Применение социальной диагностики в практике социального проектирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение социальной диагностики в практике социального проектирования



 

Социальная диагностика - это установление степени соответствия (несоответствия) параметров социальной реальности (ресурсов, свойств объектов, социальных установок) социальным показателям и нормативам. В основе социальной диагностики лежат: I. Объективные факторы. Это статистические данные. В основе социальной диагностики лежит измерение признаков, и здесь применяются различные измерительные процедуры. II. Субъективные факторы. Это установки населения и исследователей. Впрочем, опора на различные учетные данные недостаточна для выводов о жизнеспособности проекта, поскольку необходимо учесть субъективные факторы, влияющие на то или иное поведение людей. Этапы диагностики: На первом этапе диагностики проводится сравнение: с результатами деятельности (свойствами и т. д.) других (мы бы сказали "чужих"). Это позволяет нам выявить социальную соотносительную норму; с прежними результатами нашей деятельности (свойствами и т. д.). Если разработчик проекта представлен в одном лице, то для такого исследовательского результата подойдет название "индивидуальная соотносительная норма"; для сложившейся, более или менее устойчивой группы разработчиков - "групповая соотносительная норма"; с поставленными целями (критериями). Это предметная соотносительная норма.

На втором этапе делается анализ полученных измерений, итогом которого становится классификация по интересующим нас признакам, цель которой – определение причинно-следственных связей.

Третий этап составляет интерпретация (синтез) полученной разнородной информации. Социальная диагностика призвана дать инициатору проекта характеристику социальной реальности "здесь и сейчас". Но то, что есть "здесь и сейчас", имело свое прошлое, свою историю, оно не пришло из ниоткуда. Оно будет иметь и свое будущее, причем будущее не обязательно станет повторением того, что есть "здесь и сейчас". Это обстоятельство требует от нас не ограничиваться диагнозом сегодняшних проблем и сложившихся к данному моменту наших возможностей. Даже краткосрочный проект имеет временное и пространственное протяжение. Если же говорить о долгосрочных проектах, нам невозможно браться за их осуществление, если мы не прогнозируем будущих стадий развития общества и влияния нашего проекта на это развитие. В этой связи в следующем параграфе и пойдет речь о социальном предвидении и социальном прогнозировании, применяемом для оценки жизнеспособности социального проекта.

 

 

Билет к зачету/ экзамену №10

 

Предмет и объект исследования социального прогнозирования

 

Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

 

Типовая структура социального проекта на макро и микроуровнях

 

1. Актуальность проекта (объем 2-3 с.):

1) Описание социальной проблемы на общетеоретическом уровне с использованием нормативно-правовых документов федерального (регионального) уровня и теории вопроса.

2) Доказательство наличия данной социальной проблемы на локальном уровне с использованием технологии социальной диагностики.

3) Общий вывод о необходимости решения проблемы с помощью данного социального проекта.

2. Цели и задачи проекта

3. Модель внедряемой инновации • Месторасположение объекта, • Организационный статус объекта, • Дата начала работы объекта. • Социальная категория, на решение проблем которой направлена деятельность объекта. • Основные направления деятельности объекта с описанием основных форм и методов работы, • Режим работы объекта, • Управление объектом, • Другая необходимая информация.

4. Обоснование проекта. 4.1. Нормативно-правовое обоснование:

• нормативно-правовой статус объекта; • перечень нормативных документов, регулирующих данную сферу деятельности: (международные документы; конституция РФ; федеральные законы; законы субъектов Федерации; федеральные и региональные целевые социальные программы; постановления правительства; инструктивные письма; приказы руководителя социальной организации; уставы социальной организации).

4.2. Финансовое обоснование: • источники финансирования и регулярность поступления средств;

• бюджет проекта: 1) расходы единовременные (на реализацию подготовительных мероприятий); 2) расходы регулярные (после ввода объекта в эксплуатацию: зарплата, аренда, коммунальные платежи, налоги, закупка расходных материалов и др.).

4.3. Организационное обоснование: • описание помещений (территории); • перечень материально-технического оборудования; • кадры: штатные сотрудники; сотрудники на договорных отношениях; внештатные, привлекаемые сотрудники.

5. Ожидаемые последствия от реализации проекта

5.1. Позитивные последствия (вытекают из целей и задач проекта). 5.2. Негативные последствия и превентивные мероприятия по их недопущению.

6. Управление проектом 6.1. Жизненный цикл проекта. 6.2. Планирование подготовительных мероприятий.

7. Приложения. • анкеты, интервью, бланки наблюдений;

• социальные карты; • устав, трудовой договор; • статистические данные; • графики, диаграммы, таблицы; • чертежи, рисунки; • сценарии; • памятки-инструкции; • образцы рекламной продукции; • другая, используемая в проекте информация.

8. Список использованной литературы.

 

 

Билет к зачету/ экзамену №11

 

 

Классификация объекта прогнозирования

 

Объекты прогнозирования классифицируются по следующим признакам.

