Организационные основы противодействия коррупции на государственной службе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационные основы противодействия коррупции на государственной службе



Институт государственной службы является неотъемлемой составляющей государст­венности, а государственные служащие — основными исполнителями происходящих изменений в стране.

Государственная служба - это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практической деятельности всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета (т.е. от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрацию государственных (казённых) предприятий. Достаточно точно понятие государственной службы отражено в Законе РК «О государственной службе»

Принципы, на которых основана государственная служба в РК провозглашены в статье 3 Закона РК «О государственной службе».

В Казахстане заложена основа профессиональной государственной службы, построенной на принципах меритократии (признания заслуг), эффективности, транспарентности и равенства.

История развития государственной службы показывает, что она, в силу целого ряда причин как объективного, так и субъективного характера, связана с коррупцией.

Коррупция в органах государственной власти представляет собой симбиоз монополии власти, дискреционных полномочий государственных служащих в принятии решений и отсутствия жесткой правовой подотчетности и подконтрольности чиновников.

Как показывает практика, коррупция разрушает всю систему государственного управления, способствует падению авторитета государственной власти и престижа государственной службы.

Различные исследования показывают, что коррупция возникает именно в тех сферах, где государственные служащие реализуют организационные, исполнительно-распорядительные, контрольно-надзорные, юрисдикционные, а также разрешительные полномочия.

Одной из главных целей государственной антикоррупционной политики является восстановление и усиление престижа государства, как на внутренней, так и на международной арене, преодоление кризиса доверия граждан к государственной власти.

Совершенствование антикоррупционного законодательства и проведение реформ государственной службы сформировали организационно-правовые основы, являющиеся наиболее эффективными средствами противодействия коррупции.

Организационные основы противодействия коррупции на государственной службе направлены на усиление ограничительного режима для государственных структур, решение конфликта интересов, ужесточение ответственности за коррупционные преступления, сделан упор на расширение предупреждения и профилактики коррупционных правонарушений.

Организационные основы противодействия коррупции в сфере государственной службы реализуются в:

- Законе РК «О государственной службе»;

- Законе РК «О борьбе с коррупцией»;

-Концепции новой модели государственной службы Республики Казахстан

-Законе РК от 14.12.12 г. № 59-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы».

13.К организационным основам противодействия коррупции следует отнести:

Ø Внедрение института ротации государственных служащих

Ø Выработка антикоррупционного поведения государственных служащих

Ø Введение ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе.

Ø Повышение профессионализации и эффективности государственного аппарата через внедрение эффективных и прозрачных механизмов поступления на государственную службу.

Ø Регулирование конфликта интересов.

Ø Социальная защита государственных служащих.

Ø Ответственность за коррупционные правонарушения

Внедрение организационных основ противодействия коррупции на государственной службе, направленных на профилактику коррупции среди государственных служащих, приведет к высокоэффективному управлению страной, преодолению коррупции, решению поставленных Главой государства и Правительством задач в оптимальные сроки и с максимальной отдачей. Все это, в конечном счете, служит единой цели - выходу страны на качественно новый уровень менеджмента и, как результат, повышению благосостояния граждан.

 

Праксеологические возможности различных антикоррупционных концепций, стратегий, программ и других инициатив.

Содержание проекта «Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан до 2025 года». Антикоррупционная выставка как неотъемлемая часть ЭКСПО-2017.

Одним из наиболее интересных и эффективных можно признать праксеологический подход.

ПРАКСЕОЛОГИЯ (греч praxis - действие) - философская концепция деятельности, имеющая в настоящее время статус программно-концептуального проекта; проект праксеологии как специальной научной дисциплины, презентующей общую теорию организации деятельности, наиболее глубоко разработанная польским логиком и философом Тадеушем Котарбиньским (31 марта 1886 г. - 3 октября 1981 г.).

Программа праксеологии была призвана синтезировать идущие от нужд практической деятельности разработки в области (научной) организации труда, интерпретируя в своем содержании их общие схемы и принципы, разработанные в методологии и логике науки.

Авторы антикоррупционных стратегически концептуальных программ должны исходить в своей деятельности из того, что рациональное постижение общего блага обусловливает необходимость одновременно познавательных и оценочных действий человека для постижения как фактического состояния общества, так и его возможного идеального состояния, для анализа не только того, что есть, но и того, как должно быть, с переходом в движении и действии от созерцательного “бытие — истина” к “развиваемо-действующему” праксеологическому подходу как предпосылке реализации законов бытия и совершенства.

Если мы введем буквенные символы и обозначим буквой L совокупность знаний, а буквой S — деятельность, то соотношение L/S и характеризует праксеологический подход, показывая, до какой степени всеобщее общественное знание превратилось в непосредственную производительную силу.

Поскольку праксеологический подход формирует две стороны отношений — знание и деятельность, между ними есть противоречие и единство, которые и должны учитывать авторы программных документов.

