИКом СССР, приостанавливать решения нижестоящих органов власти (ст. 63)2. После принятия Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. представительные органы государственной власти стали избираться непосредственно населением, устанавливалась обязательная периодичность проведения сессий Советов, было регламентировано образование при исполкомах (кроме поселковых и сельских) функциональных отделов. На конституционном уровне не произошло существенной конкретизации полномочии местных Советов низового уровня, по-прежнему жестко проводился принцип демократического централизма: руководство вышестоящим Советом нижестоящего с правом отмены его решении; двойное подчинение исполнительных органов1. Политика определения полномочий местных органов власти вне конституционных рамок не изменилась и в последующий период. В 1967 — 1977 гг. были приняты акты, регулирующие деятельность Советов районных, поселковых и сельских звеньев: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1971 г. «Об основных правах и обязанностях районных Советов депутатов трудящихся», Закон РСФСР от 28 мая 1971 г. «О районном Совете депутатов трудящихся»2. Ранее были приняты Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1968 г. «Об основных правах и обязанностях сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся» и соответственно Закон РСФСР от 19 июня 1968 г. «О сельском и поселковом Совете депутатов трудящихся РСФСР».
Анализируя акты нижнего звена Советов (поселкового и сельского), отметим некоторые основные моменты: • примат интересов государства, а не местного населения: Советы решали все вопросы местного значения, исходя прежде всего из интересов государства (ст. 1 Закона РСФСР от 19 июня 1968 г.); • отсутствие реальных рычагов контроля за деятельностью предприятий, учреждений и организаций, включая и хозяйственные органы местного значения, расположенные на территории соответствующего Совета: контрольные функции сводились к заслушиванию соответствующих руководителей и даче им рекомендаций, участию в разработке планов и оказанию помощи (ст. 3, 10, 12, 14 и др.); • обязательность для Советов этого звена решений не только вышестоящих Советов, но и вышестоящих органов исполнительной власти, прямое подчинение вышестоящим исполкомам (ст. 5, 33, 38 и др.). Мало что изменилось в положении местных органов власти и с принятием Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. Конституция РСФСР включала ряд норм, декларирующих Расширение прав власти на этом уровне, реально не подкрепленное механизмом их осуществления. Так, в ней подчеркивалось, что Советы всех уровней составляют единую систему органов власти, определялись принципы распределения полномочий между Советом и Исполкомом, выборность депутатского корпуса, участие его в рабо- --------------------------------- 1 В тех сельских местностях, где это будет признано осуществимым, допускается решение местных дел непосредственно собранием избирателей данного селения (ст. 57). //СУ РСФСР. 1918, № 51. Ст. 582. 2 СУ РСФСР. 1925, № 30. Ст. 218. ' СУ РСФСР. 1937, № 2. Ст. 12. 2 ВВС РСФСР. 1978, № 49. Ст. 795 (в ред. от 28 ноября 1978 г.); 1979. № 32. т- 785 (в ред. от 3 августа 1979 г.).
те без отрыва от производственной деятельности. Провозглашалось, что местные органы государственной власти проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством (без определения конкретных пределов ведения и полномочий), их решения обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами. По сложившейся практике конкретное правовое регулирование осуществлялось в текущем законодательстве. Насколько оно было «конкретным», можно видеть на примере основополагающих актов, принятых в 1968 — 1980 гг. Так, Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, принятые 9 июля 1975 г.1, не содержат ни одной нормы, адресованной местным Советам низового уровня, и нигде не упоминается об их участии в решении даже таких вопросов, как предоставление недр для геологического изучения и для специального пользования (ст. 10 — 12), включая и те случаи, когда это пользование не связано с добычей полезных ископаемых (ст. 27), а также в контроле за использованием и сохранением недр (ст. 44). Следует иметь в виду, что к недрам относятся в том числе: песок, гравий, торф, подземные воды и т. д. Заметим, что участие общественности в мероприятиях по охране недр и их рациональному использованию в духе того времени расписывалось подробно, хотя и без указания реального механизма его воздействия (ст. 36). И так обстояло дело не только с законодательством о недрах. Отсутствовали нормы о полномочиях районных, поселковых и сельских Советов; о них не упоминается в основах лесного, водного законодательства и ряде других. Таким образом, самый общий анализ основных этапов развития законодательства от создания советского государства до начала перестройки дает возможность выделить типичные черты, характеризующие правовое положение местных Советов, включая и их низовые звенья. 1. Местные Советы, включая и низший уровень (районные в городах, поселковые и сельские), — органы государственной власти и управления, были органически встроены в общую систему Советов. Единство системы власти Советов базировалось на принципе демократического централизма, допускающего самостоятельность нижних звеньев власти в строго определенных пределах и жестко отсекающего любые попытки выйти за установленные рамки. 2. Ни на каких уровнях Советов (включая и низовые звенья) не осуществлялся и не допускался принцип разделения властей. Власть и управление были слиты воедино, а Советы не только формировали, направляли и руководили исполнительной властью, но и непосредственно осуществляли функции руководства подведомственным хозяйством, социально-культурным строительством. 3. Декларируемые в различных актах идеи самоуправления народа трактовались как сочетание деятельности государственной власти и инициативы населения и, как правило, сводились к идее широкого представительства населения в депутатском корпусе, от б ор в состав которого строго контролировался1.
