Сатыбалова мадина айнутдиновна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сатыбалова мадина айнутдиновна



САТЫБАЛОВА МАДИНА АЙНУТДИНОВНА

АНАЛИЗ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО

КОНТРОЛЯ В Г. СТАВРОПОЛЕ

 

 

Направление 21.04.02 Землеустройство и кадастры (Магистр)

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

 

диссертации на соискание ученой степени

магистра

 

 

Ставрополь, 2015

Работа выполнена на кафедре «Землеустройства и кадастра» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский государственный аграрный университет».

 

Научный руководитель – кандидат с.-х. наук, доцент

 

Шевченко Дмитрий Александрович

 

Консультанты: кандидат экономических наук,

профессор Наталья Юрьевна Ермакова

доктор сельскохозяйственных наук, профессор

Александр Иванович Войсковой

 

 

Защита состоится «11» июня 2015 г.

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ставропольского государственного аграрного университета.

 

Текст автореферата размещен на официальном сайте Ставропольского государственного аграрного университета: htth://www.stgau.ru.

 

 

Актуальность работы. Задачей государственного земельного контроля является обеспечение всеми субъектами земельных отношений требований законодательства в целях эффективного использования и охраны земель. Распространяется он на всех субъектов земельных отношений и охватывает все категории земель независимо от формы собственности на землю и использования земли. Земельные отношения как особая сфера экономических отношений общества, возникающих между людьми, в распоряжении, владении и пользовании землей, характеризуются быстрым ростом числа собственников увеличением количества участников и расширением круга правовых действий, совершаемых с земельными участками. Актуальность темы заключается в том, что система земельной реформы на территории РФ завершена. В результате ее осуществления образован рынок земли, в котором присутствуют различные формы прав собственности. Земельное законодательство предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. Причем эта деятельность не должна наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц. Поэтому вопросы, связанные с правомерным использованием и охраной земель, являются, на сегодняшний день, актуальными. Проблема актуальна и темой магистерской диссертации была выбрана «Анализ ведения государственного земельного контроля в г. Ставрополе».

Цель исследования. Анализ результатов осуществления мероприятий по государственному земельному контролю (надзору) и разработка предложений по его совершенствованию и повышению эффективности в городе Ставрополе.

Задачи исследования.

- анализ результатов осуществления государственного земельного контроля (надзора) в городе Ставрополь за 2011-2013 годы; - разработка мероприятий по совершенствованию организации государственного контроля (надзора) за использованием и охраной земель; - определение эффективности ведения государственного земельного контроля (надзора) в городе Ставрополь; - изучить содержание и основные направления и виды государственного контроля (надзора) за использованием и охраной земель.

Новизна полученных результатов. Научная новизна магистерской диссертации в целом заключается в постановке, теоретическом обосновании и решении комплекса вопросов, связанных с разработкой методологических подходов и научно-практических рекомендаций по недостаточно исследованным аспектам ведения земельного контроля (надзора) на территории как Ставропольского края, так и Российской Федерации.

Проанализировано современное состояние административной практики органов госземконтроля (надзора) в г. Ставрополе. Разработаны мероприятия по совершенствованию организации государственного контроля за использованием и охраной земель на данной территории. Определена эффективность ведения государственного земельного контроля (надзора) в городе Ставрополь за исследуемый период. Также научная новизна работы заключается в разработке рекомендаций по определению экономической и правовой ответственности за нарушения земельного законодательства, способов и возможностей повышения эффективности конечных результатов деятельности органов госземконтроля (надзора).

Практическая значимость полученных результатов.

Практическая значимость работы заключается в том, что теоретические положения, предлагаемые практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в деятельности уполномоченных органов госземконтроля (надзора) по привлечению виновных к административной ответственности за нарушения земельного законодательства без значительных капиталовложений и изменения положений федерального законодательства.

Основные положения работы, выносимые на защиту.

- Оценка современного состояния государственного земельного контроля (надзора) за использованием и охраной земель в г. Ставрополь;

- Организационно-экономические мероприятия по совершенствованию организации государственного контроля (надзора) за использованием и охраной земель;

- Эффективность ведения государственного земельного контроля (надзора) в городе Ставрополь за исследуемый период.

Апробация результатов диссертации. Результаты диссертации апробированы в лаборатории кафедры землеустройства и кадастра.

Основные положения диссертации доложены и рекомендованы в печать на международных и региональных научно-практических конференциях ФГБОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный университет в 2014г. (г. Ставрополь, Ставропольский ГАУ, 2014 г.).

