Предмет психологии физического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет психологии физического воспитания



Предмет психологии физического воспитания

 

Психология физического воспитания - это та область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Указанные закономерности являются объектом исследования данной науки. Они соотносятся с представлением об области действительности, которую следует рассмотреть.

Специфичность условий, существующих при занятиях физической культурой и спортом, определяется предметом деятельности как способа видения объекта исследования. Им является человек, сознательно овладевающий движениями своего тела, умениями целенаправленно перемещать его во времени и пространстве с помощью собственных усилий. С этой целью человек развивает физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость), совершенствует психические процессы, состояния и качества личности. Он учится управлять собой в различных социальных условиях спортивной деятельности (содействие, противодействие), формирует общие и специальные алгоритмы действий (умения и навыки), необходимые для успешной реализации физической и психической активности в условиях собственной жизнедеятельности.

 

Связь психологии физического воспитания с общей психологией

 

Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований.

Спортивная деятельность весьма специфична: она существенно отличается от других видов деятельности, во-первых, целями, а во-вторых, способами их достижения.

Что включает в себя область спортивной деятельности? Это подготовка к соревнованиям (тренировка) и участие в них, требующие от спортсменов специальных качеств, навыков, знаний и умений и предельного напряжения физических и духовных сил. Общение внутри спортивных команд или групп тоже весьма специфично, и управление ими требует специальных знаний и умений, поэтому психология спорта учитывает положения общих психологических знаний, но строится в основном на результатах собственных исследований. В ней выделяются свои разделы психологии: обучение и воспитание в спорте; физическая, техническая и тактическая подготовка спортсменов; психологические особенности личности спортсмена, тренера, руководителя спортивной команды (группы), психология спортивного коллектива, психодиагностика и спортивная психогигиена и др.

Большое значение для спортивной практики имеют разделы, в которых изучаются особенности отдельных видов спорта (психология плавания, психология пулевой стрельбы, футбола, шахмат и т.д.). Особое место в психологии спорта занимает решение проблем, существующих в соревновательной деятельности по отдельным видам спорта. Психология спорта призвана раскрывать закономерности психической деятельности спортсменов и тренеров в конкретных специфических условиях тренировок и соревнований, чтобы с помощью специальных психологических методов и средств сделать процесс подготовки и участие спортсменов в спортивной борьбе оптимальным и продуктивным.

Психология спорта — молодая отрасль научного знания, но она имеет свою историю.

 

Психологические основы профессионального мастерства учителя физической культуры

Педагогическое мастерство преподавателя находит проявление в его профессионализме.

Профессионализм обучения – это высокий уровень общих и профессиональных знаний, владение передовыми педагогическими технологиями, уровень квалификации, реализация в учебном процессе целей и задач обучения.

Профессионализм преподавателя физической культуры и спорта определяется в том, насколько умело он применяет фундаментальные теоретические знания в практике физического обучения и воспитания учащихся, насколько чутко реагирует на те изменения, которые происходят в образовательной системе, каковы результаты творческого поиска в учебно-воспитательной и организационной работе. В состав профессионализма входят – педагогическое мастерство, педагогическая культура, педагогическая техника и педагогический такт преподавателя.

Педагогическое мастерство преподавателя – это синтез психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков и умений, эмоционально-волевых средств, которые во взаимосвязи с качествами личности позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Непосредственное воздействие на студентов преподаватель осуществляет с помощью многих умении, которые, в частности, представлены педагогической техникой.

Педагогическая техника – это использование преподавателем личностных качеств в осуществлении педагогического процесса. Педагогическая техника - это умение говорить и слушать, использовать логические приемы, эмпатию, вовлеченность в процесс общения с обучающимися.

Важной составляющей педагогической техники является техника использования информационных и коммуникационных технологий.

Известно, что эффективность каждой из них во многом зависит от способов и методов применения. Особое значение педагогическая техника имеет в процессе общения. Еще древние замечали, что содержание и способ деятельности, – взаимообусловленные процессы. Умение изложить содержание учебного материала на уровне, соответствующем уровню подготовленности аудитории к его восприятию, и учет личных особенностей обучающихся в процессе общения – важнейшие показатели владения преподавателем не только знаниями, но и основами педагогической техники.

В условиях физкультурного образования педагогическая техника выражается в организации и проведении учебных занятий, тренировок и соревнований по видам спорта, что является основным показателем методической грамотности и методического мастерства преподавателя.

