Оценка и калькуляция как элементы метода бухгалтерского учета.. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка и калькуляция как элементы метода бухгалтерского учета..



Оценка – способ денежного выражения объектов бухгалтерского учета (имущества, обязательств и хозяйственных операций) посредством сложения произведенных в них затрат для отражения их в учете и бухгалтерской отчетности. Применение оценки обеспечивает реальность и сопоставимость показателей хозяйственной деятельности предприятий. Для получения обобщающих показателей о различных средствах, их источниках, операциях с ними необходима их правильная оценка. Основные ее принципы устанавливаются Правительством РФ.

 

Оценка всех объектов бухгалтерского учета должна быть реальной и единой.

 

Реальность оценки – отражение действительной величины отдельных видов средств и источников их образования (соответствие денежного выражения объектов учета их фактической величине). Реальность статей баланса обеспечивается достоверностью данных бухгалтерского учета и принципами оценки хозяйственных средств. Реальность оценки требует точного исчисления (калькулирования) фактической себестоимости всех объектов учета.

 

Единство оценки – единообразие и неизменность. Одни и те же объекты учета оцениваются одинаково на всех предприятиях в течение всего срока пребывания их на одной стадии кругооборота. Такое единообразие оценки достигается установлением обязательных положений, инструкций, правил учета и калькулирования.

 

Правила и порядок оценки объектов учета регламентируются Положением по ведению бухучета и отчетности, а также различными иными ПБУ. Общим для них является оценка объектов по их фактической стоимости.

 

Оценка осуществляется следующим образом:

 

– имущество, приобретенное за плату, оценивается путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку (куда включаются затраты на приобретение объекта, уплачиваемые проценты но предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций);

 

– имущество, полученное безвозмездно, оценивается по рыночной стоимости на дату оприходования (данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем);

 

– имущество, произведенное в самой организации, оценивается по стоимости его изготовления (фактическим затратам, связанным с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества).

 

Оценка имущества и обязательств

 

Оценка является способом стоимостного измерения имущества и обязательств. Она позволяет отразить все хозяйственные операции в бухгалтерском учете в денежном выражении. Отсюда результат хозяйственной деятельности организации приобретает в учете стоимостную форму. Такой подход позволяет оценить в одинаковых единицах измерения себестоимость самых различных продуктов. Однако и здесь требуются общие, обязательные для всех организаций правила.

 

Правила оценки имущества организации регламентируются международными стандартами оценки, национальным законодательством, нормативными и бухгалтерскими требованиями.

 

В России правила оценки активов и обязательств регламентируются Законом о бухгалтерском учете, положениями и инструкциями Минфина России. В основу этих правил положен принцип оценки в денежном выражении суммы фактически произведенных расходов.

 

Если имущество приобретено за плату, то фактически произведенные расходы – его цена и все расходы, связанные с покупкой.

 

Имущество, полученное безвозмездно, оценивается по рыночной стоимости, а произведенное (изготовленное) в самой организации – по стоимости его изготовления.

 

Эта исходная (историческая) стоимость основных средств, нематериальных активов составляет их первоначальную стоимость. Накопленная амортизация (амортизационная стоимость) отражается в учете отдельно. В балансе основные средства и нематериальные активы показывают по остаточной стоимости (первоначальная за вычетом износа).

 

Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.

 

Применение других видов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Так, организации периодически (не чаще одного раза в год) могут производить индексацию (переоценку стоимости основных средств), в результате которой основные средства отражаются в балансе по новой, восстановительной стоимости.

 

Правила оценки имущества и обязательств проиллюстрированы рис. 10.1.

 

Сырье и материалы оцениваются по фактической себестоимости, готовая продукция – по фактической или нормативной (плановой) себестоимости, товары в организациях торговли, снабжения и сбыта – но розничным (продажным) или покупным ценам.

Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции и выполненных работ. Таким образом, посред­ством калькуляции определяют стоимость единицы приобретенных ценно­стей, а также произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Обычно под калькуляцией понимают исчисление затрат в расчете на одну единицу продукции, работ, услуг либо иных материальных ценностей. С помощью калькуляции определяют величину вложений финансовых ресурсов в материальные затраты, а также выявляют полученные при этом финансовые результаты от хозяйственной деятельности как разность между затратами и доходами от операции. Калькуляция служит основой для оценки хозяйственных средств и установления цен на продукцию или услуги. Обычно в начале составляется калькуляция в целом на весь объем полученной продукции, работ, услуг или на один вид изделия, работ (услуг). Если в результате получают больше одной единицы продукции, работ, услуг, то сумму общего объема затрат делят на количество полученных единиц, тем самым определяя себестоимость одной единицы. Калькуляционные расчеты производят в бухгалтерии в специально разработанных калькуляционных таблицах на основе данных аналитического учета о фактической себестоимости калькулируемых продукции, работ, услуг. Объект калькулирования – продукт производства, технологическая фаза, стадия и пр., то есть продукция разной степени готовности, виды работ или услуг. Калькуляционная единица – измеритель объекта калькулирования. В от­раслях перерабатывающей промышленности калькуляционной единицей продукции, к примеру, является 1 т или 1 ц. Для однородных продуктов применяются условные укрупненные калькуляционные единицы (напри­мер, 100 пар обуви, 1000 условных банок). Данные калькуляции фактической (полной) себестоимости продукции (работ, услуг) широко используются для управления организацией, конт­роля за соблюдением принятой организацией плановой (нормативной) себестоимости продукции, рентабельности хозяйственной деятельности, выявления резервов и путей дальнейшего снижения затрат труда, финан­совых и материальных ресурсов. Калькуляция является одним из элементов метода бухгалтерского уче­та, тесно связана с другими элементами и со счетами бухгалтерского уче­та, так как данные для определения себестоимости отдельных объектов учета (суммы различных затрат) предварительно отражаются на счетах.

