Особенности Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений и формирование новой политической карты мира после Второй мировой войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений и формирование новой политической карты мира после Второй мировой войны



Ялтинско-Потсдамская система международных отношений - система международных отношений, закрепленная договорами и соглашениями Ялтинской и Потсдамской конференций.

(Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав (4 — 11 февраля 1945) — вторая по счету встреча лидеров стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании,во время второй мировой войны, посвящённых установлению послевоенного мирового порядка. Конференция проходила в Ливадийском (Белом) дворце в Ялте, в Крыму. Потсдамскаяконференция состоялась в Потсдаме во дворце Цецилиенхоф с 17 июля по 2 августа 1945 года и проводилась с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы.)

Впервые вопрос послевоенного урегулирования на высшем уровне был поставлен в ходе Тегеранской конференции 1943 г.

Бреттон-Вудская система, Бреттон-Вудское соглашение (англ. Bretton Woods system) — международная система организации денежных отношений и торговых расчётов, установленная в результате Бреттон-Вудской конференции, проходившей с 1 по 22 июля 1944 года. Сменила финансовую систему, основанную на «золотом стандарте». Конференция положила начало таким организациям, как Международный банк реконструкции и развития(МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ). Ялтинско-Потсдамская система международных отношений имела ряд особенностей:

Биполярный порядок. Выявившееся преобладание в послевоенном мире двух наиболее мощных держав (СССР и США) довольно скоро переросло в их явное противостояние. Любой выигрыш одного из соперников автоматически считался соответствующим проигрышем другого –" игра с нулевой суммой ".

1) Гонка вооружений.. ялтинско-потсдамский порядок складывался в эпоху ядерного оружия, которое, внося дополнительную конфликтность в мировые процессы, одновременно способствовало появлению во второй половине 1960-х годов механизма предупреждения мировой ядерной войны - модели «конфронтационной стабильности».

В холодной войне каждая из сторон стремилась привлечь на свою сторону союзников и сателлитов. Тотальное противостояние СССР и США, Востока и Запада было чревато острыми международными кризисами: в Гватемале в 1954 г.,Чехословакия в 1968 г. Суэцкий кризис 1956 г. Берлинский кризис 1948–1949 гг., Корейская война 1950–1953 гг., Карибский кризис 1962 г.

Два полюса –уравновешивали друг друга. Первыми обладателями ядерного оружия стали США. В июле 1945 г. они произвели первое успешное испытание ядерного устройства, а 6 и 9 августа того же года сбросили атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки. СССР стал обладателем атомной бомбы в августе – сентябре 1949 г. Членами атомного клуба стали также Великобритания – 1952 г., Франция – 1960 г., Китайская Народная Республика – 1964 г. При этом стабильность в рамках Я-Потсдамской системы была неустойчивой, непрочной. Она основывалась на равновесии страха и достигалась через конфликты, кризисы, локальные войны, через разорительную гонку вооружений.

3) Конфронтационный характер — системное, комплексное противостояние в экономической, политической, военной идеологической и других сферах.

4) Роль международных организаций. В послевоенном мире усилилась взаимосвязанность стран и регионов.

Создание и существование универсальной Организации Объединенных Наций (ООН). Устав ООН, принятый на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г., вступил в силу 24 октября того же года. Членами-учредителями ООН стали 50 стран.

Начало интеграционного процесса в Европе в 50е годы. План Монне, в основу которого легло экономическое объединение. По его замыслу, начинать было необходимо с интеграции угольной и металлургической промышленности Франции и Германии. Моне предполагал придерживаться «тактики малых дел», а не стремиться к созданию федерации или конфедерации.В дальнейшем план был доработан Шуманом, он ознакомил с ним иностранных партнеров. План Шумана предусматривал передачу контроля над угольной и сталелитейной промышленностью Германии и Франции наднациональному Высшему руководящему органу, который принимает обязательные решения в общих интересах. Переговоры по плану Шумана начались 20 июня 1950. Подписание договора о создании ЕОУС состоялось 18 апреля 1951.

Процесс формирования политической карты мира характеризовался значительными территориальными изменениями на политической карте мира: на месте бывшей Германии образовались два суверенных государства — ФРГ и ГДР, появилась группа социалистических государств в Восточной Европе, в Азии и даже в Латинской Америке (Куба). Война положила начало распаду колониальной системы.

