Внутренние и внешние аграрные правоотношения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренние и внешние аграрные правоотношения.



В зависимости от сферы, в которой возникают те или иные аграрные правоотношения, они могут быть подразделены на две большие группы: внутренние правоотношения и внешние правоотношения.

Внутренними являются основанные либо на членстве в сельскохозяйственном кооперативе, в семье, ведущей крестьянское хозяйство или личное подсобное хозяйство, либо на трудовом договоре в иных формах организации сельскохозяйственного производства правоотношения, складывающиеся по поводу организации использования земли, другого имущества и труда в процессе производственно-хозяйственной деятельности на этой земле.

По своему содержанию внутренние правоотношения представляют собой совокупность взаимных субъективных прав и обязанностей их участников, реализуемых в ходе ведения сельскохозяйственного производства.

Внутренние правоотношения можно подразделить на такие группы, как трудовые, имущественные, финансовые и т.д.

Внешние правоотношения представляют собой определённую совокупность отношений сельскохозяйственных организаций и предприятий, их объединений, других участников производства между собой, а также с другими предприятиями, организациями, гражданами и соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.

Правоотношения во внешней сфере можно классифицировать на отношения по реализации сельхоз продукции как на внутреннем, так и на внешнеэкономическом рынках.

По своему характеру и содержанию внешние правоотношения можно подразделить на следующие виды:

1. Отношения в сфере осуществления права собственности движимым и недвижимым имуществом, принадлежащим участникам производства.

2. Отношения в сфере государственной поддержке сельского хозяйства.

3. Договорные отношения.

4. Налоговые отношения.

5. Деликтные отношения. Если участником с/х производства причиняется вред третьим лицам.

6. Отношения в сфере государственного регулирования сельского хозяйства.

12. государственное регулирование с/х: понятие, цели, задачи.

Состояние аграрного сектора экономики и продовольственной безопасности Российской Федерации требуют повышенного внимания государства к проблеме восстановления и перспективе развития отечественного агропромышленного производства.

Важно урегулировать правовыми нормами производственно-хозяйственную деятельность товаропроизводителей, обеспечив её эффективность, высокий экономический результат, а также обеспечив достойные социальные условия жизни крестьянина.

Необходимость государственного регулирования обусловлена:

1) Во-первых, политическими факторами (например, требование претворения в жизни выработанной аграрной политики).

2) Во-вторых, экономическими факторами (например, преодоление структурных и финансовых деформаций).

3) В-третьих, особенностями сельского хозяйства. В частности:

• наличие большого ряда форм организации производства;

• использование земли в качестве главного средства производства;

• разнообразие местных почвенных и природно-климатических условий, оказывающих существенное влияние на специализацию хозяйств;

• многоотраслевой характер значительного числа организаций и предприятий.

Под государственным регулирование понимается:

1. Во-первых, разнообразное целенаправленное воздействие государства на образование и деятельность сельскохозяйственных организаций и иных товаропроизводителей и оказание им соответствующей государственной поддержки.

2. Во-вторых, принятие законов и иных нормативно-правовых актов.

3. И, в-третьих, создание системы и определение задач, функций и компетенции органов, осуществляющих государственное управление сельским хозяйством.

Цели государственного регулирования на современном этапе – это:

• преобразование сельского хозяйства в эффективную отрасль рыночной экономики;

• стабилизация производства;

• создание условий для нормального экономического функционирования производства, развития предпринимательства.

Задачи государственного регулирования:

1) Во-первых, стабилизация и дальнейшее развитие агропромышленного производства.

2) Во-вторых, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации.

3) В-третьих, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики.

4) В-четвёртых, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности.

5) И, в-пятых, защита отечественных товаропроизводителей.

Сферы государственного регулирования:

1. Во-первых, регулирование формирования и функционирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

2. Во-вторых, регулирование кредитования, расчётов и страхования в агропромышленном производстве.

3. В-третьих, регулирование внешней экономической деятельности.

