Правовое обеспечение охраны труда на основе законодательных и нормативно-правовых актов, их состав и характеристика, иерархическая структура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое обеспечение охраны труда на основе законодательных и нормативно-правовых актов, их состав и характеристика, иерархическая структура.



Правовое обеспечение охраны труда на основе законодательных и нормативно-правовых актов, их состав и характеристика, иерархическая структура.

Правовой основой охраны труда является совокупность государ­ственных мероприятий, закрепленных в правовых нормах (законах и подзаконных актах) и осуществляемых в целях улучшения условий труда и быта людей, сокращения производственного травматизма, об­щих и профессиональных заболеваний.

Основу современного законодательства в области охраны труда в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Концепция государственной политики Республики Беларусь в облас­ти охраны труда, Трудовой кодекс и др.

В трудовом законодательстве указывается, что государственная по­литика Республики Беларусь в области охраны труда направлена на обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности.

Проектирование, строительство и реконструкция производствен­ных зданий и сооружений, разработка и производство средств произ­водства, внедрение новой техники и технологий, в том числе приобре­тенных за границей, которые не соответствуют требованиям охраны труда, запрещаются.

Согласно законодательству проекты строящихся и реконструируе­мых предприятий и производств подлежат обязательной экспертизе на соответствие их требованиям охраны труда.

Опытные виды оборудования и технологии подлежат государствен­ным испытаниям на соответствие требованиям охраны труда.

Машины, механизмы, технологические линии и другие средства производства не могут быть приняты в эксплуатацию без наличия сер­тификата (свидетельства)безопасности.

' Производство работ и эксплуатация средств производства, исполь­зование сырья и материалов, которые не отвечают требованиям охра­ны труда и создают угрозу жизни и здоровью работников, подлежат приостановке государственными органами надзора и контроля до при­ведения их в соответствие с требованиями охраны труда.

Ряд положений по охране труда отражен в нормативных докумен­тах (нормы, правила, решения и постановления местных органов влас­ти, приказы и инструкции министерств, ведомств) и других подзакон­ных актах и стандартах.

По сфере действия подзаконные акты, нормы и правила подразде­ляются на общие (единые), межотраслевые и отраслевые.

Нормы исправила конкретизируют требования безопасности. На их основании нанимателем с участием профсоюзов разрабатываются и утверждаются инструкции по охране труда (технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности), обязательные для рабочих и служащих, устанавливающие правила выполнения ра­бот и поведения в производственных помещениях и У1ТпрШыш'Яёй- ных площадках. Работники обязаны.также соблюдать устанбштШные требования обращения с щцйнамии механизмами..........

Министерствами, государственными комитетами, ведомствами с участием республиканских органов профсоюзов, а в необходимых слу­чаях и с соответствующими органами государственного надзора могут утверждаться типовые инструкции по охране труда для работников основных профессий.

Систематизированное изложение норм безопасности приводится в Системе стандартов безопасности труда (ССБТ) — комплексе взаимо­связанных стандартов, направленных на упорядочение и повышение технического уровня нормативно-технических документов по обеспе­чению безопасности. Система стандартов безопасности труда пред­ставляет собой свод норм и правил в области безопасности труда.

Стандарты безопасности, гигиенические нормы, санитарные нормы и правила устанавливают требования и нормы безопасности по видам опасных и вредных производственных факторов, общие требования безопасности к производственному оборудованию, производственным процессам, средствам защиты работающих и методы оценки безопас­ности труда.

Органы государственного надзора и контроля в области охраны труда и их права при выполнении надзорной деятельности.

Государственное управление охраной труда на различных уровнях осуществляется следующими субъектами:

♦ на республиканском уровне — Правительством Республики Бе­ларусь или уполномоченными им республиканскими органами госу­дарственного управления в сфере труда;

♦ на отраслевом уровне — республиканскими органами государ­ственного управления, иными государственными организациями, под­чиненными Правительству Республики Беларусь;

♦ на территориальном уровне — местными исполнительными и распорядительными органами.

На республиканский орган государственного управления в сфере труда возлагаются следующие функции:

♦ координация деятельности субъектов социального партнерства по реализации целей, задач и направлений государственного управле­ния охраной труда;

♦ осуществление надзора и контроля за соблюдением законода­тельства о труде в организациях, независимо от организационно-пра- вовых форм;

♦ осуществление мониторинга состояния условий и охраны тру­да, внесение предложений Правительству Республики Беларусь по ре­шению проблем совершенствования государственного управления охраной труда;

♦ разработка республиканских целевых программ по улучшению условий и охраны труда, осуществление контроля за ходом их выпол­нения.

На республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Респуб­лики Беларусь, возлагаются в пределах их компетенции следующие функции:

♦ анализ причин производственного травматизма и профессио­нальной заболеваемости, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, а также оценка уровней рисков гибели и трав­мирования работников, разработка мероприятий по решению проблем безопасности и гигиены труда, характерных для отрасли;

♦ разработка и принятие нормативных правовых актов, техничес­ких нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда;

♦ разработка отраслевых систем управления охраной труда и обеспечение их функционирования;

♦ принятие целевых программ по улучшению условий и охраны труда, организация их финансирования и выполнения;

♦ организация обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов орга­низаций;

♦ осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда в организациях и др.

