Принцип конфиденциальности деятельности психолога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип конфиденциальности деятельности психолога



Этапы профессионального отбора.

Первый из них включает психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку..

Второй этап отбора включает выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей степени характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность.

Третий этап отбора предполагает психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений:

а) о требованиях профессии к человеку и полученных психодиагностических данных с акцентом на оценку личностных характеристик;
б) о возможности целенаправленного совершенствования и компенсации ПВК (с учетом времени, отводимого на обучение), а также вероятности адаптации к профессии, возможности появления экстремальных ситуаций и воздействий.

Цели,формы и техники ПРК (профессионального консультирования)

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Информационное. Является традиционным в профориентации. Основная задача этого направления — формирование знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, требованиях профессий к качествам человека. Ведущие формы работы — это лекции, семинары, индивидуальные консультации, иногда встречи с представителями различных профессий, экскурсии в учреждения занятости и профессионального образования, знакомство с рабочими местами.

Диагностическое. Является наиболее популярным среди психологов, занимающихся профориентацией и профотбором. Основано на использовании психологических тестов для оценки профессиональной пригодности и включает сообщение клиенту результатов тестирования, обсуждение интересов и возможностей и рекомендации по выбору профессий, соответствующих психологическим особенностям клиента.
Основной проблемой клиента, считается дефицит знаний о себе, своих склонностях, способностях, чертах.

Консультационное. Это направление основано на положении о том, что знаний человека может быть недостаточно для эффективного профессионального выбора. Основная проблема клиента заключается в затруднениях, связанных с принятием решений. Эти затруднения могут быть обусловлены неблагоприятным эмоциональным состоянием клиента, внутренними мотивационными конфликтами, особенностями личности или неадекватными убеждениями.
В этом случае консультант вынужден работать с причинами затруднений, такими, как страхи, неуверенность, зависимость от близких людей, завышенные требования к себе и т.п.
Тренинговое. Основано на использовании специальных, чаще всего групповых, игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения. Активные методы обучения в профконсультировании предназначены для побуждения клиента к выбору и формированию навыков решения проблем. Считается, что клиенты могут обладать достаточными для выбора профессии знаниями, но быть не в состоянии применить их на практике.

ВИДЫ ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ:

Профориентация. Это помощь клиенту в выборе профессий, наиболее соответствующих его интересам, возможностям, а также пользующихся спросом на рынке труда. Ответственность за решения в этом случае лежит на клиенте. Задача же профконсультанта заключается в предоставлении клиенту условий, способствующих принятию эффективного решения. Консультант дает профессиографическую и диагностическую информацию, обсуждает с ним его проблемы, поведение, переживания и отношения, предлагает различные задания, способствующие выбору профессии, содержания и уровня образования, планированию карьеры, поиску работы и трудоустройству, адаптации на рабочем месте и, при необходимости, смене места работы или рода занятий.

Профотбор. Это помощь руководителю в выборе людей, наиболее соответствующих по своим психологическим особенностям требованиям, которые предъявляет к ним профессия или должность.
Профотбор проводится в тех случаях, когда профессия или должность предъявляют к человеку повышенные требования, цена ошибок очень велика, затраты на обучение значительны или имеются сомнения в пригодности кандидата к данной профессии или должности.

Психологическая поддержка. Это помощь клиенту, направленная на оптимизацию его эмоционального состояния или коррекцию поведения и отношений, необходимая для эффективного выбора профессии, профессионального образования и развития, решения учебных и служебных проблем, достижения профессиональных успехов. Может быть показана главным образом на критических этапах профессиональной карьеры, таких, как выбор профессии и учебного заведения для продолжения образования, поиск работы и трудоустройство, потеря работы, переобучение и повышение квалификации, служебный рост, завершение трудовой деятельности.

 

СРЕДСТВА ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Информирование. Средства информирования включают в себя учебную и справочную литературу, видеофильмы, компьютерные базы данных и информационно-поисковые системы, Интернет-сайты.

