Информационная безопасность РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационная безопасность РФ



1.1.1. Национальные интересы РФ в информационной сфере и их обеспечение
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ. Национальная безопасность РФ существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Выделяются 4 основные составляющие национальных интересов РФ в информационной сфере.
1. Включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
2. Включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

3. включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники.

4. включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

 

1.1.2 Виды угроз информационной безопасности РФ

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

· угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

· угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;

· угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

· угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

 

1.1.3 Источники угроз информационной безопасности РФ

К внешним источникам относятся:

· деятельность иностранных структур, направленная против интересов РФ в информационной сфере;

· стремление ряда стран к ущемлению интересов РФ в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;

· обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;

· деятельность международных террористических организаций;

· увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;

· разработка рядом государств концепций информационных войн

К внутренним источникам относятся:

· критическое состояние отеч. отраслей промышленности;

· неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере

· недостаточная координация деятельности федеральных органов гос.власти по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

· недостаточная разработанность нормативной правовой базы;

· неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России;

· недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;

· недостаточная экономическая мощь государства;

· снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;

· недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан;

· отставание РФ от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти, кредитно-финансовой сферы, промышленности, с\х, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.

 


 

· 1.1.4. Состояние информационной безопасности РФ и основные задачи по ее обеспечению.

Реализован комплекс мер по совершенствованию обеспечения информационной безопасности РФ:

· Начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности.

· Осуществлены мероприятия по обеспечению информационной безопасности в органах государственной власти, на предприятиях.

· Развернуты работы по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы специального назначения.

Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к серьезным негативным последствиям.

· Несовершенное нормативное правовое регулирование отношений в области массовой информации затрудняет формирование конкурентоспособных российских информационных агентств и СМИ.

· Закрепленные в Конституции права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки практически не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения.

· Ухудшается ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

· Серьезный урон нанесен кадровому потенциалу научных и производственных коллективов, действующих в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, в результате массового ухода из этих коллективов наиболее квалифицированных специалистов.

· Отставание отечественных информационных технологий вынуждает при создании информационных систем идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм, из-за чего повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.

Сложившееся положение дел в области обеспечения информационной безопасности РФ требует безотлагательного решения таких задач, как:

· разработка основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ;

· развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности РФ.

· разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности РФ;

· совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности РФ;

· обеспечение технологической независимости РФ в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность;

· разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий;

· создание и развитие современной защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время;

· обеспечение условий для активного развития российской информационной инфраструктуры, участия РФ в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем;

· создание единой системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 3491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.008 с.)