Методическое мастерство преподавателя находит свое выражение в использовании различных методов и форм организации учебных занятий.

Для повышения интереса студентов к учебным занятиям в методике обучения используется такая форма их организации, как дискуссия. В процессе дискуссии преподаватель дает ответы на «острые» вопросы, учит рассуждать, выстраивать аргументы, отстаивать свои позиции, что особенно важно в споре, становлении спортивного мастерства обучающихся.

Широкое применение в современной методике преподавания находит организация учебных занятий в виде деловых и ролевых игр, использование в обучении методов проекта и других способов интенсификации учебно-воспитательного процесса.

Чтобы установить хороший контакт со студентами, уместно использовать такие средства, как ирония, юмор, шутка и др. Они могут выступать в качестве методических приемов обучения, придавая речи простоту, доходчивость, привлекая внимание обучаемых.

Однако самые совершенные методы и приемы обучения при их частом использовании теряют привлекательность, а затем и эффективность своего воздействия. Поэтому преподавателю необходимо постоянно изыскивать новые методики, использовать в работе творческий опыт своих коллег.

 

Волевая сфера школьника

 

Воля – это сознательное управление человека своими действиями и поступками. Волевую активность характеризуют как преднамеренную, произвольную. Такая активность человека отличается применением волевых усилий. Под волевым усилием понимают сознательно совершаемое усилие над собой, которое является толчком к непосредственному осуществлению какого-либо действия. В наличии волевого усилия человек убеждается тогда, когда необходимо преодолеть значительные трудности.

Волевые усилия характеризуются интенсивностью, длительностью и направленностью.

Направленность волевых усилий – это функции активации и торможения. В различных ситуациях человек использует разные по направленности волевые усилия: в одном случае требуется придавать усилия для того, чтобы сохранять активность в деятельности, в другом – усилия помогают остановить, например, нежелательную деятельность.

Длительность волевых усилий зависит от силы мотива к действию (если человек очень хочет достичь какой-либо цели, то он будет проявлять более длительные волевые усилия) и от энергетики активности (чем больше энергетических ресурсов имеется у человека, тем длительнее он может сохранять волевые усилия).

Интенсивность волевых усилий определяется силой мотива к действию, энергетикой активности и нравственными качествами личности человека.

Характеристика волевых усилий по длительности и интенсивности составляет основу понятия сила воли.

Сила воли – это деятельная сторона разума и морального чувства человека. Так как волевое усилие без необходимости не проявляется, его санкционирует сознание, а направляет волевую активность моральное чувство, нравственные убеждения. Важно отметить, что один и тот же человек в разных ситуациях ведет себя как волевой или безвольный.

Движущей силой в данном случае является не наличие или отсутствие желания достичь цели (сильная или слабая мотивация), а отношение человека к той или иной ситуации. Например, один школьник боится воды, другой – нет. У первого при обучении плаванию имеются внутренние трудности (следует преодолеть страх), у второго – нет.

Нельзя судить о силе воли школьников на основании только эффективности деятельности (самый быстрый или сильный ученик – это еще не самый волевой);

сила воли не может проявляться одинаково во всех ситуациях (одни люди оказываются более волевыми при преодолении одних трудностей, другие – при преодолении других трудностей).

Учитывая специфику проявления воли в различных ситуациях, в психологии выделяют определенные волевые качества. Применительно к проблемам физического воспитания можно определить две основные группы волевых качеств: одна характеризует упорство, другая – самообладание.

Упорство проявляется через терпеливость (однократное, но длительное использование волевых усилий), настойчивость (стремление достичь цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности).

Волевые качества, относящиеся к группе, характеризующей самообладание человека, определяют как смелость (способность качественно выполнять задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха), сдержанность (способность подавлять импульсивные, малообдуманные реакции), собранность (способность концентрировать внимание на выполняемом задании, несмотря на помехи).

Проявление воли имеет свои особенности, связанные с возрастом школьников.

Младший школьный возраст: учащиеся совершают волевые действия, главным образом, по указанию взрослых. К третьему классу они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Младшие школьники могут проявлять настойчивость в учебной деятельности. Со временем у них формируется выдержка, ослабевает импульсивность. Ученики младших классов проявляют волевые качества, в основном, лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, чтобы заслужить расположение к себе взрослых.

