ТЕМА 1. Объект, предмет, задачи и методы психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. Объект, предмет, задачи и методы психологии



ПСИХОЛОГИЯ

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Квалификация выпускника «бакалавр»

Профиль подготовки гражданско-правовой

Форма обучения - заочная

Срок освоения ООП - 5 лет, год набора 2014 год


 

Рабочая программа дисциплины «Психология»

 

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 (030900.62) «Юриспруденция», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464.

 

 

Программу составил(и):

Рогозина Т.И., доцент кафедры философии и психологии, кандидат психологических наук

 

Эксперт(ы):

Трофимов М.Ю., кандидат философских наук, доцент кафедры философии и психологии ЧОУ ВПО «ОмЮА»

Таратенко О.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы НОУ ВПО «ОмГА»


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Разделы рабочей программы

1. Цели освоения дисциплины.

2. Место дисциплины в структуре отдельной образовательной программы.

3. Структура и содержание дисциплины.

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

5. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

 

Приложения к рабочей программе дисциплины

Приложение 1. Технологии и формы преподавания.

Приложение 2. Технологии и формы обучения.

Приложение 3. Оценочные средства и методики их применения.


 

ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основными целями учебной дисциплины «Психология» являются:

– изучение закономерностей общепсихологических знаний и выработка способности применять их в области правового регулирования и юридической деятельности.

- осуществление синтеза знаний психологического и юридического плана;

- раскрытие деятельности субъектов правоотношений, а также их психологических состояний в ситуациях правоприменения и правоохранения.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

- усвоение основных базовых понятий по курсу общей и юридической психологии, являющихся теоретическим фундаментом будущей профессии юриста;

- формирование представлений о явлениях психики, закономерностях ее проявления, факторах и условиях развития, в психологии и правовой науке, дефектах правосознания и возможностях его коррекции в системе социальных и правоохранительных институтов;

- усвоение психологических основ предварительного расследования, следствия по делам несовершеннолетних, психологии судебной деятельности, выявить психологические особенности судопроизводства;

-формирование представления о профессионально-значимых качествах специалистов юридических профессий, формирование установки на саморазвитие личности и постоянное профессиональное развитие;

-формирование активной профессиональной позиции;

-развитие познавательной активности в процессе обсуждения теоретического научного материала и фактов правовой практики;

-формирование умений в определении психических свойств, состояний и свойств индивида в ситуациях правоприменения и правохранения.

Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:

общекультурных:

ОК-1 – осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;

ОК-3 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-4 – способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-5 – обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-7 – стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

ОК-8 – способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОК-9 – способен анализировать социально значимые проблемы и процессы; профессиональных:

ПК-2 – способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

ПК-11 – способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

ПК-14 – готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;

ПК-16 – способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;

ПК-17 – способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне;

ПК-18 – способен управлять самостоятельной работой обучающихся.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

– основные концепции и категории психологии;

– основные психологические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики;

– психологические методы познания и самопознания, регуляции и саморегуляции, развития и саморазвития;

- возрастную специфику проявления личности на различных этапах жизнедеятельности;

- структуру психической жизни личности, специфику ее проявления на каждом из уровней детерминации поведения: организменном, индивидном, индивидуальном, личностном;

- основные факторы формирования, развития и функционирования сознания и самосознания личности, а также специфические закономерности проявления правосознания последней;

- целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможности современных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественно научное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

– системный подход, для прогнозирования различных психических процессов и психических явлений, для осуществления их количественного и качественного анализа;

- сущностные связи между психическими феноменами и социальными явлениями, происходящими в обществе;

- основные психологические компоненты, определяющие, мотивирующие и обуславливающие поведение личности в системе правоотношений;

- сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;

Уметь:

- диагностировать основные психические проявления личности в сфере правоотношений в зависимости от социальных условий, внешних обстоятельств и индивидуальных качеств человека;

- обеспечивать необходимую помощь в качестве специалиста в процессе судопроизводства;

- устанавливать психологический контакт с людьми независимо от их правового, процессуального или должностного статусов;

– давать психологическую характеристику личности; интерпретацию собственного психического состояния;

– на научной основе организовывать свой труд;

– использовать результаты психологического анализа личности в интересах повышения эффективности работы;

Владеть:

– основным категориальным аппаратом психологической науки: психика, сознание, бессознательное, личность, индивид, мотивационная сфера, поведение, деятельность, волевая регуляция, саморегуляция, психические процессы, стресс, нервно-психическая устойчивость, фрустрация, аффект, темперамент, акцентуация характера, способности и др.;