4. В-четвёртых, государственная поддержка развития науки и осуществления научной деятельности.

5. И, в-пятых, регулирование развития социальной сферы села.

13. осуществление мер гос. поддержки с/х.

Сельское хозяйство несёт значительные потери, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием.

Уровень дохода большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет им поддерживать и обновлять материально-техническую базу, социальную инфраструктуру, своевременно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками, банками по ссудам (да и даже с работниками). Всё это обуславливает необходимость оказания сельскому хозяйству государственной поддержки.

Государственную поддержку можно рассматривать как меры, направленные на выплату за счёт государственного бюджета денежных средств непосредственно сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях прямого повышения их доходов.

Федеральный Закон «О развитии сельского хозяйства» установил одиннадцать (11) основных направлений государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции и устойчивого развития сельских территорий (смотреть статью 7 данного ФЗ).

Статья 7. Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства

1. Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:

1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

3) развитие племенного животноводства;

4) развитие элитного семеноводства;

5) обеспечение производства продукции животноводства;

6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;

8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;

9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;

10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

2. Финансирование мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

3. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации. В качестве условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по отдельным направлениям в сфере производства сельскохозяйственной продукции может устанавливаться наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) договоров сельскохозяйственного страхования, отвечающих требованиям федерального закона о государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования.

4. Средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.

Финансирование этих мероприятий происходит следующим образом: средства федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определённом Правительством Российской Федерации. Эти средства имеют целевое назначение.

Сумма годовой поддержки с/х где-то 110-120 миллиардов в год. Ведущие специалисты, что должно быть 250, а лучше 280 миллиардов в год для того, чтобы с/х вышло из затянувшегося кризиса.

14. система органов государственного управления с/х.

Ведущая роль в управлении сельским хозяйством принадлежит Министерству Сельского Хозяйства Российской Федерации. Оно действует на основании Положения «О Министерстве сельского хозяйства», утверждённого Постановлением Правительства от 12 июня 2008 года в редакции 2013года. То есть в учебнике и так далее устаревшая информация, компетенция органов государственного управления сельским хозяйством изменилась.

1. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство (в том числе разведение одомашненных видов и пород рыб, включенных в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений), ветеринарию, обращение лекарственных средств для ветеринарного применения, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий, безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.02.2009 N 154, от 27.01.2010 N 31, от 02.08.2010 N 589, от 23.09.2010 N 736, от 26.04.2011 N 323, от 06.03.2013 N 190)

по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыбного хозяйства, в том числе рыболовства, рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, сохранения водных биологических ресурсов, производства, переработки и реализации рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, а также в сфере охраны, рационального использования, изучения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 666)

по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель;

по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий, безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами;

по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.

2. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных Министерству Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального агентства по рыболовству.

Федеральное Агентство лесного хозяйства. Действует на основании Положения, утверждённого Постановлением Правительства от 23 сентября 2010 года. Федеральное агентство лесного хозяйства находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, с 2012 года.

Федеральное агентством по рыболовству. Действует на основании соответствующего положения, утверждённого Постановление Правительства от 11 июня 2008 года

Государственное управление в субъектах Российской Федерации осуществляют: Министерства (если речь идёт о республиках), управления, департаменты сельского хозяйства, комитеты продовольствия.

В Воронежской области имеется департамент аграрной политики Воронежской области. Также имеется Управление ветеринарии в Воронежской области; Управление лесного хозяйства Воронежской области.

На территории каждого субъекта есть территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Например, в Воронежской области – управление Федеральной Службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской области.

15. Органы гос.контроля в с/х.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их статуса, государственному надзору за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства;

по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также в сфере производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в отношении морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

16. правовое регулирование трудовых отношений в с/х.

Правовое регулирование трудовых отношений в сельском хозяйстве – воздействие правовыми средствами на трудовые отношения в с\х производственных и потребительских кооперативах, товариществах и обществах, гос и муниципальных унитарных предприятиях, крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Ст. 7 Конституции установлено, что в РФ труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантия социальной защиты.