Диссертационная работа выполнена в 2013-2014 гг. при личном участии автора в разработке программы, проведение исследований, обработке экспериментальных данных и подготовке работы, выводов и предложений производству.

Публикации результатов исследований по теме диссертации. По теме данной диссертации опубликовано 2 статьи.

Структура и объем работы. Работа состоит из шести глав, введения, выводов и предложений производству, списка литературы. Общий объем диссертации составляет 85 страниц. Основной текст изложен на 85 страницах, содержит 7 рисунков, 8 таблиц. Список литературы включает в себя 56 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Государственный надзор за охраной и использованием земель является разновидностью земельного контроля, и относится к одной из важнейших функций государства. Статья 71 Земельного кодекса Российской Федерации определяет понятие государственного земельного контроля, в которой указано, что специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. Посредством создания четкой системы органов государственного земельного надзора, жесткого контроля государства за охраной и использованием земель, выработки эффективных мер воздействия на нарушителей земельного законодательства, мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, государство может соединить интересы частных собственников с всеобщими интересами, как это сделано во многих развитых странах.

Земельное законодательство предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. Причем эта деятельность не должна наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц. Поэтому вопросы, связанные с правомерным использованием и охраной земель, являются, на сегодняшний день, актуальными.

Рисунок 1 - Карта города Ставрополь

Высотные отметки возвышенности постепенно снижаются к северо-востоку и северо-западу. Город Ставрополь находится на 45° С.Ш. и 42° В.Д. Территория города вытянута с юго-запада на северо-восток на 30,5 км и с юга на север на 16,5 км.

Перепад высот составляет 425 м; в восточной части города абсо­лютные отметки поверхности снижаются до 325 метров, в западной - поднимаются до 660 м (район Волчьих ворот). Минимальные отметки (230 м) наблюдаются на урезе Сенгилеевского водохранилища. В застроенной части города преобладают перепады высот более 50 м на 1 км.

В составе землевладений, землепользований и категорий земель выделяют отдельные земельные угодья – это земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам.

Земельное угодье имеет определенное местоположение, замкнутую границу и площадь. Угодья подразделяют на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные.

Всего земель в административных границах города Ставрополя - 24236 га. Таблица 1 – Распределение земельного фонда г. Ставрополя
Состав земельных угодий Общая площадь, га
Сельскохозяйственные угодья: из них  
пашни  
многолетние насаждения  
сенокосы  
пастбища  
Лесные угодья: из них  
покрытые лесами  
не покрытые лесами  
Земли под древесно-кустарниковой растительностью не входящей в лесной фонд: из них  
защитного насаждения  
Земли под водой  
Земли застройки  
Земли под дорогами;  
в том числе грунтовыми  
Болота  
Нарушенные земли  
Прочие земли;  
в том числе овраги  
другие земли  
Итого земель городского поселения  

Из таблицы 1 следует, что сельскохозяйственные угодья занимают 8872 га или 36,6 % земель, половина из которых приходится на пашню (48%). На значительной площади города расположены земли под водными объектами (20,2%). К лесным землям относятся 2910 га, землям застройки – 4133 га, под дорогами – 1275 га. Болотами, нарушенными и прочими землями занято 1956 га или 8,07%.

 

Рисунок 2 - Состав сельскохозяйственных угодий г. Ставрополь, га. Земель города Ставрополя в границах Шпаковского района - 3575 га, в границах Грачевского района - 1423 га. Земель Шпаковского района в границах города Ставрополя - 2090 га.

Г. Ставрополе

В городе Ставрополь государственный земельный контроль (надзор) за использованием и охраной земель ведется в соответствии с земельным и иным законодательством, регулирующим деятельность по осуществлению государственного земельного контроля.

Отдел государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в порядке осуществления государственного земельного надзора за 2011 год провел 245 проверок, в т. ч. выявлено 147 нарушений земельного законодательства, на землях населенных пунктов – 147 нарушений; наложено штрафов на сумму – 327800 руб., взыскано – 148800 руб. По выявленным правонарушениям государственными инспекторами по использованию и охране земель было составлено, оформлено и передано на рассмотрение материалов по нарушениям земельного законодательства протоколов – 97 единиц. Привлечено к административной ответственности 97 единиц, вынесено 97 предписания об устранении нарушения земельного законодательства.

