Роль управленческого учета в системе менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль управленческого учета в системе менеджмента.



Роль управленческого учета в системе менеджмента.

Под управленческим (или внутренним) учетом обычно понимается идентификация, сбор, регистрация, обобщение, анализ и передача внутренним пользователям информации, необходимой для управления организацией.

Управленческий учет в системе менеджменте исходит от менеджера предприятия представляющего собой процесс координации и регулирования его деятельности для достижения поставленной цели.

При определении роли управленческого учета в управлении необходимо исходить из основной идеи, заключающейся в том, что система управления является ведущей, а система управленческого учета - обеспечивающим звеном. Управленческий учет имеет своей задачей упорядочение потока входной и выходной информации в соответствии с потребностями системы управления, включая управление, как самим предприятием, так и его структурными подразделениями.

Эволюция управленческого учета и его современные концепции.

Управленческий учет призван обеспечить формирование информа­ции, необходимой для:

-контроля экономичности текущей деятельности организации в целом и в разрезе ее отдельных подразделений, видов деятельности, секторов рынка;

-планирования будущей стратегии и тактики осуществления ком­мерческой деятельности в целом и отдельных хозяйственных опера­ций, оптимизации использования материальных, трудовых и финан­совых ресурсов организации;

-измерения и оценки эффективности хозяйствования в целом и в разрезе подразделений организации, выявления степени рентабель­ности отдельных видов продукции, работ, услуг, секторов и сегментов рынка;

-корректировки управляющих воздействий на ход производства и реализации продукции, товаров и услуг, уменьшения субъективности в процессе принятия решений на всех уровнях управления.

Современный управленческий учет включает функции прогнозиро­вания, нормирования, планирования, оперативного учета и контроля.

 

Развитие управленческого учета в Украине

В СССР, в состав которого входила Украина, термин "управленческий учет" не применяли. Значительная часть показателей (финансовых и нефинансовых) текущей внутренней отчетности базировалась на данных оперативного, а не бухгалтерского учета. термин управленческий учет появился в принятом 1999 года Законе Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" как синоним внутрихозяйственного учета. Этот Закон содержит такое определение: " Внутрихозяйственный (управленческий) учет система обработки и подготовки информации о деятельности предприятия для внутренних пользователей в процессе управления предприятием". Управленческий учет следует рассматривать как подсистему учета, которая обеспечивает финансовую и нефинансовую информацию, необходимую для принятия решений, направленных на достижение стратегической цели предприятия.

Основы организации управленческого учета

Управленческий учет не регламентируется и не регулируется государственными органами. Он организовывается руководством предприятия на основе общих принципов, исходя из внутренних потребностей руководства. Ведение управленческого учета, в отличие от ведения финансового, не является обязательным для предприятия. Система управленческого учета служит лишь интересам эффективного управления, поэтому решение о целесообразности ее внедрения в той или иной форме следует принимать исходя из оценки соотношения затрат и выгод от ее функционирования. Организационная структура системы управленческого учета строится с учетом:

- структуры самого предприятия;

- информационных потребностей руководства;

- технических возможностей и особенностей компьютерной информационной системы, используемой на предприятии;

- квалификации и личных качеств менеджеров и бухгалтеров-аналитиков.

 

Управленческий учет в системе счетов.

По целевому назначению системы управленческого учета можно подразделить на стратегический учет для высшего руководства пред­приятий, компаний, фирм и текущий учет для внутреннего менедж­мента. В системе управленческого учета такими элементами являются хозяйственные средства, источники их образования и поступления, хозяйственные процессы и их результаты, т.е. объекты финансового учета. К системообразующим признакам здесь относят возможность оценки деятельности организации в едином сто­имостном измерителе, соответствие модели учетных задач кругообо­роту хозяйственных средств, использование единого, взаимосвязанно­го плана счетов бухгалтерского учета, ретроспективность и юридичес­кую полноценность его данных. Также объектами управленческого учета служат дополнительные пока­затели добавленной и дисконтированной стоимости, маржинальной прибыли, притока и оттока денежных средств, сумм и ставок покрытия и производных от них величин.

Составной частью этого вида учета является оперативная диагнос­тика финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

 

Классификация затрат по направлению принятий решений.

Классификация затрат для принятия управленческих решений предполагает такое их толкование:

Распределение затрат на постоянные и переменные осуществляется по признаку зависимости с изменением объема производства или продажи продукции.

Постоянные затраты - это затраты, сумма которых не меняется при изменении объемов производства. Постоянные затраты предприятия есть даже тогда, когда временно не выпускает продукцию. К ним относятся:

- Амортизация;

- Арендная плата;

- Отопление;

- Освещение;

- Административные затраты.

Переменные - это затраты, общая сумма которых изменяется пропорционально изменению объемов производства. В них входят:

- Сырье и материалы;

- Комплектующие;

- Заработная плата производственных рабочих;

- Топливо и энергия на технологические нужды;

- Другие.

