Анализ основных направлений деятельности мбдоу МО город краснодар «детский сад комбинированного вида № 85» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ основных направлений деятельности мбдоу МО город краснодар «детский сад комбинированного вида № 85»



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

Долгое время советское, а затем российское образование представляло собой целостную систему с централизованным управлением и финансированием. Но переход России к рыночной экономике привел к существенным изменениям в системе образования, выделив в ней государственные и негосударственные образовательные структуры, поменяв соответственно централизованный порядок финансирования образования. В настоящее время финансовое обеспечение образовательной деятельности государственных образовательных учреждений осуществляется на разных уровнях: федеральном, региональном (уровне субъектов федерации) и муниципальном. Негосударственные образовательные учреждения вправе самостоятельно определять порядок финансового обеспечения своей деятельности. Все эти изменения привели к появлению понятия образовательных услуг и большому количеству их видов.

Эти изменения коснулись и дошкольного образования. Стратегия развития системы дошкольного образования направлена на формирование современной, адаптирующейся под изменения внешней среды системы, обеспечивающей полнейшее удовлетворение запросов населения в рамках данного уровня образования. Это касается как реализации бесплатного дошкольного образование, так и развития новые виды образовательных услуг.

Государственная политика в области образования формируется с учетом международных стандартов, требующих построения образовательного процесса на основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития.

В этих условиях большое значение имеет эффективное развитие рынка образовательных услуг, разработка инновационных видов и форм образовательных услуг, в том числе на уровне дошкольного образования. Тем самым подтверждается актуальность темы выпускной квалификационной работы.

Правовые, экономические, социальные и педагогические аспекты развития рынка образовательных услуг рассматриваются в исследованиях отечественных и зарубежных специалистов. Так, в частности, О.В. Галайда анализирует зарубежный опыт предоставления образовательных услуг и возможности его использования в российской практике[1]. Н.А. Агешкина исследует правовые аспекты реализации образовательных услуг, рассматривает их классификацию, порядок предоставления[2]. О.И. Лозицкая изучает вопросы финансирования государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного образования[3].

Объект исследования – процесс реализации образовательных услуг учреждением дошкольного образования.

Предмет исследования – виды и формы дополнительных образовательных услуг в учреждениях дошкольного образования.

Цель работы – изучить возможности введение новых видов услуг в учреждениях дошкольного образования на примере МБДОУ МО город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 85».

Задачи работы:

1 Изучить сущность и виды образовательных услуг.

2 Проанализировать основные направления государственной стратегии в области развития рынка образовательных услуг

3 Рассмотреть существующие инновационные формы дошкольного образования.

4 Провести анализ основных направлений деятельности МБДОУ МО город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 85».

3 Разработать проект мероприятий по развитию новых видов услуг МБДОУ МО город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 85».

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам разработки и реализации новых видов образовательных услуг. В частности, использованы работы Н.А. Агешкиной, О.В. Галайды

Нормативно-правовой основой исследования является Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и другие правовые акты, регулирующие порядок предоставления образовательных услуг.

Эмпирическую базу исследования составили: бухгалтерская и управленческая отчетность МБДОУ МО город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 85», а также материалы периодической печати, ресурсы Internet.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы дошкольными образовательными учреждениями с целью расширения видов предоставляемых образовательных услуг.

Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, три раздела, заключение, список использованных источников и литературы, а также приложения.

1 Теоретические аспекты развития образовательных услуг

1.1 Сущность и виды образовательных услуг

На сегодняшний день в юридической, экономической, педагогической литературе, а также в нормативно-правовых актах отсутствует определение образовательной услуги.

В научной литературе существуют различные подходы к данному понятию. Так, А.П. Панкрухин образовательными услугами называет систему таких услуг, которые непосредственно связаны с осуществлением основных целей образования, реализацией его миссии[4]. Но данное определение является слишком обобщенным и не описывает характер и механизм реализации образовательных услуг.

