Сущность гос. бюджета. необходимость и условия возник-ния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность гос. бюджета. необходимость и условия возник-ния



Сущность гос. бюджета. необходимость и условия возник-ния

Бюджет - совок-ть специфич. фин. отнош-й, возник-х в процессе формир-ния и использ-ния бюджет. фонда для обесп-ния функций гос-ва на отдельных этапах общественн. развития.

Особ-ти бюджет. отн-ний: 1) ден. хар-р 2)распредел. хар-р 3)Опосред-т безвозмездн. движение ст-ти в виде платежей в бюджет 4) объектом перераспред-я может выступать и часть необход. продукта 5) сфера действия гранич-ся в рамках бюджет. процесса 6) участниками бюджет. отношений выступают гос-во, ЮЛ и ФЛ 6) Сущ-т пропорции перерасп-ния финн. ресурсов м/д отраслями., территор-ми 70 строго регламен-ся закон-вом.

Возникн-ние предопред-но исторически. изначально формир-ние бюджет. фонда было связано с объектив. необход-тью совмес. удовлетвор-ния общественн. потреб-тей гос-ва. К росту обществ. потреб-тей привели 2 обстоятел-ва: -рост населения и -увеличе-е хозяйствен. завис-ти людей друг от друга.

Ср.века характер-сь резким возрас-ем гос. доходов. Прототипом бюджета была смета доходов и расходов. Постеп-но натур. хоз-во заменялось денеж-м. На место абсолют. манархии пришло правовое гос-во в форме констит. монархии или респ-ки. Появ-сь масса новых потреб-тей, которые могли бы удовлетвор-ся за счет общ. средств. Рост гос. расходов на вооружение, войны, суд и управление, народ. образование требовал значительного увелич-я бюджет. фонда. Следовател-но на эти расходы неоходимо было отыскивать эти средства.

Таким об-м организационн. деят-ть гос-ва по удовлетв-ю обществ. потребност-й требует мобил-ции опред. доходов для создания бюджет. фонда. и осущ-ния гос. расходов. При признании их необх-ти народ соглашается удовлет-ть гос. нужды взносом опред. суммы денег. Натур. поступл-я в рабовлад-й и феодальных формациях еще не носили названия «налоги». Это были дань, подать, оброк, сбор. Натур. налог. отн-ния этого периода нельзя назвать фин-выми, бюджет и его налог. доходы - фин. категорией. Однако по мере развития ден. отн-ний, формиров-сь финансы гос-ва, натур. отнош-я постепенно замещались ден-ми. Т.о., процесс транформации бюджета в фин. категорию происходил одновременно с развитием общества, гос-ва. товарно-ден. отношений, обусловивших формир-е бюджета как фонда ден. средств.

 

2. Бюджет как фин. план и как фонд денеж. средств

Бюджет отнош-я – отн-ия м/д участниками бюдж. процесса. возн-щие при составлении, рассмотрении, утверж-нии, испол-нии респ. бюджета, местных бюджетов, и бюджетов гос. внебюджет. фондов, сост-нии, рассмотрении и утверж-нии отчетов, об их исполнении, опред-нии прав и обязанностей бюджет. процесса, осущ-нию заим-ний в бюджеты, в межбюджет. отн-ниях, а также осущ-нии бюдж. контроля.

В процессе своего функц-ния бюджет. отнош-ния матер-ся в бюджет. фонде, который выступает как материальная форма.

Прогноз. объем консолидир. бюджета РБ по доходам равен на 2013г. – 121 720 312 608 тыс. рублей.

Бюдж. фонды—это централиз. фонды, формирущ. на уровне органов гос. управления и местного самоуправления.

Бюджет. план —это организационн. форма формир-ния бюджет. отношений. В нем отражаются доходы гос-ва, устанавливаются направления и пропорции распред-ния решающей части централизов. фин. ресурсов на конкрет. фин. период, опред-ся размер дефицита бюджета, основные направления фин. политики страны. Бюджет. план отражает часть фин. ресурсов всех субъектов и звеньев хоз-ва., регламент-т их фин. отношения с гос-вом. это обуславливает необх-ть прогноз-ния платежей в бюджет. фонд и ассигнований из него в фин. планах эк. агентов.

Бюджет распределяет не весь чистый доход, создаваем. эк. субъектами. Он влияет на общие размеры накоплений, а тем самым на принятие субъектами решений, касающ. их текущей хоз. деят-ти. В этом проявл-ся распредел. функция бюджета. Отражая реальное движение бюджет. ресурсов и происходящ. эк. процессы через систему показателей по доходам и расходам гос-ва, бюджет объективно выполняет контрольн. функцию, с целью своеврем. корректир-я бюджет. политики.

После утверж-ния бюджет. плана страны бюджет. отн-ния принимают форму гос. обязательств. Поэтому, предусм. в нем принципы, цели и объекты финансир-ния станов-ся выражением фин. политики гос-ва и явл-ся обязательными для всех субъктов, вовлеч. в бюджет. процесс.