Психодиагностика. Психодиагностические средства наиболее развиты в профконсультировании. В зависимости от продолжительности диагностической процедуры, содержания получаемой информации, степени ее надежности и достоверности можно выделить три уровня психологической диагностики: экспресс-диагностику, углубленную диагностику, глубинную диагностику.
Результаты экспресс-диагностики не являются основанием для оценки профпригодности человека и выявления психологических противопоказаний к конкретным профессиям. Использование экспресс-диагностики недопустимо в целях профотбора. Углубленная психологическая диагностика решает задачи:
прогнозирования затруднений в обучении, трудоустройстве и профессиональной деятельности;
оценки психологической профессиональной пригодности к различным типам профессий;
выявления психологических противопоказаний к конкретной профессии;
уточнения оценки нервно-психического состояния клиента и выявления скрытых психологических отклонений.
Использование методов углубленной психодиагностики целесообразно в тех случаях, если:
профессиональные интересы и склонности клиента или слабо выражены, или недостаточно дифференцированы;
существует противоречие между профессиональными склонностями клиента и его представлениями о своих профессиональных способностях;
клиент стремится выбрать профессию, предъявляющую повышенные требования к человеку;
консультанту нужна объективная информация о клиенте, необходимая для оказания ему психологической поддержки.

26. Ошибки ПРК

Выбор неадекватных диагностических методов

Эти ошибки связаны с выбором и использованием тестов, непригодных для решения поставленных задач, не соответствующих требуемому уровню валидности, надежности. Чаще всего это происходит в форме использования методов экспресс-диагностики для решения задач профотбора.

Причинами подобных ошибок могут быть:

• недостаточные знания психометрических свойств методик,

• субъективная привлекательность или внешняя эффектность методик,

• стремление сэкономить время или силы за счет применения экспресс-тестов.

Передача клиенту заключения по результатам тестирования в письменном виде или в виде компьютерной распечатки

Это можно рассматривать как грубую ошибку. Из того, что консультант говорит клиенту вслух, клиент, как правило, запомнит только то, что поймет, с чем согласится или не согласится. Информация, которая может нанести психологический вред, забудется или переработается.

Такие ошибки могут быть вызваны:

• затруднениями при устном изложении результатов диагностики,

• стремлением сэкономить время и силы на сообщении результатов тестирования,

• просьбами клиента.

Профессиональная патология

Профессиональная патология, или учение о профессиональных болезнях, - раздел клинической медицины, предметом изучения которого являются болезни, возникающие под влиянием неблагоприятных условий производственной среды или трудового процесса. Профессиональная патология посвящена изучению вопросов клиники, патогенеза, диагностики, лечения и профилактики тех заболеваний, в этиологии которых воздействию неблагоприятных факторов производственной среды принадлежит решающая роль. Факторы производственной среды или трудового процесса, оказывают
неблагоприятное влияние на организм работающих, а при определенной длительности и интенсивности этого влияния вызывающие патологические состояния или развитие соответствующих нозологических форм болезнен, называются профессиональными
вредностями.

Профессиональные вредности чаще всего связаны с производственным процессом, его технологией и оборудованием. Сюда относится: а) химические токсические вещества; б) производственная пыль; в) физические факторы (шум, вибрация, повышенное или пониженное атмосферное давление, высокая и низкая температура, инфракрасное и ультрафиолетовое излучение, электромагнитное, ионизирующее и лазерное излучение, повышенный уровень статического электричества и др.); г) биологические производственные факторы (антибиотики, грибы-продуценты, дрожжевые и дрожжеподобные грибы, микро- и макроорганизмы, ферментные препараты и др.).

Профессиональные вредности могут быть связаны также с трудовым процессом, его организацией, напряженностью и длительностью. Сюда относятся: а) физические (статические и динамические) перегрузки опорно-двигательного аппарата - подъем и переносе тяжестей, длительное неудобное положение тела и т. д.; б) перенапряжение отдельных органов и систем (мышц, нервной системы, органов зрения, слуха и др.); в) частые однообразные движения; г) гиподинамия и т. д.

Профессиональные вредности не только способны вызывать профессиональные заболевания, но могут оказывать влияние и на течение общих, этиологически не связанных с трудовой деятельностью, болезней сердечно-сосудистой и нервной систем, органов дыхания, кроветворных органов, опорно-двигательного аппарата, кожи и др., вызывая их обострения, осложнения и рецидивы.

