Правовое регулирование качества и безопасности пищевых продуктов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование качества и безопасности пищевых продуктов



Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» призван урегулировать от­ношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека. Закон устанавливает основа­ния для лишения оборотоспособности пищевых продуктов, мате­риалов и изделий, если они:

а) не соответствуют требованиям нормативных документов;

б) имеют явные признаки недоброкачественности;

в) не имеют удостоверений качества и безопасности

г) не соответствуют представленной информации;

д) не имеют установленных сроков годности или сроки годно­сти которых истекли;

е) не имеют маркировки.

Такие пищевые продукты признаются некачественными и опас­ными, не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Для обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий Закон обязывает:

- государство — применять меры государственного регулирова­ния в данной сфере отношений и меры по пресечению нарушений законодательства, в том числе требований соответствующих нор­мативных документов, а также мер гражданско-правовой, админи­стративной и уголовной ответственности к лицам, виновным в со­вершении указанных нарушений;

- граждан и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовле­нию и обороту пищевых продуктов проводить: а) мероприятия по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам; б) производственный контроль за качеством и безопас­ностью пищевых продуктов

Кроме того, указанные индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны предоставлять полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, соблюдении требований нормативных доку­ментов при изготовлении и обороте пищевых продуктов.

в систему органов исполнительной власти по государственному надзору и контролю входят Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россель-хознадзор), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Закон закрепляет основные направления государственного ре­гулирования в области обеспечения качества и безопасности пище­вых продуктов:

а) государственное нормирование;

б) государственная регистрация пищевых продуктов;

в) оценка и подтверждение соответствия требованиям норма­тивных документов пищевых продуктов, а также систем качества;

г) государственный надзор и контроль;

д) мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов и здоровья населения.

Требования по качеству и безопасности пищевых продук­тов определяются государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами. Новые пищевые продукты, изготовленные в России либо впер­вые ввезенные на ее территорию, а также импортные пищевые про­дукты до их ввоза на территорию РФ и внесения в Государствен­ный реестр подлежат обязательной регистрации в федеральных службах. Соответствие требованиям нормативных документов качества пищевых продуктов, а также систем качества подтверждаются их изготовителями посредством декларации о соответствии.

Виды пищевых продуктов, перечень которых утверждается Правительством РФ, а также системы качества подлежат оценке и подтверждению соответствия требованиям нормативных доку­ментов посредством обязательной сертификации.

Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2000 г. № 883 утверждено положение о мониторинге качества, безопасности пи­щевых продуктов и здоровья населения.

Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и ути­лизации, которые содержатся только в технических регламентах, принимаемых специальными федеральными законами. Требования, не включенные в технический регламент, не имеют обязательного характера.

 

Селекционная деятельность

«селекционная деятельность» с позиции структуры аграрного права селекционную деятель­ность - институт селекционного пра­ва, представляющий собой группу правовых норм, направленных на правовое обеспечение научно-технического прогресса в сель­ском хозяйстве. В более широком плане - это комплексный объект правового регулирования, включаю­щий в себя не только создание селекционных достижений, но и их внедрение в производство через элитное семеноводство, племенное животноводство, генно-инженерную деятельность, которые нераз­рывно связаны между собой.

Федеральным законом от 6 августа 1993 г. «О селекционных достижениях»1, утратившим силу с 1 января 2008 г. в связи с введением в действие ч. 4 Граж­данского кодекса РФ, в гл. 73 которого перенесено его основное со­держание.

ГК РФ признает автором селекционного до­стижения селекционера-гражданина, творческим трудом которого создано, выведено или выявлено селекционное достижение. Ав­тору селекционного достижения принадлежат следующие интел­лектуальные права: исключительное право и право авторства. Ему принадлежат также права на получение патента, наименование се­лекционного достижения, вознаграждение за использование слу­жебного селекционного достижения. Условием признания автор­ства является указание в заявке на выдачу патента лица в качестве автора селекционного достижения.

Закон предусматривает также соавторство селекционного до­стижения.

Срок действия патента — 30 лет, а по сортам винограда, древес­ных декоративных, плодовых культур и лесных пород — 35 лет.