1. По природе объекты прогнозирования делятся на: а) научно-технические (ввод новой техники, появление новых материалов, новых научных открытий и т.д.); б) технико-экономические (прогнозирование технико-экономических показателей производства); в) экономические (любые экономические показатели); г) военно-политические (военные конфликты, военный потенциал страны и т.д.); д) естественно-природные (прогноз погоды, землетрясения, вулканы, штормы и т.д.).

2. По масштабности объекты прогнозирования можно классифицировать в зависимости от числа переменных факторов, входящих в их описание при анализе: сублокальные - с числом значащих переменных факторов от 1 до 3 (численность населения страны); локальные - с числом переменных от 4 до 14 (производительность труда); субглобальные - с числом переменных от 15 до 35 (спрос населения на какой-либо товар); глобальные - с числом переменных от 36 до 100 (транспортная сеть региона); суперглобальные - с числом переменных свыше 100 (развитие какой-либо отрасли, транспортная сеть страны).

3. По степени детерминированности (определенности) объекты бывают детерминированные и схоластические. Детерминированные могут быть описаны математическими формулами (например, уровень безработицы, размер товарооборота на душу населения). Схоластические трудно описать с помощью математических формул, так как на их развитие оказывают влияние факторы, которые трудно выразить количественно (например, ввод жилья в городе).

4. По характеру развития во времени объекты прогнозирования можно подразделить на дискретные, апериодические и циклические. Дискретные (прерывные) – объекты, у которых развитие происходит скачками (например, курс доллара). Апериодические – объекты, чей тренд развития имеет четко выраженную тенденцию. Циклические – объекты с трендом циклического характера, т.е. спад сменяется подъемом (например, спрос на товары, имеющие сезонный характер).

5. По степени информационной обеспеченности выделяют объекты прогнозирования: с полным обеспечением количественной информацией в ретроспективном периоде; с наличием качественных показателей в ретроспективном периоде; с полным отсутствием ретроспективной информации

 

Жизнеспособность проекта

Задача оценки жизнеспособности проекта. Другими словами установит степень риска.
Чтобы избежать неудач, важно вести постоянный сбор и анализ информации по вопросам, связанным с проектом. На первой стадии такая информация должна укрепить в нас уверенность, что проект может быть осуществлён и его цели будут достигнуты.
Оценивая жизнеспособность проекта, мы должны выяснить особенности социальной среды, в которой планируется его реализовать, а также ответить на такие вопросы, как:
- имеется ли система решения интересующей нас проблемы на уровне государства, местного самоуправления, организаций неформальных групп людей?
- кто и за что здесь отвечает?
- какие у нас есть возможности для контакта с ними?
- они будут мешать нашему проекту или помогать?
- как их привлечь на свою сторону или нейтрализовать?
- имеются ли конкурирующие проекты?
Последний вопрос нацелен на выяснение сведений не только о конкурентах, решающих те же задачи, что и мы. В социальной области такие конкуренты (во всяком случаи, если речь идёт не о мегапроектах) должны учитываться скорее в информационном чем в состязательном плане поскольку потребность в решении различных социальных проблем значительно выше, чем возможности какого угодно числа социальных проектов. Есть другая конкуренция - конкуренция по использованию ресурсов. Для оценки жезнеспособности проекта это важное обстоятельство. На один ресурс (помещение, оборудование, специалисты, финансы и т.д.) могут одновременно претендовать несколько разных по направленности проектов, в том числе коммерческих. Вероятность конфликта проектов приходится обдумывать, решая вопрос о степени риска в нашем проекте.

 

 

Билет к зачету/ экзамену №12

 

 

1. Современные прогностические теории (теория циклов, синергетика)

Ученые разных областей науки работают над тем, что­бы определить точную длину цикла возникновения какого-либо события (например, длину светового дня). Основой классической теории циклов стало предположение о том, что все вокруг подвержено циклам - рождение, жизнь и смерть, смена времен года, вращение планет и движение комет, моменты осеннего и весеннего равноденствия, ночь и день и т.д. Социальный цикл предстает как последовательное разворачивание логики различных фаз упорядочения социальных систем (рождения, относительно устойчивого существования и распада социальных структур), присущей самой природе этих систем.

Синергетика [греч. synergeia – сотрудничество, содружество] — научная теория о самоорганизации в природе и обществе как открытых системах. Предметом С. являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой (к последним относятся, в частности, все биотические и социальные организмы). Т. о., в сферу внимания С. попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы – неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития. Элементы новой науки складывались из теоретических и экспериментальных результатов, полученных исследователями Германии, России, Бельгии и США в области термодинамики, биофизики, эволюционной химии, математики, а также философии в 1920–70 гг. (Л. Онсагер, Е.А. Седов, Э. Шредингер, Э.С. Бауэр, А.П. Руденко, М. Эйген, Г. Хакен, И. Пригожин, Э. Янч и др.). Междисциплинарный потенциал С., общенаучная значимость предмета, стиля мышления и частично математического аппарата обусловили распространение исследовательских приемов на область гуманитарного знания.

 

Синергетика (от греч. synergetike - содружество, коллективное поведение) -наука, изучающая системы, состоящие из многих подсистем самой различной природы; наука о самоорганизации простых систем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 979; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.250 (0.018 с.)