Согласно ст. 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих возможностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Ст. 37 Конституции: труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Трудовым кодексом РФ установлены следующие основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений:

- свобода труда, включая право на труд;

- запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

- защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

- равенство прав и возможностей работников;

- не допускается ухудшение положения работника по сравнению с трудовым законодательством и т.д.

С. 40 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперацией» - не допускается установление условий, ухудшающих положение работников и членов производственного кооператива по сравнению с нормами, установленными законодательством о труде.

Правовое регулирование трудовых отношений в сельском хозяйстве, помимо общих черт, имеет и значительные особенности, обусловленные спецификой сельскохозяйственного производства, его зависимостью от почвенно-климатических и других природных факторов. По этим причинам применяются особые формы организации труда, его учета, оплаты, предоставления дней отдыха, ежегодных отпусков.

Есть особенности правового регулирования, обусловленные организационно-правовой формой с\х товаропроизводителей. Члены с/х производственных кооперативов обязаны принимать личное участие в их производственно-хозяйственной деятельности, чего нет в с/х акционерных обществах, учредительные документы и статутное законодательство которых не предусматривают такой обязанности акционеров.

Согласно п. 1 ст. 40 ФЗ «О с/х кооперации» потребительские кооперативы вправе нанимать работников и из членов своего кооператива.

Оплата труда работников кооператива также имеет существенные отличия от оплаты труда членов кооперативов, формы и система которой определяются самим кооперативом. Члены производственного кооператива получают кооперативные выплаты помимо оплаты их труда.

Трудовые отношения в крестьянских (фермерских) хозяйствах регулируются нормами ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Ст. 22 предусмотрено, что в случае производственной необходимости крестьянскому хозяйству разрешается использовать наемный труд в соответствии с действующим законодательством. Условия наемного труда регламентируются договором с гражданином. Оплата труда таких граждан включается в состав текущих затрат и осуществляется в первоочередном порядке. Она не зависит от итогов работы крестьянского хозяйства, если на то нет особого соглашения, и не должна быть ниже, чем у работников соответствующих профессий на гос предприятиях. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства обязан обеспечить безопасные условия труда для членов своего хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда. Особо оговорено, что трудовые отношения в крестьянском хозяйстве определяются и регулируются членами хозяйства. Записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства, наемных работников вносятся в трудовые книжки главой хозяйства и подтверждаются местной администрацией. Трудовые споры разрешаются судом.

Продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Для женщин, работающих в сельском хозяйстве – 36 часов в неделю.

В с/х коммерческих организациях в случаях производственной необходимости по согласованию с профсоюзными органами вводится суммированный учет рабочего времени в тот или иной период напряженных полевых работ. Рабочий день в этот период не должен быть более 10 часов. Для беременных женщин, матерей, кормящих грудью и имеющих детей до 1 года, не может быть установлен удлиненный рабочий день. Переработка в напряженные периоды полевых работ компенсируется сокращенным рабочим днем, например в зимнее время.

Продолжительность рабочего времени и порядок ее определения устанавливается в соответствии с законодательством о труде, уставами и правилами внутреннего распорядка.

Работники сельского хозяйства имеют право на выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней.

17. правовое регулирование рынка продовольствия в РФ.

Рынком сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия признаётся сфера обращения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Это в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» закрепил (а это – базовый источник отрасли).

Для этого вопроса мы читаем ФЗ «О развитии сельского хозяйства», обратить внимание на статью 14 этого ФЗ – она говорит о закупочных и товарных интервенциях (мы её прочтём и на семинарах будем разбирать, что они из себя представляют и зачем нужны).