Развитие научных взглядов на роль бюджета

Развитие гос-ва и усложнение вып-мых им ф-ций в ряде стран привело к росту расходов из б-тов. Это явление в 19 веке было обосновано А. Вагнером. Он сформулировал закон возрастающей гос. активн-ти (закон Вагнера).: в странах, где развивается пром-сть, гос. расходы должны расти быстрее, чем объемы производства и нац. доходы. Аргументы ученого: 1) В связи с разв-ем эк-ки и углубляющ. разделением труда увелич-ся необх-сть эфф-сти и действенности эк-ки. Чтобы поддерживать правопорядок., гос-ву требуется больше ср-в на сод-ние правоох. органов, полиции, оказания юр. услуг. 2) новые технологии требуют большего кол-ва кап-ла для разв-я пр-ва 3) растет необх-ть расходов на обр-ние и здравоох-е. Соврем. эк-ты находят долю гос расходов в ВВП (проверяют закон).

В эк лит-ре перестроечного периода 20в. не сод-ся всесторонняя оценка значения гос. б-та. Это можно объяснить тем, что рядом ведущих ученых (А.И. Буковецкий, Г.М. Точильников, В.П. Дьяченко,) бюдж.. отн-ия (и финансы в целом) определялись как надстроечные, а не базисные.

В к. 1980-н1990 развитие рын.отн-ний => бюджет - инструмент гос. регул-ния. Активизация б-та в реалиях трансформац. эк-ки оживило с-му бюдж. отн-ий. Гос-во осущест-ло перераспр-ние ВВП, меняло стр-ру обществ. произв-ва, влияло на эк преобраз-я и соц. реформы, создавало условия для осущ-ния контроля и воздействия на эк. процессы. Что способствовало росту доли бюдж. расходов в ВВП. В 1992г. через б-т перераспред-сь 34,4% ВВП. В 2000-2012 гг. 48-49%, сейчас- 31,8%.

Из бюдж. фонда фин-ся важнейшие гос. программы: инвест, природоохранн.. связ с приватизацией, разв-ем рын. инфраст-ры, конверсией военн. произ-ва, созданием новых рабочих мест, соц. защитой граждан, ликв-ей последствий аварии на ЧАЭС. Через ФСЗН организуется с-ма соц. выплат, котор. обеспечивает перерас-ние доходов и сохрание полит.страбильн-ти.

Свойства бюджета: 1)обезличенность доходов гос. б-та 2) влияние бюджета на нац. эк-ку через с-му гос. доходов и гос. расходов 3) централ-ция фин. ресурсов и своевременн. фин-ние мер-тий через с-му казначества 4) осущ-ние гос контроля за деят-тью эк. агентов в процессе исполнения бюджета 5) формир-ние бюджета по террит. принципу 6) возможность операт. коррект-ки показ-й бюджета по расходам и доходам при изменении макроэк. пок-лей. Свойства обесп-т приоретет бюджету в с-ме гос. регул-ния.

 

 

Бюджет и бюджетная политика РБ в 21 веке

Приоритетные направ-я бюдж политики в 21 в явл-ся гос регул-е эк-ки и повыш уровни жизни населения, централ-ция фин. рес-в. Доля в ВВП выросла до 50,6% (с 2000 до 2008). В 2009 на исполнен бюджета повлиял фин-эк кризис. Принятие мер по ослаблению нал-го бремени также уменьшило налог. поступления. С 2004 по 2009 увелич-сь доходы – из-за включения в них доходов внебюдж целевых фондов (для концетрации гос доходов в бюджете). В 2007-2008 отменили Фонд содействия занятости, Фонд развития строит-й науки и доля целев фондов уменьш до 30,5% общего объема доходов. Несмотря на снижение налог. нагрузки путем уменьш-я ставок налогов – прин-сь одновременно меры по расширению налогооблаг. базы.

В составе бюджета ФСЗН частично перекрывал дефицит бюджета (в 2008-2009 исполнение с профицитом 1,4 и 0,7% соответств).

Качеств-му исполнению бюдж способст-ло развитие сис-мы Гос казначейства РБ (Единый казнач-й счет – принцип единой кассы, т.е аккум-ся инф-ция об исполнении бюджета и контр-ся бюдж потоки). В наст время этой сис-мой охвачены местные бюдж.

Бюджет сохраняет соц. направ-ть (до 50% расходов). Растут расходы на развитие отрасл эк-ки (25,7%).

В 2008 г был принят Бюджетный кодекс - зак-ная основа бюджетн устройства. В нем заложены инновац-е подходы к организации бюдж. сис-мы, межбюдж. отношений. Предусм-ся развитие бюдж. отношений на более высоком уровне и направение на обеспеч-е стабильности бюдж. сис-мы.


 

Понятие собственных и рег-их Доходов (Д)

С 2010 г распр-е Д м/д б.тами осущ-ся на основе мех-ма, утв-го БК РБ: распр-е не только м/д респ-м и местными б-тами,как раньше, но и м/д ур-ми местн б-тов. Поэтому выделяют 3 гр Д:

1. Собств-е Д - зак-но закрепл-е за б-тами опред-го ур-ня на пост основе. СД могут вкл-ть налог-е и неналог-е Д, а также безвозм пост-я за искл-м межбюдж-х трансфертов.

Зачисл-е Сд - по нормат отчисл-й от налог и неналог-х Д, опред-х Бк рб.

