Раздел 1. Философия и наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Философия и наука.



Введение

Программа кандидатского экзамена включает в себя введение, содержание курса, перечень вопросов к экзамену, перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации для подготовки к экзамену. Курс состоит из трех разделов: философия и наука, основные этапы истории науки и философии, философские проблемы социально-гуманитарных наук.

Цель экзамена – определить и оценить качество подготовки аспиранта по дисциплине «История и философия науки», предусмотренное федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Задачи экзамена:

- оценить знание аспирантом истории и науки и фундаментальных категорий философии науки,

- оценить знание аспирантом основных направлений в философии науки,

- определить компетентность аспиранта в философских проблемах и философском содержании той отрасли науки, по которой он обучается,

- определить способность аспиранта применить компетенции, сформированные в процессе изучения курса, к своей научно-исследовательской работе.

Аспирант, изучивший курс «История и философия науки,

должен знать:

1. понятие науки, его основные значения,

2. основные этапы развития науки и их особенности,

3. основные направления в философии науки и их содержание;

должен уметь:

1. определять философское содержание и философскую проблематику научных дисциплин (в соответствии со своим направлением подготовки),

2. анализировать тексты первоисточников по философии науки,

3. анализировать философско-научные подходы;

должен владеть навыками:

1. обоснования собственной философско-методологической позиции,

2. сравнения философско-научных подходов,

3. научной речи и создания научных текстов.

 

Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и предназначена для аспирантов различных направлений подготовки.

Содержание курса

Раздел 1. Философия и наука.

Тема 1. Наука как особый тип познания

Познание как культурно-исторический процесс, как способ отношения человека к миру. Источники познания: стремление к объективному знанию ради его практического применения и стремление к ценностно-мировоззренческому знанию ради «правильной» жизни. Виды познания: практическое, мировоззренческое, научное.

Проблема демаркации науки и ненауки. Донаучное знание (обыденное знание, мифология, религия и др.). Вненаучное знание, околонаучное, псведонаучное знание.

Проблема возникновения науки, основные подходы к решению вопроса о времени и месте возникновения науки. Критерии научности: теоретичность, доказательность, систематизированность знания, стремление к объективности, развивающийся характер знания и др. Исторический характер критериев научности.

Научная рациональность, ее типы. В.С. Степин о трех типах научной рациональности (классической, неклассической, постнеклассической) и четырех научных революциях. Дисциплинарная структура науки.

Закономерности развития науки.

Сциентизм и антисциентизм.

Философия и наука: общее и различное. Проблема взаимосвязи науки и философии. Философия науки как раздел философии. Функции философии в науке: критическая, предпосылочная, обобщающее-экстраполирующая, эвристическая, ценностно-этическая, интегративная, коммуникативная, направляющая.

 

Тема 2. Наука как вид деятельности

Профессия ученого, ее возникновение. М. Вебер «Наука как призвание и профессия». Основные элементы научно-исследовательской деятельности. Субъект и объект научного познания. В. Лекторский о субъекте и объекте, субъективном и объективном.

Цель научного познания. Истина: основные подходы к ее трактовке (корреспондентский, когерентный, аксиологический); критерии истины (роль практики, верификации, фальсификации, эстетический, аксиологический, экзистенциальный критерии).

Средства научного познания; научный метод, классификация методов.

Результат научного познания. Процесс научного исследования: научная проблема, понятие, постановка и решение научных проблем, классификация научных проблем. Эмпирический уровень научного исследования. Научный факт, фактуализм, теоретизм. Эмпирическое обобщение, эмпирический закон, классификация эмпирических законов. Теоретический уровень исследования: гипотеза, логическая структура гипотезы, принципы отбора гипотез, теория и ее роль в познании, классификация теорий.

Научное творчество. Познавательные способности, чувственный и рациональный уровни познания, их формы (ощущение, восприятие, понятие, суждение, умозаключение). Интуиция и ее роль в науке. Эмпиризм, рационализм, иррационализм.

Типология ученых. Личностные характеристики ученого. Профессиональная этика ученого, исследователя.