В.Н. Зотов предлагает под образовательной услугой понимать определенный комплекс учебной и научной информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний общеобразовательного и специального характера, а также практических навыков для последующего применения[5].

М.Г. Подопригора дает следующее определение: образовательная услуга – это процесс формирования компетенций (знаний, умений, навыков, способностей) потребителя как субъекта общественно-экономических отношений с целью удовлетворения его личностно-профессиональных потребностей[6].

О.В. Галайда дает более подробное определение. Образовательная услуга – это экономическая и социально значимая категория, представляющая собой действие или деятельность, в ходе которой одно лицо (исполнитель, поставщик, продавец услуги) передает другому лицу (заказчику, покупателю, потребителю услуги) комплекс информации и знаний, направленный на развитие личности, духовный и интеллектуальный рост, формирование профессиональных умений и навыков, приобщение к опыту человечества, воплощенному в определенных научных, культурных и духовных идеях, концепциях и открытиях[7].

Понятие услуги дано в ч. 5 чт. 38 Налогового кодекса Российской Федерации: услугой является деятельность, результаты которой не имеют овеществленного выражения, исполнятся и потребляются в процессе реализации этой деятельности[8]. Это означает, что при оказании услуг, в основном, не создается объектов материального мира, на которые могли бы распространяться права собственности. Услуги, как правило не имеют овеществленной (материальной) формы, а содержат полезный эффект в самих себе. Итогом услуг являются нематериальные блага (например, бухгалтерский или кадровый учет, выполнение услуг по обучение, оказание консалтинговых или аудиторских услуг и т.д.). Исключение составляют услуги по изготовлению овеществленных предметов по индивидуальным заказам (например, индивидуальный пошив одежды, изготовление обуви, печать фотографий и т.д.).

В ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дано следующее определение образования – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также комплекс приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов[9].

С учетом данных правовых терминов можно дать определение образовательной услуги – услуги, реализуемые в ходе осуществления образовательной деятельности, результатом которой является достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения.

В тоже время, гражданское законодательство определяет возмездный характер услуг. Договор возмездного оказания услуг – это соглашение, по которому исполнитель услуг (услугодатель) обязуется по заданию заказчика оказать услуги (произвести определенные действия или исполнить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК РФ)[10]. Договор возмездного оказания услуг является консенсуальным, двусторонним и возмездным. Т.е. реализация услуг осуществляется за определенную плату. Но осуществление образовательного процесса государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов в Российской Федерации бесплатно и не регулируется договорами о возмездном оказании услуг. Таким образом, процесса обучения и воспитания нельзя полностью отождествлять с оказанием образовательных услуг[11].

В законодательстве, регулирующем образовательную деятельность, понятие «образовательные услуги», которое в ряде случаев дополняется словами «платные» или «дополнительные. Это делается для того, чтобы разграничить образовательную деятельность, которая осуществляется на платной и бесплатной основе.

С этой точки зрения можно выделить два основных вида образовательных услуг: платные и бесплатные.

Бесплатные образовательные услуги – это услуги, реализуемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ, финансируемых за счет бюджетных средств, на основе государственных образовательных стандартов[12]. Данного определение позволяет выделить три важных признака бесплатной образовательной услуг:

-они реализуются государственными и муниципальными образовательными учреждениями:

-они оказываются только по основным образовательным программам, финансируемым из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального, муниципального);

-они реализуются исключительно в рамках государственных образовательных стандартов.

Для получения и реализации бесплатных образовательных услуг не нужно заключать договор между потребителем услуги и образовательным учреждением. К правоотношениям, возникающим в связи с оказанием бесплатных образовательных услуг, нормы гражданского законодательства (в том числе Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»[13]) не применяются. Указанные правоотношения регулируются законодательством Российской Федерации в сфере образования.

