Проблема развития воображения. Проблема природы индивидуальных различий между людьми. Содержательные и формально-динамические индивидуальные особенности личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема развития воображения. Проблема природы индивидуальных различий между людьми. Содержательные и формально-динамические индивидуальные особенности личности.



Первоначально воображение рассматривалось как один из творческих процессов внутри общих концепций психического развития ребенка. Так, представители классического ассоцианизма исследовали творческие процессы со стороны их механизмов.Т. Рибо рассматривал воображение как установление новых ассоциаций. Творческое воображение, по его мнению, функционирует при условии единства операций ассоциации и диссоциации. Это единство проявляется в одном из законов, порождающих новые сочетания - ассоциациях по сходству.

Генезис воображения Т. Рибо представлял в виде четырех стадий:

-для первой стадии характерно наличие перехода от пассивного воображения к творческому;

-вторая стадия начинается, когда ребенок одушевляет окружающие предметы;

-третьей стадией является стадия игры, когда ребенок проходит период от подражания к перевоплощению;

-четвертую стадию автор определял как период "романтической изобретательности" или стадию художественного творчества.

Различные стадии развития воображения по Т. Рибо обусловлены развитием умственных способностей детей, а они, в свою очередь, зависят от запаса образов, богатства их сочетаний, памяти, речи, ощущений.

Рассмотренное Т. Рибо качественное своеобразие процесса перехода от пассивного воображения к творческому нашло отражение в формулировке основного закона развития воображения. Согласно этому закону, воображение проходит в своем развитии два периода, разделенных между собой критической фазой. Первый период выражается в независимости воображения от мышления. Критической фазе свойственны противоречия между объективностью процессов мышления и субъективностью воображения. На втором этапе под влиянием критического мышления воображение может угаснуть, либо, обогащаемое "рассудком", становится творческим.

Стараясь объяснить закономерности воображения действием законов ассоциаций, А. Бэн предложил условия, характерные для этого процесса. Такими условиями, по его мнению, являются подчинение элементов друг другу, существование плана, идеи, а также процесс проб и ошибок или опытов, а идею А. Бэна о зависимости воображения от опыта развили представители бихевиоризма.

Они полагали, что развитие творческой деятельности становится возможным благодаря выучиванию программ творческого поведения. Так, Д. Дьюи отмечал, что педагог должен исходить из стремлений и опыта ребенка, помогая ему закрепить полезные для творчества привычки.

Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

Художественный тип мышления физиологически связан с доминированием правого полушария головного мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями. Это люди с доминирующим левым полушарием мозга.

Понять, как происходит трансформация биологических факторов в индивидуально-психологические особенности - цель специальной теории индивидуальности человека (В.М. Русалов). Она включает в себя пять основных положений:

Первое положение специальной теории индивидуальности гласит, что только формально-динамические (или психодинамические) особенности психики могут быть соотнесены с биологическими свойствами человека. Иными словами, биологические особенности являются компонентами системы более высокого порядка - системы формально-динамических свойств психики. Последние понимаются как такие особенности личности, которые представляют собой индивидуальные характеристики психики человека, отражающие динамическую, но не содержательную сторону психической деятельности, и остаются относительно независимыми от различных содержаний - мотивов, целей, интересов. Они определяют процессуальные характеристики деятельности человека - скорость, темп, интенсивность, длительность протекания психических процессов.

Второе положение состоит в том, что в основе формально-динамических особенностей психики лежит не отдельная биологическая подсистема, а интегрированная совокупность всех биологических свойств человека, т.е. общая конституция. Общая конституция - это совокупность наиболее существенных особенностей и свойств, закрепленных в наследственном аппарате и определяющих специфичность его реакций на воздействие среды. В общую конституцию входят такие частные конституции, как нейродинамическая, физиологическая, биохимическая, телесная и хромосомная. Первые три являются функциональными, последние две - морфологическими.

Третье положение заключается в том, что механизмом, объясняющим процесс включения биологических свойств разного уровня в формирование психодинамических свойств, является механизм системного обобщения. Первые обобщаются по социальной логике, логике вещей, предмета, а вторые - по логике тела, биологической логике.
Согласно третьему положению, если обобщение происходит за счет общности нейрофизиологических свойств, то формируется темперамент; если в основании обобщения лежат динамические и содержательные особенности когнитивных механизмов, то образуется интеллект; если же обобщаются динамические и содержательные характеристики побуждений, мотивов, то таким психическим образованием является характер.
Таким образом, по отношению к человеческой индивидуальности, в рамках специальной теории индивидуальности реализуется принцип, согласно которому происходит переход от низших уровней упорядоченности множества элементов (биологических свойств, свойств нервной системы) к высшим - формально-динамическим свойствам. В результате такого поступательного движения образуются новые структуры: темперамент, интеллект и характер.
Понятно, что только формально-динамические свойства могут быть предметом прямого - сопоставления с биологическими свойствами человека.

Формально-динамические свойства не являются раз и навсегда строго фиксированными, а формируются и обобщаются по мере развития человека. Их развитие обусловлено:

o биологическим возрастным развитием;

o сменой ведущих типов деятельности (игры, учебы, труда).

Существование в психике человека таких обобщенных формально-динамических характеристик, как темперамент, позволяет ему наиболее оптимально расходовать свои энергодинамические возможности, постоянно включаясь в деятельность независимо от мотивов и целей.

Четвертое положение раскрывает связь между формально-динамическими образованиями психики и другими, более организованными структурами индивидуальности.
Формально-динамические свойства психики, включаясь в более высокоорганизованные психические структуры (в интеллект, характер) становятся необходимыми динамическими компонентами этих структур. Интеллект и характер не являются более обобщенными динамическими образованиями психики. Их особенность состоит в том, что они включают в себя не только динамические, но и содержательные компоненты.

К содержательным компонентам интеллекта относится феномен интеллектуальной саморегуляции. Отличительной чертой формирования характера является обобщение самых разнообразных форм побуждения - мотивов, потребностей, идеалов.
Таким образом, формально-динамические образования психики, например темперамент, можно рассматривать как самостоятельный уровень интегральной индивидуальности, либо как компонент более высоко организованных структур: интеллекта и характера.

Пятое положение состоит в определении роли формально-динамических характеристик психики в деятельности человека. Эти особенности выступают в роли предпосылок и условий деятельности, а также влияют на ее динамику, своеобразие и стиль. Обсуждение вопроса о детерминации результатов деятельности формально-динамическими особенностями психики приводит к неоднозначным выводам, которые, в основном сводятся к мнению об отсутствии такого влияния.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.006 с.)