 

Тема 3. Наука как социальный институт

Возникновение науки как социального института в XVII веке в Западной Европе (Английская и Французская Академии наук). Признаки институциализации. Институциализация науки в России, возникновение Академии наук, XVIII век. Институциональная структура современной российской науки, особенности организации российской науки. Региональная наука. Тенденции развития и особенности функционирования науки в России.

Научные сообщества, научные школы как формы организации науки. Научная коммуникация. Научные и научно-популярные издания (журналы, книги).

 

Тема 4. Наука и культура

Проблема соотношения науки и культуры. М. Мамардашвили «Наука и культура». Культурные смыслы науки.

Социокультурные предпосылки науки. Социология знания (К. Мангейм, М. Малкей), А. Койре о философско-мировоззренческих предпосылках науки. Логико-культурные доминанты.

Ценности: вненаучные и внутринаучные. Стиль мышления и основания его типологии: онтологическое, гносеологическое, логико-методологическое, мировоззренческое. Познавательные идеалы, их связь с типами научной рациональности. Научная картина мира, ее типы. Соотношение социокультурной и научной рациональности.

 

Тема 5. Модели развития науки

Дискуссии об особенностях развития науки. Кумулятивизм и его критика. Интернализм (позитивизм). Экстернализм (социология знания, А. Койре). Эволюционный подход (К. Поппер). Развитие науки через революции, смену парадигм (Т. Кун), понятие научной революции. Развитие науки через смену научно-исследовательских программ (И. Лакатос).

Раздел 2. Основные этапы истории науки и философии

Тема 8. История и философия науки в Средние века

Развитие знаний в восточных средневековых обществах: математика в Индии; изобретения и развитие химии в Китае.

Значение арабской науки: переводы греческих философских и научных сочинений; алгебра и тригонометрия (Аль-Хорезми, Омар Хайям), астрономия; медицина (Ибн-Сина); химия; оптика, динамика, кинематика; история (ибн-Хальдун); философия (Аверроэс, учение о двойственности истины).

Социокультурные предпосылки развития знаний в Западной Европе: феодализм, роль религии и церкви, преобладание ценностного отношения к миру. Иерархическая картина мира.

Основные направления развития знаний. Схоластика: номинализм (У. Оккам), реализм (Фома Аквинский), концептуализм (П. Абеляр). Развитие логики, казуистического доказательства; развитие языкознания.

Герметизм: алхимия, астрология, каббала.

Значение повседневного опыта. Появление элементов эмпиризма (Оксфордская школа, Р. Бэкон), развитие физических знаний (допущение пустоты, понятия бесконечности и бесконечного прямолинейного движения, понятие импетуса и др.).

Средневековые университеты.

 

Примерный перечень вопросов

Про А. Факты и историческая критика

20. Гуссерль Э. Философия как строгая наука.

21. Карнап Р. Философские основания физики.

22. Эко У. Заметки на полях "Имени розы".

23. Харре Р. Социальная эпистемология: передача знания посредством речи

Вопросы к текстам первоисточников

 

Сноу Ч.П. Две культуры и научная революция

1. Место науки в духовной жизни общества.

2. Разделение интеллигенции на художественную и научную. Их взаимные упреки.

3. Термин «две культуры», характеристика культур.

4. Моральные потери разделения культуры.

5. Причины разделения культуры и возможности объединения двух культур.

6. Научная революция, ее влияние. Ученые-теоретики и инженеры.

 

Вебер М. Наука как призвание и профессия

1. Специализация науки. Значение вдохновения и труда.

2. Проблема смысла науки. Процесс интеллектуализации; расколдовывание мира.

3. Открытие понятий в Древней Греции и эксперимента в эпоху Ренессанса.

4. Существует ли беспредпосылочная наука?

5. Преподаватель не должен заниматься политикой в аудитории.

6. Борьба богов (несовместимость ценностей) в науке.

7. Интеллектуальная честность.

 

Декарт Р. Рассуждение о методе

1. Причины различия мнений.

2. Опыт изучения книги мира. Критика книжной науки.

3. Недостаточность логики для познания.

4. Четыре правила метода.

5. Чувствам доверять нельзя, ибо они обманывают.

6. Я мыслю, следовательно, я существую.

7. Все, что воспринимается ясно и отчетливо, истинно.

8. Правила морали.

 

Кант И. Критика чистого разума

 

1. Метафизика как особый уровень познания.