Платные образовательные услуги – услуги, реализуемые образовательными учреждениями всех видов, а также лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, на возмездной основе. Данное определение является общим и не содержит указания на конкретные условия и порядок осуществления платной образовательной деятельности.

Деятельность по осуществлению данного вида услуг регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706[14]. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Т.е. государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Это означает, что государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги[15].

Предоставление государственными и муниципальными образовательными учреждениями платных дополнительных образовательных услуги осуществляется с целью более полного удовлетворения образовательных потребностей населения. Перечень подобных услуг и условия их предоставления должны быть обязательно указаны в уставе (положении) образовательного учреждения. Реализация данного вида услуг производится только на основе заключения гражданско-правового договора между образовательным учреждением и потребителем. Платные дополнительные образовательные услуги реализуются образовательным учреждениями только по желанию обучающихся, а дошкольными и общеобразовательными учреждениями – по желанию родителей (законных представителей) обучаемых. Объем, содержание программ, курсов и другие условия оказания платных образовательных услуг, а также их стоимость устанавливаются по соглашению сторон договора и могут быть выше, чем это предусмотрено государственными образовательными стандартами. Если деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, то она в законном порядке подлежит лицензированию.

Образовательная деятельность подлежит лицензированию на основании требований Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[16] с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»[17].

Государственные и муниципальные образовательные учреждения (в соответствии с реализуемым уровнем образования) вправе оказывать следующие виды платных образовательных услуг.

Образовательные и развивающие услуги:

-обучение по дополнительным образовательным программам;

-преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

-репетиторство;

-занятия по углубленному изучению предметов;

-подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования;

-работа разного рода кружков (обучению пению, рисованию, танцам, игре на музыкальных инструментах и т.д.);

-работа разного рода студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению обучающихся к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т.д.;

-создание разного рода учебных групп и разработка и осуществление методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;

-создание групп по адаптации детей к школьному обучению (для будущих первоклассников).

Оздоровительные услуги: работа секций и групп по укреплению здоровья (гимнастика, фитнес, плавание, йога, спортивные игры, физкультурные занятия, выходящие за рамки учебной программы).

Что касается негосударственных образовательных организаций, то они имеют право осуществлять платную образовательную деятельность, как в рамках государственных образовательных стандартов, так и за их пределами, т.е. предоставлять за плату и основные и дополнительные образовательные услуги. Данное требование касается и лиц, занимающихся индивидуальной образовательной деятельностью.

Перечень платных образовательных услуг (как основных, так и дополнительных) должен быть в обязательно закреплен в уставах (положениях) образовательных учреждений и организаций.

Помимо платных и бесплатных образовательных услуг выделяют различные виды услуг на основе их систематизации в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) по соответствующим параметрам[18]. Согласно ОКУН можно выделить следующие виды образовательных услуг:

-услуги в системе дошкольного воспитания;

-услуги в системе среднего образования;

-услуги в системе высшего образования;

-услуги в системе технической подготовки кадров (в том числе – профессиональная реабилитация кадров);

-обучение населения на курсах (в том числе – обучение на курсах иностранных языков; на курсах по вождению автомобилей; на других курсах и в кружках);

-прочие услуги в системе образования (например, репетиторство).

Практическая реализация всех указанных видов образовательных услуг осуществляется образовательными учреждениями (физическими лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью) на основе их правового статуса и с учетом целевой направленностью образовательной деятельности. В частности, услуги в системе среднего образования реализуются средними и средними специальными учебными заведениями.

Еще одно основании классификации образовательных услуг связано с содержанием государственных образовательных стандартов. Согласно ч. 2 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выделяют основные и дополнительные услуги.

Основные образовательные услуги – услуги, предоставляемые по основным образовательным программам (дошкольного, начального общего, среднего образования и т.д.). Обязательный минимум содержания основных образовательных программ устанавливается государственными образовательными стандартами, которые издают федеральные органы государственной власти и управления в рамках их компетенции.

