Дхармашастра Ману («законы ману») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дхармашастра Ману («законы ману»)



Семинарское занятие

1. Американская революция и Конституция США 1787 г.

2. Объединение Германии в 19 веке и принятие Германской Конституции 1871 г.

3. Франция в 20 веке: развитие государства и права.. Генерал де Голль.

4. Великобритания в 20 веке: развитие государства и права.. Уинстон Черчилль. Маргарет Тэтчер.

5. История Германии в 20 веке: развитие государства и права..

6. США в 20 веке: развитие государства и права.

 

 

Для лабораторных работ.

ДХАРМАШАСТРА МАНУ («ЗАКОНЫ МАНУ»)

Законы Ману - памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества - Ману.

 

О ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

Когда не имеющие царя люди рассеялись по всем направлениям от страха, Владыка, создал царя для охраны,, всего мира, смешав вечные частицы [богов]… Так как царь сотворен из частиц этих главных богов, то он превосходит блеском все живые существа… Царь, даже если он еще дитя, не должен быть презираем при мысли, что он только смертный, так как по могуществу он божество с внешностью человека…

Если бы царь не наказывал неустанно тех, кто дожжен быть наказан, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле. Ворона стала бы клевать жертвенный пирог, а собака лизать жертвенную пищу, и не стало бы ни у кого собственности и низшие заняли бы место высших…

Рассудив, пусть царь всегда устанавливает в стране налоги такие, чтобы результатами труда пользовались и царь, и производитель. Как пиявка, теленок и пчела едят свою пищу мало-помалу, так мало-помалу должен царем изыматься ежегодный налог…

Царь, охраняющий свой народ и помнящий долг кшатрия, вызванный врагом, равным по силе, более сильным и более слабым, пусть не уклоняется от битвы… Пусть он [царь] всегда будет готов к применению силы и всегда изучает слабые стороны врага… пусть обдумывает мероприятия, подобно цапле, а подобно зайцу, убегает в безопасное место; пусть вырывает добычу, подобно волку, и проявляет храбрость, как лев… пусть старается победить врагов примирением, дарами, сеянием раздоров между ними, всеми этими средствами вместе или порознь, никогда сражением, если можно его избежать…

 

СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

8. Не следует брать в жены девушку рыжую, имеющую лишний член, болезненную, безволосую, слишком волосатую, болтливую, красноглазую.

10. Надо брать в жены женщину, свободную от телесных недостатков, имеющую приятное имя, походку лебедя или слона, нежные волосы на теле и голове, красивые зубы, нежные члены. <...>

12. При первом браке дваждырожденному рекомендуется [жена] его варны; но у поступающих по любви могут быть жены согласно прямому порядку [варн].

13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия – [шудрянка] и своей [варны], для кшатрия – те [обе] и своей [варны], для брахмана – те [три], а также своей [варны].

14. Ни в одном сказании не упоминается жена–шудрянка у брахмана или кшатрия, даже у находящихся в крайних обстоятельствах.

15. Дваждырожденные, берущие по глупости в жены низкорожденных женщин, низводят семьи и потомков к положе­нию шудры.

17. Брахман, возведя шудрянку на ложе, [после смерти] низвергается в ад; произведя от нее сына, он лишается брахманства.

147. Женщиной – в детском возрасте, молодой или даже пожилой – никакое дело не должно исполняться по своей воле, даже в [собственном] доме.

148. В детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости – мужа, по смерти мужа – [под властью] сыновей: пусть женщина [никогда] не пользуется самостоятельностью.

149. Пусть она никогда не желает разлуки с отцом, мужем и сыновьями; оставляя их, женщина делает заслуживающими презрения обе семьи [свою, и мужа]. <...>

 

СТАТЬИ О НАКАЗАНИЯ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

310. Царю надо тщательно обуздывать беззаконных тремя мерами – заточением, заковыванием в цепи и различными видами телесных повреждений. <...>

322. [Для крадущего] более пятидесяти [пал] полагается отсечение рук; в остальных случаях надо накладывать штраф, одиннадцатикратный первоначальной стоимости похищенного.

