Древняя культура на территории Казахстана (племена эпохи бронзы, саки, канглы, хунны). Великий шелковый путь в истории Казахстана. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древняя культура на территории Казахстана (племена эпохи бронзы, саки, канглы, хунны). Великий шелковый путь в истории Казахстана.



В 1 тыс до н.э. Семиречье и Южный К-н были центрами расселения большой группы сакских племен, об этом говорит наличие топографии и петроглифов. Бесшатырский могильник (5 в. до н. э.) – берег реки Или, состоит из 31 кургана, является памятником наземной древней культуры. Особенно выделяется царская усыпальница (коридор, предвходная камера, погребальная комната). Трупоположение головой на Запад. Курган Иссык в 50 км от Алматы – 6-5 вв до н.э. Найден в 1969г. Маргулаком и Кадырбаевым. В этом кургане был найден труп молодого сакского воина-царя. Он лежал на подстилке из золотых ниток. Полотно усыпано бляшками пластинами из золота. Одежда парадная: плащ накидка, кожанные сапоги красного цвета, пояс с драгоценными камнями. На правом боку железный меч в деревянных ножнах, на левом – акинак (короткий нож). Шапка украшена бляшками с изображением животных. Далее отходили «наконечники стрел». В левом ухе золотая серьга. Чиликтинский курган (7 в. до н.э.) в Зайсанской котловине в Южном Алтае, берег реки Бухтармы. Культура прототюрок – продолжение и развитие сакской. Повсеместно распространенно железо, появился ткацкий станок, широко обрабатывается дерево, зарождаются ремесла, развитая материальная культура, навыки военного дела. Жилища – юрта, повозка. Другой тип – войлочная юрта с коническим верхом на большой повозке, покрытая коврами, кошмами. В оседло-земледельческих оазисах были зимовки-поселения, иногда имевшие вид укрепленных городищ. Родовые кладбища по берегам рек, на местах кочевий, из небольших курганов. Особенности захоронения усуней – насыпные курганы – групповые. У кангюев наземные захоронения в грунтовых ямах, в могилах с подъемом. В могилах глиняные сосуды с пищей, оружие, украшения. Развито гончарное дело, наскальные изображения. Искусство связано с художественными традициями саков (звериный стиль), широкое применение инкрустации вставок, самоцветов. В 3-2 вв. до н.э. на смену звериному стилю – полихромный. Вера в духов-предков, статуэтки мужчин, женщин, культ природы, предков, солнца.

ВШП.

Начало контактов и обменных связей восходит к III-II тыс. до н.э. В середине I тыс. до н.э. стал функционировать степной путь, протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в южное Приуралье к Иртышу, и далее на Алтай, в страну агрипеев. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов. В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию и Средиземноморье. В сер. I в. до н.э. Шелковый путь начинал функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия. Во II-V вв., Шелковый путь разветвлялся, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан, "Южный путь" -Дунхиале, Хотан, Яркеид в Бактрию, Индию и Средиземноморье. "Северный путь" - из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару, Мерв и Хамадаи в Сирию. В VI-V1I вв. наиболее оживленным становится путь, проходивший из Китая на запад через Семир-е и юж. Казах-н. Такое перемещение объяснялось: 1.ставки тюркских каганов, контролируемых торговые пути через среднюю Азию. 2.дорога через Фергану стала опасной из-за междоусобиц. 3.богатые тюркские каганы стали крупными потребителями заморских товаров. Через Ш.п. шло основное число посольских и торговых караванов в VII-X1V вв. Так, в VI-VI1IBB. Основной была трасса Сирия-Иран-Средняя Азия - юж. Казахстан - Таласская долина - Чуйская долина - Иссык - Кульская котловина - Восточный Туркестан. В конце VI в происходит оживление Шёлкового пути на участке Семир-я и юж. Каз-на, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона. В Семир-е он стимулировал возникновения ряда городских центров, а на юге Каз-на способствовал быстрому росту городов. Ш.п. через ср.Азию, юж. Каз-н и Семиречье функционировал вплоть до XIV в. пока междоусобицы и войны и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию.

