Определение мирового рынка и его основные черты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение мирового рынка и его основные черты.



Черты:1. В его основе лежит развитие рыночного хозяйства, выходящего в поисках сфер и объектов сбыта, эффективного международного взаимодействия в целом за национальные рамки; 2. МР находит свое проявление в межгосударственном перемещении товаров, услуг и основных факторов производства (рабочей силы, капитала) под воздействием отношения не только внутренних, но и внешних спроса и предложения. 3. МР (в большей степени, чем внутренний) оптимизирует использование факторов производства, направляя их движение в наиболее экономически эффективные сферы рынка; 4. МР выступает в качестве «своеобразного фильтра», выбраковывающего из международного обмена те или иные товары, не соответствующие мд стандартам качества и не выдерживающих жестких требований мд конкуренции. МР играет «санирующую» роль, выводя из сферы международного обмена те или иные товары, не соответствующие международным стандартам качества, техническим и другим стандартам. При этом из сферы международного обмена выводятся как товары, так и производящие и реализующие их фирмы, которые при таком развитии событий могут оказаться банкротами. Тот факт, что произведенный в данной стране товар успешно реализуется на ее внутреннем рынке, вовсе не означает, что этот же товар с таким же успехом будет реализовываться и на международном рынке. 5. МР является категорией товарного производства. 6. МР оптимизирует использование факторов производства. 7. Товар, находящийся на мировом рын­ке в фазе обмена, выполняет информа­ционную функцию. 8. МР оказывает обратное влияние на произ­водство, показывая ему, что, сколько и для кого нужно производить.

 

Основные элементы и иерархическая структура МР.

Внутренний рынок 1.форма хозяйственного общения, при которой все предназначенное для продажи сбывается самим производителем внутри страны. 2.Под внутренним рынком подразумевается сфера осуществления внутренних торговых операций. Нац рынок – это сфера осуществления внутриторговых и внешнеторговых операций данной страны.

МР – 1.представляет собой совокупность национальных рынков, включающих как внутриторговые, так и внешнеторговые операции; 2.это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторах производства. Международный рынок - сфера осуществления внешнеторговых (экспортно-импортных) операций или часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками. Рыночная структура - совокупность условий, определяющих особенности функций рассматриваемого рынка.

17. Указать и дать хар. типов рын.структуры в зависимости от хар. монополизации и степени свободы конкуренции. В зависимости от характера монополизации и степени свободы конкуренции: Рынок «чистой» монополии - доминирование одного поставщика данного товара, который является монополистом; Олигополистическая структура - свойственна рынкам, на которых конкурируют группы крупных поставщиков товара; которые делят между собой значительные, крупные сегменты рынка (ОПЕК). Атомистический тип рыночной структуры (рынок совершенной конкуренции) характеризуется высокой концентрацией предложения однородных това­ров и обостренной конкурентной борьбой между продавцами и покупателями. Рынок монополистической конкуренции предполагает сосуществование на нем нескольких фирм-монополистов. (автомобильный рынок в Европе)

 

Понятие и виды конъюнктуры мирового рынка.

Конъюнктура – конкретное состояние (ситуация) на данном рынке в определенных временных, географических и иных рамках, складывающиеся под воздействием совокупности целого ряда факторов (конъюнктурообразующих).

Конъюнктура – в общетеоретическом плане – это наука, изучающая явления экономической жизни.

Конъюнктура – конкретный процесс циклического воспроизводства, который находит свое проявление динамике промышленного производства и капиталовложений, в колебаниях цен и учетного процента, в изменениях внутренней и внешней торговли и других экономических показателей.

Конъюнктура – совокупность условий и факторов, определяющих развитие МЭ, экономическое положение отдельно взятой страны, развитие какой-либо сферы производства.

Различают:

n общехозяйственную конъюнктуру, характеризующую состояние на данный момент всего мирового хозяйс­тва или экономики какой-либо одной страны

n конъюнктуру отдельных товарных рынков, когда изучаются текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных конкретных товаров (изучается не весь комплекс, а текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных конкретных товаров).

