Анализ историко-культурного потенциала Большеигнатовского района 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ историко-культурного потенциала Большеигнатовского района



Спасо-Преображенская пустынь имеет народное, самое распространенное и наиболее узнаваемое название - Старцев Угол, расположена на границе Большеигнатовского района Мордовии и Сеченовского района Нижегородской области у села Горки. Мордовия считает этот монастырь своим, Нижегородчина своим, ведь на протяжении XX века границы постоянно менялись (рисунок 23).

 

И вот сейчас то место, где был монастырь времен царя Алексея Михайловича, относится к нижегородской стороне, а первый монастырь, где, по старинной легенде, храм ушел под землю, находится на мордовской стороне.

Немало святых людей посещали эту пустынь, такие как Серафим Саровский и святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Здесь было явлено и немало местночтимых старцев, молитвами которых исцелялись тяжелобольные и устраивались судьбы многих благочестивых христиан.

Именно от обилия духоносных старцев и происходит народное название - Старцев Угол.

История Старцева Угла ведет начало от времен похода на Казань. Здесь царю Иоанну Грозному явился святитель Спиридон Тримифунтский и предсказал победу русского воинства над Казанским царством. В память об этом на пожалованные царем средства был построен каменный храм - тот самый, впоследствии ушедший под землю.

В одной из челобитных 1685 года Преображенские монахи писали, что их пустынь существует со времен царя Михаила Федоровича и что ставилась она по грамоте Патриарха Иосифа, то есть между 1641 и 1645 годами.

В екатерининские времена монахов передают в Алатырский Свято-Троицкий монастырь.

Последний храм Старцева Угла был продан на дрова из-за ветхости в конце XIX столетия, чтобы отапливать церковь в соседнем селе, но, как вспоминают старожилы, уже проданный на дрова Спиридонов храм простоял вплоть до 1930-х годов.

После революции два схимника близ обители ушли в затвор. Они жили в пещерках, за ними долго охотились, но собаки никогда не находили их следов: монахи уходили по воде и вход в пещерки устраивали так, чтобы перед ним была лужа. Тайно, под видом печников, бывали в Старцевом Углу митрополиты Иоанн (Снычев) и Мануил (Лемешевский).

Много интересных легенд и поверий вокруг этого святого места. Так, после войны верующие сельчанки пришли убирать к празднику часовни, а их тогда было четыре - на кладбище и на всех трех источниках. Вдова Аграфена присела на лавочке у Спиридонова колодца, смотрит на Святую горку и вдруг видит - горка раскрылась и оттуда выезжает на коне огненный Ангел. Белые ризы сверкают, как молнии. В страхе она перекрестилась и его перекрестила - но он не исчез. Ангел объехал вокруг Аграфены и обратился старцем. Взял за руку и увел с собой внутрь горки. Видела она там других старцев, стояла на их службе. И приняла там монашеский постриг.

Три дня она там пропадала, а кто говорит - семь. Ей же показалось, что она в этой церкви подземной сутки пробыла.

Известно, что схимонахиня Маргарита была строительницей последней женской общины в Старцевом Углу.

Общину не успели зарегистрировать, потому что перед самой революцией она только еще строилась. Были обустроены кельи, поставлена часовня, но единственный храм официально считался храмом на погосте, священника при храме не было.

В лихие годы насельниц разогнали, землю отобрали. Чтобы уничтожить и саму память о Старцевом Угле, кельи разобрали, сруб храма увезли, часовню сожгли. Матушка Маргарита пошла в село Сеченово Нижегородской области, к которому относился Старцев Угол, искать правду. Она шла на страдание, прозорливая матушка знала, что ей надлежит принять от безбожников тяжкие муки. Так и стало - матушку расстреляли, но Господь оставил ее в живых, люди ее выкопали и спасли...

Ныне монастырь возрождается, составлен генеральный план будущей обители, оформлена земля, завезены необходимые строительные материалы, и строители начали возводить первое монастырское здание.

Рисунок 23 – Старцев Угол

На территории района в 1958 году было обнаружено древнейшее захоронение мордовского воина, а в 1962 по 1963 год, проведены раскопки во главе археологом, профессором истории МГУ Степановым. Подобного комплексного захоронения времен расцвета римской империи в Поволжском регионе больше не встречалось. Раскопки, позволили открыть целый пласт истории. Обнаруженные во время раскопок экспонаты хранятся в Русском Государственном музее в Москве.

Многие европейские историки полагали, что на мордовских землях в 2-1 в до н.э. жили варвары, которые занимались только охотой и собирательством. Наследие Андреевского кургана (рисунок 24) доказало: не только римская империя развивалась и процветала. На наших землях жили прекрасные воины, обмундирование которых удивило многих современных историков. Погребенный в кургане воин был в полном военном обличье: кольчуге, военном шлеме, с двумя мечами из дамасской стали, копьем, богатым поясом. Рядом были захоронены два его оруженосца, наложницы, боевой конь. В обиход исторических изданий это место вошло как «Андреевский курган». К сожалению, после раскопок и взятия ценных археологических находок, это место распахано и ни чем оно не отмечено.

Рисунок 24 – Андреевский курган

Андреевский курган — выдающийся археологический памятник 1-2 вв. н. э. у села Андреевка Большеигнатовского района. Здесь в одном памятнике оказались две различных группы захоронений, в то же время в какой-то степени близких. Совершенно отчетливо выступают два этапа жизни людей, оставивших грунтовые захоронения и погребения в насыпи.