Неуклонный рост заболеваний аллергической этиологии, связанный в определенной степени с увеличением производства и применением различных химических веществ, являющихся потенциальными аллергенами, получил отражение и в клинике профессиональных болезней (рост числа случаев профессиональных аллергозов верхних дыхательных путей, бронхиальной астмы, псориаза, дерматозов и др.). Это определяет необходимость разработки комплекса специфической аллергодиагностики профессиональных аллергозов, наиболее раннего их распознавания, методов специфической «этиологической» терапии и правильного подхода к решению вопросов медицинской и социально-трудовой реабилитации больных.

Серьезное внимание профпатологов и гигиенистов привлекает и проблема возникновения опухолей от производственных канцерогенов и их профилактика.

Большое значение на современном этапе приобретает оптимальное решение вопросов медицинской и трудовой реабилитации больных со стертыми (пограничными) формами профессиональных заболеваний.

Таким образом, наряду с далеко еще не решенными, так называемыми старыми проблемами в области пылевой патологии, гематологии, вибрационной, шумовой патологии и других форм, которые сохраняют свою актуальность, перед современной клиникой профпатологии встают новые задачи, новые весьма важные и сложные проблемы, разрешение которых требует и новых методологических подходов, новых организационных форм. Для успешного решения поставленных задач наряду с разработкой общетеоретических основ гигиены труда и профессиональной патологии особого внимания требует правильное использование их для практики здравоохранения.

36.Профессиональная деформация личности

Профессиональная деформация – по большому счету перенос своих профессиональных качеств и навыков в повседневную жизнь. Примеров профессиональной деформации огромное множество и перечислять их можно бесконечно.

Каждый из нас большую часть своей жизни проводит на работе, и мы неосознанно переносим какие-либо профессиональные навыки и привычки в личную жизнь. Именно по такой деформации можно определить, чем по жизни занимается человек. Ведь согласитесь, если на вашем пути встречается человек, постоянно указывающий что и как правильно делать, вы невольно решите что он учитель. А знакомого пытающегося решить ваши личные проблемы вы посчитаете психологом. Из всего перечисленного выше и складывается понятие профессиональной деформации.

Профессиональная деформация личности

Профессиональная деформация личности – изменение восприятия стереотипов личности, способов общения, поведения, а так же характера, наступающие под действием длительного выполнения профессиональной деятельности. Какие профессии в большей степени подвержены профессиональной деформации личности? В первую очередь это представители тех профессий, работа которых связана с людьми – руководители, кадровые работники, психологи, педагоги и чиновники. Немного меньше профессиональной деформации личности подвержены работники медицинской и военной сфер, а так же сотрудники спецслужб.

Профессиональная деформация сотрудников может носить устойчивый или эпизодический характер, быть положительной или отрицательной, а также иметь поверхностный или глобальный характер. Как правило, она проявляется не только в манерах поведения и жаргоне, но и во внешнем облике человека.

Виды профессиональной деформации

Общепрофессиональные деформации – деформации свойственные работникам определенной профессии. Например, работникам правоохранительных органов свойственен синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый человек воспринимается как потенциальный нарушитель;

Специальные профессиональные деформации – данные деформации возникают в процессе специализации. Например, у адвоката – изворотливость, у прокурора – обвинительная способность;

Профессионально-типологические деформации – виды деформаций, связанные с наложением на личность определенных психологических особенностей, отражающихся на структуре профессиональной деятельности;

Индивидуальные деформации – деформации свойственные работникам самых разных профессий. Они обусловлены чрезмерным развитием профессиональных качеств, которые впоследствии приводят к возникновению сверх качеств, таких например, как трудовой фанатизм и сверх ответственность.

37.Стрессогенные факторы профессиональной деятельности

Работы в области исследования профессионального стресса в целом имеют эмпирическую направленность и представляют собой описание разнообразных факторов, обусловливающих развитие стресса, способов и механизмов адаптации человека к условиям рабочей ситуаций, набора диагностических методик и оптимизационных процедур.