4. И, наконец, формально провозглашалось всевластие Советов ^ во всех сферах политической, хозяйственной и социально-культурной жизни государства. «Местные Советы народных депутатов, — гласила Конституция СССР 1977 г., — решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решение вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, выносят по ним предложения» (ст. 146). В отличие от декларативных конституционных установлений более детальное рассмотрение компетенции2 Советов позволяет реально оценить их место и роль в системе органов государственной власти в советский период. По ряду вопросов государственного строительства (охрана общественного порядка, оборонная работа, организация выборов, административно-территориальное устройство и др.) поселковые и сельские Советы как часть системы государственных органов выполняли ряд государственных функций: регистрировали акты гра- ------------------ ВВС СССР. 1975. № 29. ст. 435. 1 На 1 января 1985 г. в 51 894 районных, городских, поселковых и сельских Советах насчитывалось почти 2 млн. депутатов. //ВВС СССР. 1986. № 10. Ст. 123-124.
По установившейся терминологии под компетенцией понимается правовая категория, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей, составные части которой обладают внутренним единством и согласованностью. Термин «компетенция Совета» охватывает права и обязанности независимо от того, осуществляются ли они самим Советом или исполнительным органом, что, конечно, не исключает разграничения определенных Полномочий этих органов гражданского состояния, ведали пропиской граждан, совершали отдельные нотариальные действия, принимали меры, связанные с опекой и попечительством, вели первичный учет призывников. Кроме того, они подготавливали списки избирателей, регистрировали имущественный раздел колхозных дворов, руководили добровольными пожарными дружинами. Отметим, что Советы этого уровня не обладали правом отмены незаконных решений находящихся на их территории организаций, учреждений и хозяйственных органов местного уровня, они имели лишь право приостанавливать незаконные решения собраний колхозников и членов попечительских обществ. Им не предоставлялось право принятия решений, устанавливающих административную ответственность, хотя исполкомы рассматривали некоторые дела об административных правонарушениях1. Сотрудники местной милиции были вне сферы их контроля. Участковые уполномоченные, обслуживающие территорию сельского Совета, в частности, утверждались исполкомом вышестоящего Совета по представлению соответствующего милицейского начальника. В организации территориального устройства права сельских и поселковых Советов ограничивались переименованием улиц и других составных частей поселка или села. Они практически не участвовали в решении вопросов об упразднении, объединении или изменении границ их территории, которое принималось органами власти областного уровня. Постановления ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР, направленные на дальнейшее повышение роли Советов народных депутатов в хозяйственном строительстве, в свое время рассматривались как важнейшие акты, обеспечивающие влияние Советов на комплексное развитие хозяйственного и социально-культурного строительства. Однако реально дело обстояло далеко не так. Самое массовое звено власти — поселковые и сельские Советы практически исключались из процедуры согласования вопросов, касающихся развития хозяйства на их территории, хотя отвод земли, использование местных сырьевых и трудовых ресурсов, охрана окружающей среды и т. д. затрагивали их интересы самым непосредственным образом. 1 Круг таких дел весьма своеобразен: об осуществлении мер по борьбе с сорняками; о скармливании скоту и птице печеного хлеба, муки и крупы, скупленных в магазинах; о приобретении самогона и крепких спиртных напитков домашней выработки. См.: ВВС РСФСР. 1962. № 12. Ст. 155; 1963. № 18. Ст. 317; 1972. № 25. Ст. 639. финансовая система поселковых и сельских Советов, будучи встроенной в общегосударственный бюджетный процесс, также не способствовала самостоятельному решению местных дел. И хотя в соответствии с Законом СССР «О бюджетных правах Союза ССР, союзных республик и местных Советов народных депутатов»1 каждый поселковый и сельский Совет формально утверждал и имел свой бюджет, роспись доходов и расходов по нему отдельно не составлялась, а поквартальное распределение годовых назначений производилось вышестоящим финансовым органом. Перераспределение ассигнований допускалось только на заработную плату по отдельным учреждениям, без изменения общих расходов на эти нужды в целом. Добавим, что правительство разрешало вышестоящим исполнительным органам изымать средства из поселковых и сельских бюджетов без их согласия2. Советы реально были лишены и права на самостоятельное формирование доходной части бюджета сверх жестко определенных источников таких поступлений, причем расходование этих средств