Журналистские материалы в большинстве своем обладают всеми признаками произведения, охраняемого законом об авторском праве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журналистские материалы в большинстве своем обладают всеми признаками произведения, охраняемого законом об авторском праве.



Журналистские материалы в большинстве своем обладают всеми признаками произведения, охраняемого Законом об авторском праве.

Исключением может быть только сообщение в СМИ, которое представляет собой информацию как таковую. Она не охраняется законом, поскольку является лишь точным отображением объективной действительности. Поэтому, если журналист сделал сообщение в форме простой заметки, отразив «что, где, когда» и не высказав к нему своего отношения, его материал не будет являться объектом авторского права как результат творческой деятельности. Однако если информация дана в развернутой заметке или в заметке с комментарием, где журналист творчески подал информацию о событии, этот материал является объектом авторского права. Не случайно одни и те же факты подаются разными журналистами по-разному, все зависит от творческого начала.

Интервью. Интервью — жанр публицистики, в котором, безусловно, заложено творческое начало. Интервью чаще всего представляет собой совместную работу двух человек. Журналист подбирает вопросы в пределах определенной темы. Интервьюируемый дает ответы на поставленные вопросы, при этом ответы имеют содержание, раскрывающее заданную тему. Ответы — это, как правило, результат творческого труда интервьюируемого. Но и журналист, получив ответы, не стоит в стороне. Их порой надо «литературно обработать» так, чтобы читателю было легче усвоить информацию. В результате творчество проявляют оба, а произведение будет считаться созданным в соавторстве. Конечно, роль каждого из них может быть разной: журналист так искусно задал вопросы, что и дать ответ не составило труда, но это, пожалуй, может влиять лишь на размер вознаграждения. На практике интервьюируемые редко требуют вознаграждения, и у журналистов бытует мнение, что единственный автор интервью — журналист.

интервью - это один из жанров журналистики. Оно является особым видом произведений, созданных в соавторстве. Авторские права в такой ситуации принадлежат как лицу, давшему интервью, так и лицу, проводившему его. Их рассматривают в качестве соавторов, если договором между этими лицами не предусмотрено иное.

Творческое начало присутствует в работе и журналиста, и интервьюируемого. Так, журналист подбирает и формулирует вопросы, а отвечающий определяет содержание и форму ответов. В результате совместными усилиями создается особый вид произведения, который включает две логически выстроенные неразрывные части. Однако, как отмечалось выше, использование интервью в той или иной форме возможно лишь с согласия лица, давшего интервью.

В то же время, несмотря на кажущуюся простоту, вопрос об авторстве на интервью представляет определенную сложность и не предполагает однозначного ответа. Это связано с тем, что журналист делает свой творческий вклад, который состоит прежде всего в подборе, последовательности и формулировке вопросов. В ряде случаев журналист не только спрашивает, но и сам констатирует, комментирует те или иные факты, задавая тон всему интервью в целом и направляя опрашиваемого на развитие одной определенной мысли или ее оспаривание. Кроме того, часто в круг задач журналиста входит необходимость придания ответам собеседника надлежащей литературной формы, освобождение их от ненужного балласта и иное, в связи с этим творческое участие журналиста в создании интервью бесспорно. В то же время интервьюируемый может ограничиваться лишь пассивными ответами на вопросы, которые ставит ему интервьюер, и не играть в интервью необходимой активной роли. Соответственно, его вклад не может носить творческого характера, следовательно, не может выступать основанием для претензий на авторство. В данном случае интервьюируемый вправе требовать только защиты его ответов от искажения при опубликовании.

Помимо этого, он может рассчитывать на единовременное вознаграждение за интервью, если это было предусмотрено соглашением сторон предварительно. В иной ситуации, когда интервьюируемый внес творческий вклад в создание интервью, выраженный, например, в совместной с журналистом работе над композицией интервью, в оригинальной формулировке ответов, имеются все основания для признания его соавтором данного литературного произведения. В соответствии со сложившейся практикой подобное соавторство, как правило, оформляется подписью журналиста и визой интервьюируемого.

Оригинальная форма, тщательно продуманная композиция и индивидуальный стиль интервью - основные условия предоставления охраны таким произведениям по авторскому праву.

Пример.