Выделяют достаточно большое количество видов профессионального стресса, которые могут быть вызваны различными факторами, связанными с трудовой деятельностью, с ролью работника в организации, с взаимоотношениями на работе, с деловой карьерой, с организационной структурой и психологическим климатом, неорганизационными факторами. Имеющиеся классификаций профессионального стресса, отличаются как степенью детализации, так и концептуальными подходами. Например, Ю.В. Щербатых [37] все факторы, вызывающие производственный стресс, предлагает условно разделить на объективные (мало зависящие от личности работника) и субъективные (развитие которых больше зависит от самого человека).

К первой группе (объективные факторы стресса) относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс-мажорные) обстоятельства. Следует отметить, что некоторые виды деятельности изначально предполагают наличие стрессогенных факторов, связанных с особенностями производства. Это пыль на цементном заводе, ядовитые испарения в химическом производстве, высокий уровень шума в ткацком цехе, жара в литейном производстве и т. д. В некоторых видах дельности эти вредные факторы действуют комбинированно — так, например, шахтеры работают в условиях замкнутого пространства, угольной пыли, высоких температур (в глубоких выработках) и психологического ожидания возможной аварии (взрыва метана, обвала горной породы и т. д.). Данные факторы производственной среды первично способствуют развитию биологического стресса, который затем может осложняться стрессом психологическим. Например, после Чернобыльской катастрофы у многих «ликвидаторов» на фоне первичного радиационного облучения, интенсивность которого была им неизвестна, развивалась радиофобия, приводившая к серьезному стрессу. К неблагоприятным условиям работы, провоцирующим развитие производственного стресса, можно отнести высокий темп деятельности (профессиональный спортсмен), длительную работу (шофер дальних рейсов), «рваный» темп деятельности (врач скорой помощи), повышенную ответственность (авиадиспетчер), значительные физические нагрузки (грузчик) и т. д.

Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличностные стрессы.

Первые могут возникать при общении с вышестоящими должностными лицами, подчиненными и коллегами по работе (равностатусными работниками). Руководитель достаточно часто является источником стресса для своего подчиненного, у которого может возникать стойкое психологическое напряжение по самым разнообразным причинам: из-за чрезмерного контроля со стороны руководителя, из-за его завышенных требований, недооценки его труда, отсутствия четких указаний и инструкций, грубого или пренебрежительного отношения к себе со стороны начальника и т. д. В свою очередь, подчиненные становятся источниками стресса для своих начальников из-за своей пассивности, излишней инициативности, некомпетентности, воровства, лени и т. д.

Группы факторов Факторы Краткая характеристика
Коммуникативные 1.Вертикальная структура 2.Горизонтальная структура Формальные отношения в системе подчиненности. Неформальные отношения с сотрудниками и клиентами.
Информационные 1.Алгоритмизация 2. Эвристичность Последовательность и упорядоченность операций. Объем творческого компонента труда.
Эмоциогенные 1.Ответственность 2. Опасность Мера влияния на судьбы других людей. Степень риска для своего здоровья и жизни.
Физиолого-гигиенические 1. Обитаемость 2. Ритмичность Вредные факторы рабочей среды Соотношение с биоритмами организма

38.Психогигиена профдеятельности

Основные задачи психогигиены профессиональной деятельности — разработка и осуществление совокупности мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья профессионала. Очевидно, что эти задачи не могут решаться в отрыве от общих проблем психогигиены. Кроме того, на производстве зачастую трудно выделить их из общей психологической работы, которая помимо психологической оптимизации деятельности всегда несет психотигиеническую нагрузку. Так, уже психологический профессиональный отбор имеет большое психогигиеническое значение, особенно в тех видах деятельности, которые связаны с работой в сложных или опасных условиях (риск, длительная изоляция, замкнутость пространства, тяжелые климатические условия и пр.). Но психотравмирующие факторы, которые могут привести к невротизации, имеются и в обычных широко распространенных профессиях, где отбор практически не проводится, — например, в деятельности учителя. В этих случаях психогигиенические функции необходимо передавать системе профориентации для выявления групп риска по отношению к воздействию профессиональных вредностей данной специальности. Здесь тесно переплетаются задачи психогигиены и психопрофилактики.