2. Путь критики чистого разума.

3. О логике и ее границе.

4. О столбовой дороге математики и физики.

5. Аналогия с революцией Коперника.

6. О явлении и вещи-в-себе.

 

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре

 

IV глава. Природа и культура

1. Культура как воплощение созданных человеком ценностей.

2. В науках о культуре духовные процессы изучают преимущественно как ценности.

 

X глава. Исторические науки о культуре

 

1. Исторические науки исследуют культурные ценности.

2. Метод отнесения к ценности.

3. Культурная ценность есть «общее» истории.

 

XIV глава. Объективность культурной истории

 

1. Понятие культурной ценности не угрожает объективности исследования.

2. Естествознание изучает природу как систему ценностей.

3. Особые ценности составляют содержание идеалов человека.

 

Мамардашвили М.К. Наука и культура

1. Постановка вопроса о науке и культуре. Содержание науки и существование культуры.

2. Знание объективно, культура же – субъективна.

3. Человекообразующая роль науки.

4. Творчество в науке и культуре.

5. Нормативность науки и культуры.

6. Познание – всегда живой, актуальный элемент внутри науки.

7. Чем мы познаем? Культуробразующая функция науки; наука как условие наличия культурных структур.

8. Наука – это то, что связано с возможным человеком, культура – это реализованная возможность.

 

Степин В.С. Смена типов научной рациональности

 

1. Изменение познавательных идеалов и норм при переходе от классической к неклассической науке.

2. Формирование новых философских оснований науки.

3. Специфика научной деятельности в эпоху рождения постнеклассической науки.

4. Идеал ценностно-нейтрального исследования неприменим к «человеко-размерным» комплексам.

5. Три типа научной рациональности в контексте отношения «субъект-средства-объект»,

6. Вывод: Гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска.

 

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая

1. Субъект познания.

2. Объект познания.

3. Субъективное.

4. Объективное, интерсубъективное.

 

Пуанкаре А. Математическое творчество

 

1. Почему некоторые люди не понимают математических рассуждений?

2. Как возможна ошибка в математическом рассуждении?

3. В чем состоит творчество?

4. О бессознательной работе ума и эстетическом чувстве.

5. О необходимости сознательной работы.

 

Витгенштейн Л. Философские исследования

 

1. Ограниченность понимания природы языка Августином.

2. Об указательном обучении языку и необходимости тренировки.

3. Введение понятия «языковая игра».

4. Нужно уже что-то знать (или уметь), чтобы быть способным спрашивать о названии.

5. Значение слова – это его употребление в языковой ситуации.

Карнап Р. Философские основания физики

 

1. О различии между фактами и универсальными законами.

2. Какой цели служат законы? Что значит объяснение событий?

3. Особенности логических и математических законов.

4. О ненужности метафизических объяснений. В чем ошибка Г. Дриша?

5. Что значит предсказание событий?

6. О различии между наукой и философией науки.

7. Об исторических истоках понятия причинности.

8. Причинность – отношение между процессами.

9. Существуют ли определенные причины?

10. Проблемы, связанные с причинным отношением. Полная и неполная причины.

 

Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход

 

1. Истина и правдоподобность как цели.

2. Комментарии к понятиям истины и правдоподобности.

3. Ошибочная теория познания, основанная на здравом смысле.

4. Критика теории познания, основанной на здравом смысле.

5. Критика субъективистской теории познания.

6. До-дарвиновский характер теории познания, основанной на здравом смысле.

7. Очерк эволюционной эпистемологии.

8. Фоновое знание в сочетании с проблемами.

9. Всякое знание, в том числе наблюдение, пронизано теорией.

10. Ретроспективный взгляд на субъективистскую эпистемологию.

11. Знание в объективном смысле.

12. Поиск несомненности и главная слабость теории познания, основанной на здравом смысле.

13. Аналитические замечания о несомненности.

14. Метод науки.

15. Критическое обсуждение, рациональное предпочтение и проблема аналитичности наших выборов и предсказаний.

16. Наука: рост знания путем критики и изобретательности.

 

Кун Т. Структура научных революций

1. Понятия парадигмы и нормальной науки.

2. Типичные примеры разработки и развития парадигмы и ее действия в науке.