– методами анализа психической сферы личности: анализом неосознаваемых и осознаваемых психических процессов, состояний и свойств личности, детерминирующих поведение и поступки человека в социальной среде;

– способами обобщения имеющейся информации о психической сфере личности с целью диагностики и регуляции поведения человека в правовом поле;

– приемами оценивания уровня своих профессиональных способностей;

– методиками саморегуляции основных психических функций в различных условиях деятельности;

– навыками работы с психологической литературой, с материалами конкретных психологических исследований по тематике, близкой к их профессиональной деятельности;

– навыками практического использования полученных психологических знаний в различных условиях деятельности.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Психология» относится к вариативной части гуманитарного цикла дисциплин направления подготовки «Юриспруденция».

Необходимым условием для освоения дисциплины являются:

знание общих основ психологии; основных базовых понятий по курсу общей психологии; основных психологических функций и их физиологических механизмов; соотношения природных и социальных факторов в становлении психики;

умения создавать условия для оптимизации процессов деятельности в разных направлениях юриспруденции;

владение возрастной спецификой проявления личности на различных этапах жизнедеятельности; структурой психической жизни личности,

Дисциплина «Психология» направлена на повышение психологической культуры будущих специалистов. Психологическая культура включает в себя три элемента: познание себя, познание другого человека, умение общаться и регулировать свое поведение.

Чтобы научиться планировать и прогнозировать развитие своей профессиональной деятельности, необходимо овладение этими элементами, которые в свою очередь базируются на теоретических знаниях, практических умениях и навыках.

В связи с этим обсуждаются вопросы, связанные с проблемой личности в психологии. Формируемые психологические знания и умения способствуют формированию профессионально значимых качеств личности, а также позволяют студентам увидеть свои перспективы личностного и профессионального роста.

Содержание дисциплины дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием дисциплин: «Философия», а также служит основой для освоения дисциплин «Социология», «Профессиональная этика», «Юридическая этика», «Криминалистика» и др. Содержание дисциплины позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

 

В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:

 

Код компетен-ции Наименование компетенции, формируемой в рамках освоения дисциплины Предшествующие дисциплины, формирующие указанную компетенцию Последующие дисциплины, формирующие указанную компетенцию
Общекультурные компетенции
ОК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания Иностранный язык в сфере юриспруденции, Экономика, Русский язык и культура речи, Профессионально-ориентированная риторика, Педагогика,   Юридическая психология, Социология, Менеджмент, Профессиональная этика, Психология профессионального общения
ОК-3 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения Иностранный язык в сфере юриспруденции, Экономика, Безопасность жизнедеятельности, Русский язык и культура речи, Педагогика, Профессионально-ориентированная риторика, Политология   Философия, Профессиональная этика, Менеджмент, Юридическая психология, Социология  
ОК-4 способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь Иностранный язык в сфере юриспруденции, Экономика, Безопасность жизнедеятельности, Русский язык и культура речи, Педагогика, Профессионально-ориентированная риторика, Политология   Философия, Менеджмент, Юридическая психология, Социология
ОК-5 обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе Иностранный язык в сфере юриспруденции, Экономика, Безопасность жизнедеятельности, Русский язык и культура речи, Профессионально-ориентированная риторика, Педагогика Профессиональная этика, Юридическая психология, Социология
ОК-7 стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства Экономика, Профессионально-ориентированная риторика, Педагогика, Политология Философия, Социология, Профессиональная этика,  
ОК-8 способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач Иностранный язык в сфере юриспруденции, Экономика, Политология, Педагогика   Философия, Менеджмент, Юридическая психология, Социология  
ОК-9 способен анализировать социально значимые проблемы и процессы Иностранный язык в сфере юриспруденции, Экономика, Политология, Педагогика   Философия, Профессиональная этика, Менеджмент, Юридическая психология, Социология  
Профессиональные компетенции
ПК-2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры   Профессиональная этика, Юридическая психология, Социология,  
ПК-11 способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению   Юридическая психология
ПК-14 готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции   Юридическая психология
ПК-16 способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности   Профессиональная этика, Юридическая психология
ПК-17 способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне   Профессиональная этика
ПК-18 способен управлять самостоятельной работой обучающихся Иностранный язык в сфере юриспруденции Юридическая психология

 

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Содержание дисциплины

 

Понятие о психике человека. Современные представления об этапах развития психики. Регулирующие функции психики. Пассивная и активная адаптация. Специфика психического отражения. Ощущение как первичный уровень психического отражения. Этапы развития психики животных. Психика как субъективное отражение объективного мира. Объективная реальность, ее компоненты. Особенности восприятия объективной реальности психикой. Субъективная реальность. Структура субъективной реальности. Психический образ, его особенности и функции. Соотношение субъективной и объективной реальности.