На этапе профессионального обучения основной задачей психогигиены выступает профилактика эмоциональной напряженности, дидактогений, т. е. психологических реакций на негативное воздействие педагога, а также переутомления, особенно частого в период экзаменационных сессий (Вопросы..., 1971).

В задачи психогигиены на этапе регулярной профессиональной деятельности входят изучение и предотвращение воздействия психотравмирующих факторов, непосредственно связанных с особенностями данной деятельности. Это прежде всего отрицательные факторы рабочей среды: высокие и низкие температуры, влажность, вибрация, шум и пр., негативное воздействие которых на психику человека достаточно подробно описано (напр.: Вопросы..., 1971). Эти факторы специфичны для каждого вида профессиональной деятельности. Существует также ряд неспецифических негативных факторов, которые могут возникать в любом виде профессиональной деятельности, Можно выделить две группы таких факторов.

1. Объективные—порождаемые условиями самой работы или неправильной ее организацией. Сюда относятся, например, переутомление, чрезмерная психическая напряженность, отрицательный социально-психологический климат и конфликты в коллективе, резкое изменение профессиональных требований в конкретной области.

2. Субъективные — прежде всего такие особенности личности, которые провоцируют чрезмерную чувствительность человека к определенным и, в значительной степени, естественным трудностям профессиональной деятельности. Отрицательное воздействие этих факторов может проявляться даже в объективно благоприятных условиях деятельности и приводить к возникновению негативных психических состояний и неврозов.

Обе группы факторов тесно связаны между собой. С одной стороны, длительное психотравмирующее воздействие объективных факторов может приводить к изменениям личности, нежелательным для данной деятельности и переводящим человека в группу риска. С другой стороны, субъективные факторы особенно негативно проявляют себя именно при дополнительном объективном воздействии отрицательных особенностей деятельности.

39.Феномен «эмоционального выгорания».Методы и методики диагностики,профилактики эмоционального выгорания

Эмоциональное выгорание – это своеобразная реакция организма человека на длительное воздействие профессиональных стрессов, проявляющаяся в умственном, физическом и психоэмоциональном истощении.

Впервые этот феномен был описан в США в 1974 году и получил название «burnout».
Синдром эмоционального выгорания рассматривается в психологии как следствие огромных эмоциональных затрат, при которых всегда требует общение с людьми. Подобному патологическому состоянию особенно подвержены люди таких профессий как, педагоги, медицинские работники, руководители предприятий, торговые представители, социальные работники и т.п.

На сегодняшний день имеется несколько классификаций, в соответствии с которыми синдром эмоционального выгорания разделяется на несколько стадий. Так, согласно динамической модели Е. Хартмана и Б. Перлмана, данное состояние проходит четыре стадии своего развития:

Первая стадия. На этой стадии патологии человек испытывает напряженность, которая может быть вызвана его неудовлетворением собственными профессиональными качествами или несоответствием работы ожиданиям и желаниям;

Вторая стадия. Этот этап сопровождается стрессом и его типичными проявлениями;

Третья стадия. Возникают аффективно-когнитивные, поведенческие, а также физиологические реакции;

Четвертая стадия. На этом этапе эмоциональное выгорание выступает в качестве многогранного переживания хронического стресса, проявляясь как психологическое и физическое истощение и переживание собственного неблагополучия.

Клинические проявления эмоционального выгорания условно делятся на три обширные группы: физические поведенческие и психологические. В первую группу входят такие симптомы, как синдром хронической усталости, проявления астении, головные боли, нарушения со стороны пищеварительной системы, потеря или стремительный набор массы тела, нарушения сна, артериальная гипертензия, тремор конечностей, тошнота, одышка, боли в сердце и т.д. Поведенческие и психологические признаки, которыми проявляется синдром эмоционального выгорания, заключаются в том, что больной начинает терять интерес к собственной работе, а ее выполнение становится все сложнее.