Подростковый возраст: свойственное этому возрасту половое созревание существенно изменяет (увеличивает) подвижность нервных процессов. Это приводит к определенным изменениям в волевой сфере. У подростков возрастает смелость, но снижается выдержка. Настойчивость может проявляться только в интересной для них работе. Снижается дисциплинированность, усиливается упрямство. В волевых усилиях процессы возбуждения преобладают над торможением. Начинается формирование перехода организации волевой активности от внешней стимуляции к внутренней (самостимуляции).

Старший школьный возраст: определяющим в проявлении волевых усилий является механизм самостимуляции. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели.

Они проявляют большую способность к терпению (работа на фоне утомления). У девочек в старших классах резко снижается смелость, что создает трудности в занятиях физическими упражнениями. В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Часто волевые усилия проявляются под влиянием социально значимой идеи. Волевая активность старшеклассника практически всегда имеет характер целеустремленности.

 

Структура волевых качеств

 

Итак, мы пришли к тому, что волевые качества рассматриваются разными авторами по- разному. Будет целесообразно рассматривать волевые качества как фенотипическую характеристику наличных возможностей человека, как сплав врожденного и приобретенного. В качестве врожденного компонента выступают способности, в основном, задатки; а в качестве приобретенного -опыт человека, его умения, навыки, знания, мотив достижения и т.д. Компоненты, разумеется, находятся в органическом единстве.

Можно говорить о горизонтальной и вертикальной структуре волевых качеств. Горизонтальную структуру образуют задатки, в роли которых выступают типологические особенности свойств нервной системы. Но, предостерегает Е. П. Ильин, не следует говорить о плохих и хороших типологических особенностях. Также следует подчеркнуть, что каждое волевое качество имеет свою психофизиологическую структуру; одни компоненты в разных волевых качествах могут совпадать, другие - расходиться.

Вертикальная структура предполагает, что все волевые качества имеют схожие три «слоя»: 1) природные задатки; 2) волевое усилие, которое инициируется субъектом; 3) социальные и личностные факторы, т.е. мотивационная сфера личности, нравственные принципы и т.д.

В каждом волевом качестве роль вертикальных компонентов может быть разной. Так терпеливость в большей степени определяется природными задатками (и по некоторым данным, биохимическими характеристиками работы организма), а настойчивость - в большей мере мотивацией (в частности, потребностью достижения).

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что попытки определения «силы воли» как интегрального показателя не обоснованы.

 

Воспитание воли

 

Центральным моментом в развитии воли является воспитание направленности. Направленность — центр. На что будут направленны волевые усилия: на добро или на зло (злонамеренность). Связь воли с доминирующей направленностью личности задаёт волевому поведению положительную мотивацию, соединяют волевые усилия с радостью, чувством удовлетворения выполненного долга. Иначе воля не соединённая с высшими мотивами, наполняется совсем другой (соответственно низшей) побудительной силой. Например, преодоление трудностей может иметь под собой не совершенную мотивацию (мотивы тщеславия, гордости и др.) либо при асоциальных установках злонамеренную волю. Поскольку воспитание это взращивание личности через создание такой иерархии мотивов, где высший мотив — мотив долга и любви, то развитие воли должно служить этой цели.

Создание верной мотивации при постепенном приучении к преодолению трудностей — самый важный момент воспитания воли. «Воспитание воли и воспитание нравственности — две стороны одного и того же процесса».

Социальный мотив — ведущий мотив волевого поведения - опыт В.А. Сухомлинского — пример этому.

Труд для благо другого, для помощи одиноким, больным, оставленным. Труд для создания Красоты, для радости других людей. Такая мотивация превращает иногда нелёгкий труд в радость. При таком подходе к воспитанию, где труд соединен с радостью, нет места невротическим расстройствам, скуки, лени, тяги к развлечениям, эгоцентризму. Невротизация, стресс, фрустрация, алкоголизация, наркотизация современного человека имеет много причин. Однако выход из этого состояния, как показывают многие исследования, заключается в налаживании различных форм служения, включённости в общественно-полезную деятельность. Б.С. Братусь описывает практику Гаванской психиатрической клиники, где через постепенное приобщение к труду с опорой на интересы, потребности и возможности психиатрических больных удаётся исцелить их и включить в систему отношений с людьми. «Родителям и воспитателям следует знать, что заложенные в раннем детстве просоциалные установки (умение не только брать, но и щедро отдавать, не только потреблять, но творить) не просто обеспечивают необходимые основы для будущей жизни, но и создают главную опору, на которую можно будет опереться в случае, если придёт тяжкое испытание судьбы — болезнь».