Известная актриса Марлен Дитрих предъявила иск к газете в связи с публикацией интервью актрисы, в котором она рассказывала о своем жизненном пути. На самом деле актриса не давала интервью и не разрешала публикацию сведений о своей жизни. Несмотря на то что содержащиеся в публикации сведения соответствовали действительности и в основном были уже известны публике, парижский суд счел публикацию недозволенным вмешательством в частную жизнь и вынес решение в пользу истицы, взыскав с ответчика 1,2 млн. франков. Причиной такого высокого взыскания послужило то, что актриса одновременно с компенсацией морального вреда потребовала возмещения упущенной выгоды, поскольку, по ее утверждению, она сама собиралась опубликовать собственные мемуары, а в результате неправомерных действий ответчика вынуждена была отказаться от этого намерения

Письма в редакцию. В редакции СМИ поступает большое количество писем, которые используются при подготовке материалов или публикуются как самостоятельные произведения. Очень часто письмо читателя содержит все признаки произведения, охраняемого авторским правом. Однако использование таких объектов авторского права в СМИ имеет свои особенности. Согласно статье 35 Закона о печати, редакция при публикации писем имеет право редактировать и сокращать текст письма с условием, что последние не искажают смысла письма.

Авторское право на служебные произведения. Большую часть произведений журналисты создают в связи с трудовыми отношениями с редакцией, находясь в штате редакции.

Правовая охрана произведений, созданных в таком режиме (служебные произведения) имеют особенности, которые отражены в статье 14 Закона «Об авторском праве и смежных правах».

Согласно этой статье, личные неимущественные права принадлежат автору, в то время как имущественные права принадлежат нанимателю, если договор между ними и автором не предусматривает иное. При этом автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем. Следовательно, если журналист подготавливает материал в силу служебных обязанностей или по заданию редакции, ему будут принадлежать: право авторства, право на имя, право на защиту репутации. Редакции будут принадлежать имущественные права: право на распространение, воспроизведение, передачу произведения в эфир и т. д.

Однако журналист может заключить с редакцией соглашение, в котором будет предусмотрено, что все имущественные права также принадлежат журналисту: иметь право опубликовать этот материал в другом издании, получить за него вознаграждение (помимо зарплаты) и т. д.

 

АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА

Статья 994. Объекты смежных прав

Смежные права распространяются на исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей.

Статья 9. Соавторство

1. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух либо более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.

2. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно, если иное не предусмотрено договором между ними.

Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено договором между ними.

Доходы от совместного использования произведения распределяются между всеми соавторами поровну, если иное не предусмотрено договором между ними.

Если произведение соавторов образует неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных на то оснований запретить другим соавторам использование произведения.

3. Не признаются соавторами лица, способствовавшие созданию произведения путем оказания помощи технического, административного или финансового характера.

4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

 

Журналистские материалы в большинстве своем обладают всеми признаками произведения, охраняемого Законом об авторском праве.

Исключением может быть только сообщение в СМИ, которое представляет собой информацию как таковую. Она не охраняется законом, поскольку является лишь точным отображением объективной действительности. Поэтому, если журналист сделал сообщение в форме простой заметки, отразив «что, где, когда» и не высказав к нему своего отношения, его материал не будет являться объектом авторского права как результат творческой деятельности. Однако если информация дана в развернутой заметке или в заметке с комментарием, где журналист творчески подал информацию о событии, этот материал является объектом авторского права. Не случайно одни и те же факты подаются разными журналистами по-разному, все зависит от творческого начала.

Интервью. Интервью — жанр публицистики, в котором, безусловно, заложено творческое начало. Интервью чаще всего представляет собой совместную работу двух человек. Журналист подбирает вопросы в пределах определенной темы. Интервьюируемый дает ответы на поставленные вопросы, при этом ответы имеют содержание, раскрывающее заданную тему. Ответы — это, как правило, результат творческого труда интервьюируемого. Но и журналист, получив ответы, не стоит в стороне. Их порой надо «литературно обработать» так, чтобы читателю было легче усвоить информацию. В результате творчество проявляют оба, а произведение будет считаться созданным в соавторстве. Конечно, роль каждого из них может быть разной: журналист так искусно задал вопросы, что и дать ответ не составило труда, но это, пожалуй, может влиять лишь на размер вознаграждения. На практике интервьюируемые редко требуют вознаграждения, и у журналистов бытует мнение, что единственный автор интервью — журналист.

интервью - это один из жанров журналистики. Оно является особым видом произведений, созданных в соавторстве. Авторские права в такой ситуации принадлежат как лицу, давшему интервью, так и лицу, проводившему его. Их рассматривают в качестве соавторов, если договором между этими лицами не предусмотрено иное.