Различают:

1. общеэкономическую (положение в МХ в целом, в регионе (группе стран), в экономике отдельных стран)

2. конъюнктуру отдельных сегментов мирового рынка и отраслевую конъюнктуру;

3. конъюнктуру рынков отдельных товаров и услуг

Исходя из временных критериев, конъюнктуру различают:

n текущую

n краткосрочную

n средснесрочную

n долгосрочную

фазе кризиса присуща низкая конъюнктура

фазе подъема – высокая конъюнктура

В стадии падения производства конъюнктура имеет понижательный характер, в стадии оживления и "бума" соответственно повышательный.

Основные конъюнктурообразующие факторы.

Конъюнктурообразующие факторы подразделяются на:

n постоянные и переменные;

n циклические и нециклические;

n стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его

n конъюнктурообразующие факторы можно классифицировать также по срокам их действия:

• факторы краткосрочного действия (1-2 года);

• среднесрочные;

• долгосрочные.

Российский экономист Н.Д. Кондратьев (1892-1938 гг.) - теория т.н. "больших циклов экономической конъюнктуры" (См.; Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989). Длинные циклы («волны») конъюнктуры – в их основе крупные научно-технические открытия, связанные с появлением принципиально новых продуктов (товаров), порождающих на весьма длительный период (25-30 лет) «волны» конъюнктуры до исчерпания основных научно-технических преимуществ данного продукта.

постоянно действующие нециклические факторы:

n регулирование конъюнктуры крупнейшими монополистическими объединениями

n государственное регулирование

n государственно-монополистическое регулирование

n политические факторы

n постоянно действующие факторы, которые традиционно определяют как нециклические, однако на самом деле они по существу имеют свою собственную цикличность (милита­ризация экономики - действует собственный "жизненный цикл про­дукта")

n Наряду с этим постоянно действующим нециклическим фактором является и научно-технический прогресс (НТП)

n По сути цикличным фактором является сезонность производства и потребле­ния (сельское хозяйство, потребление одежды, обуви и т.д.)

n инфляция

n форс-мажорные обстоятельства

Взаимодействие конъюнктурообразующих факторов:

Производство à ПредложениеàК ß Спрос ß Потребление

Показатели конъюнктуры МР.

I группа показателей: Данные о промышленном производстве.

1. индексы промышленного производства

2. данных о производстве в абсолютных единицах измерения

3. объемы капиталовложений

4. размеры заказов (в т.ч. государственных)

5. показателей по труду — данные о занятости и безработице, про­должительности рабочей недели, ставках и фонде зара­ботной платы

II группа: Показатели внутреннего товарооборота.

1. обороты розничной торговли

2. суммы продаж крупнейших универмагов

3. индексы стоимости жизни

4. данные о движении товарных запасов

5. размеры продаж в кредит

6. информацию о внутренних перевозках грузов и т.д.

III группа. Показатели внешней торговли.

1. объем и географическое распределение экспорта и импорта

2. изменения в товарной номенклатуре

3. удельный вес отдельных стран в международной торговле и т.д.

IV группа. Данные, характеризующие положение в кредитно-денежной сфере.

1. эмиссия ценных бумаг

2. курс акций

3. учетный процент

4. валютный курс

Эмиссия ЦБ - выпуск ЦБ на рынок с целью мобилизации свободных денежных ресурсов для расширения и обновления основного капитала или увеличения оборотных средств.

Акция — ценная бумага с переменным доходом. Облигация — ценная бумага с постоянным доходом в виде фиксированной процентной ставки. Учетный процент — цена банковского капита­ла — очень чуткий показатель конъюнктуры. Валютный курс — цена денежной единицы од­ной страны, выраженная в денежной единице других стран. В случае необходимости могут быть привлечены другие данные: показатели движения банковских депозитов, ссудного капитала,денежного обращения и т. д., которые также характеризуют изменения, происходящие на товарных рынках. V группа. Данные о ценах.

Цены являются одним из важнейших показателей, в динамике и колебаниях которого отражаются изменения многих других данных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.237.3 (0.012 с.)