323. При похищении родовитых людей, и особенно женщин, а также лучших драгоценных камней [преступник] заслуживает смертной казни.

337. Но вина шудры при краже больше в 8 раз, вайшия – в 16, кшатрия – в 32.

349. Убивающий, защищая самого себя, при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахмана по закону не совершает греха.

350. Можно убивать, не колеблясь, нападающего убийцу – [даже] гуру, ребенка, престарелого или брахмана, весьма ученого в Веде.

356. Кто любезничает с чужой женой [в уединенных местах], где берут воду, в лесу, в роще или при слиянии рек, должен считаться виновным в прелюбодеянии.

357. Услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе – все [это] считается прелюбодеянием..

364. Кто обесчестит девушку против ее воли, тот немедленно подлежит телесному наказанию: но человек, обесчестивший с ее согласия, не подлежит телесному наказанию, если он равен ей. <...>

372. Мужчину-преступника пусть прикажет сжечь на раскаленном железном ложе; пусть подбрасывает под него дрова, пока не сгорит злодей.

380. Никогда нельзя убивать брахмана, даже погрязшего во всяческих пороках; надо изгнать его из страны со всем его имуществом без [телесных] повреждений.

381. На земле нет поступка, более несоответствующего дхарме, чем убийство брахмана, поэтому царю не следует даже помышлять о его убийстве.

Законы Ману / Перевод С. Д. Элъмановича, проверенный и исправленный Г. Ф. Ильиным. М., 1961.

АРТХАШАСТРА. КНИГА ТРЕТЬЯ.

ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕЙ

Артхашастра - древнеиндийский политический и экономический трактат, составителем которого считается Каутилья (Кауталья или Вишнагупта) - главный советник императора Чандрагупты Маурьи (321-297 ггг. до н. э.).

 

39. Дхарма, судебное разбирательство, обычай, царский указ – на [этих] четырех опорах [основывается решение] спорного дела. Каждая последующая [из них] – сильнее предыдущей.

40. При этом дхарма основана на истине, судебное разбирательство – на свидетелях, обычай – на общем мнении людей, а указ – это царское распоряжение.

42. Ведь только наказание охраняет мир этот и иной, если наложено царем беспристрастно, в соответствии с преступлением, будь [преступником] сын или враг.

45. [Если] шастра придет в противоречие с каким-либо установлением, касающимся дхармы, установление будет главным, ведь текст в этом случае теряет силу.

46. Очевидная вина, собственное признание, честное рассмотрение показаний обеих сторон, логика и клятва – средства [решения] дела.

47. Проигрыш предусматривается в случае противоречия между первыми и последующими [показаниями] по делу, в случае изобличения свидетелями или бегства из-под стражи.

 

Вигасин А. А., Самозванцев А. М. «Артхашастра»

// Проблемы социальной структуры и права. М.: Наука, 1984. С. 55–88.

Задание:

1. Какие права и обязанности существовали у индийских царей?

2. Почему «Законы Ману» и «Артхашастра» Каутильи настаивают на применении тяжелых наказаний? Согласны ли вы с этим мнением?

3. Какие требования предъявляют Законы Ману к заключению брака?

4. Какое положение должна занимать женщина, каковы ее права и обязанности?

5. Какое влияние на характер наказания за преступление оказывает варновый статус преступника и потерпевшего?

6. Какие основания выдвигает «Артхашастра» Каутильи при вынесении судебных решений?

 

 

ДРЕВНИЕ ИСТОРИКИ О РЕФОРМАХ ЛИКУРГА

Ликург - древнеспартанский законодатель, которому древние писатели единогласно приписывают политическое устройство, господствовавшее в Спарте в течение нескольких веков.

<…> Дабы изгнать наглость, зависть, злобу, роскошь и еще более старые, еще более грозные недуги государства – богатство и бедность, Ликург уговорил спартанцев объединить все земли, а затем поделить их заново и впредь хранить имущественное равенство, превосходство же искать в доблести… Наделы сообразовывались с номами продуктов, потребных для такого образа жизни, который сохранит его согражданам силы и здоровье, меж тем как иных потребностей у них быть не должно.

ЭКЛОГА (VIII В.)