Профилактика описываемого синдрома крайне важна для представителей всех профессий, в особенности тех, что входят в группу риска. По мнению специалистов, эмоциональное выгорание можно предотвратить, если выработать для себя некий расслабляющий ритуал. Это может быть медитация, прослушивание любимой музыки и т.п. Кроме того, психологическое здоровье человека во многом зависит от таких факторов, как правильное питание, регулярные физические нагрузки. В ходе выполнения профессиональных обязанностей психологи советуют, научиться говорить «нет» там, где это необходимо, а также ежедневно устраивать небольшой «технологический» перерыв, полностью отстраняясь от работы хотя бы на несколько минут. Также мощным средством борьбы со стрессом является творчество, а потому для предупреждения эмоционального выгорания крайне важно развивать свое творческое начало. Профилактика профессиональных стрессов должна являться важной задачей и для руководителей. Демонстрация карьерных перспектив, грамотная система поощрений, по возможности внесение разнообразия в деятельность подчиненных, проведение совместных праздников и просто поддержание дружественной атмосферы в коллективе.


 

 


 

 

Принцип конфиденциальности деятельности психолога

Правило кодирования сведений психологического характера. Психолог обязан на всех материалах психологического характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв.

Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.

Правило корректного использования сведений психологического характера. Психолог должен достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать, и создать условия для выполнения этого соглашения.

Принцип осведомленного согласия требует, чтобы психолог, заказчик и испытуемый были извещены об этических принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие.

22.Специфика и принципы профессиональной диагностики

Цель профессиональной диагностики состоит в том, чтобы при помощи определенных психодиагностических средств и методов произвести объективную оценку способностей и деловых качеств человека и разработать практические рекомендации по совершенствованию его индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Основные принципы профессиональной диагностики:

1. Оценка личностных, интеллектуальных и индивидуально-психологических особенностей человека производится с определенной долей вероятности. Существует некоторое допущение о возможности незначительного или существенного, но в рамках индивидуального диапазона, изменения психологического качества.

Это означает, что оценка психологических качеств человека в процессе диагностики, в короткий промежуток времени и когда обследуемый находится в спокойном состоянии, может измениться, если он попадает в стрессовую ситуацию, переживает возрастные изменения или кризис.

2. Точность и прогностичность психодиагностической информации зависит также от таких факторов, как степень открытости человека в ходе тестирования, знания им своих особенностей, степень осознания им собственных психологических защит и установок, функционального состояния и настроения, желания или нежелания тестироваться.

3. Следует учитывать и тот факт, что одним из ведущих факторов внутреннего развития человека и, как следствие этого развития, изменения результатов психодиагностической оценки, выступает фактор волевой саморегуляции. Так, при психологическом тестировании могут быть выявлены те или иные недостатки или «слабые» качества индивидуальности, но за счет собственных активных усилий и воли человек способен преодолеть свою природу и достичь высоких результатов в профессиональной деятельности.

4. Результаты психодиагностического обследования не следует воспринимать однозначно, как обычно воспринимаются отметки в школе: «хорошие» или «плохие». Психодиагностические результаты - это есть отражение и фиксация конкретных особенностей индивидуальности человека, которые могут быть как «сильными» или способствующими высокому психологическому качеству жизни и успешности, так и «слабыми» или препятствующими эффективному поведению. Но в том и другом случаях социальная и психологическая ценность индивидуальности человека не снижается.

Выбор стиля профессиональной деятельности должен производиться с опорой на «сильные» стороны индивидуальности, которые могут компенсировать «слабые» стороны человека, как бы «затушевывать» их.

5. Следует учитывать, что «чистые» психологические типы имеют место только в теоретических концепциях в виде моделей. В реальных условиях, как правило, встречаются «смешанные» психологические типы, в которых могут проявляться в более или менее выраженной форме черты и свойства как одного типа, так и другого. Более того, в различных ситуациях человек склонен проявлять себя противоположным образом.

23.Уровни профдиагностики

Экспресс-диагностика. Характеризуется компактностью, экономичностью, простотой, возможностью проведения тестирования неспециалистами и самотестирования, возможностью выявления групп риска.Экспресс-диагностика на основе бланкового или компьютерного тестирования с немедленной обработкой предназначена для решения следующих задач:

• оперативное получение информации о некоторых профессионально важных качествах клиента, прежде всего о его профессиональных интересах и склонностях, а также общих способностях,

• выбор направления для профессионального обучения в соответствии с интересами, склонностями и способностями клиента,

• выявление лиц, нуждающихся в более серьезной и продолжительной работе, включая углубленную диагностику.