Древнее население К-на имело торг.связи с Византией,Ираном,Кавказом,Алтаем и Сибирью. Большая роль принадлежала городам,занимавшим узловое положение на караванных путях-Таразу,Отрару,Койлыку. Из Сред.Азии возили стекло,драгоценности,лошадей,из Китая-шелк,керамику. Оживленно шла торговля между городами и степью. Торговля требовала развитого денежного обращения.В нач.7в. известны монет.выпуски туркешских каганов. На внутр.рынке исп-сь медные монеты,а при международной торговле-сереб.монеты. в 6-9в. Среди тюркоязычного населения цент.Азии и Вост.Туркестана получили распр-ие религоизные системы-буддизм,манихейство,христианство. Буддизм раньше всех великих религий стал пользоваться популярностью в аристок.среде Тюрского каганата.(проник на терр.К-на во 2 в.д.н.э.). манихейские и христианские общины существовали в 6-9в. В городах,расположенных вдоль Шелкового пути. Часть согдийского населения Тараза сохраняла зороастрийскую религию,о чем свидетельствует зороастр.кладбище в Таразе. Кочевники-скотоводы продолжали исповедовать древ.тюрк.культы Тенгри,Земли,Воды,Умай,но в оседло-земледельческих р-нах получило расп-ие религия-ислам.

 

8) Образование тюрского каганата. Этноним *тюрк*. Западно-тюрский каганат

Эпоха Великого переселения народов (2-5 века) в значительной мере изменила этническую и политическую карту Казахстана, Средней Азии и Восточной Европы. Во 2 веке многочисленные группировки союза тюркоязычных племен расселились в степной полосе от Северной Монголии до Восточной Европы, на юге их кочевья достигали верховьев Амударьи. В 6 веке земли Казахстана попали под власть могущественной державы Тюркского каганата, правители из которой вышли из династийного рода алшын племени тюрк. Этноним "тюрк" впервые появляется в китайских источниках и относится к 542 году. Китайцы считали тюрков потомками хунну (сюнну). Родоначальником этого этно-социального объединения явился Бумын-каган. Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной Азии. Были покорены кидани в Манчжурии, киргизы на Енисее.

Западно-тюркский каганат (603-704 годы). Этнополитическим ядром каганата стали 10 племен Он-Ок-Будун, занимавшие древние усуньские земли от гор Каратау до Джунгарии. Столицей стал город Суяб (современный Токмак в Киргизии). Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Джигую-кагана (610-618 гг.) и его младшего брата Ток-Джагбу-кагана (618-630 гг.). Каганат представлял единую систему преимущественно кочевого и полукочевого способа ведения хозяйства и оседло-змледельческого типа хозяйствования. Население занималось торговлей, ремеслами, землепашеством, скотоводством. Первым лицом в каганате – каган (верховный владыка, правитель, военноначальник, возможный собственник всех земель). Высшие титулы в каганате – ягбу, гиад, эльтебер – принадлежали каганскому роду. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы. Основное население каганата было из свободных мелких общинников – скотоводов (карабудуны). Племена в социальном плане делились на аристократические и вассальные.

 

9) Тюргешский каганат (704-756 гг.)

Ко времени начала арабских завоеваний Казахстан и большая часть Средней Азии были под властью Западно-тюркского каганата. Первостепенное место в борьбе против арабов занимали пришедшие к власти в Жетису тюргеши. Родоначальником династии – Уч-Элик-каган (699-706). Главную ставку он учредил в г. Суябе. Он разделил страну на 20 уделов по 7 тыс. воинов в каждом. В Тюргешском каганате преемником Уч-Элик-кагана стал его сын Сакал-каган (706-711). Внутри государства тюргешей не было единства. Внешнеполитическое положение государства было сложным. Тюргешский каганат – в течение нескольких лет тюргеши находились в политической дестабилизации. На престол пришел Сулук-каган (714-738). Военно-административная власть перешла к племенам черных тюргешей (карабудун), чья орда (ставка) перенесена была в Тарас (Тараз).

 

10) Образование Карлукского каганата (756-940 гг.).