 

ТЕМА 3. Психика и организм. Психика поведение и деятельность. Активность психики. Уровни саморегуляции активности

Организм. Компоненты влияния природы на психику. Особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии, уровень гормональной активности. Сравнительный анализ особенностей деятельности животных и человека. Понятие деятельности. Проблема деятельности в психологии. Определение деятельности. Основные характеристики деятельности.

Структура деятельности. Компоненты действия и их функция. Процессы деятельности. Потребности. Гомеостатическое поведение. Понятие активности как всеобщей характеристики живых существ. Взаимосвязь активности с деятельностью, действиями и целями субъекта. Надситуативная и ситуативная активность. Активность личностная. Саморегуляция психическая. Структура саморегуляции: цель, значимые условия деятельности, программа действий, критерии успешности, информация о достигнутых результатах, оценка результатов. Методы и методики исследования активности и саморегуляции.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учеб. пособие / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010. - 582 с. - (Учебник для вузов). - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-272-00062

 

б) дополнительная литература:

1. Гуревич П. С. Психология: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 320 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8120.

2. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии [Электронный ресурс]: учебник/ Немов Р.С. - Электрон. текстовые данные. - М.: Владос, 2013. - 687 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14187.

3. Ступницкий В. П. Психология [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Ступницкий В. П., Щербакова О. И., Степанов В. Е. - Электрон. текстовые данные. - М.: Дашков и К, 2014. - 518 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24808.

 

в) рекомендуемая литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование = Psychological Testing / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е изд.. - СПб.: Питер, 2009. - 687 с.

2. Изард К. Психология эмоций = The Psychology of Emotions: пер. с англ. / К. Изард. - СПб.: Питер, 2009. - 460 с.

3. Крайг Г. Психология развития = Human Development: пер. с англ. / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд..- СПб.: Питер, 2008. - 939 с.

4. Лейбин В. М. Психоанализ: учеб. пособие / В. М. Лейбин. - 2-е изд..-СПб.: Питер, 2008. - 586 с.

5. Машков В. Н. Дифференциальная психология человека: учеб. пособие / В. Н. Машков. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

6. Некрасов А. Жизнь без кризисов. Кризис открывает ваши возможности / А. Некрасов. - М.: АСТ, 2009. - 255 с.

7. Немов Р. С.Общая психология: в 3-х т. / Р. С. Немов. - М.: Юрайт Т. 3: Психология личности: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - 2012. - 739 с.

8. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология: учеб. пособие / Е. А. Сорокоумова. - СПб.: Питер, 2009. - 208 с.

9. Столяренко А. М. Психология и педагогика = Psychology and Pedagogy: учебник / А. М. Столяренко. - 3-е изд., доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 543 с.

г) программное обеспечение, Интернет-ресурсы, электронно-библиотечные системы:

http://www.psychiatry.ru/library (библиотека литературы по психиатрии и психологии)

http://www.iprbookshop.ru – электронно-библиотечная система IPRbooks.

5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Мультимедийные средства.

2. Ноутбук для каждого студента.


Приложение 1
к рабочей программе дисциплины
«Психология»

Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя

I. Образовательные технологии

Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:

 

Информационные технологии – обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам (теоретически к неограниченному объему и скорости доступа), увеличения контактного взаимодействия с преподавателем, построения индивидуальных траекторий подготовки и объективного контроля и мониторинга знаний студентов по темам №1, 4, 7, 8.

Работа в команде – совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности по темам №4, 8.

Case-study -анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений по темам №1, 4, 7, 8.

Проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы по темам №1-10.

Индивидуальное обучение – выстраивание студентом собственной образовательной траектории на основе формирования индивидуальной образовательной программы с учетом интересов студента (для студентов желающих участвовать в научных конференциях и межвузовской олимпиаде по психологии).

Междисциплинарное обучение – использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи по темам №1.

Опережающая самостоятельная работа – изучение студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий по теме №2, 3, 5. 6, 9, 10.

Интерактивные технологии (100% аудиторных занятий):

1. работа в малых группах –2 часа;

2. лекции с проблемным изложением – 4часа;

3. использование средств мультимедиа – 8 часов;

4. метод – проектов – 2 часа.

II. Виды и содержание учебных занятий

Самостоятельное изучение теоретического материала

Понятие о психике человека.

