Александр III и его контрреформы. Противоречивый характер капиталистического развития России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Александр III и его контрреформы. Противоречивый характер капиталистического развития России.



2 марта 1881 г. на российский престол вступил Александр III (1881–1894), второй сын императора Александра II. В отечественной литературе сложилось неверное мнение об Александре III как о человеке ограниченном и малообразованном. В действительности он получил основательное образование, хотя с детства его готовили к военной карьере. Главным его воспитателем был генерал-адъютант В. А. Петровский, а образованием заведовал профессор Московского университета, известный экономист А. И. Чивилёв. Академик Я. К. Грот преподавал Александру всемирную историю, географию, русский и немецкий языки, видный военный теоретик М. И. Драгомиров – тактику и военную историю, С. М. Соловьёв – русскую историю. Особенно большое влияние на Александра оказал К. П. Победоносцев, преподававший ему законоведение.
Внутриполитический курс Александра III противоречиво сочетал укрепление основ самодержавия с целой серией мероприятий, объективно направленных на развитие в России капитализма. "Контрреформы" Александра III при всей их консервативной направленности не перечеркнули основных реформ его отца, а в области социального законодательства был сделан даже несомненный шаг вперёд (введение фабричной инспекции, регулирование отношений между трудом и капиталом, ограничение применения женского и детского труда). Страна не знала в то время войн и революционных потрясений, сосредоточилась на созидательном труде, избавилась от бюджетного дефицита. Смертные приговоры стали в судебной практике редчайшим исключением и чаще всего так и не приводились в исполнение, хотя по отношению к террористам Александр III был беспощаден, начав, как и Николай I, своё царствование с пяти виселиц народовольцев.
Вдохновителями консервативного политического курса самодержавия явились обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внутренних дел Д. А. Толстой, издатель и журналист М. Н. Катков, которые считали, что для процветания и блага России нужны три твёрдые позиции – неограниченное самодержавие, решительная русификация национальных окраин (вплоть до переименования географических названий), православная религия. Новое время требовало перемен, однако Александр III не спешил проводить какие-либо преобразования. Одним из первых шагов его царствования стало обнародование 29 апреля 1881 г. "Манифеста о незыблемости самодержавия", в котором нём провозглашалось, что император "с верою в силу и истину самодержавной власти" будет её "утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений". Главной опорой самодержавия было консервативно настроенное дворянство, от которого император получал многочисленные записки и ходатайства с просьбами о возвращении к временам твёрдого правления, что весьма импонировало правительству.
Как правило, понятие "контрреформы" связывают с тремя законодательными актами: "Положением о земских участковых начальниках" (1889), "Положением о губернских и уездных земских учреждениях" (1890) и "Городовым положением" (1892). Однако всю намеченную программу контрреформ правительству провести не удалось, было лишь несколько ограничено действие земской, судебной, городской и других реформ за счет созданных после 1861 г. учреждениях. Принимались также меры к консервации крестьянской общины, была урезана компетенция суда присяжных. Характерно, что первоначальные проекты "контрреформ" шли значительно дальше того, что было сделано на рубеже 1880–1890-х гг. Однако давление общественного мнения и острая борьба различных группировок в самих правительственных сферах и в Государственном совете помешали полной победе консервативных сил.
Охранительная линия в политике Александра III просматривается очень чётко. В 1881 г. было введено временное, но просуществовавшее тем не менее вплоть до 1917 г. положение об усиленной и чрезвычайной охране, дававшей право в административном порядке, без суда преследовать всех "подозрительных", закрывать печатные органы и учебные заведения, приостанавливать деятельность земских собраний и городских дум. Проект "конституции Лорис-Меликова" был забыт, а его автор и ряд других, прогрессивно мысливших министров, получили отставку.

