Методы медицинской психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы медицинской психологии.



Основные методы исследования в медицинской психологии:

1)Анализ единичных случаев, т е история болезни которые фиксируют анамнез, паличное состояние больного. Особенности его лечения и патамнес.

2)Корреляционные исследования – направлены на выявление взаимосвязь между различными переменными, требует большого количества испытуемых и тщательной разработки к дизайну исследования.

Любое экспериментальное исследование всегда подразумевает манипулирование предметами и наблюдение возникновения.

К экспериментальным воздействиям относят: наблюдение, клиническую беседу и собственно эксперимент.

Основными методами медико-психологического исследования являются: наблюдение, беседа, включающая сбор психологического анамнеза (катамнеза) и экспериментально-психологический метод исследования.

Экспериментально-психологический метод исследования в медицинской психологии позволяет исследовать различные звенья психических процессов и состояний. Многочисленные психодиагностические методики в большинстве случаев являются многофункциональными, что позволяет изучать с помощью одной методики сразу несколько функций. Единого подхода к созданию классификации отдельных методик, входящих в экспериментально-психологический метод, не существует. Различные авторы в настоящее время выделяют методики:

- качественные (направленные на выявление качественных закономерностей психической деятельности пациентов) и

-психометрические (используемые для измерения тех или иных функций),

-вербальные (использующие преимущественно словесный стимульный материал)

-невербальные (стимульный материал которых представлен в виде рисунков, схем, различно раскрашенных кубиков и т.п.),

-направленные на исследование той или иной психической функции (внимания, памяти и т.п.). К. числу методик экспериментально-психологической направленности относятся и методики изучения психофизиологических особенностей пациента.

 


6.Анализ случая как метод медицинской психологии (привести пример).

Анализ случая - это наблюдение за конкретными людьми, обратившимися за помощью. Это изучение их биографии, отношений с родственниками, хода лечения. Это наиболее субъективный метод исследования.

Предмет изучения отдельных случаев — анализ какого-то отдельного элемента (например, личности, группы, общины). Этот элемент подвергается точному наблюдению, описывается, а дальше его исследуют в экспериментальных условиях, которые систематически варьируются (Reinecker, 1994). Изучение отдельных случаев особенно хорошо подходит для исследования редких феноменов, но полезно и для обширного исследования комплексных феноменов в фазе генерирования гипотез. Поэтому изучение отдельных случаев имеет особое значение для новых подходов интервенции (Jones, 1993).

Отдельные случаи можно излагать по-разному в смысле их содержания: если биография описывает всю жизнь, то казуистика, или изучение отдельного случая, затрагивает какие-то специфические аспекты.

Методически различают три варианта изучения отдельных случаев:

-количественно-экспериментальный (эксперимент отдельного случая);

-количественно неэкспериментальный (количественный анализ отдельного случая, например статистический анализ профиля тестов на предмет выявления различий в субтестах);

-описательный подход (изучение отдельного случая).

Для количественного исследования отдельного случая — и особенно для экспериментов отдельного случая — выдвигалось множество методических предложений, главным образом касающихся проблемы контрольных условий.

В исследованиях групп контрольное условие реализуется за счет дополнительных групп (см. выше); при изучении же отдельных случаев приходится соответствующим образом варьировать условия применительно к одному и тому же индивиду (обзор планов терапии отдельных случаев: Hersen & Barlow, 1976; Petermann, 1996a). Простейшая форма представлена в А-В-А-методике (А — контрольное условие, при отсутствии лечения; В — условие интервенции); следует критически заметить, что проведение интервенции В, как правило, уже не приводит к исходному состоянию А. Поэтому разрабатывались более комплексные методики, учитывающие требование внутренней и внешней валидности (например, план с множественными условиями, находящимися в строго определенных рамках). Для оценки при изучении отдельных случаев предлагались самые разные методы, например графические методы, анализ переменных, факторный анализ, серийные временные анализы согласно модели ARIMA, нон-параметрические методы, анализы тенденций и т. д. Иногда высказываются мнения в пользу сочетания исследования единичных случаев с исследованиями групп. Множество сложных паттернов данных, полученных в рамках анализа процесса, подвергается статистической обработке на уровне единицы обследования (личность, пара и т. д.); полученные таким образом параметры затем обобщаются по всем единицам обследования (агглютинация). В результате этого увеличивается информативность исследования, проведенного на основе единичного случая. Правда, можно сделать принципиальное замечание, что проблема индукции (вывод по поводу одного индивида переносится на другого) возникает не только при изучении отдельных случаев, но и при исследованиях групп (вывод по поводу одной группы переносится на индивида, не принадлежащего к этой группе), поскольку в основном используются нерепрезентативные выборки.