3. Научная революция как смена старой парадигмы новой.

4. Чем отличаются проблемы-головоломки от аномальных проблем?

5. Почему логический позитивизм несостоятелен перед лицом научной революции?

6. Уместно ли понятие истины в научном познании?

Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ

 

1. Структура научно-исследовательской программы: отрицательная эвристика («твердое ядро») и положительная эвристика («защитный пояс»).

2. Программы Пруста и Бора.

3. Решающие эксперименты не хоронят исследовательские программы зрелой науки.

 

Дильтей В. Описательная психология

1. Объяснительная психология расчленяет целостность душевной жизни.

2. Науки о духе нуждаются в обоснованной, достоверной психологии, которая анализирует действительность душевной жизни.

3. Признаки и методы объясняющей психологии. Ее синтетический и конструктивный характер.

4. Аналитический характер описательной психологии; значение переживания внутренней душевной связи.

5. Выделение структурной связи в душевной жизни; телеологический характер этой связи; закон развития душевной жизни; воздействие структурной связи на отдельные акты сознания.

6. Три основных элемента в структуре душевной жизни: интеллект, побуждения и чувства, волевые действия.

7. Критика механицизма в психологии.

 

Гадамер Г.Г. О круге понимания

 

1. Целое надлежит понимать на основании отдельного, а отдельное – на основании целого. Взаимосогласие отдельного и целого - …критерий правильного понимания.

 

2. Шлейермахер и Дильтей о герменевтическом круге части и целого.

 

3. Задача герменевтики – прояснить чудо понимания.

 

4. Хайдеггер: круг заключает в себе позитивную возможность наиболее изначального познания:

4.1. Нужно, чтобы толкователь направлялся сутью дела.

4.2. Всякий, кто стремится понять, может заблуждаться.

4.3. Предпонимание (всегда готов что-то услышать).

 

5. О предвосхищении совершенства и традиции:

5.1.Доступно пониманию единство смысла.

5.2.Традиция как инаковость.

 

6. Сознание, прошедшее школу герменевтики, всегда будет заключать в себе сознание истории:

6.1.Понимание начинается с того, что нечто задевает нас.

6.2.Историческое мышление должно мыслить свою историчность.

 

Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук

1. Понятие текста.

2. Конфликт методов, объяснения и понимания. Соотношение понимания и интерпретации.

3. Обоснование связи между пониманием и объективным (объективирующим) подходом:

3.1. Дихотомия наук о природе и наук о духе ставится под вопрос с момента появления герменевтики.

3.2. Семиологическая революция и ее значение для гуманитарных наук (крах противопоставлений объяснения и понимания).

3.3. Интерпретация не может быть понята без этапа объяснения.

3.4. Объяснение не может быть основой понимания.

3.5. Место понимания в познании. Больше объяснять, чтобы лучше понимать.

 

4. Социальное действие как текст:

4.1. Действие относится к идее значения (сходство с миром знаков).

4.2. Идея интеллигибельности действия.

 

5. Применение герменевтического метода в социальных науках.

5.1. Два типа «потому что».

5.2. Действие отличается от простого проявления воли вписанностью в ход вещей.

5.3. В поле практики есть черты, которые заставляют объединить объяснение и понимание.

 

6. Повествовательная идентичность и законы интригообразования.

Сепир Э. Статус лингвистики как науки

 

1. Достижения лингвистики как науки.

2. Язык как руководящее начало в научном изучении культуры.

3. Язык определяет способ восприятия реальности.

4. Языкознание и социальные науки.

5. Языкознание – естественная или гуманитарная наука.

 

Гуссерль Э. Философия как строгая наука

1. Что значит «философия пока вовсе не наука»? О натурализме и историцизме.

2. Общая характеристика натурализма. Понимание природы психического в натурализме.

3. Сознание как «сознание о». Различие между естествознанием сознания и феноменологией сознания. О различии физического и психического: психические феномены – не вещи.

4. О феноменологическом созерцании сущностей. Бытие как коррелят сознания.

5. Об объективной значимости культурных образований. Исторически значащее и объективно значимое.

6. Миросозерцательная философия и научная философия.

 

Адорно Т. К логике социальных наук

1. О понятии логики науки.

2. Положение социологии.

