Используемые на занятиях интерактивные формы и методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Используемые на занятиях интерактивные формы и методы



№ п/п Тема Используемые интерактивные формы и методы
  Тема 1. Лекция: мультимедийная презентация  
  Тема 2. Лекция: интерактивная дискуссия
  Тема 3. Лекция: бинарная лекция (преподаватель+студент): презентация, метод сократовских бесед. Практическое занятие: мозговой штурм
  Тема 4. Лекция: мультимедийная презентация, метод сократовских бесед Практическое занятие: работа в малых группах
  Тема 5.   Лекция: интерактивная дискуссия Практическое занятие: мозговой штурм
  Тема 6. Лекция: интерактивная дискуссия
  Тема 7. Лекция: разминка (блиц-опрос) Практическое занятие: работа в малых группах
  Тема 8 Лекция: Практическое занятие: работа в малых группах
  Тема 9. Лекция-презентация Практическое занятие: работа в малых группах
  Тема 10. Лекция: разминка (блиц-опрос) Практическое занятие: мозговой штурм
  Тема 11. Лекция: мультимедийная презентация, метод сократовских бесед Практическое занятие: работа в малых группах
  Тема 12. Лекция: метод проектов Практическое занятие: работа в малых группах
  Тема 13. Лекция: интерактивная дискуссия Практическое занятие: метод проектов
  Тема 14. Лекция: метод проектов Практическое занятие: мозговой штурм
  Тема 15. Лекция: разминка (блиц-опрос) Практическое занятие: метод проектов
  Тема 16. Лекция: мультимедийная презентация, метод сократовских бесед Практическое занятие: метод проектов
  Тема 17. Лекция: интерактивная дискуссия Практическое занятие: метод проектов
  Тема 18. Лекция: мультимедийная презентация Практическое занятие: работа в малых группах

4. Тематика самостоятельных, контрольных, курсовых работ и рефератов

№ п/п Тема Тематика самостоятельных работ
  Тема 1.     Значение языка для человеческого общества в целом и для отдельного человека. Практическое владение языком и его теоретическое изучение. Соотношение общего языкознания и частных лингвистических дисциплин. Синхронное и диахронное языкознание. Фундаментальные задачи языкознания. Прикладные задачи языкознания. Место языкознания в классификации наук.
  Тема 2.   Появление языкознания как части философии в античные времена. Основные этапы развития европейского языкознания. Выдающиеся русские лингвисты. Современные лингвистические направления. Понятия «метод» и «методика». Метод сравнительно- исторический, сопоставительный, экспериментальный и др. методы, в том числе методы структурной лингвистики (метод дистрибутивного анализа, трансформационный, метод непосредственно составляющих).
  Тема 3.   Общенациональный язык как система социолингвистических подсистем. Понятие литературного языка в русской и зарубежной лингвистике. Значение работ В.В.Виноградова для изучения закономерностей литературных языков. Понятие национального варианта литературного языка. Социолингвистика. Становление и развитие социолингвистических исследований. Особенности социолингвистических школ в разных странах. Методы сбора социолингвисти­ческой информации: использование статистических данных, анкетирование и интервью, наблюдение, социолингвистический эксперимент. Методы обработки социолингвистической информации: таблицы, графики, статистико-математические методы. Понятие социолингвистической переменной как основной операциональной единицы социолингвистики. Связь социолингвистики с другими на­учными дисциплинами.
  Тема 4. Основа языковых контактов. Прямые и косвенные языковые контакты. Типология результатов языковых контактов. Понятие заимствования, классификация заимствований. Калькирование. Виды калек. Субстрат, его проявления на разных уровнях языка, отличие от заимствований. Адстрат. Суперстрат. Пиджин.
  Тема 5. Когнитивное основание языка. Концепты и категории. Языковая личность, вторичная языковая личность.
  Тема 6. Характер взаимосвязи языка и общества. Понятие формы существования языка, ее параметры. Общенародный язык. Территориальная дифференциация языка и понятие о диалекте. Значение лингвистической географии для изучения диалекта. Понятие ареала, изоглоссы, пучка изоглосс. Литературный язык и язык художественной литературы. Функциональные стили литературного языка. Понятие койне. Понятие просторечия. Социолекты. Жаргоны, арго, условные языки. Проблема идиолекта как особой формы существования языка. Проблемы языковой политики.
  Тема 7. Известные теории происхождения языка. Современные представления о появлении языка. Теории моногенеза и полигенеза. Развитие языков.
  Тема 8. Изменения внутрифонемные, изменения фонемного состава слов и форм языка, изменения в репертуаре фонем и дифференциальных признаков. Изменения, касающиеся слогоделения, ударения.Хронологические пласты в словарном составе языка. Устаревание и отмирание слов и их отдельных значений. Возникновение и отмирание грамматических категорий, изменения в их содержании и формальном выражении. Исторические изменения в структуре предложения.
  Тема 9. Язык как сложная система знаков. Основные свойства знака. Слово как главный языковой знак. Семантический треугольник. Языковые единицы и уровни. Понятие о структуре как об отношениях между языковыми единицами и уровнями.
  Тема 10. Основные виды системных отношений: парадигматические, синтагматические, гипонимические.
  Тема 11. Функциональное и сущностное определения языка: язык как средство общения и орудие мышления - язык как знаковая система. Понятие знака; план выражения и план содержания (означаемое и означающее). Виды знаков. Особенности языковых знаков. Синтактика и прагматика языкового знака. Незнаковые свойства языковых единиц. Язык как знаковая система в ряду других знаковых систем. Естественные и искусственные языки. Классификация знаковых систем. Коммуникационные системы у животных, их отличия от человеческого языка.
  Тема 12. Причины появления письменности. Этапы развития письма: пиктография, идеография, фонография. Возникновение алфавитов. Основные виды алфавитов: восточные, греческий, латинский, кириллица.
  Тема 13. Ареальная классификация, типологическая, функциональная, генеалогическая.
  Тема 14. Основные семьи языков: индоевропейская, семито-хамитская, китайско-тибетская и др. Уральская и алтайская языковая общность; «палеоазиатские языки». Ностратическая гипотеза..
  Тема 15. Виды типологических классификаций: морфологическая, фонетические, синтаксические. Основные структурные типы языков мира.
  Тема 16. Методологическая база современного языкознания. Метод оппозиций; метод компонентного анализа. Трансформационный метод. Векторный метод и его роль в психосистематике. Валентностный анализ. Сравнительно-сопоставительный метод. Методы социолингвистики. Когнитивный анализ. Сравнительно-исторический анализ.
  Тема 17. Психолингвистика, основные этапы ее развития, влияние теории информации, кибернетики, дескриптивной лингвистики, бихевиоризма на ее формирование. Второй период развития психолингвистики («Миллера - Хомского»). Глубинные и поверхностные структуры. Теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А. Н. Леонтьев). Создатель отечественной школы психолингвистики А.А. Леонтьев. Работы Л.В. Сахарного (1934-1996). Ономасиологический подход в когнитивной лингвистике. Е.С. Кубряковы и ее основные работы по когнитивной лингвистике.
  Тема 18. Фонетическое членение речи (Фраза, такт, фонет слово, слог, звук). Слог и основные теории слогоделения (сонорная, экспираторная, динамическая, мускульного напряжения). Виды слогов. Ударение и его виды (силовое, количественное, музыкальное). Интонация и ее компоненты. Видоизменения звуков в потоке речи: комбинаторные, позиционные. Аккомодация. Ассимиляция и ее виды. Сингармонизм. Диссимиляция. Метатеза. Гаплология. Позиционные изменения: Редукция. Оглушение. Протеза. Эпентеза. Эпитеза. Субституция. Диэреза. Элизия. Суперсегментные единицы языка. Видоизменения звуков в потоке речи. Основные принципы классификации звуков. Лондонская фонологическая школа. Двухступенчатая теория фонемы С.К. Шаумяна. Системная фонология на современном этапе. Моделирование фонологических систем.