2. Регулир-ие Д б-та - ежегодно распред-ся м/ду вышестоящими и нежестоящими бюджетами в целях бюжд рег-я. К таким Д относ-ся Д, кот-е могут част-но/полн перед-ся в др б-ты и по кот-м, сог-но бк рб, уст-н норм-в в виде верхнего ур-ня отчисл-я от налог-го Д, а также местные налоги и сборы - по норм-м, опред-ми местными сов-ми депутатов.

Норм-вы отчисл-ий от рег-их Д:

а) респ б-та в консолид-е б-ты обл-ей б-т Минска

б) областных б-то в в консолид-е б-ты районов, городов облат-го подчин-я –

в) районных б-тов в б-ты сельсоветов, поселков гор типа, гор-в район-го подчин-я

3) Межбюджетные трансферт ы = МТ =бюдж-е ср-ва, передав-е из одного б-та в другой на безвозвр-й и безвозм-й основе. Формы:

а) Дотация – МТ, предоставл-й из вышестоящ-го в нижестоящ-й б-т в случае, если собст-х и регул-х Д недост-но для сбалансир-ти нижестоящ-го б-та.

б) Субвенция – МТ, предост-й другому б-ту на осущ-е опред-х целевых расходов.

Методы распред-я Д м/ду б-тами:

1) закрепл-е Д за б-тами опред-го ур-ня на пост-й основе;

2) предост-е отчисл-ий от регулир-х доходов;

3) трансфертный метод – предост-е транф-в на покрытие разрывов м/ду Д и расходами нижестоящих б-тов и финанс-е целев расходов.

Вывод: основа Д б-тов = Собств-е Д. Для обеспеч-я объема Д, соответствующего расходам – регулир-е Д, при их недостатке –МТ.


29.Расходы б-та (Р) – ден. ср-ва, напр-мые на фин. обесп-ние задач и ф-ий гос-ва. (БК РБ)

По сущности: ден отн-я, возник-е у гос-ва с получ-ми бюдж-х ср-в в процессе исполн-я б-та.

Роль Р – обеспеч-е выполн-я расходных обяз-в органов власти всех ур-ей.

Основы формир-я Р б-та:

1. макроэк-е показ-ли соц-эк разв-я РБ и приор-ты бюдж политики;

2. предельные возм-ти б-а, исходя из доходной части;

3. гос. минимал-е соц станд-ты – Р должны обесп-ть их вып-е;

4. фин нормы и нормат-вы, действ-ие в РБ.

Особенности Р б-та: 1.безвозм-ть и безвозвр-ть 2. целевая направл-ть.

Объем Р респ-го б-та = с учетом программ соц-эк разв-я РБ, устан-ся законом о респ-ом б-те на очер-й фингод.

Объем местных б-тов = с уч-ом прогр-м соц-эк разв-я соотв-ей АТЕ, устан-ся реш-м местных Сов деп-ов о б-те на очер-й фингод.

В составе Р б-та также отраж-ся Р на обслуж-е долговых обяз-в. В составе респ б-та и местных б-тов созд-ся резерв фонды, Прав-ва РБ и местных исполнит-х и распоряд-х органов.

По эк сод-ю:

1) Текущие Р б-та – часть Р б-та, обеспеч-ая текущ функц-ие бюдж-х орг-ий, оказ-е поддержки др б-тамб орг-м и ФЛ, отд-м отраслям эк-ки на тек функц-е; др Р б-та, не увелич-ие ст-ть ОС, НА и матзапасов.

· Капитальные Р б-та – часть Р б-та, обеспеч-ая инновац-ю и инвест-ую деят-ть. По БК РБ она вкл-т след Р: - инвест-и в орг-ии, -финс-е модерн-ии и реконстр-ии; -Р, при осущ-ии кот-х созд-ся или увел-ся им-во, наход-ся в респ. и коммун. собств-ти, -созд-е госзапасов и резервов

Р по ур-ню фин-щего б-та: Р респ-го б-та - Р местных б-тов, По сферам фин-я: в сфере мат-го пр-ва – непроизводственная сфера; По значим-ти Р: общегос Р – Р регион знач-я, По функц-му назнач-ю – по функц-ой класс-ии Р б-та по БК РБ. По распоряд-м бюдж ср-в – в соотв. с ведомств-й класс-й Р б-та. По цел-му назн-ю – по эк класс-ии Р б-та. По участию в реал-ии программ – по программ-й класс-ии Р б-та.

Формы Р б-та: 1) Р на функц-е бюдж орг-ий, 2) бюджетные трансферты нас-ю, 3) субсидии орг-м и ФЛ, 4) бюдж-е трансферты за границу, 5) Межбюдж-е трансферты, 6) Р на увелич-е ст-ти ОС, НА и матзапасов, 7) бюдж-е ссуды и займы, 8) бюдж-е кредиты, 9) Р на обслуж-е долг-х обяз-в, 10) др формы по бюдж-му зак-ву.

Р б-та (функц класс-я), консолид б-т:

2009 г – 49 200,8 млрд; 2010 – 52 979,8 млрд; 2011 – 85 433 млрд. 2012 – 141 809 млрд; 2013 –186,5 трлн.