Сан-Францисский мирный договор между странами антигитлеровской коалиции и Японией был подписан в Сан-Франциско 8 сентября 1951 года. Договор официально завершил Вторую мировую войну, закрепил порядок выплаты репараций союзникам и компенсаций пострадавшим от японской агрессии странам. Представители Советского Союза, Чехословакии и Польши, участвовавшие в конференции, отказались его подписать. Глава советской делегации А. А. Громыко сделал упор на то, что на конференцию не пригласили представителей КНР.

Парижская мирная конференция 1946 г. Мирные договоры с союзниками Грм. М/ународная мирная конференция, созванная д/рассмотр-я мирных договоров м/у государствами антигитлеровской коалиции, победителями во второй мировой войне, и бывшими союзниками нацистской Грм. в Европе: Ит., Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. Конференция проходила с 29 июля по 15 октября 1946 г. в Париже. В ней приняли участие СССР, США, UK, Фр., Кит., а также 16 других государств, принимавших участие в войне vs. блока фашистских агрессоров в Европе.

Оставшиеся несогласованными полож-я мирных договоров были урегулированы на Нью-йоркской сессии СМИД (4 ноября – 12 декабря 1946 г.). Церемония подписания мирных договоров состоялась в Париже 10 февраля 1947 г.

Каждый из подписанных мирных договоров объявлял о прекращ-и состояния войны с соответствующим государством. Мирные договоры предоставляли побежденным государствам право содержать в определенных размерах вооруженные силы, необходимые д/обороны страны. Побежденные страны обязались выплачивать репарации.

В итоге по мирному договору Ит. лишалась "всех прав и правооснований на итальянские территориальные влад-я в Африке", переданные в распоряж-е ООН. Ит. передавала Югославии полуостров Истрию, часть Юлийской Крайны, город Фиуме, некоторые острова. Принадлежавшие раньше Ит. Додеканезские острова в Эгейском море перешли к Греции. Были произведены также незначительные измен-я границы Ит. с Фр. в пользу последней.

Мирный договор с Румынией закрепил передачу СССР Бессарабии и Северной Буковины. Румынии возвращалась Трансильвания, переданная в 1940 г. фашистскими державами Венгрии. Вместе с тем подтверждалась передача Южной Добруджи Болгарии, также осуществленная во время войны. Тем самым выход Румынии к Черному морю заметно сузился.

Болгария должна была вернуть захваченные ею во время войны территории: Македонию – Югославии, Фракию – Греции. Вместе с тем она сохранила Южную Добруджу и поэтому оказалась единственным побежденным государством, территория которого получила некоторое приращ-е по сравн-ю с довоенной. Таким образом Болгария была вознаграждена за то, что она оставалась единственным сателлитом Грм., не объявившим войну Советскому Союзу.

Наибольшие территориальные потери понесла Венгрия, которая должна была вернуться к границам 1937 г. Румынии была возвращена Трансильвания, к ней же отошла Бачка – район на левом берегу Дуная. Южная часть Словакии была возвращена Чехословакии, а Закарпатская Украина перешла к СССР. В результате часть этнических венгров оказалась на территории соседних стран, например Румынии

Что касается Финляндии, то она признала границу с СССР, установленную в марте 1940 г. после "зимней войны"; кроме того, к СССР перешел район Печенги (Петсамо) на Крайнем Севере, что позволило Советскому Союзу иметь общую границу с Норвегией.

Советское руководство отстояло возврат к границам СССР на июнь 1941 г., то есть закрепл-е вхожд-я в состав Советского Союза Западной Украины и Западной Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, Бессарабии и Северной Буковины, а также измен-я границы с Финляндией после "зимней войны" 1939–1940 гг. Оно даже добилось некоторых новых территориальных приобрет-й: К-гсберг с прилегающей территорией (ныне Калининград), район Петсамо на северном участке границы с Финляндией, Закарпатская Украина (по договору м/у СССР и Чехословакией от 1945 г.), Южный Сахалин, Курилы. Западные союзники признавали право СССР на "зону безопасности" вдоль его европейских границ - имелось в виду создание в соседних странах дружественных Советскому Союзу правительств, ориентировавшихся во внешней политике на Москву. СССР заключил договоры о союзе (или дружбе) и послевоенном сотрудничестве и взаимопомощи с UK, Фр., Чехословакией, Югославией, Польшей, Кит..

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.009 с.)