4.1. Темы рефератов/проектов для самостоятельной работы.

1. Язык как система знаков.

2. Основные принципы классификации звуков.

3. Суперсегментные единицы языка.

4. Видоизменения звуков в потоке речи.

5. Понятие фонемы и ее вариантов. Фонологические школы.

6. Социолингвистика.

7. Язык и картина мира.

8. Стилистические слои лексики.

9. Пути пополнения лексики.

10. Пути изменения значений слов.

11. Табу и эвфемизмы.

12. Фразеология и основные классификации фразеологизмов.

13. Ономастика как раздел лексикологии.

14. Лексикография как раздел лексикологии.

15. Понятие грамматической категории.

16. Части речи и критерии их выделения.

17. Аналитический и синтетический строй языков.

18. Морфологическое строение слова: типы морфем.

19. Способы выражение грамматических значений.

20. Актантная теория Л. Теньера.

21. Семантика предложения: понятие референции.

22. Прагматика предложения.

23. Актуальное членение предложения.

24. Синтагматика и парадигматика.

25. Текст как сложная синтаксическая единица.

26. Генеалогическая классификация языков.

27. Понятие языковой семьи. Теория ностратической сверхсемьи.

28. Индоевропейская семья.

29. Уральские языки.

30. Официальные языки Африки.

31. Морфологическая типологическая классификация.

32. Иберо-кавказская семья.

33. Палеоазиатские языки.

34. Международные и искусственные языки.

35. Паралингвистика.

4.2.Методические рекомендации по написанию реферата:

Объем реферата – 10-15 с. Через 1,5 интервала, кегль 14.

Структура реферата: титульный лист, оглавление (план), введение, основная часть, заключение, список использованной литературы (не менее 10-15 источников). В качестве информативного источника можно привлекать Интернет.

Титульный лист реферата оформляется с указанием наименова­ния учебного заведения, факультета, кафедры, на которой получено задание, на­звания работы, данных об авторе реферата (фамилия, имя, отчество, группа, факультет). В самом низу титульного листа пишется город, в котором находится учебное заведение, и год выполнения работы.

Прежде, чем приступить к написанию реферата, необходимо изучить теоретические источники, законспектировать основные мысли, осмыслить важнейшие положения концепции и ее философские основания. После этого необходимо составить план реферата. План включает в себя название структурных частей рефе­рата, его разделов и подразделов с указанием соответствующей им нумерации страниц.

Во введении кратко изложить историю вопроса и основные концептуальные положения, а также влияние той или иной концепции, школы, течения, направления на развитие общего языкознания. Основная часть должна полно раскрыть содержание темы, отразив научное значение, философскую базу, методологию и методику. Цитируемые в реферате места должны иметь точные указа­ния, ссылки на источник (указывается порядковый номер из списка использованных источников и страница - [4, с.110]). Заключение должно содержать основные выводы по теме реферата. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке в конце реферата и должен включать не менее 10-15 источников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.022 с.)