30 Методы планирования расходов бюджета

Методы:

1. относительно показателя ВВП страны, т.е в % от ВВП

2. в % от общ объема Р бюджета

3. по нормативами бюдж-й обесп-ти (или норм-м бюдж финанс-я)

4. по правилам сметно-бюдж планир-я в разрезе эк класс-ии Р б-та

5. программно-целевой

Основа формир-я Р б-та = миним-е соцстандарты. Сферы прим-я:

· оплаты труда

· пенс-го обесп-я

· образ-я

· здравоохр-я

· культуры

· ЖКХ

· соцподдержки о соцобслуж-я

Р план-ся на основе Норматива бюдж-й обесп-ти, в расчете на 1 жителя РБ. В законе о респ-ом б-те на 2013 год - норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение - 2 771 673 рубля.


 

31. Бюджетные резервы = БР

Планирование расходов на отрасли соц. сферы

Особенности планирования:1)

2. Этапу план-ния предшествует расчет пок-лей - Базы план-ния – пок-ли по сети учр-ний, контингентам и штатам. Расходы план-ся в расчете на ед-цу сети (учр-ние), ед-цу обслуж-мого контингента (учащегося) или на штатную ед-цу.

3.Пл-е детализируется в разрезе статей, подстатей и элементов расходов. Для опр-ния обобщающего пок-ля расходы консол-ся по статьям и элементам.

4. для единого подхода к обоснованию затрат в однотипных учр-ях разраб-ся нормы и нормативы расходов + механизм их корр-ки в условиях инфляции

5. нужно учитывать расположение учр-ний непроизв-ой сферы по регионам, т.к это ставит их в неравные условия

Методы план-ния расходов на соц сферу: 1)План-е в % к ВВП; - осн. индикатор, хар-ий уровень поддержки соц сферы гос-вом; 2)План-е в % к объему расходов б-та; - показывает приоритеты в политике госрасходов

3)Сметное план-ние, в основе которого лежат след. принципы: *соответствия эк. класс-ии расходов*соблюдение действующих норм, нормативов, соцстандартов *применение единых методов план-ния*отражение плановых показателей в бюджетных сметах.

4)План-е расходов на основе норматива бюдж. обесп-сти; (на 1 жителя). – сейчас разраб-ся только для отрасли здравоохранения,

5)Программно-целевой метод, в основе которого положено планир-е расходов в рамках бюдж. программ, кот м. иметь разл статус(гос, межрегион-е, местного значения), фин-ся из б-тов разл-х уровней (полностью/частично), включать в себя подпрограммы.При формир-и программы и подпрограммы составляются соответствующие паспорта.

Осн задача планирования – увязать затраты с конечными результатами в рамках бюджетных программ, обеспечить эффективность гос-х расходов – концепция «Бюджетирования, ориентированного на результат» (БОР)

 

Финансир-е научн, научно-технич. деят-ти (НТД) и инновац деят-ти в рамках целевых прогр.

Ассигнования из респ.бюдж. выделяет МинФин РБ по прогр в соотв. с «Приорит. напр-я НТД в РБ на 2011-2015гг». Структура приорит.напр-й: энергетика; агропром. технологии; медицина, медтехника; хим-, био- и нанотехнологии; информ-коммуникац технол; нацбезопасность.

Органы госупр-я в сфере науки: Гос. комитет по науке и технол (ГКНТ); НАН; Высшая аттестац. комиссия (ВАК).

ГКНТ – респ. орган госупр-я, кот. разраб и вносит в СовМин предл-я о мерах господдержки приорит. напр-й НТД.

Послед-ть действий при опред-и приорит. напр-й:

• выявляются потребности предприятий и организаций;

• составляются соотв. проекты, с кот. знако­мятся управленч. структуры вплоть до Президента;

• проекты подвергаются профессиональной оценке ученых;

• проекты получ. статус приоритетных напр-й и в форме программ и заданий «возвращаются» к конкр. разра­ботчикам.

В итоге именно ГКНТ пред­лагает объемы финанс-я научной, НТД, ин­новац. деят-ти и международного сотрудничества за счет средств респ.бюдж., выполняет другие функ­ции, предусмотренные законодательством РБ.

Для фин-я госуд. НТ программ в РБ исп-ся ср-ва не только респ.бюдж., но и др. источн. Так, гос. заказчики программ принимают обяз-ва по их частичному фин-нию из внебюдж. источн.; за­интересованная сторона обязана участвовать в софин-ии. Практика фин-ия в полном объеме за счет средств респ. бюдж. примен-ся, ког­да у гос. заказчика отсутствует возм-ть сформировать собств. иннов. ф. спец. назнач-я. Решение по данному вопросу принимает ГКНТ.

Фин-е отрасл. и регион-х НТ программ осущ-ся за счет:

• соотв. иннов.Ф. мин-в и др. респ. органов госуправления;

• местных бюджетов;

• заинтересованных предприятий и организаций.


