Образ человека в мифологии и фразеологии (соматизмы). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ человека в мифологии и фразеологии (соматизмы).



Во фразообразовании огромную роль играет человеческий фактор, так как подавляющее большинство фразеологизмов связано с человеком, с разнообразными сферами его деятельности. Фактор адресата является важнейшим элементом коммуникации. Кроме того, человек стремится наделить человеческими чертами объекты внешнего мира, в том числе и неодушевлённые.

В мифологическом сознании человек — центр мирозданья, древние видели в нем антропоморфное воплощение Вселенной: занимаемое им вертикальное положение — это его устремленность к небу, с чем связаны его «высокие» помыслы, горизонтальное в человеке — это все земное, тленное («горнее» и «дольнее» в Библии).

Особую роль в этих коммуникационных процессах играют соматические фразеологические единицы.

Соматическую фразеологию образуют фразеологические единицы, один из компонентов которых - название части тела человека или животного.

Широкое употребление соматизмов в составе фразеологических единиц в значительной степени обусловлено тем, что соматизмы представляют собой один из древнейших слоёв в лексике различных языков и входят в ядро основного состава словарного фонда языка.

Популярности СФЕ способствуют также актуальность содержания, яркая образность, народность, несложность грамматического оформления и стилистическое многообразие.

Характерной чертой соматической фразеологии является наличие в языках многочисленных аналогов, очень близких по образной направленности словосочетаний. Эта особенность резко отличает соматические фразеологизмы от других тематических групп фразеологических единиц. Совпадение образности соматических фразеологизмов разных языках объясняется не только заимствованием, но и общими закономерностями, которые приводят к возникновению близких фразеологических единиц, демонстрирующих универсальный характер переноса соматических лексем, их функционально-семантическую динамику в составе фразеологических единиц.

Человеческое тело ещё издавна было объектом наблюдения людей. С ним они соотносили окружающий их мир. И не случайно части тела служили мерой измерения длины. Например:

а) в русском языке "пядь" - мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами;

б) "локоть" - мера длины, равная 0,71 м;

в) в английском языке: "фут" (foot - нога, стопа) - мера длины, равная 30,5 см;

г) "миля" (mile < lat. milia passum - тысяча шагов),

В соматической фразеологии употребляются наименования частей тела, с функциями которых человек сталкивается повседневно. От важности и значения функций тех или иных органов или частей тела зависит количество и тематическое многообразие групп ФЕ, включающих в себя соответствующие соматизмы.

Образ человека в мифологии и фразеологии (душа и сердце).

Флоренский писал, что в индоевропейских языках слова, выражающие понятие сердце, указывают самым корнем своим на понятие центральности, серединности. В русской и белорусской картинах мира - сердце – средоточие эмоции.

Вся трудность исследования символов, образов, мифологем сердца состоит в том, что оно не только «вместилище эмоций». Сердце – это центр жизни вообще: физической, психической, духовной и душевной. Так, сердцу приписывают все функции сознания. В Евангелии сказано, что сердце есть орган религии, орган, с помощью которого мы созерцаем Бога.

Мифологемы сердца: 1) сердце - точка соприкосновения с Богом, орган, устанавливающий интимную связь с ним: отсюда жить с Богом в сердце, сердобольный (о сострадательном, отзывчивом человеке), 2) источник греха, темных сил - бессердечный (о черством человеке), камень вместо сердца.3) «быть вместилищем души, сосредоточием жизненной силы»: разбить сердце 4) «быть вместилищем желаний» - по сердцу, с замиранием сердца; 5) «быть местом, где зарождаются чувства и желания» - в сердце вспыхнула любовь, надежда; 6) «быть центром интуиции» - сердце чует, у сердца есть уши; 7) «быть центром совести и других моральных качеств» - положа руку на сердце, каменное сердце, золотое сердце; 8) «быть источником света и тепла» - сердце горит; 9) «быть сокровищницей» - ключи от сердца, отдавать сердце 10) «быть гарантом любовного благополучия» - предлагать руку и сердце; 11) «быть местом, в котором чувства скрыты от посторонних глаз» - никто не знал, что творилось в его сердце, читать в сердце и т.д.