Изучение отдельных случаев имеет значение не только в ориентировочной фазе. В фазе практического контроля (в образовании и повышении квалификации) тоже приобретают особенную ценность исследования отдельных случаев в форме работ с одним пациентом, которые предлагаются для проверки или о которых сообщается в супервизиях. Поэтому странно, что изучение отдельных случаев в клинико-психологическом исследовании, да и в образовании, явно недооценивается.

Примеры анализа случая в клинической психологии

Случай истерии – Анна О., которую лечили Й. Брейер и З. Фрейд, ее не вылечили, в конечном итоге это оказалась не истерия, а шизофрения. Но на этом случае были показаны некоторые закономерности.

Анализ случая навязчивого невроза. Пример взят из работы А. Адлера «Наука жить».

У девушки была старшая сестра – очень милая девушка. Благодаря своему очарованию она пользовалась всеобщей благосклонностью. (Напоминаю, что если хоть один член семьи выделяется, то это сказывает на всех остальных.) По этой причине младшая сестра постоянно чувствовала себя обделенной любовью. Она была очень разносторонней личностью с большим количеством интересов, но она никогда ничего не доводила до конца: ее непрестанно посещали мысли о том, как превзойти свою старшую сестру. Когда старшая вышла замуж, понадобилось и младшей. И она не нашла ничего лучше, как выйти замуж за мужчину, больного туберкулезом. Примечательно, что и это свое начинание до конца он не довела – свадьба была сорвана. Однако через год она предпринимает вторую попытку – на этот раз успешную – и выходит замуж за мужчину, который старше ее на 35 лет. Это хороший пример компенсации чувства неполноценности. Однако это не укрепило ее чувства превосходства.

С этого момента у нее и начинаются «приключения» с психикой: например, у нее появляются идеи, что она обладает магической силой – вполне закономерно, потому что ни в одной области она не могла превзойти свою старшую сестру, но в мире грез и фантазий она это сделать могла. Только здесь – в мечтах и иллюзиях – она становилась сильнее своей старшей сестры. Как видно, здесь со всей очевидностью имеет место компенсация комплекса неполноценности за счет комплекса превосходства – то, что не удалось сделать за счет брака, она добилась за счет своих вымыслов.

Вслед за этим появляется идея о том, что самое важное в жизни – это долг, который был тесно связан с навязчивой идеей постоянно мыться: как только до нее кто-то дотрагивался, она сразу же мчалась мыть руки. Все это привело к тому, что ее руки стали очень грязными (кожа вследствие непрестанного мытья стала грубой и собирала грязь в большом количестве). Но, не смотря на это, она считала себя человеком самым чистым – любому мало-мальски адекватному человеку было ясно, что это не так. Тем не менее, для нее это было именно так. Более того, она порицала других за то, что они такие грязнули и неряхи.

Таким образом, невроз навязчивости в случае этой девушки и является ярчайшим примером трансформации комплекса неполноценности в комплекс превосходства – пусть в действительности я грязная – и эта мысль в сознание пациентки не проникает – но в своей голове я считаю себя выше вас, так как я чище вас. Достигается это за счет явленного невроза навязчивости непрестанного мытья рук.

 

 


 

 

7.Корреляционные исследования в медицинской психологии (привести пример).

Корреляционный анализ - это анализ зависимостей (например, зависимость между количеством сцен насилия, просмотренных по телевизору детьми и их агрессивностью). Корреляционный метод - это, прежде всего анализ статистических данных. Широко используются тесты и интервью, в которых предусматриваются способы защиты от необъективности.

Корреляционный анализ (от лат. «соотношение», «связь») применяется для проверки гипотезы о статистической зависимости значений двух или нескольких переменных в том случае, если исследователь может их регистрировать (измерять), но не контролировать (изменять).

Когда повышение уровня одной переменной сопровождается повышением уровня другой, то речь идет о положительной корреляции. Если же рост одной переменной происходит при снижении уровня другой, то говорят об отрицательной корреляции. При отсутствии связи переменных – нулевая корреляция.