9. Бухгалтерский баланс, его содержание и форма.

Основным документом финансовой отчетности во всех странах является бухгалтерский баланс предприятия - главный источник информации о финансово-имущественном состоянии предприятия для всех заинтересованных пользователей.

 

Несмотря на отличия в названии и построении балансов (в США - балансовый отчет, в России - бухгалтерский баланс; иногда его еще называют отчетом о финансовом состоянии), в их основу в любой стране положено основное уравнение бухгалтерского учета, отображающее взаимосвязь между активами, пассивами (обязательствами и собственным капиталом):

 

Актив = Капитал + Обязательства

 

Источником данных для составления балансового отчета выступает Главная книга.

 

Одним из отличий построения бухгалтерского баланса в разных странах является форма расположения актива и пассива (вертикальная или горизонтальная) и группировка статей. Порядок размещения статей в балансе может значительно варьироваться. Так, баланс в горизонтальной форме - актив слева, пассив справа - составляется в Бельгии, Италии, Германии, Португалии, России, США, Украине, Франции и т.д. В Великобритании было принято обратное размещение, а в последнее время статьи баланса записываются одна за другой. В Нидерландах законодательно закреплены две формы баланса, которые могут использоваться, - либо вертикальная, либо горизонтальная. В Великобритании "Закон о компаниях" 1985 г. предусматривает использование обеих форм построения баланса.

 

Принцип группировки статей в балансе в разных странах неоднородный. Так, в Италии и Германии статьи группируются по экономическому содержанию. В некоторых странах группировка осуществляется по степени ликвидности. Например, во Франции, России, Молдове, а также странах, использующих МСФО в качестве национальных стандартов, статьи располагаются в порядке увеличения ликвидности; в странах англо-американской системы учета, Эстонии - в порядке ее уменьшения. Так, в соответствии с требованиями США основные компоненты балансового отчета группируются и предоставляются в таком порядке:

 

- активы - в порядке уменьшения их ликвидности;

 

- обязательства - в порядке сроков их погашения. Чем ближе срок, тем раньше должны быть показаны обязательства;

 

- собственный капитал - в порядке его постоянности, то есть первыми показываются его разновидности, в наименьшей степени подверженные изменениям.

 

В большинстве случаев страны с действующим единым общепринятым планом счетов, имеют, соответственно, и регламентированную форму баланса. В тех странах, в которых предприятия разрабатывают собственный план счетов, форма баланса представлена в произвольной форме, и законодательно регламентирован лишь минимальный набор информации, необходимой для отображения в балансовом отчете.

 

Адресная часть баланса во всех странах должна содержать название компании, ее юридический статус и дату составления. Дата составления отчетности может быть произвольной. Единственное требование - постоянность выбранной даты. В большинстве стран это последний день отчетного периода.

 

Согласно МСФО нельзя сворачивать активы и обязательства (кроме случаев, когда это разрешено законодательством) и объединять существенные статьи.

 

В МСФО 1 "Представление финансовых отчетов" указано, что основная часть баланса как минимум должна включать строки, отображающие такие суммы, как:

 

-основные средства;

 

-нематериальные активы;

 

-финансовые активы;

 

-инвестиции, которые учитываются по методу участия в капитале;

 

-денежные средства и их эквиваленты;

 

-запасы;

 

-торговая и прочая кредиторская задолженность;

 

-налоговые обязательства и активы в соответствии с требованиями МСФО 12 "Налоги на прибыль";

 

-обеспечения;

 

-нетекущие обязательства, на которые начисляются проценты;

 

-доля меньшинства;

 

-акционерный капитал;

 

- выпущенный капитал и резервы.

 

Приведенные строки являются объемными по своему характеру и согласно стандарту не должны ограничиваться статьями, подпадающими под сферу применения других стандартов. Например, статья "Нематериальные активы" включает гудвилл и активы, возникающие от расходов на разработки.

 

Детальная информация (отображаемая в подклассах) в балансе или в примечаниях зависит от требований конкретного МСФО, а также от размера, характера и функций задействованных сумм.