Поэтому важным моментом в развитии воли является успешное соединение нравственного и волевого воспитания, при условии наличия идеала, нравственных привычек, имеющих собственную побудительную силу.

О связи волевых и целенаправленных действий с тягой к добру говорит К.Д Ушинский: «Принуждать себя вечно никто не в состоянии и если человек не разовьёт интерес к добру, то он недолго пройдёт по хорошей дороге».

Второй немаловажный момент в развитии воли приобретает формирование полезных привычек. «Чем больше есть у ребёнка удачных и ценных привычек, тем легче и экономнее, тем быстрее идёт его психическое развитие. Положительно неоценима эта благотворная роль хороших привычек в развитии ребёнка!».

«Добрая привычка есть нравственный капитал» - говорит К.Д. Ушинский, объясняя это тем, что привычка, превратившись в бессознательную потребность сохраняет силу и время, человек не будет ежеминутно призывать на помощь своё сознание и свою волю, а употребит их на что-нибудь важное.

Воспользуемся полезными советами К.Д. Ушинского, описывающего условия выработки привычек. Вот эти условия:

1. Периодичность действий есть одно из существенных условий установления привычки.

2. Для укоренения её требуется время.

3. При укоренении привычки издерживается сила и если мы будем укоренять много привычек разом, то можем сами мешать своему делу.

4. Об искоренении вредных привычек: если мы, искореняя привычку не дадим в тоже время другой деятельности ребёнку, то он поневоле будет действовать по-старому. Где царствует беспрестанная правильная деятельность детей множество дурных привычек глохнут и уничтожаются сами собой.

Постепенное приобщение к труду, упорядоченная и организованная жизнь семьи, целесообразный режим — виды деятельности в которых воспитывается воля. В «Лекциях для родителей» А.С. Макаренко [50] перечисляет некоторые виды детской работы по дому. (Поливать цветы, вытирать пыль на подоконниках, накрывать стол перед обедом, кормить животных, уборка комнаты или квартиры, пришивать пуговицы, помогать по кухне и т. п.).

Труд является той формой организации жизни, в которой формируется воля. О роли труда, и непросто труда, а труда во благо, свободного, душевного, творящего много говорит К.Д. Ушинский. Приведём некоторые цитаты из его работ. «Труд, как мы его понимаем, есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости её для достижения истинно-человеческой цели в жизни. Дать человеку деятельность, которая наполняла бы его душу и могла бы наполнять её вечно … дать по возможности полную, широкую, поглощающую её деятельность. Самоё счастье нашей жизни измеряется делом, которое мы делаем, что вне труда нет счастья и что единственное здоровое наслаждение человека состоит в отдыхе после труда... труд без трудностей невозможен, ибо трудность составляет всю сущность труда».

Волевое действие связано с инициативностью и самостоятельностью, целеполаганием, решительностью, предполагающая мобилизацию духовных сил, необходимых на этапе борьбы мотивов и принятия решения. В этом отношении важно что «...мотивы долга, необходимости становятся не только осознано более значимыми, но и более привлекательными эмоционально». Важным моментом на этапе принятия решения является способность предвосхитить последствия того или иного выбора: «...в победе поведения, соответствующего сознательно выбранному, более ценному мотиву, решающую роль играет не просто рассуждения и взвешивания, а умение человека предвидеть последствия своих поступков, представить себе с достаточной яркостью ту ситуацию, в которую он попадёт, если поступит иначе. Непосредственные влечения сильны тем, что их «поддерживают» эмоции; значит надо противопоставить эмоции другого рода».

В.В. Зеньковский выделяет важность сознания того, что человек обладает волей. Осознание того, что у нас есть воля делает возможным работу воли, наполняет человека сознанием своей мощи, что «включает» активность.

Итак, основное, что нужно учесть в воспитании воли это формирование волевых качеств на основе нравственных убеждений, создание положительных привычек, поддержка инициативы, самостоятельности, целенаправленности, развитие умения предвосхищать свой выбор в плане осознания его последствий и соответственно ответственности за них, а так же создание условий для труда, упорядоченной и организованной жизни.