Статья 14. Государственные закупочные интервенции, товарные интервенции для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

1. Государственные закупочные интервенции, товарные интервенции проводятся в целях стабилизации цен на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и поддержания уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

2. Государственные закупочные интервенции (далее - закупочные интервенции) проводятся при снижении цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию ниже минимальных расчетных цен путем закупки, в том числе на биржевых торгах, у сельскохозяйственных товаропроизводителей произведенной ими сельскохозяйственной продукции или путем проведения залоговых операций в отношении данной продукции.

3. Государственные товарные интервенции (далее - товарные интервенции) проводятся при росте цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию свыше максимальных расчетных цен путем продажи закупленной сельскохозяйственной продукции, в том числе на биржевых торгах.

4. В целях стабилизации рынка зерна закупочные интервенции, товарные интервенции могут проводиться в отношении пшеницы продовольственной и фуражной, ячменя фуражного, ржи и кукурузы. Перечень иных видов сельскохозяйственной продукции, в отношении которой на основании предложения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, могут проводиться закупочные интервенции, товарные интервенции, залоговые операции, утверждается Правительством Российской Федерации.

5. Предельные уровни минимальных цен и максимальных цен на зерно, другую сельскохозяйственную продукцию в целях проведения закупочных интервенций, товарных интервенций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Не позднее марта текущего года (ежегодно) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, опубликовывает в средствах массовой информации установленный им уровень минимальных цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию для проведения закупочных интервенций.

6. Меры по ограничению ввоза сельскохозяйственной продукции на территорию Российской Федерации и вывоза сельскохозяйственной продукции с территории Российской Федерации при проведении товарной интервенции, закупочной интервенции устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании предложения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.

7. Сельскохозяйственная продукция, приобретенная у сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе проведения закупочных интервенций или залоговых операций, реализуется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Постановление Правительства, утвердившее правило осуществление государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельхоз продукции, сырья и продовольствия. Это постановление правительство было принято в 2001 году, а последняя редакция – 2006 года.

Есть ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд». Нам его тоже нужно посмотреть.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Закупка - форма организованного приобретения государством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных договорных условиях.

Поставка - форма организованных договорных отношений между товаропроизводителем (поставщиком) и потребителем (покупателем) готовой для использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Статья 2. Обеспечение государственных нужд сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием

1. Закупка и поставка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд осуществляются в целях:

удовлетворения сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием федеральных потребностей и потребностей субъектов Российской Федерации;

выполнения федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программ, направленных на снабжение населения продовольствием;

обеспечения экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

формирования государственных резервов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

обеспечения необходимого уровня продовольственного снабжения сил обороны и государственной безопасности.

2. Закупка и ввоз (импорт) тех видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, потребность в которых удовлетворяется товаропроизводителями Российской Федерации, не производятся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей закупка и ввоз (импорт) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации могут производиться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

3. Сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие являются собственностью товаропроизводителей и реализуются ими по своему усмотрению, исходя из экономической выгоды.

4. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации содействуют развитию продовольственных рынков, стабилизации межотраслевых и межрегиональных связей и стоимостных пропорций, обеспечивают поддержание ценового паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики Российской Федерации.

18. кредитно-финансовые рыночные отношения в с/х.

В прошлом сельскохозяйственные предприятия были ориентированы на бюджетное финансирование и в случаях неблагоприятного исхода – на списание долгов и новой дотации из государственного бюджета.

В условиях рыночных правоотношений товаропроизводители должны полностью переориентироваться в своих финансовых отношениях на рыночные принципы формирования кредитно-финансовых взаимоотношений.

В СССР в нашем государстве было два вида с/х предприятий – колхозы и совхозы. Понятие «банкрот» не существовало. Любое с/х предприятие, даже если являлось убыточным или приносило минимальную прибыль, тем не менее государство поддерживало такое предприятие на плаву и путём постоянных денежных вливаний из государственного бюджета оно продолжало функционировать.

Регулирование кредитно-финансовых отношений предполагает осуществление государственной поддержки сельскохозяйственного производства, создание равных возможностей доступа к финансам и кредитам взамен дотационной политике и централизованной системы распределения средств при отсутствии страховых случаев.