Патент выдается автору селекционного достижения. Если се­лекционное достижение является служебным, т. е. получено работ­ником (его автором) в порядке выполнения своих трудовых обя­занностей или конкретного задания работодателя, то последнему принадлежит исключительное право на селекционное достижение, когда договором не предусмотрено иное. Такое же правило действу­ет и в случае, когда селекционное достижение создано, выведено или выявлено по заказу. В таких случаях автор селекционного достиже­ния (работник) имеет право на получение от работодателя возна­граждения за использование его селекционного достижения в раз­мере и на условиях, определенных по соглашению между ними, но не менее 2% суммы ежегодного дохода от использования селекцион­ного достижения, включая доход от предоставления лицензий.

В качестве объектов интеллектуальных прав на селекционные до­стижения законодательством закрепляются сорта растений и породы животных, которые зарегистрированы в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, и даются понятия и юри­дические их характеристики. Это очень важно, поскольку в законах о семеноводстве и племенном животноводстве, а также в связанных с ними иных нормативных правовых актах, которые рассматривают­ся в последующих параграфах, эти понятия не раскрываются.

Действующим законодательством установлены следующие критерии охраноспособности (признаки) селекционного достиже­ния: новизна, отличимость, однородность, стабильность.

Федеральным органом исполнительной власти по селекцион­ным достижениям в настоящее время является Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селек­ционных достижений (Госкомиссия). Она осуществляет государ­ственную регистрацию селекционных достижений и регистрацию права интеллектуальной собственности на сорта растений и поро­ды животных (ныне это Федеральное государственное управление «Госсорткомиссия»). Данное учреждение образовано постановле­нием Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 390 в соответствии с Федеральным законом «О селекционных достижениях», который, в свою очередь, был принят с целью приведения национального за­конодательства Российской Федерации в соответствие с Междуна­родной конвенцией по охране новых сортов растений.

 

Система финансовой государственной поддержки производи­телей с/х продукции начала складываться после принятия ФЗ от 14 июля 1997 г. «О госу­дарственном регулировании агропромышленного производства», который ввел:

- закупочные и товарные интервенции как институт вмешатель­ства в ценообразование на рынке сельскохозяйственной продукции в интересах как ее производителя, так и потребителя

- льготное краткосрочное кредитование сельскохозяйственных организаций из специального фонда, формируемого за счет средств федерального бюджета, с пониженной ставкой за кредит в размере 25% учетной ставки Банка России;

- лизинг на основе лизингового фонда, формируемого из средств федерального бюджета;

- государственную поддержку страхования урожая сельскохо­зяйственных культур в размере 50% страховых платежей; постановлением Правительства РФ от 3 августа 2001 г. «Об осуществлении государственной поддержки страхо­вания урожая сельскохозяйственных культур».

- принцип протекционизма во внешнеэкономической деятельно­сти государства;

- основные направления бюджетного финансирования ряда ме­роприятий как инвестиционного (повышение плодородия почвы, развитие науки и др.), так и текущего характера, направленных на поддержание отдельных подотраслей сельского хозяйства.

Во исполнение данного Закона был принят ряд постановлений Правительства РФ.

В системе государственной поддержки производителей сельско­хозяйственной продукции особо важная роль принадлежит льгот­ному режиму налогообложения. Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 147-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была введена специаль­ная система налогообложения для сельскохозяйственных товаро­производителей (единый сельскохозяйственный налог).

Бюджетное финансирование отдельных отраслей животно­водства и растениеводства осуществляется путем предоставления суб­сидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации

 

Сельскохозяйственные акционерные общества, сельскохозяйственные общества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные товарищества в системе субъектов сельского хозяйства.

В сельском хозяйстве в результате осуществления аграрной реформы более 2/5 всех сельскохозяйственных предприятий со­ставили акционерные общества открытого и закрытого типа с пре­обладанием последних, а также товарищества с ограниченной от­ветственностью. Правовое положение данных хозяйствующих субъектов регулируется нормами ГК РФ и специальных законов. Планировалось принятие закона о с/х акционерных обществах, т.к. ФЗ «Об АО» не распространяет свое действие, на организации созданные на базе реорганизованных колхозов и савхозов после принятия закона об ао. Однако данный закон так и не принят.Правовое положение с/х товариществ регулируется ГК, эта ОПФ не распространена.

Работники сельскохозяйственных акционерных обществ име­ют двойной правовой статус: с одной стороны, они акционеры, с другой — лица, трудовые отношения которых с обществом осно­ваны на трудовом договоре и регулируются трудовым законода­тельством и уставом. Поэтому в уставе конкретного акционерного общества закрепляются права и обязанности его работников и как акционеров, и как лиц, занятых наемным трудом.