В волевом воспитании уместно выдерживать некоторые моменты, которые позволят предотвратить хаотичность в исполнении самых благих волевых действий. Поэтому в последующих лекциях мы рассмотрим особенности психологии воспитания воли, приёмы, помогающие развитию волевых качеств на разных возрастных этапах.

 

Самовоспитание воли

 

Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразными, но все они включают соблюдение следующих условий.

1. Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. Необходимо каждое препятствие рассматривать как “невзятую крепость” и делать все возможное, чтобы преодолеть его, “взять” эту “крепость”. Люди, обладающие несгибаемой волей, постоянно приучали себя совершать волевые поступки в повседневной жизни и поэтому оказались в состоянии совершить исключительные подвиги в боевой и трудовой деятельности.

2. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Важно, чтобы человек среди повседневных дел никогда не утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целей деятельности. Поэтому необходимым условием воспитания воли является формирование высших мотивов деятельности — моральных принципов и убеждений, основывающихся на коммунистическом мировоззрении. Особо важное значение приобретает в этой связи воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга.

3. Принятое решение должно быть исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематическое невыполнение принятых решений размагничивает человеческую волю. Но, принимая решение, необходимо учитывать как его целесообразность, так и выполнимость. Всякое решение, таким образом, надо всесторонне обдумать, но, решив, выполнять.

4. В том случае, если человек поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, весьма важно видеть этапы достижения этой цели, намечать ближайшие перспективы, разрешать частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.

К числу важнейших условий формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, правильного распорядка всей жизни человека. Наблюдения над слабовольными людьми показывают, что, как правило, они не умеют организовать ни свою работу, ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Волевой человек—хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью. Для того чтобы закалить свою волю, необходимо повседневно бороться с разбросанностью, безалаберностью в труде и быту.

Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия спортом. Преодоление трудностей при занятиях физической культурой является подлинной тренировкой не только мышц человека, но и его воли.

Говоря о воспитании воли, не следует забывать, что успешное выполнение деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответствующих навыков как условий реального выполнения намеченного, достижения поставленных целей. Недостаточно только искренне желать чего-то, например оказать помощь подшефному колхозу в заготовке кормов, но нужно уметь это делать. Таким образом, формирование полезных навыков, и прежде всего трудовых навыков, выступает как одно из важнейших условий успешного достижения поставленных целей.

Наконец, следует указать, что развитие основных волевых качеств происходит при постоянном общении человека с другими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, вне коллектива воля человека нормально развиваться не может.

У каждого школьника есть все возможности для развития и самовоспитания воли. Чем раньше начинается сознательный процесс воспитания воли, тем больших успехов он может добиться.

 

Содержание общения

 

Содержание категории общения многообразно — это не только определенный вид человеческой деятельности, но и многогранный процесс, включающий в себя:

· формирование определенных образцов и моделей поведения;

· взаимодействие людей;

· взаимное влияние людей друг на друга;

· обмен информацией;

· формирование отношений между людьми;

· взаимное переживание и понимание друг друга;

· формирование образа внутреннего «Я» человека.

В психологии общение определяется как процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями

Содержание «общение» раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах-это как две стороны одной медали:

- как процесс, не направленный на изменение психологического состояния партнера;

- как процесс, направленный на изменение психологического состояния партнера.

В первом случае общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодоверия, восприятие и понимание партнера.

Во втором случае общение - это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Содержание общения может быть различным:

- передача информации или обмен ею;

- восприятие друг друга;

- взаимооценка партнеров.

Существует несколько иная трактовка понятия «общение», которое представляется «формой деятельности, осуществляемой между людьми как равными партнерами и приводящей к возникновению психического контакта», «взаимодействием равноправных субъектов». Здесь можно говорить о некотором сужении понимания общения.

Во-первых, партнеры по общению могут быть равными и неравными, свободными по отношению друг к другу и зависимыми один от другого. Общаются друг с другом начальник и подчиненный, друзья, товарищи и приятели, недоброжелатели и враги, совершенно незнакомые между собой попутчики в общественном транспорте и т.д.

Во-вторых, общение может приводить к возникновению психического контакта, а может и не приводить к таковому.

В-третьих, общение - не просто форма деятельности, но и сама по себе деятельность.