В качестве вспомогательных средств процедуры корреляции незаменимы при конструировании тестов (для определения валидности и надежности измерения), а также как пилотажные действия по проверке пригодности экспериментальных гипотез (факт отсутствия корреляции позволяет отвергнуть предположение о причинно-следственной связи переменных).

Применение корреляционного метода связано с весьма существенными принципиальными ограничениями. Так, переменные вполне могут коррелировать и при отсутствии причинно-следственной связи между собой. Установив корреляцию переменных, мы можем судить не о детерминантах и производных, а лишь о том, насколько тесно взаимосвязаны изменения переменных и каким образом одна из них реагирует на динамику другой.

При использовании данного метода оперируют той или иной разновидностью коэффициента корреляции. Его числовое значение обычно изменяется от –1 (обратная зависимость переменных) до +1 (прямая зависимость). При этом нулевое значение коэффициента соответствует полному отсутствию взаимосвязи динамики переменных.

ПРИМЕР


8.Метод эксперимента в медицинской психологии (привести пример).

Эксперимент - это проведение исследования, при котором на экспериментальную группу людей оказывается определённое воздействие. При этом результат сравнивается с результатом контрольной группы, на которую в тех же условиях воздействия не оказывалось.

Эксперимент – ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.

Одно из основных понятий при описании эксперимента – переменная (любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено). Виды переменных: независимая, зависимая, промежуточные, контролируемые.

В науке различают два плана проведения экспериментов: традиционный и факторный.

Гипотеза – научное предположение, которое необходимо проверить.

В зависимости от условий деятельности эксперимент подразделяется на лабораторный и естественный. По характеру действий исследователя различают констатирующий и формирующий эксперименты. В зависимости от степени разработанности проблемы выделяют эксперименты: поисковые, уточняющие, критические, воспроизводящие.

Планируя исследование, очень важно заранее представить его как можно детальнее, продумать всю экспериментальную ситуацию в целом, процедуру работы, процесс взаимодействия с испытуемым.

Основные этапы экспериментального исследования:

Теоретический этап.

Подготовительный этап.

Экспериментальный этап.

Интерпретационный этап.

Артефакты (проявления искажающих достоверность выводов коммуникативных эффектов): эффект плацебо, эффект Хоторна, эффект Пигмалиона, эффект аудитории, эффект первичности.

Квазиэксперимент – исследовательский метод, направленный на установление причинно-следственной зависимости переменных, но отличающийся от эксперимента снижением уровня требований к процедуре отбора испытуемых или недостаточностью контроля за независимой переменной и побочными факторами.

Экспериментатор должен обладать необходимыми профессиональными и личностными качествами: понимать задачи эксперимента, хорошо знать процедуру эксперимента и требования руководств применяемых методик, знать правила обработки данных и оценивания результатов, уметь контролировать себя, обладать достаточной эмоциональной уравновешенностью, общительностью и тактичностью. Своим поведением экспериментатор должен стремиться вызывать доверие. Он не должен проявлять высокомерия, легкомыслия, фамильярности, не должен выражать словами, интонацией, жестами, мимикой, насколько неудачны ответы испытуемого.

Этические принципы, разработанные Американской психологической ассоциацией (1981, 1992) и Британским психологическим обществом (1991), настоятельно советуют исследователям следующее.

Достаточно полно информировать потенциальных участников эксперимента, чтобы получить согласие осведомленного испытуемого.

Быть правдивым. Использовать обман только в том случае, если он оправдан значимой целью и если нет альтернативы.

Защищать людей от возможных травм и значительного дискомфорта.

Использовать информацию о каждом из участников конфиденциально.

После завершения эксперимента полностью рассказать о его целях и структуре, не исключая использованных обманных слов и действий. Единственное исключение из этого правила случаи, когда обратная связь расстроит людей.

Только если проблема имеет большое значение и не может быть исследована другим способом, психолог имеет право подвергать испытуемых эмоциональному стрессу или причинять им любой другой вред. При проведении таких исследований психолог должен серьезно продумать возможность вредных последствий и должен быть готов устранить их сразу же, как только позволит план эксперимента. При существовании опасности серьезных последствий исследования могут проводиться только в том случае, если испытуемые или их полномочные представители полностью проинформированы о такой возможности и несмотря на это дали свое добровольное согласие учавствовать.

К экспер. Воздейств. Относ.: наблюдение, клиническую беседу и собственно эксперимент.

ПРИМЕР

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.029 с.)