За 2012 год отдел государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю провел 293 проверки, в т. ч. выявлено 245 нарушения земельного законодательства на площади 11,89 га. Наложено штрафов на сумму 436,2 тыс. руб., взыскано 442,0 тыс. руб. По выявленным правонарушениям государственными инспекторами по использованию и охране земель было составлено, оформлено и передано на рассмотрение материалов по нарушениям земельного законодательства протоколов – 152 единицы. Привлечено к административной ответственности 152 единицы, вынесено 232 предписания об устранении нарушения земельного законодательства. Устранено 140 нарушений на площади 7,1 га.

За 2013 год отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю провел 381 проверку, в т. ч. выявлено 236 нарушений земельного законодательства на площади 18,2 га; наложено штрафов на сумму – 536,0 тыс. руб., взыскано – 542,28 тыс. руб. По выявленным правонарушениям государственными инспекторами по использованию и охране земель было составлено, оформлено и передано на рассмотрение материалов по нарушениям земельного законодательства протоколов – 146 единиц. Привлечено к административной ответственности 146 единиц, вынесено 220 предписаний об устранении нарушения земельного законодательства. Устранено 122 нарушений на площади 7,1 га.

Таблица 2 - Показатели ведения государственного

Рисунок 3 - Динамика наложенных и взысканных штрафов за 2011-2013 годы в городе Ставрополе

В 2013 году сумма наложенных штрафов увеличилась по сравнению с 2011 и 2012 годом в 1,3 и 1,6 раза, а сумма взысканных штрафов увеличилась в 2,9 и 3,6 раза. Штрафы в Ставрополе как видно из рисунка 5 оплачиваются нарушителями. Это говорит в свою очередь и об увеличении выявленных и устраненных нарушений в области земельного законодательства и увеличении привлеченных к административной ответственности.

Нарушения земельного законодательства (свойственные рассматриваемому периоду) по землепользователям показаны в таблице 3.

Таблица 3 - Количество нарушений земельного законодательства

Таблица 4 – Нарушения земельного законодательства за 2011-2013 годы

Наименование нарушения Выявлено нарушений (количество, ед.)
2011 г. 2012 г. 2013 г.
Самовольное занятие земельных участков или использование их без правоустанавливающих документов      
Использование земельных участков не по целевому назначению      
Невыполнение предписаний госземинспектора по вопросам устранения нарушений земельного законодательства      

 

Наиболее распространенными нарушениями земельного законодательства за 2011-2013 гг. в городе Ставрополе являются:

- самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности (ст. 7.1 КоАП РФ) – 418 нарушений, что составляет 66,6 % от общего количества нарушений за исследуемый период;

- использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8. КоАП РФ) – 102 нарушений, что составляет 16,2 % от общего количества нарушений.

Следует признать некоторые упущения и в организации надзорной деятельности органов контроля г. Ставрополя, которые, при их отсутствии, могли существенно улучшить показатели по выявляемости и устраняемости правонарушений, величине начисленных и взысканных штрафов. Планирование земельного надзора иногда оказывается не эффективным, т. к. этот список не несет в себе сведения о землепользовании (либо уплате земельного налога). Данное обстоятельство в подавляющем большинстве случаев (около 80 %) сделало невозможным проведение плановых проверок - организации не были найдены только по юридическим адресам, а найденные в 84 % не являлись землепользователями.

Управлением Росреестра по Ставропольскому краю заключено соглашение с администрацией города Ставрополя о взаимодействии при осуществлении государственного земельного контроля (надзора) и муниципального земельного контроля. В целях заключения аналогичных соглашений с муниципальными образованиями на территории Ставропольского края, образец данного соглашения направлен в территориальные отделы Управления.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что осуществление государственного земельного контроля в городе Ставрополь происходит не достаточно эффективно. Следует ужесточить и увеличить штрафные санкции, что приведет к увеличению наложенных штрафов, внести изменения в земельный кодекс Российской Федерации, приобрести дополнительные транспортные средства и техническое оборудование, улучшить финансирование и материально-технического обеспечения органов, осуществляющих госземконтроль.

Рисунок 4- Схема взаимодействия государственного земельного

Контроля с другими службами

Поскольку изменение данной схемы (рисунок 4) требует внесения изменений в действующее законодательство, то усовершенствование в данный момент не возможно. Однако если сократить сроки рассмотрения поступившего обращения заявителя либо обращение иной службы с 1 месяца до 10 дней, то механизм взаимодействия значительно сократиться по срокам, а следовательно позволит увеличить количество проверок.