 

Актив - это любая собственность предприятия, любой предмет, материальный или нематериальный, являющийся ценностью для своего владельца и включающий в себя землю, здания, сооружения, приборы, товарные запасы, инвестиции, дебиторскую задолженность, денежные средства и т.п.

 

Также под активом следует понимать часть бухгалтерского баланса, отображающую материальные и нематериальные ценности предприятия с точки зрения их состава и размещения.

 

Как уже отмечалось, в разных странах размещение статей актива и их состава варьируется. В балансах всех стран активы делятся на текущие и нетекущие (долгосрочные).

 

Согласно МСФО 1 актив следует классифицировать как текущий, если он:

 

-как ожидается, будет реализован или будет содержаться для продажи или потребления в обычном процессе операционного цикла предприятия;

 

-содержится в основном с целью продажи или на протяжении краткосрочного периода и, как ожидается, будет реализован на протяжении двенадцати месяцев от даты баланса, или является денежным средством или активом, эквивалентным денежным средствам, неограниченным в их использовании.

 

Все прочие активы следует классифицировать как нетекущие активы. В большинстве стран к долгосрочным активам принадлежат основные средства, нематериальные активы, инвестиции, фонды и прочие активы.

 

Следующий весомый раздел баланса - это пассив, который отображает источники образования средств предприятия и их назначение (собственные резервы, займы других предприятий и т.п.).

 

Пассив баланса во всех странах состоит из двух больших частей: обязательства (краткосрочные и долгосрочные) и собственный капитал. Статьи размещаются в порядке уменьшения срочности платежей (Эстония, США, Великобритания, Австралия и т.д.) или наоборот, в порядке увеличения (Польша, Россия, Франция, Германия, Молдова и т.д.)

 

Существует ряд правил, согласно которым готовится этот раздел. Например, обязательно должен быть указан разрешенный к выпуску капитал, выпущенные акции, количество и номинальная стоимость, а также акции, находящиеся в обороте.

 

Что касается обязательств, то в пассиве они раскрываются в виде: текущих обязательств, включая краткосрочные отсроченные кредиты и краткосрочные обязательства, то есть подлежащие оплате в текущем периоде; часть долгосрочных обязательств (включая долгосрочные отсроченные кредиты); долгосрочных займов и кредитов; обязательств по аренде; облигаций и прочих долгосрочных обязательств.

Основой построения бухгалтерского баланса является группировка объектов бухгалтерского учета по их функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности и источникам формирования.

Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов:

 

внеоборотные активы;

оборотные активы;

капитал и резервы;

долгосрочные обязательства;

краткосрочные обязательства.

В заключении бухгалтерского баланса есть специальная строка по активу и пассиву – «валюта баланса».

 

Типовая структура бухгалтерского баланса содержит следующие числовые показатели.

 

Актив. Раздел 1. Внеоборотные активы.

 

Нематериальные активы: права на объекты интеллектуальной собственности; патенты, торговые знаки, знаки обслуживания, организационные расходы; деловая репутация организации.

Основные средства: земельные участки и объекты природопользования; здания, машины, оборудование, незавершенное строительство.

Доходные вложения в материальные ценности: имущество для передачи в лизинг, предоставляемое по договору проката.

Финансовые вложения: инвестиции в дочерние общества, в зависимые общества; займы, предоставленные организации на срок более 12 месяцев; прочие финансовые вложения.

Раздел 2. Оборотные активы.

 

Запасы: сырье, материалы и аналогичные ценности; затраты в незавершенном производстве; готовая продукция, товары для перепродажи и отгруженные; расходы будущих периодов.

Дебиторская задолженность: покупатели и заказчики; векселя к получению; задолженность дочерних и зависимых обществ; задолженность участников по вкладам в уставный капитал.

Финансовые вложения: займы, предоставленные организацией на срок менее 12 месяцев; собственные акции, выкупленные у акционеров; финансовые вложения.

Денежные средства: расчетные счета; валютные счета; денежные средства.

Пассив. Раздел 1. Капитал и резервы.

 

Уставной капитал. Добавочный капитал. Резервный капитал: резервы, образованные в соответствии с законодательством и учредительными документами. Нераспределенная прибыль.

 

Раздел 2. Долгосрочные обязательства.

 

Заемные средства: кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

Прочие обязательства.

Раздел 3. Краткосрочные обязательства.

 

Заемные средства: кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики; векселя к уплате; задолженность перед дочерними и зависимыми обществами; перед персоналом организации; перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами; перед участниками по выплате доходов; полученные авансы.

Доходы будущих периодов: резервы предстоящих расходов и платежей.

Баланс всегда составляется на определенную дату, то есть на первое число, следующее за отчетным числом месяца, квартала, года. Баланс показывает состояние средств и их источников на конец отчетного периода. Элементами актива и пассива баланса являются статьи, сгруппированные в разделы, то есть каждая строчка баланса – статья баланса.

 

Главный принип баланса - равенство актива и пассива. Валюта баланса - сумма по активу и пассиву. Структура баланса – удельный вес отдельных статей в общей валюте баланса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 3383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.126 (0.081 с.)