 

Источники фин-я бюдж. дефицита (БД) в РБ

Ис-ки фин-я БД делят-ся на: 1) внутрен. - из них выдел-т инфляцион. (эмиссия, кредиты НБРБ) и неинфляцион. (выпуск ГКО, приватизация); 2) внешние (продажа ГЦБ на внешнем рын-ке, внешние займы). Клас-я ист-ков фин-я БД явл. групп-кой ист-ков фин-я, привлекаемых для покрытия д. б-а, исходя из их видов и форм долговых обязательств. Код клас-ии финан-я БД вкл. 7 знаков: вид источника - 1, ис-к - 2, тип ист - 2 и детализация - 2 (при отсутствии уровня используется нулевая позиция "00"). Так общее фин-е – семь 0, внутр. фин-е -1 и шесть 0. Внутр. фин-е вкл 1) ис-ки, получаемые от НБРБ(1010000): кредиты НБРБ-1010100; 2) ис-ки, получаемые от банков, иных юр.и физ.лиц – 1020000: гос.краткосроч.обл-ии-1020100; гос.долгоср.обл-ии – 1020200; и т.д. Ист-ки фин-я БД в РБ: Для РЕСП б-та: - гос займы, -ср-ва от оп-ций с имущ-вом в респ соб-ти, - изм-е остатка ср-в на счетах по учету ср-в респ б-та, - иные по зак-ву. Для МЕСТ б-тов: - бюдж кре-ты, - мест займы, - ср-ва …в коммун соб-ти, - измен-е ….соотв мест б-та, иные по зак-ву.

Внешнее фин-е – 2000000, вкл.: 1) кредиты межд.фин-вых орг-ий-2010000: 2)кредиты иностр.гос-в и иных иностр.кредиторов-2020000: 3) гос.цб РБ, формир-е внешний гос.долг-2030000и т.д.

 


66. Гос заимствования (ГЗ). Долговые обяз-ва (ДО) РБ и управл гос долгом (ГД) Гос кредит – сов-ть отн-ий по поводу моб-ции гос-вом врем свобод-ных ДС как физ, так и юр лиц на усл-ях срочности, возвр и платности для покрытия БД или просто фин-ия доп расх-ов.

Виды ДО РБ: 1. ДО по кр-там, привлеченным от имени РБ как заемщика от кредитных орг-ций, ин государств, междунар орг-ций и иных резидентов и нерезидентов РБ; 2. ДО по гос ЦБ, выпущенным от имени РБ; 3. ДО по гарантиям Правительства РБ; 4. иным ДО, ранее отнесен-ным в соотв с закон-твом на ГД РБ.

Все виды ДО классиф-я в завис от времени, на к-е осущ-я займ: 1. Краткоср (<1г.); 2. Долгоср (>1г.)

Управление ГД – деят-ть гос-ва по оптимизации стру-ры ГД и ст-ти обслужив. Ф-ии по упр-ию ГД возложены на Правит РБ., ОМУС упр-ют соотв долгом.

Порядок привлечения внутр ГЗ по ср-вам выпуска в обращ, погашения гос ЦБ утв-ся З-ом о респ б-те и отражается в ист-ках внутр и внешн фин-ия деф респ б-та. Размещенные на внутр фин рынке гос ЦБ формир внутр ГД, а размещ на внешних рынках-внешний ГД. Гос-во несет рас-ды и по обслу-жи-ю ГД (выплата %, штрафов, иного вознагражд кредитору).

Погашение ГД – уплата, выкуп или др изъятие из обращения ДО РБ в части осн долга. Погашение и обслужив ГД обесп-ся не только ср-ми респ б-та, но и др им-вом респ собств-ти. Такие платежи явл первоочередными по отнош к др платежам при исполн респ б-та.

Ист-ки фин-ия деф гос б-та отраж-ся поступл в бюдж ср-в от гос займов, а также ср-в в виде возмещен заемщ-ми платежей, произвед-х из р/б по гарантиям Правит РБ. Они отраж-ся путем увел-я ист-ков фин-ия ГБ (отр-ся с +).

Минфин производит платежи по обслуж-ю и погаш-ю внешн долга в соотв с перечнем гос займов. В то же время обслуж и погаш внешн займов, привлеч-х под гарантии Прав-ва РБ, рез-ты РБ осущ-т за счет собств ср-в. Внешн займы, гарант-е Правит-м РБ, м. привлек-ся заемщиками в целях их предост-я польз-лям внешн займов. Их обслужив и погаш осущ-ся польз-лем за счет собств ср-в. При невозм-сти исполн-я польз-ми обяз-в по предост-ным внешн займам, привлеч под гарантию Прав-ва РБ, произв-т перечисл-е ср-в на счет заемщика на вып-ние платежей займа перед нерез-ми за счет сре-в респ бюдж. Но эти пл-жи взыск-ся Минфином в бесспорном по-рядке в респ бюдж со счетов польз-ей внешн займов, при этом взимаю-ся % по ставке, устан З-ом о респ бюдж.

Минфин ведет учет внешнегос долга и внешенего долг, гарант-го республикой, ведет регистрации внешн гос займов и внешн займов, привлеч под гарантию Прав-ва. Минфин осущ-т обслуживание и погашение внутр гос долга за счет средств респ бюджета. Обслужив и погашен кредитов, выданных банками, осущ-ся резид-ми за счет собтв ср-в. Минфин ведет реестр и учет внутр гос долга и внутр долга, гаран-го РБ.