Во всем районе не сохранилось ни одного старого храма, все они были разрушены в советское время.

Так и Михаило-Архангельский храм в Большом Игнатове до нашего времени не дожил (рисунок 25).

Новая деревянная Михаило-Архангельская церковь была построена в 1990-х годах на средства прихожан и благотворителей.

В храме хранятся честные останки священника Константина Подгорского, казненного большевиками в 1918 году, обретенные в 2001 году.

К мощам открылось паломничество.

В Михаило-Архангельском храме села Большое Игнатово хранится непримечательная с виду икона, писанная на листе жести не иконописцем, а одним из последних старцев дореволюционной пустыни схимонахом Михаилом. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» была написана в день, когда государь Николай II отрекся от престола. «Но как Божия Мать не умерла, а лишь уснула, так и Россия еще проснется от своего сна», - сказал схимонах Михаил.

18 июня 1996 года она спасла Большое Игнатово от неслыханного урагана, причинившего много бед окрестным селам.

Местный батюшка с молитвой вынес ее из храма, воздел ввысь - и надвигавшаяся на село страшная черная туча словно раскололась о невидимую стену...

В первую годовщину обретения мощей убиенного иерея Константина в храм залетели три роя пчел и облепили закрытый гроб с мощами и эту икону.

Пчелы никому не причинили вреда, и только сладкие потеки меда на погребальном покрове и на иконе свидетельствовали о чудесном посещении.

Рисунок 25 - Церковь Михаила Архангела

Гроб с мощами, покрытый белым тюлевым покровом, стоит у Царских врат, за храмовым Распятием (рисунок 26). У изголовья - старинная икона Святителя Николая, и это видится неслучайным, ведь последние годы служения отца Константина прошли в Никольской церкви села Киржеманы. С другой стороны - икона Царственных Мучеников, которых священник Константин до последнего дня безбоязненно поминал с амвона.

Одна за другой подходят к гробу прихожанки, прикладываются с земными поклонами. Прикладываемся и мы, с замирающими от волнения сердцами. Вот они, честные мощи пастыря, положившего душу за овцы своя, отвергшегося себя и взявшего крест Христов на рамо свое и пронесшего этот крест до самого конца. До смерти крестной.

Рисунок 26 - Гроб с мощами священника Константина Подгорского

Православие атяшевцы приняли в 1740-х годах, но остатки язычества жили еще более ста лет.

В XIX веке Атяшево имело 137 дворов с населением около 1 200 человек (ныне - около 380 человек) и собственный деревянный Космодамиановский храм (рисунок 27), до нашего времени не дошедший.

В 1990-е годы был восстановлен приход, поначалу богослужения проводились в приспособленном помещении, в настоящее время построена новая деревянная церковь, освященная с прежним именем - Космодамиановская.

Рисунок 27 - Церковь Космы и Дамиана (2009 г. постройки)

Спасское с.п.

Само название села имеет религиозный характер: в честь Христа Спасителя. Впервые упоминается в 1685 году. До революции в селе имелась церковь. Нынешний храм великомученика Дмитрия Солунского построен попечением благотворителей - уроженцев села (рисунок 28). В приход входят села Аржадеево и Моревка.

Рисунок 28 - Церковь Дмитрия Солунского (2008 г. постройки)

 

Рисунок 29 – Памятник воинам

Памятник-обелиск (рисунок 30) сооружен из железобетона. В общую ансамблевую группу входит 6 бюстов, уроженцев Большеигнатовского района: Героев Советского Союза А. В. Асманова, В. Н. Бахарева, П. В. Еделева, П. М. Куманёва, Ф. Г. Шунеева, полного кавалера ордена Славы Ф. Ф. Спиридонова.

Рисунок 30 - Памятник-обелиск павшим воинам

Памятник погибшим воинам в виде двух скульптур, стоящих на расстоянии друг от друга (рисунок 31) (рисунок 32).

Рисунок 31 Рисунок 32

Сохранился памятник регионального значения – Дом управляющего усадьбы графа Бахметьева-Протасова (рисунок 33). По сведениям, полученным от местных жителей, село Чукалы в середине XIX в. Принадлежало графу Бахметьеву-Протасову. В селе была расположена небольшая усадьба, все постройки которой, за исключением дома управляющего, были деревянными. Усадьбу в 1905 году сожгли. Дом управляющего, судя по стилистическим признакам модно датировать серединой XIX в. В кладке встречается два типа кирпича, отличающиеся друг от друга размером и цветом.

Здание хорошо сохранило объём и планировочную структуру.

Двухэтажное здание расположено на высоком холме к югу от села. Пластичный декор фасадов использует элементы архитектуры классицизма. Основным мотивом фасадного убранства является мотив триумфальной арки. В настоящее время – школа.

Здание – хороший образец позднего провинциального классицизма. На фоне однотипной деревянной застройки села оно обращает на себя внимание строгим регулярным рисунком фасадов, отобранностью мотивов декора.

Рисунок 33 - Дом управляющего усадьбы графа Бахметьева-Протасова

В музее (рисунок 34) около 1 000 экспонатов, комната Боевой Славы, комната краеведения и выставочный зал умельцев района.

Рисунок 34 - Музей Боевой Славы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.019 с.)