 

В переводе с древнегреческого «психология» — это наука о душе, и, следовательно, ее предметом является «душа», или психика. Но что такое пси­хика и психические явления? Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающе­еся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной жи­вой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими воз­можность существования психики. Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир: высокоор­ганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью по­лучения информации об окружающем ее мире. В то же время получение инфор­мации связано с созданием образа, который с определенной мерой точности являет­ся копией материальных объектов реального мира. В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире (пример бакалавриат, магистратура) служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формиро­вания его поведения, что в целом определяет возможность относительно длитель­ного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реаги­ровать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды. Традиционно дают определение понятию психикикак свойства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях. Этимологически слово «психика» (по-гречески «душа») имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это: отражаемое (весь мир), отражающая система, отраженное (психическое явление). Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика — это «субъективный образ объективного мира»,это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта. Но в этимологии слова «психика» содержится и другой смысл. Прислушаемся к следующим высказываниям: «душа вышла из тела», «душа ушла в пятки от страха», «волнение души» — здесь мы слышим движение. А движется всегда что-то, должен быть некоторый субстрат движения. В сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается проблема субстрата психики. Проблема может ставиться так: психикаэто просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы, или психика имеет также свой специфический субстрат! При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека. Тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности и психики. Хотя головной мозг — это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, ее источником является внешний мир. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразование сигналов, совершающееся в мозге, воспринимается человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Еще К. Маркс писал, что «световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз».Отсюда понятно, что характеристики психических процессов не выводятся только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов в теории психофизиологического параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое составляют 2 ряда явлений, которые звено за звеном соответствуют друг другу, но вместе с тем — как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Т. о. предполагается наличие «души», которая связана с телом, но живет по своим законам. Теория механического тождества, 'напротив, утверждает, что психические процессы по сути есть физиологические процессы, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними. Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны. В концепции френологии предполагалось, что существует жесткая однозначная связь между каждым участком мозга и определенной психической функцией, и если какой-либо участок мозга чрезмерно развит, даже «выпячиваясь в виде шишки на черепе», то соответственно очень развита та психическая функция, которая реализуется этим участком мозга. Френологи составляли «карты шишек и впадин черепа» и ставили им в соответствие определенные психические функции. Однако взаимосвязь психических функций и мозга оказалась значительно сложнее, чем предполагали френологи. Тут мы должны обратить внимание еще на одну важную особенность психики человека — человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере 3 составляющих: внешний мир, природа, ее отражение — полноценная деятельность мозга — взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы. Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение, эмоциональные — активные и пассивные переживания, волевые — решение, исполнение, волевое усиление и т. д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. Психические состояния. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздраженное и т. д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом состоянии личности, которое называют вдохновением. Психические свойства. Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающий определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно является результатом отражательной и практической деятельности. Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. Отсюда можно выделить свойства интеллектуальной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума, волевые — решительность, настойчивость, эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п. Психические свойства не сосуществуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: 1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности — характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

 

Самостоятельное изучение теоретического материала.

Таблица 1

Функции левого полушария Функции правого полушария
Хронологический порядок Текущее время
Чтение карт, схем Конкретное пространство
Запоминание имен, слов, символов Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей
Речевая активность, чувствительность к смыслу Восприятие эмоционального состояния
Видение мира веселым, легким Видение мира мрачным
Детальное восприятие Целостное, образное восприятие

 

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека. Асимметрия полушарий мозга — это динамическое образование. В процессе онтогенеза происходит постепенное нарастание асимметрии мозга (наибольшая выраженность асимметрии полушарий наблюдается в среднем возрасте, а к старости постепенно нивелируется). В случае поражения одного полушария возможна частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы одного полушария за счет другого. Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозге двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества. Но следует подчеркнуть, что в норме осуществление любой функции — это результат работы всего мозга, и левого, и правого полушария. Для изучения работы изолированного полушария применяют такой прием: у каждого полушария есть своя сонная артерия, по которой к нему поступает кровь. Если в эту артерию ввести наркотизирующее средство, то получившее его полушарие быстро заснет, а другое, прежде чем присоединится к первому, успеет проявить свою сущность. Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то с эмоциональным состоянием творятся чудеса. Человека охватывает эйфория: он беспрерывно сыплет глупыми шутками, он беззаботен даже тогда, когда правое полушарие у него не «отключено», а по-настоящему вышло из строя, из-за кровоизлияния, например. Но главное — словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями. Правда, голос при этом иногда становится сиплым, человек гнусавит, сюсюкает, шепелявит, ставит ударения не на тех слогах, во фразах выделяет интонацией предлоги и союзы. Все это



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.086 с.)