Содержание книги

  1. Под общей редакцией А. А. Реана
  2. Глава 6. Социализация в ранние периоды онтогенеза
  3. История исследований развития
  4. Формы и области (сферы) развития
  5. К Часть 1. Основные теории развития
  6. Понятие факторов психического развития
  7. Теории психического развития
  8. Психоаналитический подход к развитию ребенка
  9. Экологическая модель развития
  10. Показатели психического развития ребенка
  11. Фрагмент карточки физического развития
  12. Принципы психологической педагогики
  13. Главным является неудержимость и творческий характер развития.
  14. Сравнительный анализ периодизаций различных авторов
  15. Девятый месяц и новорожденный
  16. Период подготовления словесной речи
  17. Период первоначального овладения языком
  18. В Часть II. Младенчество (от рождения до 2 лет)
  19. Особенности эмоциональной сферы ребенка от 0 до 2 лет
  20. Влияние эмоций на физиологические процессы в организме ребенка
  21. Причины возникновения отклонении в эмоциональном
  22. Потребности - первоисточник психической активности ребенка
  23. Потребность в безопасности, или базальное доверие к жизни
  24. Развитие Я-образа во взаимодействии С предметами
  25. Отражение «я-фактора» в речи
  26. Последовательность формирования Я-концепции у младенцев
  27. Индивидуальные особенности развития ребенка и отклонения от нормы
  28. Отечественные концепции социального развития
  29. Теории формирования социального знания
  30. Роль труда в развитии восприятия
  31. Второй этап развития речи ребенка, связанный с формированием у него логического мышления
  32. Теория Пиаже: 4 стадии в развитии мыслительных операций
  33. Диагностика развития познавательных процессов
  34. Особенности эмоциональной сферы ребенка 2-6 лет
  35. Развитие эмоций у ребенка 4-6 лет
  36. Кризис трехлеток: потребность в признании, уважении
  37. Развитие у ребенка интересов и любопытства
  38. Общение ребенка со сверстниками
  39. Поведение детей в обществе сверстников
  40. Психических познавательных процессов
  41. Развитие логического мышления
  42. Развитие восприятия и представления
  43. Школа и развитие познавательных процессов
  44. Эмоциональная готовность к школьному обучению
  45. Развитие эмоции в процессе взаимоотношений
  46. Неадекватные аффективные реакции
  47. Я-реальное и я-перспективное
  48. Самооценка ребенка и школьная успеваемость
  49. Пограничная личностная структура.
  50. Развитие игровой деятельности ребенка


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели психического развития ребенка



К показателям психического развития ребенка относят:

— развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

— формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);

— овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.

А что должно стать предметом психологического изучения?

Это — психологический факт. Однако психологические факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допущенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» — по мнению К. Чуковского, превосходное, энергичное, звонкое слово. Есть же, кстати, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стрелять».

Для того чтобы определить, какие факты нужно собрать, важно сформулировать цели и задачи такой работы. Собирая факты, следует учитывать их неоднозначность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жестикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т. п.

И все-таки что это за факты?


ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ■ 71


Психологический факт — предмет психологического изучения.

Во-первых, это физические и умственные действия ребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на что направлены, как подготовлены. Например, игрушка, которой ребенок силится завладеть, находится вне поля досягаемости, и тем не менее он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упорстве, настойчивости малыша. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что он не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья возле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно достать желаемое.

Для оценки общего уровня психического развития ребенка Н. А. Русина и В. А. Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетический), половой зрелости (маскулинность—феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная), лица (узкое—широкое, толстое—худое, нежное—грубое, красивое—неправильное), мимики и пантомимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того, следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т. п.) (Русина Н. А., Урываев В. А., 1998).

Во-вторых, это речь ребенка, т. к. в словах выражаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь может использоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос (монотонный—красочный), темп (быстрый—замедленный), разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция, словарь, используемый ребенком (богатый—бедный, разговорный—изысканный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т. п.). При анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно.