4. Серьезное увеличение размеров штрафов и контроль за их выплатой по наиболее типичным нарушениям, таким как самовольное занятие земельных участков, использование земельных участков не по целевому назначению, невнесение платежей за землю, захламление земель, позволит убедить юридических лиц исполнять свои обязанности в отношения соблюдения земельного законодательства.

5. Активное внедрение и использование разнообразных программных средств, позволяющих в той или иной степени автоматизировать отдельные технологические этапы. Существенным шагом на пути к совершенствованию государственного земельного контроля должна стать разработанная в 2005 году концепция создания автоматизированной системы АС «Госземконтроль». Программный комплекс АС «Госземконтроль» предназначен для автоматизации работы по сбору, обновлению, обработке и выдаче информации в процессе государственного, производственного, муниципального и общественного земельного контроля; имеет защиту от несанкционированного доступа.

6. Увеличить число проверок и соответственно штат отдела, что приведет к увеличению наложенных штрафов.

Вся работа во многом зависит от того, насколько быстро будут получены кадастровые сведения. Поэтому важно, чтобы в организациях занимающихся кадастровым учетом было поставлено самое современное программное обеспечение. Оно позволит быстро и оперативно получать запрашиваемые сведения, вносить изменения в сведения уже существующих объектов и формировать новые объекты.

 

Таблица 5 - Устраняемость выявленных правонарушений в

Ставрополе за 2011 - 2013 гг.

  Год Устраняемость выявленных правонарушений
Количество выявленных нарушений (Нв), ед. Количество устраненных нарушений (Ну), ед. Устраняемость выявленных правонарушений (Ун), %.
      78,2
      57,1
      51,7

 

Показатель полноты взыскания административных штрафов (Вш) характеризует деятельность государственных инспекторов по использованию и охране земель по достижению второй основной цели исполнения государственной функции по государственному земельному надзору – исполнение постановлений о назначении административных наказаний.

Значения показателя полноты взыскания административных штрафов представлена в таблице 6.

Таблица 6 - Полнота взыскания административных штрафов

В Ставрополе за 2011 - 2013 гг.

  Год Полнота взыскания административных штрафов
Сумма наложенных административных штрафов (Шн), тыс. руб. Сумма взысканных административных штрафов (Швз), тыс. руб. Полнота взыскания административных штрафов (Вш), %.
  327,8 148,8 45,3
  436,2 442,0 101,3
  536,0 542,28 101,2

 

Значение показателя полноты взыскания административных штрафов в Ставрополе за 2011 составлял всего 45,3 %, по итогам работы в 2012 году и в 2013 году значение показателей увеличилось в 2,2 раза и составило 101,3 % и 101,2%. Увеличение показателей идет за счет взыскания административных штрафов за предыдущие периоды.

Показатель выполняемости планов (Впл) определяет фактическое исполнение планов проведения проверок соблюдения земельного законодательства.

Номинальное значение показателя равно 100 % и показывает, что все запланированные проверки проведены, планы проверок исполнены.

Показатель выполняемости планов в 2011 - 2013 гг. в городе составил 100 % и показывает, что все запланированные проверки проведены, планы проверок исполнены (таблица 7).

Таблица 7 - Показатели выполняемости планов в Ставрополе

За 2011-2013 гг.

  Год Выполняемость планов проверок соблюдения земельного законодательства
Количество проверок согласно планам проверок (Зп), ед. Количество фактически проведенных плановых проверок (Пп), ед. Выполняемость планов проверок (Впл), %.
       
       
       

 

Расчет эффективности выявления правонарушений в области земельного законодательства представлен в таблице 8.

Таблица 8 – Показатель эффективности выявления правонарушений

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Всего земель в административных границах города Ставрополя - 24236 га.

1. Отдел государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю за 2011 год провел 245 проверок, в т. ч. выявлено 147 нарушений земельного законодательства наложено штрафов на сумму – 327800 руб., взыскано – 148800 руб. За 20112 год - 293 проверки, в т. ч. выявлено 245 нарушения земельного законодательства. Наложено штрафов на сумму 436,2 тыс. руб., взыскано 442,0 тыс. руб. За 2013 год – 381 проверка, в т. ч. выявлено 236 нарушений земельного законодательства; наложено штрафов на сумму – 536,0 тыс. руб., взыскано – 542,28 тыс. руб.