Творческое начало присутствует в работе и журналиста, и интервьюируемого. Так, журналист подбирает и формулирует вопросы, а отвечающий определяет содержание и форму ответов. В результате совместными усилиями создается особый вид произведения, который включает две логически выстроенные неразрывные части. Однако, как отмечалось выше, использование интервью в той или иной форме возможно лишь с согласия лица, давшего интервью.

В то же время, несмотря на кажущуюся простоту, вопрос об авторстве на интервью представляет определенную сложность и не предполагает однозначного ответа. Это связано с тем, что журналист делает свой творческий вклад, который состоит прежде всего в подборе, последовательности и формулировке вопросов. В ряде случаев журналист не только спрашивает, но и сам констатирует, комментирует те или иные факты, задавая тон всему интервью в целом и направляя опрашиваемого на развитие одной определенной мысли или ее оспаривание. Кроме того, часто в круг задач журналиста входит необходимость придания ответам собеседника надлежащей литературной формы, освобождение их от ненужного балласта и иное, в связи с этим творческое участие журналиста в создании интервью бесспорно. В то же время интервьюируемый может ограничиваться лишь пассивными ответами на вопросы, которые ставит ему интервьюер, и не играть в интервью необходимой активной роли. Соответственно, его вклад не может носить творческого характера, следовательно, не может выступать основанием для претензий на авторство. В данном случае интервьюируемый вправе требовать только защиты его ответов от искажения при опубликовании.

Помимо этого, он может рассчитывать на единовременное вознаграждение за интервью, если это было предусмотрено соглашением сторон предварительно. В иной ситуации, когда интервьюируемый внес творческий вклад в создание интервью, выраженный, например, в совместной с журналистом работе над композицией интервью, в оригинальной формулировке ответов, имеются все основания для признания его соавтором данного литературного произведения. В соответствии со сложившейся практикой подобное соавторство, как правило, оформляется подписью журналиста и визой интервьюируемого.

Оригинальная форма, тщательно продуманная композиция и индивидуальный стиль интервью - основные условия предоставления охраны таким произведениям по авторскому праву.

Пример.

Известная актриса Марлен Дитрих предъявила иск к газете в связи с публикацией интервью актрисы, в котором она рассказывала о своем жизненном пути. На самом деле актриса не давала интервью и не разрешала публикацию сведений о своей жизни. Несмотря на то что содержащиеся в публикации сведения соответствовали действительности и в основном были уже известны публике, парижский суд счел публикацию недозволенным вмешательством в частную жизнь и вынес решение в пользу истицы, взыскав с ответчика 1,2 млн. франков. Причиной такого высокого взыскания послужило то, что актриса одновременно с компенсацией морального вреда потребовала возмещения упущенной выгоды, поскольку, по ее утверждению, она сама собиралась опубликовать собственные мемуары, а в результате неправомерных действий ответчика вынуждена была отказаться от этого намерения

Письма в редакцию. В редакции СМИ поступает большое количество писем, которые используются при подготовке материалов или публикуются как самостоятельные произведения. Очень часто письмо читателя содержит все признаки произведения, охраняемого авторским правом. Однако использование таких объектов авторского права в СМИ имеет свои особенности. Согласно статье 35 Закона о печати, редакция при публикации писем имеет право редактировать и сокращать текст письма с условием, что последние не искажают смысла письма.

Авторское право на служебные произведения. Большую часть произведений журналисты создают в связи с трудовыми отношениями с редакцией, находясь в штате редакции.

Правовая охрана произведений, созданных в таком режиме (служебные произведения) имеют особенности, которые отражены в статье 14 Закона «Об авторском праве и смежных правах».

Согласно этой статье, личные неимущественные права принадлежат автору, в то время как имущественные права принадлежат нанимателю, если договор между ними и автором не предусматривает иное. При этом автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем. Следовательно, если журналист подготавливает материал в силу служебных обязанностей или по заданию редакции, ему будут принадлежать: право авторства, право на имя, право на защиту репутации. Редакции будут принадлежать имущественные права: право на распространение, воспроизведение, передачу произведения в эфир и т. д.

Однако журналист может заключить с редакцией соглашение, в котором будет предусмотрено, что все имущественные права также принадлежат журналисту: иметь право опубликовать этот материал в другом издании, получить за него вознаграждение (помимо зарплаты) и т. д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.016 с.)