строго регламентировалось сверху. Единственным источником финансовых поступлений, которыми местные Советы могли относительно свободно распоряжаться, были средства самообложения сельского населения. О том, сколь велики были эти возможности, видно из сумм добровольных взносов населения: они не могли превышать 4 руб. с одного хозяйства в год3. В области руководства промышленностью, сельским хозяйством и строительством поселковые и сельские Советы обладали правом лишь заслушивать руководителей предприятий и организаций и давать рекомендации. Все остальные вопросы находились в ведении органов власти более высокого уровня. Влияние на развитие колхозного производства стало еще более призрачным после укрепления сельхозартелей, когда на территории одного колхоза находились два-три сельских Совета. Отвод земельных участков, изменение границ и размеров землепользования, проекты планировки и застройки населенных пунктов — право решения этих вопросов было закреплено за исполкомами районных или областных звеньев. Даже такие вопросы, как регулирование порядка пастьбы скота на некоторых лесных участках и распределение площадей под сенокос, решались не сельским ------------------- ВВС СССР. 1983. № 32. Ст. 493. СП СССР. 1968. № 6. Ст. 30 ВВС РСФСР. 1984. № 3. Ст. 105.
и поселковым Советами, а вышестоящими органами исполнительной власти1. Таким образом, Советы нижнего уровня не имели реальных возможностей самостоятельно и эффективно управлять местными делами, полноправно обеспечивать интересы и нужды населения. Но дело не столько в отсутствии надлежащей правовой базы, сколько в том, что реальная власть в стране по существу находилась вне официальных советских структур и принадлежала коммунистической партии, точнее, ее руководящим органам. Ленинский постулат, выраженный предельно конкретно: «Для нас принципиально не может быть сомнения в том, что должно быть главенство коммунистической партии, которая руководит всем государством», незыблемо проводился в жизнь на всех этапах советского государственного управления. Партийное руководство включало в себя формирование всех уровней власти Советов, подбор и расстановку их кадров, конкретные указания по основным направлениям советской работы и контроль за исполнением партийных директив. Так, за неполные 30 лет (1957 — 1984 гг.) было принято около десятка постановлений ЦК КПСС с типовым наименованием «О повышении роли Советов»: «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами» (1957 г.), «Об улучшении работы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся» (1967 г.), «О мерах по дальнейшему улучшению работы районных и городских Советов депутатов трудящихся» (1971 г.) и ряд других. В них в общем плане декларировались идеи ответственного и самостоятельного решения всех вопросов местной жизни местными органами власти. «Сельские и поселковые Советы являются высшим органом власти на своей территорий», — записано, например, в упомянутом постановлении ЦК КПСС 1967 г.2 Прикрываясь такого рода декларациями, местные партийные органы осуществляли управление политико-экономической и социально-культурной жизнью на местах. Как это выглядело на практике, видно на примере партийной организации Магаданской области. За пять лет, предшествующих перестройке (1980 — 1984 гг.), бюро Магаданского обкома КПСС провело 82 заседания. Из них, не считая вопросов партийного строительства и кадровых, на 78 заседаниях (85%) принимались решения и давались указания на места по организации работы промышленности, сельского хозяйства и -------------------------- 1 См.: ВВС СССР. 1968. № 51. Ст. 485. 2 Справочник партийного работника. Вып. 7. М., 1967.
социально-культурной сферы. Весьма характерен перечень рассматриваемых вопросов: об организации горнодобывающей промышленности и использовании местных природных ресурсов; о повышении темпов строительства в сельских районах; об ускорении уборки урожая и заготовки кормов, об улучшении использования автотранспорта и обеспечении сохранности горюче-смазочных средств; о постановке скота на зимнее содержание; о развитии местного рыбного промысла; об организации добровольных спортивных обществ и т. д.1. Следует добавить, что подобные директивы, попадая в сферу нижестоящих партийных органов (райкомов, парткомов, первичных партийных организаций), обретали конкретный (персональный) адрес, с надлежащими установками о порядке ведения и ответственности за их исполнение. Все это в конечном итоге и определяло существо и содержание управления местными делами при видимом соблюдении конституционно-правовых и иных норм и процедур по его осуществлению. Таким образом, представляется обоснованным вывод о том, что местные Советы так и не обрели качеств органов, самостоятельно решающих вопросы местного значения, а реальная власть в этот период находилась в руках партийного аппарата, волю которого и выполняли Советы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.031 с.) |