Одна и та же мифологема-архетип сердца может лежать в основе фразеологических единиц, употребляемых для оценки человека, его внешности и внутренних качеств, различных объектов мира и отношений человека к этим объектам. С помощью фразеологизмов с компонентом «сердце» можно описать почти весь мир: 1) многочисленные оттенки чувств и состояний человека -- кошки на сердце скребут, сердце замерло, 2) отношение человека к объектам мира -- от чистого сердца, запасть в сердце, войти в сердце и др.; 3) дать характеристику человека -- доброе сердце, каменное сердце, покоритель сердец, 4) охарактеризовать поведение человека в обществе -- заглядывать в сердце, разбить сердце и др.

Таким образом, наш язык показывает, что сердце есть центр не только сознания, но и бессознательного, не только души, но и тела, центр греховности и святости, центр сосредоточения всех эмоций и чувств, центр мышления и воли; оно не только «орган чувств» и «орган желаний», но и «орган предчувствий», следовательно, сердце как бы абсолютный центр всего человеческого.

Не менее сложные отношения современного мира с мифологическими представлениями встречаем у слова душа. Главное отличие человека, созданного по образу и подобию Божьему, от всего природного – наличие у него нематериальной божественной души.

Вместилищем души у разных народов считаются различные органы: диафрагма, сердце, почки, глаза и даже пятки (например, в русском языке есть фразеологизм душа в пятки ушла). Первобытные народы считали связь души и тела настолько тесной, что, если обезобразить мертвое тело, обезобразится и его душа; поэтому они оберегают труп или намеренно уродуют убитого врага. Славяне признавали в человеческой душе проявление той творческой силы, без которой невозможна жизнь на земле.

Мифологемы души:

1)Душа -- alter ego человека, его внутреннее «Я»: высокая душа.2) Душа (как и человек) смертна: отдать богу душу, она может уставать -- усталость души, болеть -- душа болит и т. п. 3) С точки зрения этики душа является носителем некоего этического идеала: чистая душа, запачкать душу; 4) С религиозной точки зрения душа связывает человека с высшим духовным началом: спасать душу, с Богом в душе и т.д. 5) Душа -- это вместилище, отсюда: душа пустая, полна чем-либо и т.п. 6) Представления о душе как о дыхании, воздухе, ветре, птице, бабочке присущи разным народам, в том числе славянам: душа вон, душа улетает, прилетает. С мифологемой «душа = птица» связан у славян обычай оставлять на Пасху, Радоницу на могилах крашеные яйца. 7) Душа локализована, отсюда фразеологизм душа не на месте; душа -- твердый предмет -- царапает душу; 8) душа как книга -- читать в душе; 9) как цветок -- цвет души, цвести душой. 9) «душа = маленький ребенок». Есть гипотеза, согласно которой во фразеологизмах закодирован процесс рождения ребенка: душа нараспашку, хватать за душу, душа плачет, душа надрывается и др. 10) Душа тесно связана в представлениях древнего человека с загробным миром. Души умерших улетают в рай, где зимуют птицы. Но души умерших, обернувшись птицей или мухой, могут прилететь оттуда. На праздник «Дзяды» белорусы готовятся к их приему: моют хату, готовят обрядовые кушанья. 11) Мифологема «душа = дым» подкреплена обычаем сжигания трупов у многих народов, в том числе и у древних славян. Делалось это для того, чтобы душа легко и сразу покинула тело и улетела в рай. Эта мифологема сохранилась во фразеологизме душа отлетела в мир иной и др.

Таким образом, представления о сердце и душе сложны, противоречивы, непоследовательны, и это нашло полное отражение в языке, эти представления формируют картину мира человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.005 с.)