Отверг Александр III и проект созыва Земского собора, предложенный Н. П. Игнатьевым. Устав 1884 г. фактически уничтожил университетскую автономию, начальная школа была отдана под контроль церкви, а печально знаменитый циркуляр 1887 г. о "кухаркиных детях" ограничил доступ в гимназии детям, принадлежавшим к низшим социальным слоям населения. К этому нужно добавить повышение платы за обучение, введение процентной нормы при приёме в гимназии и высшие учебные заведения евреев, большие ограничения в области женского образования. Резко ужесточилась цензура.
В 1880-е гг. правительство проводило ярко выраженную русификаторскую политику на национальных окраинах страны, особенно в Польше и Финляндии. Были введены ограничения имущественных прав евреев (им запрещалось приобретать земельную собственность) и ареала их расселения. Даже в черте осёдлости евреям запрещалось селиться в сельской местности. Лозунг "Россия для русских" стал лейтмотивом правительственной политики в национальном вопросе.
Экономическая политика правительства, у руля которой стояли видные учёные профессора И. А. Вышнеградский и Н. Х. Бунге, была направлена на поощрение развития отечественной промышленности и защиту её от иностранной конкуренции, расширение источников пополнения бюджета за счёт более состоятельных слоёв населения и укрепление государственного сектора народного хозяйства (выкуп в казну большинства частных железных дорог). Поощрялись также иностранные инвестиции в экономику России. Отмена подушной подати и усиление косвенного налогообложения, понижение выкупных платежей крестьян, создание Крестьянского и Дворянского банков, деятельность которых приносила ощутимую выгоду не только дворянству, но и сельскому населению страны, – все эти меры, безусловно, способствовали некоторому смягчению социальной напряженности в России, хотя защита материальных интересов помещиков оставалась при этом приоритетной задачей правительства.
В целом внутренняя политика самодержавия 1880 – начала 1890-х гг. отличалась противоречивостью. Её общее направление выражалось в откате к реакции путём "пересмотра" и исправления" реформ Александра II. Однако это было временное отступление, поскольку консервативным силам не удалось в полном объёме осуществить программу контрреформ. В самих "верхах" в то время не было единства: наряду с консервативным направлением, требовавшим решительного пересмотра реформ 1860–1870-х гг., существовало и оппозиционное, выступавшее за "уступки духу времени". Наиболее дальновидные представители консерваторов понимали невозможность восстановления старых порядков. Само же правительство считалось с этим и параллельно с курсом контрреформ принимало меры по развитию экономики страны, делало уступки в крестьянском вопросе, завершало реформы в армии.
Имперская модель модернизации в России (> 4.2) обладала определённой рациональностью, что позволило ей продержаться длительный период. Используя долготерпение собственного народа, царский режим концентрировал ресурсы в нужных ему направлениях, укрепляя собственный аппарат власти и расширяя свои владения вовне. Однако эта модель содержала неустранимое противоречие – несоответствие между технико-организационными и социально-политическими аспектами модернизации. Заимствование европейского опыта не было органичным, поскольку осуществлялось лишь в нескольких областях и вовсе не европейскими методами. Поэтому с запозданием повторяя технологические фазы европейского развития, в социальном и политическом плане Россия двигалась как бы наоборот. Стимулируя развитие капиталистических отношений в России, самодержавно-бюрократический аппарат одновременно всячески тормозил их. В деятельности режима явственно проступала консервативная ориентация. Особенно заметно она проявлялась в политической сфере, в которой российское самодержавие обнаружило особое упорство в неприятии даже ограниченных конституционных начал. В целом же в пореформенный период второй половины XIX в. можно констатировать постепенное угасание творческих потенций самодержавия.

 

Образование политических партий в России на рубеже XIX – XX вв.

Общественно-политические движения в России в 60- 70-х гг. XIX в. были представлены тремя, наметившимися еще в николаевские времена, направлениями: 1. консервативным, стремившимся сохранить самодержавно бюрократическую систему и помещичьи привилегии (черносотенцы "Союз русского народа");2. либеральным, отстаивавшим реформы, выводящие Россию на европейский путь развития (кадеты, октябристы); 3. революционным, делавшим ставку на крестьянскую революцию, насильственное свержение существующего строя и осуществление крестьянского (общинного) социализм (эссеры, РСДРП: большевики, меньшевики). Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Образована в марте 1898 г. на I съезде в Минске. На II съезде партии (июль—август 1903 г.) образование РСДРП завершилось принятием программы и устава.

 

Принятая программа состояла из двух частей: программы-минимум и программы-максимум.

 

В качестве ближайших задач РСДРП рассматривала осуществление буржуазно-демократической революции и свержение царизма, установление демократической республики, 8-часового рабочего дня, полное равноправие наций, ликвидацию остатков крепостничества в деревне. В качестве конечной цели программа предполагала победу пролетарской социалистической революции и установление диктатуры пролетариата. При принятии устава выявились два противоположных подхода к вопросу о структуре и принципах построения партии. В. И. Ульянов (Ленин) выступал за создание жестко централизованной партии с «железной дисциплиной» и строгой иерархией в построении ее структур, безусловным и беспрекословным выполнением низовыми звеньями партии решений центральных органов. Другую точку зрения на структуру партии предложил Мартов (Цедербаум). По его мнению, от членов партии могло требоваться не членство в одной из низовых организаций с обязательным активным участием в ее работе, а поддержка партии с их стороны (в том числе и посильная материальная). Эта формулировка и вошла в партийный устав. Однако при выборах центральных органов партии (когда часть делегатов ушла со съезда) победу одержали сторонники Ульянова. С этого времени они стали называться большевиками, а сторонники Мартова — меньшевиками.

 

 

Меньшевики выступали за отказ от радикальных методов ведения политической борьбы (вооруженного восстания, экспроприации и т. д.).