3. Реальные и теоретико-познавательные проблемы: их соотнесение. Роль практики. Зависимость методов от предмета.

4. Предпосылочность научного познания.

5. Не приравнивать критику и попытку опровержения. Критика теории – это критика общества.

6. Различение истины и нестины. Объективность и ценность.

7. Связь социологии и психологии.

 

Про А. Факты и историческая наука

 

1. Критический метод.

 

1.1. Факты как доказательства.

1.2. Техники критики: внутренняя критика, внешняя критика; критика искренности, критика достоверности, критика интерпретации.

1.3. Критический дух историка.

 

2. Основания и пределы критики.

 

2.1. История: познание на основе следов прошлого.

2.2. Историческими бывают факты только по своему положению.

2.3. Нет фактов без вопросов.

2.4. Без гипотезы нет наблюдения.

 

Харре Р. Социальная эпистемология: передача знания посредством речи

 

1. Доверие, вера и речевые акты.

2. Претензии на знание в научной речи и письме.

3. Кто такие «славные ребята»?

4. Кто такие «плохие ребята»?

5. Строгая оценка и моральный орден.

6. «Не притрагивалась рука человека».

 

Эко У. Заметки на полях «Имени розы»

 

1. Текст перед вами и порождает собственные смыслы.

2. Вселенная средневековья – моя мысленная повседневность.

3. Эхо интертекстауальности или «всякая история пересказывает, уже рассказанную».

4. Роман – это сотворение и обустройство мира.

5. Творение реальности через нарративную процедуру.

6. Двойной «идеальный» читатель или сотворить читателя.

7. Лабиринт – модель догадки; пространство догадки – пространство ризомы.

8. Развлекаться, но одновременно получать новое знание.

9. Постмодернизм – термин, годный на любой случай.

10. Если прошлое невозможно уничтожить, его нужно переосмыслить.

 

 

Требования к оформлению реферата по философии

 

Реферат оформляется в виде рукописи объемом 25-30 страниц, должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги черным шрифтом через 1,5 интервала и полями вокруг текста. Размер левого поля − 30 мм, правого − 10 мм, верхнего и нижнего полей − 20 мм.

Все сноски и подстрочные примечания перепечатывают (через один интервал) на той странице, к которой они относятся. Страницы нумеруются, начиная с титульного листа, на который номер страницы не ставится. Номер расположен в середине верхнего поля страницы. Красная строка печатается с отступом в пять ударов.

Реферат состоит из введения, главной части и заключения. В нем должны присутствовать элементы исследования.

Каждая часть реферата: введение, заключение, раздел, глава, список литературы, приложение − начинаются с новой страницы.

Для написания реферата используется монографическая и статейная литература, не менее 5 источников должны быть не позднее последних пяти лет издания.

Введение

Программа кандидатского экзамена включает в себя введение, содержание курса, перечень вопросов к экзамену, перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации для подготовки к экзамену. Курс состоит из трех разделов: философия и наука, основные этапы истории науки и философии, философские проблемы социально-гуманитарных наук.

Цель экзамена – определить и оценить качество подготовки аспиранта по дисциплине «История и философия науки», предусмотренное федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Задачи экзамена:

- оценить знание аспирантом истории и науки и фундаментальных категорий философии науки,

- оценить знание аспирантом основных направлений в философии науки,

- определить компетентность аспиранта в философских проблемах и философском содержании той отрасли науки, по которой он обучается,

- определить способность аспиранта применить компетенции, сформированные в процессе изучения курса, к своей научно-исследовательской работе.

Аспирант, изучивший курс «История и философия науки,

должен знать:

1. понятие науки, его основные значения,

2. основные этапы развития науки и их особенности,

3. основные направления в философии науки и их содержание;

должен уметь:

1. определять философское содержание и философскую проблематику научных дисциплин (в соответствии со своим направлением подготовки),

2. анализировать тексты первоисточников по философии науки,

3. анализировать философско-научные подходы;

должен владеть навыками:

1. обоснования собственной философско-методологической позиции,

2. сравнения философско-научных подходов,

3. научной речи и создания научных текстов.

 

Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и предназначена для аспирантов различных направлений подготовки.

Содержание курса

Раздел 1. Философия и наука.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.149 с.)