 

Эклога – наиболее значительный после Юстиниановых Ин­ституций, Дигест и Кодекса правовой памятник Византии. Созданный в 726 г. он на протяжении почти 150 лет выступал в роли действующего законодательного свода и применялся в качестве учебного руководства при обучении юриспруденции взамен Институций Юстиниана. На основе официального текста Эклоги византийскими учеными-правоведами были составлены так называемая Частная Эклога (Ecloga privata) и Частная распространенная Эклога (Ecloga privata aucta). Эклога была издана императором Львом III (Исавром).

Семинарское занятие

1. Американская революция и Конституция США 1787 г.

2. Объединение Германии в 19 веке и принятие Германской Конституции 1871 г.

3. Франция в 20 веке: развитие государства и права.. Генерал де Голль.

4. Великобритания в 20 веке: развитие государства и права.. Уинстон Черчилль. Маргарет Тэтчер.

5. История Германии в 20 веке: развитие государства и права..

6. США в 20 веке: развитие государства и права.

 

 

Для лабораторных работ.

ДХАРМАШАСТРА МАНУ («ЗАКОНЫ МАНУ»)

Законы Ману - памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества - Ману.

 

О ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

Когда не имеющие царя люди рассеялись по всем направлениям от страха, Владыка, создал царя для охраны,, всего мира, смешав вечные частицы [богов]… Так как царь сотворен из частиц этих главных богов, то он превосходит блеском все живые существа… Царь, даже если он еще дитя, не должен быть презираем при мысли, что он только смертный, так как по могуществу он божество с внешностью человека…

Если бы царь не наказывал неустанно тех, кто дожжен быть наказан, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле. Ворона стала бы клевать жертвенный пирог, а собака лизать жертвенную пищу, и не стало бы ни у кого собственности и низшие заняли бы место высших…

Рассудив, пусть царь всегда устанавливает в стране налоги такие, чтобы результатами труда пользовались и царь, и производитель. Как пиявка, теленок и пчела едят свою пищу мало-помалу, так мало-помалу должен царем изыматься ежегодный налог…

Царь, охраняющий свой народ и помнящий долг кшатрия, вызванный врагом, равным по силе, более сильным и более слабым, пусть не уклоняется от битвы… Пусть он [царь] всегда будет готов к применению силы и всегда изучает слабые стороны врага… пусть обдумывает мероприятия, подобно цапле, а подобно зайцу, убегает в безопасное место; пусть вырывает добычу, подобно волку, и проявляет храбрость, как лев… пусть старается победить врагов примирением, дарами, сеянием раздоров между ними, всеми этими средствами вместе или порознь, никогда сражением, если можно его избежать…

 

СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

8. Не следует брать в жены девушку рыжую, имеющую лишний член, болезненную, безволосую, слишком волосатую, болтливую, красноглазую.

10. Надо брать в жены женщину, свободную от телесных недостатков, имеющую приятное имя, походку лебедя или слона, нежные волосы на теле и голове, красивые зубы, нежные члены. <...>

12. При первом браке дваждырожденному рекомендуется [жена] его варны; но у поступающих по любви могут быть жены согласно прямому порядку [варн].

13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия – [шудрянка] и своей [варны], для кшатрия – те [обе] и своей [варны], для брахмана – те [три], а также своей [варны].

14. Ни в одном сказании не упоминается жена–шудрянка у брахмана или кшатрия, даже у находящихся в крайних обстоятельствах.

15. Дваждырожденные, берущие по глупости в жены низкорожденных женщин, низводят семьи и потомков к положе­нию шудры.

17. Брахман, возведя шудрянку на ложе, [после смерти] низвергается в ад; произведя от нее сына, он лишается брахманства.

147. Женщиной – в детском возрасте, молодой или даже пожилой – никакое дело не должно исполняться по своей воле, даже в [собственном] доме.

148. В детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости – мужа, по смерти мужа – [под властью] сыновей: пусть женщина [никогда] не пользуется самостоятельностью.

149. Пусть она никогда не желает разлуки с отцом, мужем и сыновьями; оставляя их, женщина делает заслуживающими презрения обе семьи [свою, и мужа]. <...>

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.032 с.)