Дополнительные образовательные услуги – это услуги, осуществляемые по дополнительным образовательным программам. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, которые реализуют:

-общеобразовательные учреждения за рамками основных образовательных программ;

-образовательные учреждения дополнительного образования (курсы повышения квалификации, центры профессиональной подготовки, производственные учебные центры, музыкальные и спортивные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, юных натуралистов и другие учреждения, имеющих соответствующие лицензии);

-физические лица, осуществляющие индивидуальную трудовую педагогическую деятельность.

Итак, образовательная услуга – это услуга, предоставляемая в ходе осуществления образовательной деятельности, результатом которой служит достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения. Различают платные и бесплатные, основные и дополнительные образовательные услуги, а также их различные виды.

 

1.2 Основные направления государственной стратегии в области развития рынка образовательных услуг

 

Одной из важнейших задач нашего государства и общества является формирование действенной и отвечающей всем современным требованиям системы образования и создание полноценного, эффективно функционирующего рынка образовательных услуг. Решение данной задачи будет способствовать достижению нашей страной высокого уровня национальной конкурентоспособности и обеспечению дальнейшего последовательного и стабильного экономического роста и позволит обеспечить каждому гражданину достойного уровня жизни.

В настоящее время – это одна из наиболее динамичных и перспективных отраслей экономики, а рынок образовательных услуг один из наиболее высоких по темпам роста. В тоже время на сегодняшний день в России нет единой стратегии развития рынка образовательных услуг.

Дошкольное образование является одним из главных образовательных ресурсов, по своему потенциалу не уступающей ни одной из последующих ступеней образования. Период детства обладает самоценностью и собственной логикой развития. Особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются: интенсивное созревание организма и формирование психики; значимостью для формирования всех базовых компонентов культуры, обусловливающих дальнейшее личностное развитие и готовность к обучению в школе.

Разрабатываемые в Российской Федерации федеральные государственные образовательные стандарты направлены на реализацию таких задач, как: обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников образовательного процесса, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для улучшения качества дошкольного образования. Реализация данных задач и выполнение требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)[19] возможно при подходе к процессу дошкольного образования не просто как к средству развития и воспитания ребенка, но также как условию роста общего функционального ресурса родителей.

Помимо реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования серьезное внимание сейчас уделяется вариативным формам, методам и средствам образования и воспитания, которые в максимально полной форме учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка.

С учетом этого важнейшей целью каждого дошкольного образовательного учреждения является разработка и применение форм и методов организации образовательной процесса, позволяющих создать условия для полноценной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Реализация образовательных услуг дошкольными образовательными учреждениями должна учитывать государственные стандарты и требования к дошкольному образованию в России.

Вступивший в силу 1 января 2014 года федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основные принципы дошкольного образования:

-качественное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), полнейшее использование потенциала возможностей психического развития личности ребенка на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания;

-реализация образовательного процесса с учетом личностных особенностей каждого ребенка, отношение к ребенку как к субъекту, а не объекту образовательной деятельности;

-совместная работа детей и взрослых в ходе образовательного процесса;

-всемерная поддержка инициативы детей в разнообразных направлениях деятельности;

-тесная связь дошкольного образовательного учреждения с семьей;

-приобщение детей к культурным традициям семьи, общества и государства;

-формирование познавательных интересов и действий ребенка в разных видах деятельности;

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, форм, методов возрасту и особенностям развития);

-учет национальной и культурной ситуации развития детей.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предусматривает достижение следующих целей:

-повышение социального статуса дошкольного образования;

-достижение равных возможностей для всех детей в получении качественного дошкольного образования;

-обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их содержанию и результатам реализации;

-сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в отношении уровня дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед дошкольными учреждениями следующие задачи:

-охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, а также их эмоционального благополучия;

-создания равных возможностей для полноценного развития всех детей дошкольного возраста вне зависимости от места проживания, пола, национальной принадлежности, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья);

-обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

-создания благоприятных условий развития детей с учетом их возрастных и личностных особенностей и устремлениями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

-объединения обучения и воспитания в единый образовательный процесс на базе духовных, моральных и социокультурных ценностей, а также принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

-развития общей культуры личности детей, привитие ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, моральных, культурных, интеллектуальных, физических качеств, активности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

-обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и методов дошкольного образования, возможности создания Программ различной направленности на основе образовательных потребностей, способностей, а также психического и физического состояния детей;

-создания социокультурной среды, учитывающей возрастные, личностные, психологические и физиологические особенности развития детей;

-обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения грамотности родителей (или лиц их замещающих) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы, цели и задачи, указанные в ФГОС ДО должны выступать основой организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Но на развитие рынка образовательных услуг, помимо требований ФГОС ДО оказывают влияние и экономические факторы. Как отмечает О.В. Галайда, на современном этапе развития экономики, образование не может оставаться за пределами влияния тех сил, которые формируют рыночную экономику в целом и отдельные ее сегменты[20]. Особенностью данного вида услуг является то, что образовательной услуги удовлетворяют не только частные, но и общественные потребности.

Таким образом, развитие рынка дошкольных образовательных услуг в Российской Федерации развивается на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также с учетом образовательных потребностей детей в период дошкольного детства.

 

1.3 Инновационные формы дошкольного образования

 

Образование и образовательные услуги оказывают прямое воздействие на дальнейшее устойчивое развитие экономики и общества. Одновременно с этим динамика экономических, социальных, политических, культурных, научных преобразований оказывает влияние на образовательные услуги и их исполнителей.

Современные взгляды на организацию образовательного процесса в сфере дошкольного образования связаны с переориентацией этого уровня образования со знаниевого подхода на выбор стратегии поддержки личностного развития каждого ребенка. Образовательный процесс – это комплексный, единый, динамичный, целенаправленный процесс сотрудничества взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одной из задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями указывает на обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования.

С учетом этого возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации, создании и внедрении инновационных образовательных услуг.

Современное российское общество становится все более требовательным к качеству и объему знаний и информации. Все общественные процессы, в том числе экономические, в современных условиях сводятся в конечном счете к формированию знаний и информации, их преобразованию, передаче и применению на практике. Развитие этих процессов происходит под влиянием ряда тенденций, складывающихся в современной экономике и в современном обществе, в первую очередь, под влиянием процесса глобализации, технологического и научного прогресса, изменений в концепции социальных функций государства и, наконец, активизации граждан, как субъектов общественно-политических и экономических отношений[21].

Имевшаяся до недавнего времени система дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяла в полной мере растущим потребностям населения в услугах дошкольного образования. В связи с этим возникла потребность в развитии вариативных форм дошкольного образования, которые наряду с традиционными дошкольными учреждениями могли бы оказывать помощь семье в воспитании ребенка и подготовки его к обучению в школе

Вариативными формами дошкольного образования называют современные модели, направленные на наиболее полное удовлетворение спроса населения на услуги дошкольного образования и качество указанных услуг, в том числе, на создание условий для развития негосударственного сектора дошкольного образования, обеспечение поддержки семейного воспитания, возможность осваивать образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста и другие[22].

В 2000 году Министерство образования РФ предложило для использования в работе ДОУ и других образовательных учреждений (школ, учреждений дополнительного образования и так далее) Программу развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях[23].

Целью данной программы было сохранение и развитие системы дошкольных образовательных учреждений, обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, формирование условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в домашних условиях. На первом этапе были созданы развивающие группы, а с совершенствованием законодательства в этой сфере начали создаваться новые виды образовательных услуг.