 

67. Долг обяз-ва органов местн упр-я и самоупр-я могут возникать: - по ЦБ, размещ-м местн и распоряд органами на внутр фин рынке,- гарантиям мест исполнит и распоряд органов,- бюджетным кредитам, - иным долг обяз-вам, ранее отнес-ным в соотв-ии с зак-вом на долг органов мест упр-я и самоупр-я. Обслуж-е и погашение долга мест упр-я и самоупр-я осущ-ся местн исполн и распоряд органами за счет ср-в соотв-щих МБ. Обслуж-е и погаш-е кредитов, выданных банками РБ под гарантии местн исп и распор органов резидентам РБ, осущ-ся резидентами Рб за счет собств-х ср-в. Органы ведут учет долга и пред-ют в Минфин енобх-е сведения для ведения реестра долга. Решением местн Совета депутатов с Минфином устан-ся лимит долга органов на очеред финн год. При превышении лимитов не допускается заимствование и пред-е гарантий органами местн упр-я и самоупр-я. Облисполкомы, а также местн исп и распор органы обяз-ся разработать и согласовать с Минфином комплекс мер по сокращению долга до размера не првыш-го лимита. В местн бюджетах на очред финн год предусм-ся ассигнования: -на обслуж-е долга органов местн упр-я и самоупр-я, -погашение имеющейся на данный год задолж-ти по долгу прош лет, - исполн-е обязв по гарнтиям мест исп и распоряд органов. Гарантии местн исп и распор органов по кредитам, выданным банками РБ, могут пред-ся: орг-ям коммунальной формы собств-ти, орг-циям акции кот-х принадлежат АТЕ, негос орг-циям. Гарантии пред-ся на платной основе в пред-лах сумм, утвержден-х местн Советом депутатов о бюджете на очеред финн год. Не пред-ся гарантии по займам резидентов РБ, имею-щих задол-ть: - по платежам в республик бюджет, - платежам в местн бюджеты, -платежам в гос внебюдж фонды,- обязат-вам по ранее пред-ным займам.

Недопускается заимств-е органами местн упр-я и самоупр-я, если сумма планр-х платежей по обслуж-ю и погашению новых и ранее принятых долг обяз-в в тек-м или в каждом послед-м году превышает 15% планир-го на тек-й год обьема доходов бюджета.

Поступления подлежат отраж-ю в источ-х финансир-я дефицита соотв-го мест бюджета путем увеличения обьема данных источников, а погашение долга- путем уменьшения.

 

 

68. Бюдж. займы, ссуды, кр-ты. За счет ср-в респ. б-та, обл б-тов, б-та г. Минска, райнов и городов обл-го подчинения могут предост-ся бюдж займы и ссуды. Порядок их предост-я и возврата уст-ся: -по республ бюджету— Президентом,- местн бюджетам— Советом депутатов. Бюджетный заем —бюдж ср-ва, пред-мые ЮЛ-резидентам РБ (кроме бюд орг-ций, банков, нкфо, страх орг-ций, если иное не уст-но Президентом), ИП на возвратной и возмездной основе для осущ-я опр-х целевых расходов. Бюдж ссуда — бюдж ср-ва, пред-мые ЮЛ-резидентам РБ (кроме бюд орг-ций, банков, нкфо, страх орг-ций, если иное не уст- но Президентом), ИП на возвратной и безвозмездной основе для осущ-я опр-х целевых расходов. Бюдж кредит — бюдж ср-ва, пред-мые из вышестоящего бюджета нижестоящему, а также из респ. б-та бюджету гос внебюдж фонда или из бюджетов гос внебюдж фонда респ бюджету на возвратной основе. Выдача бюдж кредита предпол-ет заключ-е спец дог-ра. Напр., пред-е кр-та обл б-ту или б-ту г. Минска осущ-ся на основании договора с Минфином. Срок действия договора охватывает период с момента его заключения до полного исполн-я кредитопол-м своих обязат-в по возврату бюдж кредита и уплате процентов. Решение о выделении бюдж кредита приним-ся Минфином либо соотв-м местным финн органом на основании письма-ходатайсва исполн комитета соотв-го уровня с указанием причин обр-ния времен кассового разрыва и обоснованием суммы, необ-й для его покрытия. На покрытие врем кассового разрыва бюджету гос внебюд фонда могут пред-ся бюдж кредиты из республ бюджета, а респуб —из бюджетов гос внебюдж фондов. Сроки пред-я бюдж кредита: - до конца текущ фин года— по кредиту для покрытия врем кассовго разрыва, -до 5лет—по кредиту местн бюджету, пред-му из вышестоящего бюджета для реализац-ии инвест проектов и программ.

Если мест бюджет имеет просроч задол-ть по погашению ранее пред-х бюдж кредитов, то ему не пред-ся бюдж кредит на инвестиц проекты и программы.

Проценты за польз-е кредитом для реализации инвест проектов уст-ся в размере не менее половины ставки реф НБРБ, действующей на день начисления процентов.

Кредитополучатель отвечает за целевое использ-е кредита и за своевр-ть его возврата. Так при нарушении сроков ему выставляется пеня в размере ставки реф НБРБ, действующй на день возникновения зад-ти.

 


 

69. Понятие гос. кр-тов. Предост-ние гос кр-тов Респ-кой Б. РБ в лице своего Правительства может по решению Президента пред-ть гос кредиты ин гос-вам, межд орг-циям и иным нерезидентам РБ. Данные долг обяз-ва формируют долг ин гос-в, межд орг-ций и иных нерезидентов РБ перед РБ.

