Vty1. Предмет экономич. теории. Модель человека в экономич. теории. Потребности общ-ва и проблемы их удовлетворения. Экономич. блага и их классификация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Vty1. Предмет экономич. теории. Модель человека в экономич. теории. Потребности общ-ва и проблемы их удовлетворения. Экономич. блага и их классификация.



Vty1. Предмет экономич. теории. Модель человека в экономич. теории. Потребности общ-ва и проблемы их удовлетворения. Экономич. блага и их классификация.

Экономика – наука о повседневной деятельной жизни людей, извлечение ими средств к существованию и использование ими этих средств. Предмет экт менялся в ходе истории. Долгое время предметом явл. причины роста матер. благополучия людей. Далее все больше начин. связывать с редкостью имеющихся в распоряж. людей ресурсов. Экт изуч. деят-ть людей в процессе пр-ва, распредел., обменя и потребл. экономич. благ в условиях альтернативности целей и возможностей использов. редких ресурсов. Модель человека – унифициров. представление о чел-е, действующем в опред. системе соц.-экономич. координат. Включ. в себя осн. параметры, характериз. индивида, и, прежде всего, мотивы экономич. активности, ее цели, а также познават. или когнитивн. возможности чел-а, использ. им для достиж. поставл. целей. Экт выдел. в человеке главн. образом то, что отвечает задаче объяснения экономич. поведения людей, т.е. индивидуальных и обществ. действий в процессе создания различн. матер. и духовн. благ, их распределения и использования. Деят-ть отдельн. людей и групп людей реализ. в различн. хоз. системах в условиях огранич. ресурсов, возможностей альтернативного использов. последних и безграничности человеч. потребностей. Среди направлений «моделиров.» человека можно выдел. 4: 1) 1-ое направл. представл. англ. классич. школой, маржинализмом и неоклассиками. Модель экономич. чел-а: индивид ведет себя так, чтобы максимиз. полезность в рамках опред. ограничений, осн. из кот. явл. его денежн. доход. Постулат о рац. поведении людей, т.е. стремл. индивида получ. макс. результат при мин. затратах в условиях ограниченности использ. возможностей и ресурсов. Полная рациональность: чел. наилучшим из возможных образом использ. всю имеющ. информацию и достиг. наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произвед. затратами. Огранич. рациональность: невозможность при принятии хоз. решений использ. всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе, а также огранич-ти познават. способностей чела. Чел. сознательно стремится к достиж. наилучшего варианта, но не имеет при этом всей полноты информац. Органич. рацион-ть: особое внимание удел. соблюд. формальных и неформальн. правил поведения, кот. следует человек (рац-ть выбора огранич. либо юрид. запретами, либо традициями). 2) 2-ое направл.: кейнсианск. школа, институционализм, историч. школа. Модель основана на гипотезе огранич. рац-ти. 3) 3-е направл. Изменение мотивации деят-ти: возраст. значения не столько матер., сколько духовн. потребностей личности (потребность в свободе самовыраж., установл. связей с др. людьми и т.д.). Общ-во основано на демократич. и плюралистич. началах с развит. межгрупповыми связями и размытыми, нежесткими границами между соц. общностями. 4) Модель «советский экономич. человек». Отраж осн. черты экономич. поведения человека в командно-администр. системе хоз-ва. Потребности людей явл. главн. движ. мотивом человеч. деятельности. Они имеют сложн. структуру и включ. потребности опред. жизненных благах. Различ потенц. и плтежеспособн. потребности. Потенц. потребность – принцип. желание использовать те или иные блага. К платежеспособным относ. лишь те из потенциальных, кот. обеспечены реальн. денежными доходами и трансформируются в покупательский спрос. Экономические блага – это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. По своей нутурально-веществ. форме экономич блага подразд: 1) ресурсы земли 2) ресурсы капитала 3) ресурсы труда 4) ресурсы др. факторов пр-ва, напр., предпринмат. способности 5) произведенные с их помощью готовые потребит. блага индивидуальн. назнач.

 

Функции экономической теории. Методы исследования экономич. явлений и процессов.

Ф-ии: 1) Познавательная (присуща всем наукам, но для экт есть свои особенности, в часности, проведение эксперимента чаще невозможно или очень дорого). 2) Методологич. (т.е. экон. наука исслед. общее, т.е. сам объект в то время, как конкретная экономика (пром-ть, с/х) исслед. частный субъект и опирается на общие законы). 3) Практическая (связана с обеспеч. экономич. политики). Методология – учение о принципах построения и способах научн. познания. Осн. способом познания явл. диалектич. метод, означ. рассмотр. явлений и процессов в экономич. жизни, в из общей связи и взаимозависимости в сост. непрерывного развития в ходе кот. накопление количеств. изменений приводитк смене качеств. состояния. Метод научн. абстракции – осовобожд. наших представлений о предмете исследования частного, кратковременного, единичного, не редко случайного, и нахождение в них сущностного, постоянного, типичного. В процессе абстрагиров. обосновываются и формулируются научн. категории, понятия, выраж. не отдельные факты, а обобщения предметов, процессов и явлений. Познание на этом заверш. Дальше начин. движ. от общего к частному и от абстрактного к конкретному. Методы индукции и дедукции, представл. собой не противопоставл. друг другу, а взаимодополняющ. методы исследов. Сущ. 2 подхода к изуч. явлений в экономич. науке: позитивный и нормативный.

Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек.

Ресурсы, кот. располагает любая страна, ограниченны. Именно ограниченность ресурсов лежит в основе того, что люди не могут производить беспредельное кол-во разнообразных экономич. благ. Причем в общ-ве должно происходить распределение ресурсов между различными отраслями экономики для того, чтобы производить те или иные виды экономич. благ. И если в одни отрасли окажется вовлеченным большее кол-во ресурсов, то другим отраслям останется меньшее их кол-во. Ограниченность ресурсов, кот. располагает общ-во, и факторов пр-ва, кот. применяются людьми, чтобы создавать экономич. блага, ставит общ-во в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора. Совершая свой выбор в условиях ограниченности экономиче. благ и факторов пр-ва, люди ведут себя рационально. Альтернативная стоимость – тот товар или услуга, которым нужно пожертвовать, чтобы приобрести товар или услугу, которому (ой) отдано предпочтение. Цена выбора - это польза (выгода) для человека наиболее предпочтительного из благ, получение которого становится невозможным при избранном способе использования ограниченных ресурсов. Издержки упущ. возможностей какого-л. блага – кол-во другого блага, от пр-ва кот. нужно отказаться. Закон возрастающих альтернативных издержек сост. в том, что по мере увеличения объёма пр-ва данного блага альтернативные издержки пр-ва дополн. единиц блага возрастают. Кривая производств. возможностей показывает объемы пр-ва, кот могут быть достигнуты страной при наиболее полном использ. имеющихся у нее огранич. ресурсов.

 

Предложение. Закон предложения и график предложения. Факторы предложения.

Предложение (S) – это зависимость между количеством товара, который продавец хочет и может продать, и ценами на этот товар. Величина предложения – то количество товара (услуг), которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене в заданном месте и в заданное время. Закон предложения: Повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен – к ее спаду (при прочих равных условиях). Зависимость цены от количества прямопропорциональная. Наклон кривой положительный. Уравнение предложения: Q = b + k*p. Причиной изменения величины спроса является изменение цены. Неценовые факторы изменения предложения: 1) Цены на производственные ресурсы 2) Технологии 3) Налоги и дотации 4) Число продавцов на рынке 5) Цены на альтернативные товары и услуги 6)Ожидание в будущем изменения цен.

 

Анализ спроса с использованием кривых безразличия. Карта кривых безразличия. Бюджетное ограничение и бюджетная линия.

Кривая безразличия – это геометрич. место точек, кот. показывают комбинации двух благ, обладающ. одинак. полезностью. Карта кривых безразличия – множ-во кривых безразлич., каждая из кот. представляет собой различн. уровень полезности. Св-ва кривых безразлич: 1) Не пересекаются. 2) Имеют отриц. наклон. 3) Через люб. точку на корд. плоскости можно провести кривую безразлич. 4) Чем выше лежит кривая безразличия, тем большую полезность она отображ. и наоборот. Предельная норма замещения (MRS = ∆Qx/∆Qy) – соотношение, в соответств. с кот. одно благо (у) может быть замещено другим (х) при неизменном уровне полезности набора благ для потребителя. Числов. величина MRS имеет знак «-» поскольку, чтобы получить больше блага, сохраняя достигнутый уровень благосост., покупатель вынужден сократить потребл. др. блага. Бюджетная линия – линия, отображ. множ-во вариантов набора из двух благ, преобрет. кот. требует одинаковых денежн. затрат.

 

34.

35.

 

 

37.

 

39.

 

 

Разновидность ренты

РЕНТА (от лат. reddita — возвращенная) — 1) доход, регулярно получаемый владельцем от использования земли, имущества, капитала, не требующий от получателя дохода осуществления предпринимательской деятельности, затраты дополнительных усилий. Такой доход может быть получен, например, от сдачи земли или помещений в аренду, предоставления кредита; 2) денежная сумма, выплачиваемая ежегодно застрахованному лицу по страховому полису со стороны страхового общества; 3) годовой доход по ценным бумагам или аннуитету, облигациям государственного займа; 4) любое поступление денежных средств через строго определенные отрезки времени.