В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведение ребенка. При его оценке следует обращать внимание на:

характер установления контакта ребенком (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно);

характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);

уровень социальной активности (адекватная—неадекватная ситуации);

— проявление качеств социального поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое превосходство, неподчиняющийся, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешительный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, оказывающий содействие, получающий радость от контакта, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка.


МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

А теперь перейдем к характеристике методов изучения этих психологических фактов. Наиболее реальным и эффективным методом является метод наблюдения. Чем он хорош?

Во-первых, собираются факты реального поведения ребенка. Ребенок ведет себя свободно, и потому можно получать правдивые факты.

Во-вторых, каждый ребенок предстает перед наблюдателем как целостная личность. Все, что мы видим и слышим, воспринимается не изолированно, но в связи с другими действиями, словами или поступками ребенка.

В-третьих, если наблюдатель (педагог, психолог или врач) имеет возможность наблюдать ребенка с родителями, он получает представление о характере взаимоотношений между ними.

Как сделать наблюдение максимально эффективным?

Первое и, может быть, главное условие — это выработка в себе способности к наблюдению. Наблюдательность, вообще говоря, необходимое профессиональное качество педагога, воспитателя или врача. Быть наблюдательным значит активно смотреть и слушать, действительно обращать внимание на то, что ребенок делает и говорит, что пытается делать или говорить, что он уже усвоил и что пока выше его способностей или понимания.

Второе условие эффективности наблюдения состоит в соотнесении ваших наблюдений с вашими знаниями о развитии ребенка. Отсутствие последних делает невозможным сопоставление видимого с известными вам эталонами, а без этого трудно делать обоснованные выводы.

Третье условие — это организация наблюдения. Понятно, что, например, у врача-педиатра возможности для детального и обширного наблюдения за поведением ребенка невелики. Поэтому способность к оперативному, всестороннему и глубокому наблюдению приходит с годами тренировки. Для повышения эффективности наблюдения желательна его элементарная организация, что возможно с помощью различных средств.

Одно из них (самое простое) — составление карточек развития ребенка. С их помощью вы сможете установить, что ребенок уже умеет делать, а следовательно, определить его уровень достижений. В разных карточках развития используют следующие рубрики:

— физическое развитие;

— общение и развитие речи (к примеру, выразительность речи, ее понимание и т. д.);

— социальное развитие и игра (под этой рубрикой отмечаются игры с взрослыми и со сверстниками; как ребенок играет, его интересы и т. д.);


МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ■ 73

— самостоятельность и независимость, т. е. умение обходиться без помо
щи взрослых во время приема пищи, одевания и раздевания, пользования
туалетом и т. п;

— поведение ребенка.

Структура карточки — это перечень отдельных пунктов по каждому аспекту развития ребенка. Ниже приводится пример карточки физического развития (Лешли Дж., 1991).

Какие советы следует дать наблюдателю?

1. Обосновывайте свое мнение (вы должны отвечать за свои слова).

2. Придерживайтесь своих наблюдений — не старайтесь обобщать.

3. Воздерживайтесь от оценочных суждений. Например, можно сказать: «Петя капризничает, потому что мама не задерживается с ним, когда приводит его в детский сад» (в высказывании содержится скрытый упрек матери). А можно и так: «Кажется, Петя быстрее успокаивается в те дни, когда маме удается задержаться с ним на несколько минут».

 

ШИРОКИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ    
Дата 6.04.86 7.07.86 1.10.86 31.12.86
Возраст ребенка 4 мес. 7 мес. 10 мес. 13 мес.
Ребенок может:      
— переворачиваться со спины на живот; + +    
— сидеть без поддержки короткое время; + +  
— бросать предметы; (долго) + +
— ползать на четвереньках; + + +
— подниматься, держась за мебель; пытается + +
— приседать из положения стоя;   + +
— ходить с помощью взрослых;     +
— ходить самостоятельно.     +


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.250 (0.008 с.)