В качестве одного из основных направлений государственной поддержки производства сельхоз продукции Федеральный Закон «О развитии сельского хозяйства» называет обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Существуют две формы кредитования.

Первая форма – это товарный кредит. Эта форма широко применялась в 90-е годы XX века в виде поставок горюче-смазочных материалов, семян и минеральных удобрений.

При использовании этой формы усиливается монополизм поставщиков этих ресурсов. Они поднимают цены, диктуют свои условия поставки.

Товарный кредит определённым образом поддерживает сельское хозяйство, но не решает проблем развития аграрной экономики.

Вторая форма кредитования – денежное кредитование.

В 1997 году был образован специальный фонд для кредитования организаций агропромышленного комплекса. На льготных условиях с взиманием с них не более 25% учётной ставки Центрального Банка Российской Федерации.

Средства фонда использовались для краткосрочного кредитования сезонных затрат.

Льготные кредиты предоставлялись лишь кредитоспособным товаропроизводителям.

Кредитоспособность этих товаропроизводителей подтверждали, естественно, сами товаропроизводители. В этом фонде существовало порядка двухсот (200) пунктов показателей кредитоспособности. Да и вообще – это много – 25% учётной ставки Центробанка.

С 2001 года предоставление средств из этого фонда прекратилось, на смену пришла более дешёвая и эффективная система субсидирования части процентной ставки по привлечённым кредитам и финансирование деятельности Российского Сельскохозяйственного Банка.

За счёт средств федерального бюджета покрывается 2/3 учётной ставки Центробанка по процентам. Российский сельскохозяйственный банк создан для формирования на его базе национальной кредитно-финансовой системы обслуживания товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

Основная задача Банка (Сельскохозяйственного) – это комплексное обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственностей и видов деятельности.

Существует сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой (смотреть статью 12 ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Статья 12. Сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой

Правовые основы оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования при осуществлении страховой защиты связанных с производством сельскохозяйственной продукции имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливаются федеральным законом о государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования.

19. Государственные закупочные и товарные интервенции для регулирования рынка с/х продукции, сырья и продовольствия.

ФЗ «О развитии с/х» от 29.12.06

Статья 14. Государственные закупочные интервенции, товарные интервенции для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

1. Государственные закупочные интервенции, товарные интервенции проводятся в целях стабилизации цен на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и поддержания уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

2. Государственные закупочные интервенции (далее - закупочные интервенции) проводятся при снижении цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию ниже минимальных расчетных цен путем закупки, в том числе на биржевых торгах, у сельскохозяйственных товаропроизводителей произведенной ими сельскохозяйственной продукции или путем проведения залоговых операций в отношении данной продукции.

3. Государственные товарные интервенции (далее - товарные интервенции) проводятся при росте цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию свыше максимальных расчетных цен путем продажи закупленной сельскохозяйственной продукции, в том числе на биржевых торгах.

4. В целях стабилизации рынка зерна закупочные интервенции, товарные интервенции могут проводиться в отношении пшеницы продовольственной и фуражной, ячменя фуражного, ржи и кукурузы. Перечень иных видов сельскохозяйственной продукции, в отношении которой на основании предложения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере

агропромышленного комплекса, могут проводиться закупочные интервенции, товарные интервенции, залоговые операции, утверждается Правительством Российской Федерации.

 

5. Предельные уровни минимальных цен и максимальных цен на зерно, другую сельскохозяйственную продукцию в целях проведения закупочных интервенций, товарных интервенций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Не позднее марта текущего года (ежегодно) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, опубликовывает в средствах массовой информации установленный им уровень минимальных цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию для проведения закупочных интервенций.

6. Меры по ограничению ввоза сельскохозяйственной продукции на территорию Российской Федерации и вывоза сельскохозяйственной продукции с территории Российской Федерации при проведении товарной интервенции, закупочной интервенции устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании предложения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.076 с.)