2. За 2012 год в городе Ставрополе гоземинспекторами выявлено наибольшее количество нарушений – 245, которое превышает показатель в 2011 г. в 1,7 раза и 1,03 раза в 2013 г. Количество устраненных нарушений было наибольшим в 2012 году, которое превышает в 2011 году в 1,2 раза и в 2013 году в 1,1 раза. Увеличилось количество проводимых проверок с 245 в 2011 году до 381 в 2013 году, т.е. увеличилось в 1,6 раза.

3. Сумма налагаемых и взысканных штрафов в Ставрополе за исследуемый период увеличилась. Это говорит в свою очередь и об увеличении выявленных и устраненных нарушений в области земельного законодательства и увеличении привлеченных к административной ответственности. В 2013 году сумма наложенных штрафов увеличилась по сравнению с 2011 и 2012 годом в 1,3 и 1,6 раза, а сумма взысканных штрафов увеличилась в 2,9 и 3,6 раза.

4. Основными нарушителями земельного законодательства в г. Ставрополе являются граждане города. Количество нарушений гражданами в 2012 году увеличилось по сравнению с 2010 и 2013 годом в 1,7 и 1,1 раза, а количество нарушений юридическими лицами увеличилось в 2013 году по сравнению с предыдущими годами в 3,2 и 2,2 раза. Считаем, что в г. Ставрополе следует проводить контроль в сфере земельного законодательства тщательнее и следить за его соблюдением. Хотелось отметить тот факт, что в 2012 году нарушений должностными лицами не было, а в остальные годы их было незначительно.

5. В 2011 - 2013 году по результатам проведенных проверок выявлено 685 нарушителей земельного законодательства (самовольного занятия земельных участков или использование их без правоустанавливающих документов) и 102 нарушителя за использование земель не по целевому назначению.

6. В 2011 году показатель устраняемости выявленных правонарушений в Ставрополе составил 78,2 %, что на 21,1 % выше показателя за 2012 год и на 26,5% выше показателя за 2013 год из-за увеличения устраненных нарушений. Все это свидетельствует, что необходимо усиление мер воздействия к правонарушителям земельного законодательства.

7. Значение показателя полноты взыскания административных штрафов в Ставрополе за 2011 составлял всего 45,3 %, по итогам работы в 2012 году и в 2013 году значение показателей увеличилось в 2,2 раза и составило 101,3 % и 101,2%. Увеличение показателей идет за счет взыскания административных штрафов за предыдущие периоды.

8. Показатели выявления правонарушений земельного законодательства самым высоким был в 2012 году; если в 2011 и 2013 гг. данный показатель был равен 60% и 61,9%, то в 2012 году возрос до значения 83,6%. В свою очередь, количество выявленных нарушений увеличилось в городе в 1,6 раза, а количество проведенных проверок соответственно увеличилось в 1,2 и 1,5 раза.

9. Следует ужесточить и увеличить размеры штрафов при совершенствовании существующей системы государственного земельного надзора, а именно при увеличении размеров административных штрафов за нарушение земельного законодательства в 30 раз оформлять земельный участок станет выгоднее, следовательно, количество правонарушений сократится и это позволит убедить юридических, физических и должностных лиц исполнять свои обязанности в отношения соблюдения земельного законодательства.

10. При проведении работы по совершенствованию государственного земельного надзора в городе Ставрополе и уменьшении количества правонарушений земельного законодательства увеличится количество участков оформленных в собственность, а, следовательно, увеличатся поступления в государственный бюджет в виде земельного налога и арендной платы, таким образом возможно улучшение благосостояния всего города в целом.

Система рационального использования земель должна носить природоохранный, ресурсосберегающий характер и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействий на растительный и животный мир, геологические породы и другие компоненты окружающей среды.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНО:

1. Сатыбалова, М.А. Мероприятия по совершенствованию государственного земельного контроля (надзора) в городе Ставрополе / М.А. Сатыбалова, Д.А. Шевченко // Современные ресурсосберегающие инновационные технологии возделывания сельскохозяйственных культур в Северо-Кавказском федеральном округе: материалы 78-й науч.- практ. конф.– Ставрополь: Параграф, 2014. – С. 179-181.

2. Шевченко, Д.А. Осуществление государственного земельного контроля (надзора) в г. Ставрополе / Д.А. Шевченко, М.А. Сатыбалова // Аграрная наука, творчество рост: междунар. науч.- практ. конф. – Ставрополь: Параграф, 2014. - С. 168-171.

САТЫБАЛОВА МАДИНА АЙНУТДИНОВНА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.104.177 (0.07 с.)