 

Классификация затрат по направлению контроля выполнения

Для осуществления контроля и регулирования затраты классифицируют на:

регулируемые и нерегулируемые;

затраты в пределах норм, плана, сметы и отклонения от норм, плана, сметы.

Регулируемыми называются расходы, величина которых может зависеть от менеджера соответствующего уровня управления; нерегулируемые расходы не зависят от решений менеджера (как правило, низших уровней управления).

По возможности осуществления контроля за затратами они подразделяются на контролируемые и неконтролируемые.

Контролируемые затраты могут контролироваться работниками организации; неконтролируемые затраты не поддаются контролю со стороны работников организации (повышение цен на оборудование и топливно-энергетические ресурсы, изменение ставок отчислений на социальные нужды, налогов и др.).

Поведение расходов и влияние факторов

Поведение расходов это характер реакции расходов на изменения в деятельности предприятия.

Деятельность, которая влияет на расходы, называют фактором расходов.

В процессе отнесения затрат к прямым или накладным учитывается ряд факторов:

1) существенность доли затрат – чем выше удельный вес конкретных затрат в общей себестоимости продукта, тем вероятнее, что экономически целесообразно отнести их к прямым;

2) уровень информационных технологий – чем совершеннее технологии сбора и обработки информации, тем большая доля затрат может быть отнесена к прямым;

3) характер бизнес - процессов – отнесение затрат к группе прямых намного легче на тех предприятиях, где оборудование и другие мощности полностью или частично разграничены между процессами производства конкретной продукции или обслуживания конкретного покупателя;

4) условия договоров.

 

Выбор среди функций затрат.

Применение различных методов для определения функции расходов дает различные результаты

Поэтому для принятия управленческих решений следует избрать наиболее релевантную функцию расходов. Для правильного выбора среди функций расходов целесообразно применить такие критерии:

• экономическая правдоподобность;

• хорошая приспособленность;

• значимость независимых переменных величин.

Экономическая правдоподобность означает, что взаимосвязь между зависимой переменной величиной (расходами) и независимой переменной величиной (фактором расходов) должна быть экономически целесообразной.

Хорошая приспособленность определяет, насколько тесной является взаимосвязь между расходами и определенным фактором, то есть насколько точно функция расходов описывает их взаимосвязь.

Значимость независимых переменных величин дает ответ на вопрос: существенно ли будет влиять на сумму общих расходов колебания значения (b) независимой переменной величины

 

Методы распределения затрат

Распределение расходов обслуживающих подразделений осложняется, если они предоставляют взаимные услуги один другому, а не только производственным подразделениям.

В этом случае могут быть применены различные методы распределения расходов:

ü прямого распределения;

ü последовательного распределения;

ü распределения взаимных услуг;

ü одновременного распределения.

ü Метод прямого распределения — метод распределения расходов обслуживающих подразделений, при котором их расходы списывают непосредственно на расходы производственных подразделений.

ü Метод последовательного распределения — метод распределения расходов обслуживающих подразделений, при котором расходы каждого обслуживающего подразделения распределяют последовательно относительно производственных подразделений и других обслуживающих подразделений.

ü Метод распределения взаимных услуг метод распределения расходов обслуживающих подразделений, при котором расходы каждого обслуживающего подразделения распределяют последовательно с учетом взаимных услуг.

ü Метод одновременного распределения — метод распределения расходов обслуживающих подразделений, которым предусматривается распределение взаимных услуг путем решения системы уравнений.

 

 

19. Распределение накладных расходов с использованием предварительно определенной ставки.

Для решения проблемы колебания себестоимости единицы продукции в практике чаще всего применяют предварительно определенную ставку распределения накладных расходов.

Предварительно определенная ставка распределения накладных расходов = Бюджетные производственные накладные расходы / Ожидаемое значение базы распределения.

Распределенная сумма накладных расходов = Предварительно определенная ставка распределения накладных расходов * Фактическое значение базы распределения.

Базу распределения постоянных накладных расходов можно определить, исходя из нормальной, бюджетной (запланированной) или практической мощности.

Нормальная мощность — ожидаемый средний объем деятельности (производства), который будет удовлетворять средний спрос на протяжении нескольких периодов (как правило, 3—5 лет) с учетом сезонности, цикличности и других факторов.

Бюджетная (запланированная) мощность — ожидаемый объем деятельности (производства) в следующем году.

Практическая мощность — ожидаемый максимальный объем деятельности (производства), который может быть достигнутым.

 

Калькулирование по заказам

Калькулирование по заказам традиционно применяют в индивидуальных и мелкосерийных производствах (кораблестроение, авиационная промышленность, строительство, производство мебели, издательская деятельность и т. п.).

Калькулирование по заказам — система калькуляции себестоимости продукции на основе учета расходов по каждому индивидуальному изделию или по отдельной партии изделий.