Большевики, наоборот, идеализировали насильственные формы борьбы, считая, что другими методами невозможно будет свергнуть царский режим). Партия социалистов-революционеров объявила о себе изданием в конце лета 1900 г. манифеста. Главной задачей партии было объединение максимально возможного количества кружков и организаций вокруг единого центра. Датой образования партии принято считать в январе 1902 г. Лидерами партии стали В. М. Чернов, Г. А. Гершуни, М. Р. Гоц, Е. К. Брешко-Брешковская. Эсеровская программа состояла из четырех основных блоков:

 

в первом давалась характеристика капиталистического общества,

 

во втором — международного социалистического движения, в третьем — специфика условий социалистического движении в России, в четвертом излагалась программа действий партии.

 

Программа показывает, что эсеры были сторонниками демократического социализма. Главными предпосылками социализма в России они считали политическую свободу и демократию. Поэтому основными требованиями программы-минимум партии эсеров стали установление политической демократии и «социализация земли». Программа содержала требование введения в России элементарных прав и свобод. В условиях первой мировой войны эсеры не сумели выработать и принять единую программу действий из-за идейных разногласий.

 

Конституционно-демократическая партия (кадеты) образована в октябре 1905 г. Лидерами и наиболее видными активистами были князья Петр и Павел Долгоруковы, князь Шаховский, Струве и др. Руководителем партии, ее главным теоретиком являлся П. Н. Милюков — известный ученый-историк. Главной в программе партии кадетов была идея плавного реформирования старой политической системы: эволюция самодержавной монархии в конституционную (по образу и подобию английской); разделение законодательной, исполнительной и судебной властей; создание ответственного перед Госдумой правительства; коренная реформа местного самоуправления, суда; введение всеобщего избирательного права; введение всего комплекса демократических свобод (слова, печати, союзов и др.).

 

В своей программе по национальному вопросу выступали за культурно-национальную автономию, предусматривавшую, в частности, преподавание в школах и вузах на родном языке и др. В решении аграрного вопроса кадеты занимали достаточно взвешенную позицию, предлагая искоренить полуфеодальные пережитки. В решении рабочего вопроса кадеты исходили из идеи перенесения на русскую почву классического тред-юнионизма путем создания легальных рабочих союзов, которые должны были стать посредниками в трудовых спорах между рабочими и предпринимателями. Они выступали за 8-часовой рабочий день, сокращение сверхурочных работ. Внешнеполитическая часть программы основывалась на идее создания «Великой России» путем сотрудничества с западными демократиями. «Организационное оформление «Союза» началось в конце октября 1905 г. Первый вариант программного документа новой партии был опубликован 9 ноября в газете «Слово». С самого начала лидером партии был провозглашен А. И. Гучков.

 

В политических требованиях программа октябристов провозглашала сохранение в стране монархии (но ограниченной «постановлениями Основных законов»), отказ от парламентаризма в его западном виде. Они видели будущий государственный строй России в сочетании власти императора (не только царствующего, но и управляющего) с властью двухпалатного «народного представительства», формируемого в его нижней части (Думе) на основе цензовых выборов (прямых в городах и двухступенчатых в сельских районах), а в верхней — путем назначения поло вины депутатов царем и избрания второй половины в ходе узкоцензовых выборов. Аграрный вопрос они предлагали решить путем раздачи крестьянам казенных и кабинетских земель и лишь в порядке исключения могли быть применены «насильственные изъятия» земли у частных собственников с обязательным их вознаграждением. Весьма ограниченными были предложения октябристов и в решении рабочего вопроса. После 3 июня 1907 г. начинается распад местных организаций «Союза».

 

«Союз русского народа» создан в ноябре 1905 г. в Петербурге как региональная монархическая организация, которая уже через полтора года имела практически общероссийское значение. Лидерами «Союза» был и крупные помещики В. М. Пуришкевич и Н. Е. Марков. Социальный состав «Союза» был самым разнообразным: от помещиков и крупных чиновников до рабочих и крестьян. Программные документы «Союза» исходили из полного отрицания идей демократии и социальной справедливости, передового опыта западных стран. Вместо демократических институтов и процедур монархисты отстаивали принцип абсолютной единоличной власти царя как отвечающий историческим традициям русского народа. В аграрной части своей программы они намечали необходимость сохранения в незыблемом виде помещичьего землевладения. Не предлагали серьезных мер и по решению рабочего вопроса. В национально-государственном строительстве отстаивали незыблемость «единой и неделимой» России. В рамках «Союза» существовали и активно действовали специальные террористические формирования и боевые дружины, занимавшиеся организацией погромов и политических убийств. Активизация деятельности «Союза» была связана с началом первой мировой войны, вызвавшей волну выступлений в поддержку царя. Однако в последующем углубились раскольнические тенденции и отрыв партийных верхов от низовых структур партии. После отречения Николая II от престола распад монархических партий и организаций завершился.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.013 с.)