РЕНТА ДОГОВОРНАЯ — передача имущества его собственником — получателем ренты нанимателю имущества — плательщику ренты в обмен на выплату постоянного денежного пособия или предоставления средств на существование, содержание получателя ренты; на таких условиях престарелые, нуждающиеся в уходе люди предоставляют, например, свое жилище.

РЕНТА МОНОПОЛЬНАЯ — особая форма земельной ренты, образуется при продаже определенных видов сельскохозяйственных продуктов по монопольной цене, превышающей их стоимость

РЕНТА ГОСУДАРСТВЕННАЯ — особый вид государственного бессрочного облигационного займа, по которому государство обязуется выплачивать ежегодную ренту в виде процента от заимствованных средств.

РЕНТА НАТУРАЛЬНАЯ, фиксированная — 1) рента, которая приносит доход в виде периодических выплат фиксированных денежных сумм; 2) рентная плата в виде части урожая арендатора, передаваемой землевладельцу.

 

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ РЕНТА — 1) дополнительный доход, получаемый за счет использования более выгодных ресурсов, обладающих большей отдачей; 2) форма земельной ренты в виде дополнительного дохода, получаемого землевладельцем за счет большей плодородности земли на его участке.

 

vty1. Предмет экономич. теории. Модель человека в экономич. теории. Потребности общ-ва и проблемы их удовлетворения. Экономич. блага и их классификация.

Экономика – наука о повседневной деятельной жизни людей, извлечение ими средств к существованию и использование ими этих средств. Предмет экт менялся в ходе истории. Долгое время предметом явл. причины роста матер. благополучия людей. Далее все больше начин. связывать с редкостью имеющихся в распоряж. людей ресурсов. Экт изуч. деят-ть людей в процессе пр-ва, распредел., обменя и потребл. экономич. благ в условиях альтернативности целей и возможностей использов. редких ресурсов. Модель человека – унифициров. представление о чел-е, действующем в опред. системе соц.-экономич. координат. Включ. в себя осн. параметры, характериз. индивида, и, прежде всего, мотивы экономич. активности, ее цели, а также познават. или когнитивн. возможности чел-а, использ. им для достиж. поставл. целей. Экт выдел. в человеке главн. образом то, что отвечает задаче объяснения экономич. поведения людей, т.е. индивидуальных и обществ. действий в процессе создания различн. матер. и духовн. благ, их распределения и использования. Деят-ть отдельн. людей и групп людей реализ. в различн. хоз. системах в условиях огранич. ресурсов, возможностей альтернативного использов. последних и безграничности человеч. потребностей. Среди направлений «моделиров.» человека можно выдел. 4: 1) 1-ое направл. представл. англ. классич. школой, маржинализмом и неоклассиками. Модель экономич. чел-а: индивид ведет себя так, чтобы максимиз. полезность в рамках опред. ограничений, осн. из кот. явл. его денежн. доход. Постулат о рац. поведении людей, т.е. стремл. индивида получ. макс. результат при мин. затратах в условиях ограниченности использ. возможностей и ресурсов. Полная рациональность: чел. наилучшим из возможных образом использ. всю имеющ. информацию и достиг. наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произвед. затратами. Огранич. рациональность: невозможность при принятии хоз. решений использ. всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе, а также огранич-ти познават. способностей чела. Чел. сознательно стремится к достиж. наилучшего варианта, но не имеет при этом всей полноты информац. Органич. рацион-ть: особое внимание удел. соблюд. формальных и неформальн. правил поведения, кот. следует человек (рац-ть выбора огранич. либо юрид. запретами, либо традициями). 2) 2-ое направл.: кейнсианск. школа, институционализм, историч. школа. Модель основана на гипотезе огранич. рац-ти. 3) 3-е направл. Изменение мотивации деят-ти: возраст. значения не столько матер., сколько духовн. потребностей личности (потребность в свободе самовыраж., установл. связей с др. людьми и т.д.). Общ-во основано на демократич. и плюралистич. началах с развит. межгрупповыми связями и размытыми, нежесткими границами между соц. общностями. 4) Модель «советский экономич. человек». Отраж осн. черты экономич. поведения человека в командно-администр. системе хоз-ва. Потребности людей явл. главн. движ. мотивом человеч. деятельности. Они имеют сложн. структуру и включ. потребности опред. жизненных благах. Различ потенц. и плтежеспособн. потребности. Потенц. потребность – принцип. желание использовать те или иные блага. К платежеспособным относ. лишь те из потенциальных, кот. обеспечены реальн. денежными доходами и трансформируются в покупательский спрос. Экономические блага – это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. По своей нутурально-веществ. форме экономич блага подразд: 1) ресурсы земли 2) ресурсы капитала 3) ресурсы труда 4) ресурсы др. факторов пр-ва, напр., предпринмат. способности 5) произведенные с их помощью готовые потребит. блага индивидуальн. назнач.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.114 (0.016 с.)