В случае пред-я данного кредита законом О респ. бюджете на очередн фин год утвержд-ся: - предел обьем гос кредитов, пред-мых РБ ин гос-вам, межд орг-ям,и иным нерезидентам РБ, - программа предоставления РБ гос кредитов ин гос-вам, межд орг-циям и иным не резидентам РБ.

Гос кредит может пред-ся только тем у кого нет просроч зад-ти по ранее выданным гос кредитам. Сведения о размерах и структуре долга по видам долг обяз-в и по кредитополучателям прилагаются к проекту закона о респ бюджете на очеред финн год при внесении его в Палату пред-лей.

Программа пред-я РБ гос кредитов за счет ср-в респ бюджета пред-ет собой перечен кредитов на очеред фин год с указанием цели пред-я, наименований кредитополучателей, общего обьема кредитов, пред-ных в тек фин году. Договор о пред-ии кредита мб подписан белор стороной только в случае включения его в программу пред-я РБ гос кредитов.

 

70. Бюдж регул- е — это процесс распред-я и перераспределения доходов и расходов между уровнями бюдж системы и отд бюджетами. Задачи: - сбалансировать доходы и расходы бюджета, -заинтерес-ть местн органы в выполнении палнов поступления общегос налогов и доходов, - стимулировать работу местн органов управ-я и самоупр-я по изысканию резервов роста доходов и расходов собств бюджетов. Уровни: -республик-й (Минфин регул-ет доходы и расходы респ бюджета, а также бюджетов областей г Минска), -областной (обл фин упрв-я регул-ют доходы и расходы обл-х бюджетов,бюджетов районов и городов обл значения), - районный (районные фин упр-я регулируют доходы и расходы бюджетов первичного уровня, а также районных бюджетов, сельских, поселковых, городов районного значения). Бюджет-е регул-е сопров-ся формир-ем множества бюдж потоков, кот распр-ют бюдж ресурсы и опр-ют обьемы и направления расходов местн бюджетов. Часть из них— восходящие, а другая—нисходящие бюдж потоки.

РБ— унитар гос-во. Построение бюдже-й сис-мы формир-ет респуб и местный бюджеты. На нач 2011 в РБ функц-ло1503 мест бюджета. Из местн бюджетов финансируются обьекты ЖКХ, быт обслуж-я, торговли, общест питания и др. Около 70% расходов на соц-кулльт сферу несут месн бюджеты.

 

 

71. Межбюдж отн-ия - отнош-я между респ. органами гос упр-я и органами местн местн упр-я и самоупр-я при осущ-ии бюдж процесса. Они осн-ся на принципах: - разграничение доходов бюджетов и закреплеие их за опр-ми уровнями бюдж сис-мы РБ, -распр-е доходов бюджетов и закрепление их за опр-ми уровнями бюдж сис-мы РБ, - выравнив-е уровней миним бюдж обеспеч-ти бюджетов всех уровней бюдж сис-мы РБ.

Цели регул-я межб отнош-й: - обеспечение соотв-я между полномочиями гос-ных органов на осущ-е расходов, закреп-х закон актами за респ и местн бюджетами, с одной стороны, и бюдж ресурсами, кот должны обеспеч-ть исполн-е этих полномочий, с друг стороны, - выравнив-е уровня соц-экон развития регионов.

В РБ межбюдж отн-я строяться на основе разделения между территориал уровнями власти функций 2х порядков:- регул-я соц-экон развития общества, -оказания разл рода общ-х услуг: соц назначения, услуг инфрастр-ры. Функ-ции 1ого порядке обеспеч-ют перераспр-е доходов общества между хоз субьектами и соц слоями через эк и соц политику гос-ва. Целенапр-е их совмещение во времени и пространстве опр-ет региональую политику, соотв-щее ей построение межбюдж отн-й и бюдж потоков. Посредством функций второго порядка гарантируется предоставлене населению общ-х услуг, достиг-ся выравнивание бюдж обеспеч-ти регионов. В случае возникновения диспропорций м-ду доходами и расходами регион органов власти произв-ся перераспр-е средств между бюдж-ми разл уровней.

 

72. Напр-ния реформ-ния межбюдж отн-ий в совр усл-ях РБ. Совершенствование концептуальных подходов к развитию МБ в опред степени способствовало упорядочению межбюдж отношений. По прежнему актуален вопрос формир-я доходов местн бюджетов, несмотря на то, что в рез-те проведенных мероприят-й общий размер собственных доходов в обьеме доходов местных бюджетов должен увеличиться в связи с ведением нового мех-ма распред-я доходов.

Существ-щая в РБ множественность межбюдж денежн потоков вполне естественна. С их помощью устраняются различия в бюдж обеспечении функций органов власти; через сис-му целевого перераспред-я оказывается гос поддержка тер-риям; осущ-ся приоритетное фин-е отд эк. зон и регионов.

Задача —повысить эффектив-ть исп-я бюдж ср-в путем рационального построения межбюдж отношений и перераспр-я бюджетных потоков. Реформа межбюдж отнош-й должна осущ-ся в направ-ии выравнивания уровня их бюдж обеспеченности, достигая как горизонт-го так и вертикального выравнивания. Каждому из указ-х направлений соотв-ют методы регулирования - предоставление отчислений от общегос доходов и налогов, дотаций, субвенций.

