Показатели себестоимости и их анализ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели себестоимости и их анализ.



Анализ себест-ти продукции, работ и услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы пред-ия по использованию возможностей снижения себест-ти продукции. Для анализа себестоимости используются следующая система показателей:

1. Анализ затрат на производство. Затраты на производство – общая сумма затрат, связанных с деятельностью предприятия. При расчете данного показателя все затраты группируются по экономическим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на соц. нужды; амортизация; прочие. Цель анализа данного показателя – дать характеристику общей сумме затрат; изучить структуру затрат для установления вида производства (материалоемкое; трудоемкое; фондоемкое). Недостатки: это абсолютный показатель – не соотносится с масштабами деятельности в динамике; н-р, затраты на производство в предыдущем периоде – 100 д.е., а в отчетном – 90 д.е. Экономия в 10 д.е. не указывает на снижение затратности, т.к. масштабы деятельности в пред. и отчетном периоде м.б. разными. Данный показатель не позволяет судить о резервах снижения с/с. Показатель не дает представления о конкретном содержании затрат и о месте их формирования.

2. Анализ с/с товарной продукции. С/с товарной (реализованной) продукции – это общая сума затрат на законченный результат работы предприятия. При расчете данного показателя все затраты группируются по статьям расходов. В данном случае затраты имеют конкретное содержание и место их формирования. Перечень статей определяется отраслевой спецификой: 1) сырье и основные материалы; 2) возвратные отходы (со знаком «-»); 3) покупные изделия, полуфабрикаты, комплектующие; 4) топливо для технологических целей; 5) энергия для технологических целей; 6) основная з/п производственных рабочих; 7) дополнит. з/п производственных рабочих; 8) отчисления на соц. нужды с осн. и дополнит. з/п рабочих; 9) расходы по содержанию и эксплуатации оборудования. Эти 9 элементов составляют технологическую себестоимость. 10) цеховые расходы; С 1-10 – цеховая себест-ть 11) общехозяйственные (общепроизводственные, общезаводские) расходы; С 1-11 ст. составляют производственную себестоимость. 12) внепроизводст-ные (коммерч.) расходы – расходы, связанные с реализацией продукции. С 1-12 ст. затрат – полная себестоимость.

3. Анализ затрат на 1 руб. товарной прод-ции. Это соотношение с/с и ст-ти товарной прод-ции. , Ni – выпуск i-го наименования продукции; Сi – с/с i-го вида продукции; Цi – цена i-го вида продукции. Н-р, если показатель затратности равен 0,9, то в каждом рубле 10 коп. – прибыль, а 90 коп. – затраты. Рассчитаем рентабельность R = 10/90 *100% = 11,11%.

Преимущества: показатель затратности не зависит от масштаба деят-ти, позволяет судить об эффективности работы предприятия, анализ данного показателя решает цель изучения затратности производства в динамике.

Этапы анализа традиционные: оценка изменения, факторный анализ.

«Фактор с/с» - меняется в свою очередь, под воздействием фактора норм и фактора цен, с/с единицы продукции может меняться в связи с изменение объема производства за счет условно-постоянных издержек.

«Фактор цены» - комплексный фактор.

«Фактор стр-ры» проявляет себя через изменение с/с и ст-ти выпуска при неизменности цен и с/с отдельных видов прод-ции. Для проведения факторного анализа исп-ся след. система показателей затрат на 1 руб. товарной прод-ции: Базовые (плановые) затраты на 1 руб. товарной прод-ции; Фактические затраты на 1 руб. товарной прод-ции; Базовые или плановые затраты на фактический выпуск; Фактические затраты при базовом, плановом уровне цен на готовую прод-цию.

1. ; 2. ; 3. ; 4.

Общее изменение затрат на 1 ед. товарной прод-ции = 2 показатель – 1 показатель. Влияние структуры = 3 показатель – 1 показатель. Изменение себест-ти = 4 показатель – 3 показатель. Изменение цены = 2 показатель – 4 показатель.

4. Анализ себест-ти отд. видов прод-ции получают при калькулировании. Калькуляция – расчет затрат на ед. прод-ции. При этом затраты группируются по статьям расхода. При этом важна классификация затрат на прямые и косвенные. Прямые непосредственно могут быть рассчитаны на любой вид прод-ции, а косвенные считаются на весь объем произ-ва в целом по пред-ию. А затем, с помощью спец. приемов переносятся на каждый конкретный вид продукции. Основным способом переноса косвенных затрат является метод перенесения затрат в соответствии с выбранным элементом (пропорционально). Это м/б з/п произв.рабочих. производственная себест-ть изделия - для распределения непроизводственных расходов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.005 с.)