Праксеологические возможности различных антикоррупционных концепций, стратегий, программ и инициатив позволяют учитывать ряд ключевых моментов:

1) Всеобщее общественное знание имеет довольно сложную иерархическую структуру.

2) Каждый человек застает определенный уровень знаний, какую-то систему идей и теорий, отражающих объективную деятельность и являющихся результатом предшествующей познавательной деятельности сообщества, достигнутого им эмпирического знания в результате его духовной деятельности, т. е. продукта общественно-трудовой и мыслительной деятельности людей предшествующих поколений.

3) Воплощаемые в языке готовые знания человек должен не только освоить, с тем чтобы развивать свои духовные способности, но и вовлечь в свою деятельность в форме всеобщности, превращая знания в элемент сознания и формируя себя как активного творца, как сознательного участника создаваемого нового общества (свободного от коррупции), его подлинного становления и развития, перехода на новую ступень жизнедеятельного бытия.

Содержание проекта «Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан до 2025 года».

Коррупция - это достаточно неприятная проблема: она окружена ореолом табу, стыда, жадности и презрения. Кроме того, это смутный и трудноуловимый феномен. Таким образом, можно предположить, что более эффективное противостояние коррупции возможно при концентрации на позитивных вопросах, таких как совершенствование государственной службы с помощью электронного правительства или путем признания важности этики государственной службы. В результате должностные лица воздерживались бы от коррупции не только из-за риска быть разоблаченными и из-за строгости наказания, а потому, что это нарушало бы их собственное представление о своей роли как государственных служащих.

В этом контексте исследования успешности предыдущих антикоррупционных стратегий свидетельствуют, что «борьба с коррупцией, непосредственно направленная на нее (с использованием мер административной и уголовной ответственности), не всегда является оптимальным подходом. Скорее можно предположить, что подход, концентрирующийся на широком распространении «противоядия» от коррупции, такого как прозрачность и подотчетность, окажется более действенным. Еще один базовый вопрос, требующий рассмотрения: «Хочет ли государственная власть формулировать „негативный", антикоррупционный посыл или „позитивный", то есть нацеленный на добропорядочность и прозрачность?». Такой подход может быть более приемлемым в личном плане для тех, кто подвержен угрозе коррупции.

Применяемый в настоящее время формат среднесрочного планирования антикоррупционной деятельности позволяет оперативно принимать законодательные, организационные и профилактические меры в ответ на непрерывно появляющиеся новые проявления и формы коррупции.

В этой связи назрела объективная необходимость в формировании и реализации антикоррупционной политики на долгосрочную перспективу. Наиболее актуальные антикоррупционные меры целесообразно претворять в жизнь путем принятия среднесрочных планов мероприятий во исполнение основной стратегии.

Единая национальная стратегия противодействия коррупции является не единственным вариантом формулирования политического курса в стране. В этом смысле Статья 5 Конвенции ООН против коррупции призывает к созданию не одной общей политики, а «согласованных политических документов по противодействию коррупции». Страны внедряют стратегии противодействия коррупции на региональном и местном, а также на отраслевом уровне.

Значение региональных, местных стратегий зависит от степени децентрализации страны. К примеру, в то время как в Молдове местные власти принимают соответствующие решения и распределяют значительные бюджетные средства, подавляющее большинство решений в Грузии, как указано в отчетах, принимается на центральном уровне; местные организации самоуправления имеют в своем распоряжении крайне ограниченные средства

В соответствии с поручением Главы государства, прозвучавшем в ежегодном Послании Главы государства народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее», во исполнение пункта 33 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания в мае 2014 года создана рабочая группа по разработке Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан, возглавляемая Премьер-министром РК – К.К. Масимовым. В составе рабочей группы создана межведомственная экспертная группа при Администрации Президента Республики Казахстан, которая непосредственно готовила текст «Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан до 2025 года» и Плана её реализации на 2015-2017 годы и согласовывала содержание этих документов со всеми государственными органами, неправительственными организациями, общественными объединениями, зарубежными и отечественными экспертами и международными организациями.

Экспертная группа глубоко изучила аналогичные стратегии и планы стран с минимальным уровнем коррупции (Скандинавские, Западноевропейские и страны Юго-восточной Азии), а также государств ближнего зарубежья, рекомендации международного сообщества, положения международных актов, ратифицированных Республикой Казахстан, а также отечественное антикоррупционное законодательство.

Проведён глубокий анализ ситуации в государственном, квазигосударственном и негосударственном секторах. Дана оценка масштабам и глубине проблем. Определены вероятные направления по исправлению положения. Исходя из приоритетности, обозначены основные направления противодействия коррупции.

С учётом всех мнений, положений, реальной ситуации в стране на текущий момент и большим научно-практическим потенциалом авторов группой разработан Проект «Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан до 2025 года» и План реализации Стратегии на 2015-2017 годы. Вышеуказанные документы находятся на рассмотрении в Государственно-правовом отделе Администрации Президента РК.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.01 с.)