В функции местных исполнительных и распорядительных органов входят:

♦ анализ причин производственного травматизма и профессио­нальной заболеваемости, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, оценка уровней рисков гибели и травмирова­ния работников в организациях государственной и частной форм соб­ственности, разработка мероприятий по решению проблем безопаснос­ти и условий труда;

♦ подготовка и реализация территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда, организация финансирования предусмотренных в них мероприятий;

♦ создание территориальных систем управления охраной труда, содействие внедрению системного подхода к управлению охраной тру­да в организациях;

♦ осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда в организациях и др.

Конечной целью государственной системы управления охраной труда является снижение социальных и экономических потерь, обус­ловленных заболеваемостью и травматизмом на производстве.

Пожарная сигнализация

Пожарная сигнализация применяется для своевременного оповеще­ния о времени и месте пожара и принятия мер по его ликвидации.

Системы пожарной сигнализации состоят из пожарных извещате- лей (датчиков), линий связи, приемной станции, откуда сигнал о по­жаре может передаваться в помещения пожарных команд и т. п.

К противопожарным мероприятиям на промышленных предприя­тиях и в зданиях, применяемых с целью ограничения распростране­ния и расширения пожара, относятся: зонирование территории пред­приятия; устройство противопожарных разрывов; устройство раз­личных противопожарных преград (брандмауэры, перегородки, двери, ворота, люки, тамбуры, шлюзы, противопожарные зоны, водя­ные завесы и др.).

Зонирование территории предполагает группирование производ­ственных объектов предприятия, родственных по функциональному назначению и признаку пожарной опасности, в отдельные комплексы. С учетом рельефа местности и розы ветров объекты с повышенной по­жарной опасностью располагают с подветренной стороны по отноше­нию к объектам с меньшей пожарной опасностью.

Противопожарные разрывы между зданиями устанавливают для предупреждения распространения пожара с одного здания на другое. При их определении учитывают степень огнестойкости зданий.

Противопожарная преграда в виде брандмауэра представляет собой глухую негорючую стену с пределом огнестойкости не менее 2,5 ч, пе­ресекающую здание вдоль или поперек.

Брандмауэр устанавливается на фундамент здания и возвышается над кровлей, препятствуя распространению огня при пожаре.

Правовое обеспечение охраны труда на основе законодательных и нормативно-правовых актов, их состав и характеристика, иерархическая структура.

Правовой основой охраны труда является совокупность государ­ственных мероприятий, закрепленных в правовых нормах (законах и подзаконных актах) и осуществляемых в целях улучшения условий труда и быта людей, сокращения производственного травматизма, об­щих и профессиональных заболеваний.

Основу современного законодательства в области охраны труда в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Концепция государственной политики Республики Беларусь в облас­ти охраны труда, Трудовой кодекс и др.

В трудовом законодательстве указывается, что государственная по­литика Республики Беларусь в области охраны труда направлена на обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности.

Проектирование, строительство и реконструкция производствен­ных зданий и сооружений, разработка и производство средств произ­водства, внедрение новой техники и технологий, в том числе приобре­тенных за границей, которые не соответствуют требованиям охраны труда, запрещаются.

Согласно законодательству проекты строящихся и реконструируе­мых предприятий и производств подлежат обязательной экспертизе на соответствие их требованиям охраны труда.

Опытные виды оборудования и технологии подлежат государствен­ным испытаниям на соответствие требованиям охраны труда.

Машины, механизмы, технологические линии и другие средства производства не могут быть приняты в эксплуатацию без наличия сер­тификата (свидетельства)безопасности.

' Производство работ и эксплуатация средств производства, исполь­зование сырья и материалов, которые не отвечают требованиям охра­ны труда и создают угрозу жизни и здоровью работников, подлежат приостановке государственными органами надзора и контроля до при­ведения их в соответствие с требованиями охраны труда.

Ряд положений по охране труда отражен в нормативных докумен­тах (нормы, правила, решения и постановления местных органов влас­ти, приказы и инструкции министерств, ведомств) и других подзакон­ных актах и стандартах.

По сфере действия подзаконные акты, нормы и правила подразде­ляются на общие (единые), межотраслевые и отраслевые.

Нормы исправила конкретизируют требования безопасности. На их основании нанимателем с участием профсоюзов разрабатываются и утверждаются инструкции по охране труда (технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности), обязательные для рабочих и служащих, устанавливающие правила выполнения ра­бот и поведения в производственных помещениях и У1ТпрШыш'Яёй- ных площадках. Работники обязаны.также соблюдать устанбштШные требования обращения с щцйнамии механизмами..........

Министерствами, государственными комитетами, ведомствами с участием республиканских органов профсоюзов, а в необходимых слу­чаях и с соответствующими органами государственного надзора могут утверждаться типовые инструкции по охране труда для работников основных профессий.

Систематизированное изложение норм безопасности приводится в Системе стандартов безопасности труда (ССБТ) — комплексе взаимо­связанных стандартов, направленных на упорядочение и повышение технического уровня нормативно-технических документов по обеспе­чению безопасности. Система стандартов безопасности труда пред­ставляет собой свод норм и правил в области безопасности труда.

Стандарты безопасности, гигиенические нормы, санитарные нормы и правила устанавливают требования и нормы безопасности по видам опасных и вредных производственных факторов, общие требования безопасности к производственному оборудованию, производственным процессам, средствам защиты работающих и методы оценки безопас­ности труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.021 с.)