Проблема вертик выравнивания реш-ся путем долевого рапред-я общегос налогов и доходов м/ду разл бюд-ми, путем дотиров-я расходов тер-рий из бюдж-ов вышестоящего уровня и пред-я межбюдж трансфертов в виде субсидий. А горизонт несбалан- ть обусл-на след факторами: месторасп-е региона, особенностями его развития, кол-вом жителей,и др. Оно требует выравнив-я налог базы тер-рий, обьема пред-мых общ-х услуг в целях обеспеч-я соц справед-ти. Эк эффект гориз выравнив-я заключ в пред-ии эк потерь, связ-х с миграцией населения и капитала из-за налог различий, соц эффект в обеспеч-ии соц справед-ти. Глав инстр-т гориз выравнив-я - фонд фин поддержки тер-рий. Также фонд вырвн-я регион-го развития, ср-ва кот в виде трансфертов распр-ся между бюдж-ми регионов. Целевое разд-е трансфертов в РБ необх-мо закрепить путем обр-я на уровне респ бюджета 2 самост фондов: фин поддержки регионов и развития регионов.

Для создания рацион сис-мы межбюдж отнош-й требуетя: *обеспеч-ть соотв-е доходов расходным функциям регион-х бюджетов и на этой основе-общее бюдж равновесие, *повысить фин самост регионов, укрепив доходн базу мест бюджетов, *разр-ть единые подходы к орг-ции всех видов фин помощи, в макс степени реализовав потенциал их целенапр-го воздействия на эк-ку регионов, *обесп-ть сокращ-е дотационости местн бюджетов, закон-но огранич-ть ее уровень,*создать респ фонды фин поддержки регионов.

 

Исполнение респ. б-та.

Исполнить бюджет по доходам – обеспечить полное и своевременное поступление ср-в в разрезе каждого источника доходов.

Учёт операций по доходам респ. б-та осущ. по лицевым счетам на ЕКС. Казнач. сист-ма исп. доходной части б-та предусм. поэтапное движ. денежных потоков:

1. уплата ФЮЛ налогов и налог. платежей в бюджет.

2. ден. ср-ва перечисляются на счета главных управлений Министерства финансов по областям и г. Мин­ску, открытые в АСБ «Беларусбанк».

3. «Беларусбанк» осущ. списание средств с транзитных счетов гл. управлений Минфина по областям и г. Минску и ч\з субсчет, открытый к счёту респ. б-та в банке, перечисляет ден. ср-ва на счет респ. б-та в НБРБ.

Такой механизм обеспечивает концентрацию и централизацию на ЕКС всех финансовых ресурсов государства. ГГК распред. регулирующие доходы между бюджетами согл. нормативам отчислений.

Исполнение респ. б-та по расходам осущ. посредством АСГК, в пределах фактического наличия бюджет­ных средств на ЕКС. Обязательно соблюдаются следующие этапы:

• установление бюджетных назначений распорядителям бюд­жетных средств на основе утвержденной бюджетной росписи;

• доведение бюджетных назначений до распорядителей бюд­жетных средств, а также утверждение бюджетных смет получате­лям бюджетных средств;

• принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;.

• подтверждение и проверка исполнения денежных обяза­тельств;

• осуществление платежей (расходование бюджетных средств);

• использование товаров (работ, услуг) при осуществления функций распорядителями бюджетных средств реализации госу­дарственных программ

По рез-там исполнения б-та составлется отчет. Распорядители на основе бух. отчётности также готовят сводную отчётность. Минфин готовит в форме проекта закона отчет об испол. респ. б-та и до 1 марта отправляет его на рассмотр. Прав-ва. Прав-во отправляет в КГК и Президенту. Президент – Палате представителей.


 

Содержание, задачи и формы бюджетного контроля (БК)

БК - совокупн меропр, проводимых гос органами по провер­ке законности, целесообразн и эффективности действий в обра­зовании, распределении и использ ден фондов РБ и местных органов власти, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюдж дисциплины. БК - составляющая фин контроля (гос вневедомственный)=>является формой реализации контрольной ф-­ции финансов.

Объекты БК: бюджетные отношения; бюджетные потоки; бюджетные планы. БК охватывает всю сферу бюдж отношений и множ-во бюдж потоков=>служит важн каналом получения объективной ин­ф-ции об использовании фин рес-сов гос-ва.

Значение БК: предупреждение правонарушений бюдж законод-ва на всех этапах бюдж процесса, содействие реализации бюдж политики гос-ва.

проверяется правильность составления налог расчетов и деклараций, выполнение предприятиями гос заказов, финансируемых из бюджета, предоставление предприятиям субсидий, дотаций, кредитов, налог льгот.

Задачи БК: •обеспечение правильн составления и исполнения бюджета; •соблюдение налог и бюдж законод-ва; •контроль за правильн ведения бухучета и отчетности; •проверка эффективн и целевого использования бюдж ср-в и средств внебюдж фондов; •улучшение бюдж и налог дисциплины; •контроль за реализацией системы межбюдж отнош; •проверка обращения ср-в бюджета и внебюдж фондов в банках; •контроль за формир и распред целевых бюдж фондов; •пресечение незаконных действий по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.131 с.)