Акционеры имеют право: 1) на получение дивидендов на свои вклады (акции) в порядке, закрепленном в уставе; 2) на участие в управлении путем принятия решений голосованием по прин­ципу: количество голосов пропорционально сумме вкладов (воз­можно использование и принципа равенства независимо от ве­личины вкладов), а также путем избрания в органы управления; 3) на возмещение стоимости своих вкладов (акций) путем про­дажи их другим акционерам, третьим лицам или самому акцио­нерному обществу; 4) на получение при ликвидации акционер­ного общества части стоимости имущества, оставшегося после погашения всей задолженности, пропорционально вкладам (акциям).

Акционер, выходящий из хозяйства, тем или иным способом реализует свой вклад лишь по его стоимости. Он не имеет права на выдел имущества в натуре.

Акционеры сельскохозяйственных акционерных обществ име­ют равные со всеми категориями работников права на пенсионное обеспечение, государственное социальное страхование.

Во всех сельскохозяйственных акционерных обществах общим собранием избирается ревизионная комиссия.

Сельскохозяйственные общества с ограниченной ответствен­ностью — это общества по производству, реализации и переработке сельскохозяйственной продукции, которые образованы путем объ­единения имущественных и земельных вкладов граждан, не отве­чающих по обязательствам общества и несущих на себе риск убыт­ков, связанных с его деятельностью в пределах стоимости вкладов.

Эти производственные формирования наделены той же граж­данской правосубъектностью, что и акционерные общества. Они являются юридическими лицами, имеют право осуществлять все виды хозяйственной деятельности, за исключением запрещенных законом, обладают полной самостоятельностью во внешних и внут­рихозяйственных отношениях.

Помимо указания вида общества, его фирменного названия и места нахождения, предмета и цели его деятельности, размера уставного капитала учредительные документы должны содержать: сведения о размере долей каждого из участников, размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; структуре и компетенции органов управления и порядок принятия ими решений, в том числе перечень вопросов, по которым необходимо квалифицированное большинство голосов; иные сведения, предусмотренные соответст­вующим законодательством. Имущество сельскохозяйственных обществ с ограниченной ответственностью, так же как имущество акционерных обществ, состоит:

- из имущества, представляющего собой вклады участников (учредителей), образующих его уставный капитал;

- продукции, произведенной обществом в результате хозяйствен­ной деятельности;

- полученных доходов, а также иного имущества, приобретенно­го ими по другим основаниям.

В качестве вклада законодательство признает здания, сооруже­ния, иные материальные ценности, ценные бумаги, права собствен­ности или пользования землей, водой и другими природными ре­сурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, а также иные имущественные права

Отличия сельскохозяйственных обществ с ограниченной от­ветственностью от акционерных обществ заключается в обяза­тельственных правоотношениях. Участники первых не свободны в распоряжении своим вкладом (имущественным и земельным паем). Они вправе продать или иным образом уступить свой вклад одному или нескольким участникам данного общества.

Участник общества с ограниченной ответственностью вправе выйти из его состава независимо от согласия других его участ­ников. При этом ему выплачивается стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале.

Переход вклада (доли) в уставном капитале к наследникам также может быть в уставе конкретного общества ограничен условием наличия согласия остальных участников. Если такого согласия не достигнуто, общество обязано выплатить наследни­ку стоимость вклада или выделить соответствующее имущество в натуре.

Работники сельскохозяйственных обществ с ограниченной от­ветственностью независимо от того, являются ли они участника­ми или нет, имеют тот же трудоправовой статус, что и работники-акционеры. Аналогично акционерным обществам в таких форми­рованиях осуществляется и внутрихозяйственное правовое регу­лирование.

с/х товарищества

Закрепленные гражданским законодательством организацион­но-правовые формы хозяйствования — полное товарищество и то­варищество на вере (коммандитное товарищество) представляют собой объединения нескольких граждан или юридических лиц, участники которых (полные товарищи) осуществляют предпри­нимательскую деятельность от имени товарищества на основе за­ключенного между ними договора и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Товарищества являются юридическими лицами, имеют фирменное наименование с указанием организационно-правовой формы и названия (фами­лии) не менее одного участника товарищества (для товарищества на вере это должны быть только полные товарищи). Товарищество на вере отличается от полного товарищества составом участников: кроме полных товарищей оно объединяет и участников-вкладчиков (коммандитистов), не принимающих участия в предприниматель­ской деятельности товарищества.