Содержание общения - это та информация, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Хотя человеческое общение многопредметно и носит самый разнообразный характер, по своему содержанию оно может быть представлено как:

· материальное - обмен продуктами и предметами деятельности;

· когнитивное - обмен знаниями;

· деятельное - обмен действиями, операциями, умениями;

· кондиционное - обмен психологическими или физиологическими состояниями;

· мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

 

Функции общения

 

Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений.

В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.

Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, партнера по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферы человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информации в человеческом общении имеет свою специфику:

во-первых, обмен информацией осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства);

во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Роль и интенсивность общения в современном обществе возрастают: постоянно увеличивается число людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. В свое время прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения.

 

 

Манера общения

 

Манера и стиль являются важными характеристиками общения.

Манера общения характеризуется, прежде всего, манерой говорить, т. е. использовать голос и тело для передачи устного сообщения. Манеру говорить можно рассматривать как «окно», через которое люди «видят» речь.

Манера общения определяется:

1) тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным, раздраженным и т. д.);

2) поведением в общении (сдержанным, уверенным, беспокойным, неуверенным, скованным, развязанным);

3) дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной).

Манеры общения могут быть уважительными, "пренебрежительными, шутливыми, серьезными, озлобленными, доброжелательными; они связаны со стилем общения.

Эффективность словесного действия зависит от того, насколько субъект владеет психотехникой речи. Под психотехникой речи понимается система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, тональностью, логикой в соответствии с условиями общения партнеров. Содержательность словесного действия образуют лингвинистические средства, а его выразительность — паралингвистические и экстралингвистические. Эмоциональную окраску словам и фразам придают интонация и тональность. Скорость осуществления словесного действия — это его темп. Слишком быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия. Медленный темп утомляет и рассеивает внимание. Оптимальный вариант темпа речи выбирается на основе анализа характера ситуации общения, его целей и задач.

Пониманию содержания словесного действия способствует дикция— ясность и четкость произношения звуков. Процессу воздействия одного субъекта общения на другого способствуют и оптико-кинетические средства, т. е. жесты, мимика, пантомимика. Эти средства, удачно, красиво и эффектно исполняемые и используемые, играют очень важную роль в общении и формировании имиджа человека.

 

Этапы общения

 

Общение — это целостный процесс, который начинается с установления психологического контакта между партнерами и заканчивается разрывом психологического контакта. В акте общения, в котором принимает участие одновременно два человека, можно выделить четыре этапа:

Этап 1: Переключение. От общения с самим собой или другим партнером на общение с данным человеком. На этом этапе прерывается, заканчивается или оттесняется на задний план предыдущая деятельность, партнер становится важнейшим компонентом окружающей ситуации, начинается изучение партнера. Фаза переключения обычно занимает секунды, однако, неполное прохождение этой фазы существенно затрудняет последующий этап общения.

Этап 2: Установление психологического контакта. От психологического контакта во многом зависит, каково будет первое слово, кто его произнесет, как оно прозвучит, и какое воздействие окажет на партнера. На данном этапе продолжается изучение партнера, выбирается стиль общения. В ходе установления контакта каждый из участников пытается определить необходимый ему тип ситуации не только для себя, но и для партнера. Из выбора типа ситуации вытекает актуальные роли партнеров. Контакт чаще всего устанавливается с помощью невербальных (неречевых) средств общения, но иногда и словами. Психологический контакт считается установленным, когда у обоих участников сложилась уверенность в том, что партнер включился в процесс общения (например, когда человек замечает, что некоторые микродвижения партнера скоординированы с его собственными).

Этап 3: Обмен речевыми сообщениями. Основным этапом общения является обмен словесными текстами, в процессе которого партнеры выбирают соответствующий язык и формы общения, складываются конкретные формулировки аргументов. По времени обмен словесными текстами занимает обычно основную часть в процессе общения, но не трудно представить себе и такую ситуацию, в которой основное время уходит на установление контакта. Наиболее распространенная ошибка при общении — это сосредоточение всего внимания на третьем словесном этапе и недооценка важности остальных.

При более пристальном рассмотрении обмен речевыми сообщениями складывается из следующих процедур:

Зарождение идеи. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации, т. е. отправитель решает, какую значимую идею или проблему следует сделать предметом обмена. К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи. Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации. Отправитель решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.104 (0.109 с.)