Использование методик экспресс-диагностики не является основанием для оценки профпригодности и выявления психологических противопоказаний к конкретным профессиям и недопустимо в целях профотбора.

Углубленная диагностика. Характеризуется максимальной валидностью и надежностью результатов, избыточностью получаемой информации, возможностью выявления профессиональных противопоказаний. К данной категории могут быть отнесены Патохарактеологический диагностический опросник Личко (ПДО), Миннесотский многошкальный личностный опросник (MMPI), Калифорнийский личностный опросник (CPI), тест структуры интеллекта Амтхауэра (IST), тест прогрессивных матриц Равена, Интеллектуальный тест Кеттелла, тест социального интеллекта•Гилфорда, тест работоспособности Ландольта, тест творческого мышления•Торренса, фрустрационный тест Розенцвейга и др.

Углубленная психологическая диагностика на основе индивидуального или группового бланкового тестирования с последующей компьютерной обработкой или на основе индивидуального тестирования на компьютере предназначена для решения следующих задач:

• прогнозирование вероятности и содержания затруднений в обучении, трудоустройстве и профессиональной деятельности,

• оценка психологической профессиональной пригодности к различным типам и классам профессий,

• выявление психологических противопоказаний к конкретной профессии,

• уточнение оценки нервно-психического состояния клиента и выявление скрытых психологических отклонений.

Использование методов углубленной психодиагностики для профориентации клиента целесообразно в случаях, когда:

• профессиональные интересы и склонности клиента слабо выражены или недостаточно дифференцированы,

• существует противоречие между профессиональными склонностями и представлениями клиента о своих профессиональных способностях,

• клиент стремится выбрать профессию, предъявляющую повышенные требования к человеку,

• нужна объективная информация о клиенте, необходимая для оказания ему психологической поддержки,

• специалист испытывает затруднения в работе с клиентом, вызванные теми или иными психологическими барьерами в общении или излишним эмоциональным напряжением клиента.

Глубинная диагностика. Предназначена для выявления скрытых или скрываемых мотивов, отношений, структуры сознания и бессознательных переживаний. Включает в себя ряд проективных и психосемантических методов, таких как методика рисуночных метафор «Жизненный путь», методика психосемантической диагностики скрытой мотивации (ПДСМ), методика цветовых метафор. В профконсультировании методы глубинной диагностики могут использоваться для определения подлинных мотивов выбора профессии, интересов и увлечений, отношения к учебе, работе и другим видам деятельности, отношения к себе и другим людям, ведущих жизненных ценностей, планов и представлений о будущем, содержания забот, источников страхов, проблем, вытесненных комплексов и т. д.

Психокоррекция. Психокоррекционные средства могут включать в себя широкий спектр индивидуальных и групповых техник психологического воздействия, разработанных в рамках различных направлений консультирования и психотерапии: группового и аутотренинга, НЛП и гештальт-терапии, позитивной и краткосрочной психотерапии, психосинтеза и транзактного анализа. Воздействия могут быть директивными и недирективными, вербальными и невербальными, когнитивными, аффективными и поведенческими. Они могут использовать трансовые, суггестивные, релаксационные и метафорические методы, техники интерпретации, обратной связи, активного слушания, открытых и закрытых вопросов, отреагирования, рефрейминга, взгляда из будущего, парадоксальных инструкций, воображения, ассоциаций, «горячего стула», анализа невербального поведения, языковых замен, проективных перевоплощений, ведения дневника, ролевых игр и др.

Не исключены при этом и психологические тесты. Тестирование в целях психологической поддержки и психокоррекции может использоваться для решения следующих задач:

• облегчение установления контакта с клиентом,

• снижение уровня эмоционального напряжения клиента,

• получение более глубокой и разносторонней информации о личности клиента, содержании его проблем, возможных причинах затруднений,

• выявление скрытых психологических ресурсов и возможностей личности клиента,

• выбор направления, формы и средств психологической коррекции,

• предоставление клиенту диагностической информации в целях коррекции его представлений и отношений,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.074 с.)