Имущество того или другого товарищества формируется за счет вкладов уставного (складочного) капитала, полученных доходов и других законных источников и принадлежит ему на праве соб­ственности. Одна из особенностей правового режима имущества состоит в том, что все участники полного товарищества и полные товарищи товарищества на вере солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим иму­ществом, а вкладчики (коммандитисты) несут риск убытков, свя­занных с деятельностью товарищества в пределах внесенных ими вкладов в имущество товарищества.

Для организации полного товарищества и товарищества на вере достаточно учредительного договора, подписанного всеми полны­ми товариществами..

Ведение дел товарищества возможно в трех вариантах: 1) каж­дый участник действует от имени товарищества; 2) все участники ведут дела совместно; 3) ведение дел поручается отдельным участ­никам. Разумеется, при втором и третьем вариантах права каждого участника в совершении сделок ограничиваются: требуются соот­ветственно согласие всех участников и доверенность от участника, которому поручено ведение дел. Участники вправе через суд по­требовать прекращения полномочий, предоставленных отдельным участникам.

Прибыль и убытки распределяются между участниками про­порционально их вкладам. Установлена своеобразная, равная с другими участниками ответственность участников по обязатель­ствам товарищества, возникшим в периоды неучастия их в его дея­тельности (т. е. до их вступления в общество и после выхода из его состава — даже в течение двух лет).

Любой участник товарищества (гражданин или юридическое лицо) вправе выйти из него (ограничен лишь срок выхода в бес­срочных товариществах — по истечении шести месяцев после заяв­ления о выходе) и получить стоимость части имущества, соответ­ствующей его доле в складочном капитале (либо часть имущества в натуре). При этом величина складочного капитала не уменьшает­ся, а доля каждого из оставшихся участников в складочном капита­ле увеличивается. Следовательно, обязательно создание резервно­го капитала в каждом товариществе.

При недостатке имущества участника товарищества, необхо­димого для покрытия его собственных долгов, кредитор участника вправе потребовать от товарищества выдела части его имущества, соответствующей доле должника в складочном капитале с целью обращения взыскания на это имущество. Участие в товариществе должника в таком случае прекращается.

Вкладчик (коммандитист) имеет право на получение прибыли, выход из товарищества в конце финансового года с возвратом вкла­да, передачу вклада участникам и третьим лицам. Он пользуется также преимущественным правом на покупку вкладов (долей) пол­ных товарищей.

 

Племенное животноводство

Федеральный закон от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О пле­менном животноводстве» и нормативные акты, принятые в Рос­сийской Федерации и ее субъектах в развитие этого Закона.

Племенное животноводство призвано обе­спечить воспроизводство племенных животных в целях улучшения продуктивных качеств разводимых сельскохозяйственных живот­ных, а также сохранения генофонда малочисленных и исчезающих пород сельскохозяйственных животных, полезных для сельскохо­зяйственных целей.

Племенное животноводство охватывает не только разведение племенных животных, но и производство и использование пле­менной продукции (материала) в селекционных целях. При этом понятие «племенная продукция» (материал) включает в себя пле­менное животное, его семя и эмбрионы. Племенным животным считается сельскохозяйственное животное, имеющее документаль­но подтвержденное происхождение, используемое для воспроиз­водства определенной породы и зарегистрированное в установ­ленном порядке.

Племенная продукция в имущественных и личных неимуще­ственных отношениях может выступать в качестве объекта:

- гражданских прав, к которому применяются общие правила гражданского законодательства Российской Федерации об имуще­стве, с изъятиями, предусмотренными законодательством о пле­менном животноводстве;

- исключительных прав (например, отчуждение или иной переход прав интеллектуальной собственности на племенную про­дукцию (материал) разрешается при наличии соответствующего сертификата).

Организации по племенному животноводству. Деятельностью по племенному делу могут заниматься как специализированные сельскохозяйственные организации, так и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Виды организаций, занятых в области племенного животновод­ства, определяет Минсельхоз России.

Государственное регулирование племенного животноводства. Управление племенным животноводством возложено на Минсель­хоз России

- Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 10.11) предусмотрена ответственность за два вида наруше­ний норм и правил ведения племенного животноводства:

реализацию или использование в целях воспроизводства пле­менной продукции (материала) с нарушением требований, уста­новленных законодательством о племенном животноводстве

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.043 с.)