Впервые о карлуках упоминается под именем Булак, которое относится к 5 веку. Название уч-карлук – распространенный союз кочевых племен, занимавший территорию между Алтаем и Восточным побережьем оз. Балхаш. В середине 7 века в составе карлукского объединения входили 3 племени булак, чигирь, ташлык. Вожди карлуков носили титул Ель-Тебер. В 742 году политическая гегемония в степях Монголии перешла к союзу трех племен: карлуков, уйгуров, басмылов, на короткое время возвысились басмылы, их вождем стал каган, глава карлуков и предводитель уйгуров. В Центральной Азии возникло новое государство уйгурский каганат (744-840). Глава уйгурских племен стал верховным каганом, а вождь карлуков получил титул правого ябгу. Стремление к самостоятельности привело карлуков к тому, что они отошли от уйгурского каганата. В середине 8 века развернулась борьба за тюргешское наследство между карлуками и огузами. В 766 году в руки Карлукского Джабгу перешли Семиречье с двумя ставками тюргешских каганов – Тараз и Суяб. Под эгидой карлуков образовалось раннефеодальное государство.

 

Образование Огузской конфедерации. Кимекский каганат.

Длительная борьба с печенегами способствовала политической консолидации и оформлению в 9-10 вв. огузского союза племён. В состав огузов вошел как древний этнический компонент долины Сырдарьи и аралокаспийских степей, индоевропейского и финно-угорского происхождения, так и полукочевые и кочевые роды и племена Жетысу и Сибири: халаджи, джагра, чаруки, карлуки, имуры, баюндуры и др. В конце 9 – начале 11 вв. огузские племена обитали на обширной территории от среднего течения Сырдарьи до низовьев Волги. Кочевья огузов были разбросаны по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, в предгорьях Сырдарьинских Каратау, до пределов Исфиджаба. Наиболее компактно они жили в среднем и нижнем течениях Сырдарьи, в Приаралье и восточном Прикаспии. Границы огузских становищ и крепостей достигали Южного Урала и Нижнего Поволжья. В 10 в. столицей огузского гос-ва стал г. Янгикент, лежавший на стыке важных караванных путей, ведших в Ср. Азию, Восточную Европу и Центральную Азию. Главой огузского гос-ва был верховный правитель, носивший титул «джабгу». Огузские джабгу имели заместителей – кюль-эркинов. Власть верховных правителей передавалась по наследству. Выборы огузских ханов производились на советах. Важную роль в державе джабгу играл главный предводитель огузского войска, носивший титул «сюбаши». В степи и осёдло-земледельческой зоне особое распространение получила работорговля. На рубеже 10-11 вв. огузское гос-во испытало кризис вследствие восстания среди огузских племён, недовольных хищническим сбором налогов. Сельджукские вожди стали во главе восстания против огузских правителей Янгикента и захватили Дженд, но не надолго. В это время усилился Шахмалик, наследник Али-хана. При нём гос-во настолько усилилось, что огузы в 1041 г. захватили Хорезм. Однако спустя 2 года, Шахмалик был казнён сельджуками.

Кимекский каганат

Между 766 и 840 гг. кимеки заняли территорию западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины, дойдя до северных пределов токузогузов, обитавших в Вост. Туркестане. Граница между ними проходила по Джунгарскому хребту. В состав кимекской федерации входили: эймур, имек, кыпчак, макак, татар, баяндур, ланиказ и аджлар. Глава кимекских племён носил титул байгу (ябгу), который носила правящая верхушка тюркоязычных народов – карлуков, огузов, уйгуров и др. Могущество кимекского правителя было значительным. Со времён сложения у кимеков каганата в конце 9 нач. 10 вв. их царь стал носить высший титул кагана. Каган кимеков обладал реальной властью: в пределах своего гос-ва он назначал правителей, которые были представителями племенной знати. Институт наследственной передачи власти имел место не только внутри каганской семьи и ханского рода, но и у племенной знати. В 9 - нач. 11 в. у кимеков бытовали древние тюркские религиозные верования, значительное место среди которых занимал культ Тенгри и культ предков. Отдельные группы поклонялись огню, солнцу, звёздам, реке и горам. Распространенной формой религии был шаманизм, но некоторые группы кимеков исповедовали манихейство – религию христианского толка. Возможно, ислам получил определённое распространение среди кимакской знати. В начале 11в. рухнул Кимекский каганат. Его падение было вызвано двумя причинами: центробежными тенденциями кыпчакских ханов, стремившихся к самоопределению и миграцией кочевых племён Центральной Азии, переселение которых относится к началу 11в.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.008 с.)