Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации ТС (ст.264) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации ТС (ст.264)



Объект – безопасность работы транспорта.

Дополнительный объект – здоровье и жизнь человека.

 

Объективная сторона – нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим мех.ТС, ПДД или эксплуатации ТС, повлекшее по неосторожности причинение ТВЗ человека

 

М. выражаться в действии или бездействии лица, управляющего ТС, если оно вызвало нарушение установленных правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее определенные в законе последствия.

Уголовная ответственность может иметь место лишь при условии наступления последствий и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации ТС (мат.состав).

Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные последствия не в результате нарушения ПДД или эксплуатации ТС, а при погрузке или разгрузке, ремонте ТС, производстве строительных, дорожных, с/х и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины квалиф. как преступления против личности либо нарушение правил при производстве работ.

Под ТС понимаются все виды автомобилей, трамваи либо другие механические ТС. Под другими ТС понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические ТС.

Самоходные машины – специальные машины, выполняющие не только транспортные, но и иные функции (с/х, дорожные, погрузочные). Механические ТС должны быть самоходными, т.е. должны быть оборудованы автономным двигателем.

К механическим ТС не относятся мопеды и другие ТС, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие ТС с аналогичными характеристиками. Лица, управлявшие указанными ТС и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации ТС, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ.

 

Нарушение правил эксплуатации может выражаться в эксплуатации технические неисправных средств, нарушении правил перевозки пассажиров, содержание подвижного состава автомобильного транспорта.

Аварии на транспорте именуются ДТП, которые делятся на 7 видов:

1) Столкновение,

2) Опрокидывание,

3) Наезды на препятствия,

4) Наезды на пешеходов,

5) Наезды на велосипедистов,

6) Падение пассажиров,

7) Прочие.

Основные нарушения совершаются путем активных действий (превышение скорости: водитель должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил), путем бездействия могут быть совершенные такие действия, как сон за рулем, невыполнение обязанности вести наблюдение за исправностью транспорта в пути.

Уголовная ответственность наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

 

Объективная сторона предполагает обязательное наличие последствий, причинно обусловленных нарушением правил ПДД и эксплуатации транспорта. Лицу не могут вменяться вредные последствия, не находящиеся в причинной связи с допущенным им нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Следует учитывать, что ДТП и последовавшие за ним вредные последствия могут быть результатом:

· неправомерных действий водителя ТС,

· неправомерных действий других участников движения – пешеходов, водителя встречной машины и т.д.

· создание или не устранение помех для безопасного движения транспорта (ремонтные работы на дороге без должного ограждения)

· действий, усугубивших вредные последствия ДТП (неправильное лечение потерпевшего)

· несовершенство самой техники – источника повышенной опасности.

Если водитель действовал в условиях крайней необходимости, он не подлежит уголовной ответственности.

Действия водителя ТС, поставившего потерпевшего в результате ДТП в опасное для жизни или здоровья состояние и в нарушение требований Правил (пункт 2.5) не оказавшего ему необходимую помощь, если он имел возможность это сделать, подлежат квалификации по статье 125 УК РФ.

Под заведомостью оставления без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, следует понимать случаи, когда водитель транспортного средства осознавал опасность для жизни или здоровья потерпевшего, который был лишен возможности самостоятельно обратиться за медицинской помощью вследствие малолетства, старости, болезни или беспомощного состояния (например, в случаях, когда водитель скрылся с места происшествия, не вызвал скорую медицинскую помощь, не доставил пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и т.п.).

(см. текст в предыдущей редакции)

 

В тех случаях, когда в результате ДТП пострадало два и более человек, действия лица, нарушившего ПДД при управлении ТС, подлежат квалификации по той части статьи 264 УК РФ, которая предусматривает более строгую ответственность за наступившие по неосторожности тяжкие последствия.

Если из-за нарушения ПДД или эксплуатации транспортного средства по неосторожности был одновременно причинен тяжкий вред здоровью нескольким лицам, виновное лицо несет уголовную ответственность по части 1 статьи 264 УК РФ.

 

Субъективная сторона – неосторожность. Неосторожное отношение лица к возможности наступления общественно опасного последствия при нарушении им правил безопасности движения или эксплуатации ТС возможно как в виде преступного легкомыслия, так и небрежности. Если по делу установлено, что причинение смерти, ТВЗ охватывалось умыслом виновного, содеянное следует квалифицировать как умышленное преступление против жизни и здоровья, а вот средством исполнения замысла будет ТС.

В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям о преступлениях против личности.

 

При определении степени вины работника транспорта, допустившего ДТП, большое значение имеет установление неосторожности потерпевшего, иных обстоятельств, что может рассматриваться как смягчающее обстоятельство.

Если указ. последствия наступили не только вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством, ПДД или эксплуатации ТС, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при поездке ремней безопасности, поездка на мотоцикле без мотошлема и т.п.), эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание, за исключением случаев, когда водитель не выполнил свои обязанности по обеспечению безопасности пассажиров (пункт 2.1.2 Правил).

 

Конкретные мотивы, установленные по делу, могут играть роль как смягчающих, так и отягчающих обстоятельств.

 

Субъект – лицо, достигшее 16летнего возраста, управляющее ТС:

· не только водитель, сдавший экзамены на право управления ТС и получивший соответствующее удостоверение,

· но и любое другое лицо, управлявшее ТС, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов ПДД,

· лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства,

· а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

 

Наступление последствий, предусмотренных несколькими частями ст.264, но составляющих одно преступление, надлежит квалифицировать по той части, которая предусматривает ответственность за наиболее тяжкие из наступивших последствий. По совокупности преступные деяния с различными или одинаковыми последствиями должны квалифицироваться в тех случаях, когда они совершены в разное время и наступившие последствия явились результатом нескольких взаимно не связанных нарушений ПДД и эксплуатации ТС.

 

Квалиф.признаки:

(см. текст в предыдущей редакции)

 

2. Деяние, предусмотренное ч.1, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение ТВЗ человека

(см. текст в предыдущей редакции)

 

3. Деяние, предусмотренное ч.1, повлекшее по неосторожности смерть человека

(см. текст в предыдущей редакции)

 

4. Деяние, предусмотренное ч.1, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека

 

5. Деяние, предусмотренное ч.1, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц

(см. текст в предыдущей редакции)

 

6. Деяние, предусмотренное ч.1, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.021 с.)