На сегодняшний день в дошкольных образовательных учреждениях действуют различные виды групп кратковременного пребывания детей, гибкий режим которых (от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей) и содержание работы привлекают родителей. Такие группы имеют разную направленность: адаптационную, развивающую, игровую. Имеются группы вечернего пребывания, выходного и праздничного дня, группы для детей с особенностями психического и физического развития, группы, подготавливающие детей к обучению в школе и т.д. Группы могут открываться в течение учебного года, по мере комплектования. Образовательный процесс в таких группах подразумевает гибкое содержание и педа­гогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка.

Организация воспитательной работы предполагает создание условий для развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей. В группах кратковременного пребывания возможна реализация дополнительных образовательных услуг за пределами основной деятельности в установленном порядке (за счет увеличения продолжительности пребывания детей).

Адаптационные группы открываются для оказания помощи семье в воспитании ребенка от 6-ти месяцев до 3-х лет, формирования условий для ранней социализации детей и их адаптации к поступлению в детский сад. Подобные группы особенно востребованы родителями. Они могут быть организованы в разных формах: мама и ребенок, дети и воспитатель. С учетом того, что главным условием для благоприятного развития ребенка в раннем возрасте является его максимальное общение с матерью, режим работы таких групп, строится на основе неполной рабочей недели, неполного рабочего дня, с учетом запросов родителей. Имеющийся позитивный опыт работы этих групп позволит в будущем проектировать модель постепенной адаптации ребенка раннего возраста к условиям полного дневного пребывания его в дошкольном образовательном учреждении.

Группы развития организуются для всестороннего развития детей. В подобных группах могут одновременно заниматься дети разного возраста, что предусматривает разработку индивидуальной программы развития для каждого ребенка.

Группы вечернего пребывания, выходного и праздничного дня создаются с целью оказания помощи семье, где родители работают по скользящему графику или нуждаются в присмотре за ребенком только на определенный период времени. Основная направленность работы в таких группах – увлекательная досуговая и игровая деятельности.

Группа вечернего пребывания при образовательном учреждении – форма организации детей дошкольного возраста, направленная на оказание помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, а также присмотра и ухода за детьми.

Группа выходного дня – форма организации детей дошкольного возраста в выходные дни года, направленная на присмотр, уход, обучение и оздоровление детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение в течении рабочей недели. Подобная форма предоставления услуг дошкольного образования может быть организована на базе государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования.

В задачи групп выходного дня входит:

-помощь родителям в присмотре и уходе за детьми раннего и дошкольного возраста;

- усвоение детьми базовых знаний, соответствующих возрасту;

-социально-нравственное воспитание детей.

«Играя, обучаюсь» – это группы, в которых на основе игровой деятельности ребенок входит в мир реальных, жизненных ситуаций, осваивает социальный опыт взрослых: знаний, умений и навыков, способов действий и нравственных норм и правил поведения. В таких группах используются различные виды игр с целью всестороннего развития детей определенного возраста.

Группы «Особый ребенок» создаются для детей с отклонениями в развитии, с целью оказания своевременной систематической медико-психолого-педагогической помощи и социальной адаптации детей к жизни в социуме. Это коррекционные группы по самым разным направлениям. Они открываются в детских садах компенсирующего вида, в штате которых имеются коррекционные и социальные педагоги, медики, психологи. Коррекционная работа сочетается с образовательными и воспитательными задачами.

Использование интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися детьми способствует расширению охвата детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, позволяет приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой.

Группы кратковременного пребывания для детей, у которых русский язык не является родным. Их цель – помочь адаптации детей в русскоязычной среде и переходу в дошкольное образовательное учреждение, в последствие в школу, где обучение ведется на русском языке.

«Будущие первоклассники». Подобные группы создаются с целью выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста перед их поступлением в школу. Содержание работы направлено на формирование навыков будущего школьника, всестороннее развитие детей.

Группы «Учусь плавать» – создаются в дошкольных образовательных учреждениях, имеющих бассейн и специальное оборудование для раннего обучения детей плаванию, их физического развития и приобщения к здоровому образу жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.069 с.)