В этой системе калькулирования объектом учета является отдельный заказ на изготовление одного изделия, партии изделий или на выполнение определенного объема работ (услуг).

На основании заказа клиента бухгалтерия предприятия открывает производственный заказ, то есть заказ определенным производственным подразделам на выполнение соответствующих операций или их стадий. Каждому заказу присваивают свой код, который указывают во всех документах, связанных с выполнением работ и расходованием ресурсов.

 

Калькуляция по процессам

Калькулирование по процессам — система калькуляции себестоимости продукции на основе группировки расходов в границах отдельных процессов или стадий производства.

Эта система характерна для массового серийного производства. Сферой ее применения обычно является химическая, нефтеперерабатывающая, текстильная, металлургическая, фармацевтическая, угольная отрасли, обувная промышленность; производство автомобилей, персональных компьютеров и т. п..

Сложность калькуляции по процессам зависит от количества процессов и технологии обработки, наличия и величины незавершенного производства.

Процесс калькуляции осложняется в случае, когда предприятие изготовляет различные виды продукции и постоянно имеет значительный объем незавершенного производства

 

Понятие нормативных затрат

Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчитанные предопределенные затраты, которые обычно выражаются в расчете на единицу готовой продукции.

Нормативные затраты включают три элемента производственных затрат:

• прямые материальные затраты;

• прямые затраты труда;

• общепроизводственные расходы.

Нормативные затраты – сумма переменных и части постоянных затрат, связанных с оказанием услуг (работ), выпуском продукции. Нормативные затраты являются инструментом для формирования стоимости выпуска продукции (работ, услуг), а также для анализа эффективности деятельности предприятий (учреждений).

Планирование как функция управления

Функция планирования как одна из основных функций управления в настоящее время приобрела качественно новые черты и особенности; планирование получило принципиально новое содержание, поскольку потребность в нем обусловлена масштабами обобществления производства. Расширение горизонтов планирования означает, что оно выполняет не только оперативные задачи, но и задачи перспективного развития, что является новым моментом планирования. Его назначение как функции управления состоит в стремлении по возможности заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия. Планировани е – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений. Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.

 

50. Бюджетное планирование и его организация

Бюджетное планирование – это непрерывный циклический процесс формирования бюджетов, направленный на приведение в соответствие возможностей организации условиям рынка и контроля за их выполнением.

Внедрение бюджетирования дает возможность создать целостную и эффективную систему управления. При этом правильно сформированная система бюджетирования должна помогать не только решать задачи оперативного управления, но и достигать стратегических целей, которые составит руководство организации

Процесс бюджетного планирования состоит из следующих этапов:

-Планирование организационной деятельности предприятия и его подразделений;

-Суммирование коллективных проектных предложений;

-Разработка проекта бюджета;

-Просчет варианта плана и внесение коррективов;

-Окончательное планирование

 

Общий бюджет.

Общий бюджет содержит большую часть доходов и расходов государства. Общий бюджет направлен на представление в виде единого счета разрешений на расходы и предполагаемых поступлений в течение финансового периода, чтобы парламентарии имели перед собой ясный и единый расчет.

Общий Бюджет предприятия разрабатывается по единым утвержденным формам и состоит из следующих бюджетов:

-операционный бюджет, определяющий планируемые операции на предстоящий период для сегмента или отдельной функции предприятия;

-финансовый бюджет - совокупность результирующих форм, позволяющих получить представление о планируемых результатах деятельности предприятия, финансовых потоках, ожидаемых изменениях экономического потенциала и финансового состояния.

 

Бюджетный баланс

Бюджетный баланс дает представление о финансовом положении, которого пока еще не существует и которое, как ожидает руководство, будет существовать в результате деятельности компании в течение бюджетного периода.

Бюджетный баланс отражает ожидаемое суммарное влияние плановых решений на финансовое состояние предприятия.

Бюджетный баланс почти никогда не профилируют, поскольку он статичен - показывает моментальный финансовый портрет организации на определенную дату. Функциональные бюджеты, бюджет денежных средств и бюджетный отчет о прибылях и убытках, напротив, имеют динамический характер, так как отражают движение потоков ресурсов во времени - профилирование этих бюджетов дает более детальное представление об их динамике.

 

Роль управленческого учета в системе менеджмента.

Под управленческим (или внутренним) учетом обычно понимается идентификация, сбор, регистрация, обобщение, анализ и передача внутренним пользователям информации, необходимой для управления организацией.

Управленческий учет в системе менеджменте исходит от менеджера предприятия представляющего собой процесс координации и регулирования его деятельности для достижения поставленной цели.

При определении роли управленческого учета в управлении необходимо исходить из основной идеи, заключающейся в том, что система управления является ведущей, а система управленческого учета - обеспечивающим звеном. Управленческий учет имеет своей задачей упорядочение потока входной и выходной информации в соответствии с потребностями системы управления, включая управление, как самим предприятием, так и его структурными подразделениями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.063 с.)