Социально-экономическое развитие колоний. Институт энкомьенды в Испанской Америке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическое развитие колоний. Институт энкомьенды в Испанской Америке.



Энкомьенда (попечение) – основная форма эксплуатации коренного населения. Уже в 1497г. Колумб получил право репартимьенто - раздела индейцев для различных работ между конкистадорами вместе с землями, на которых те проживали. (В принципе репартимьенто (распределение) – распределение земель, товаров и населения между колонистами. Король распределял землю, и в ответ – колонисты платили часть доходов государству.)

С этого момента энкомьенда развивалась на территории колоний. Энкомендеро, назначенные колониальными властями из числа европейских переселенцев, получали право «попечительства» над индейцами, проживающими на какой-либо территории. Со временем это право стало наследственным. «Опекаемые» индейцы должны бы­ли платить своему энкомендеро подать, четверть ко­торой отчислялась в королевскую казну, и отбывать повинность, напоминавшую барщину. Они считались «свободными людьми», но фактически прикреплялись к земле, не имея права покидать округ, в котором им надлежало жить. В обязанности «опекунов» входило приобщение индейцев к христианству и наблюдение за исполнением его предписаний.

То есть первые десятилетия 16века в Испанской Америке быстро идет процесс создания крупного феодального землевладения. Новоявленная земельная аристократия стремительно превращалась в наследственную феодальную касту, навязав энкомендированному индейскому населению личную, поземельную и судебно-административную зависимость. Чтобы приостановить процесс экономической и политической консолидации могущественной касты землевладельцев правительство пыталось пересмотреть систему энкомьендо. Но Новые законы вызвали яростное недовольство и правительство было вынуждено отступить. Но в целом после Новых законов энкомьенда утрачивает свое положение к концу 16 века и отходит на второй план (так как новые энкомьенды больше не предоставлялись а распространение вольнонаемного труда сделало их невыгодными). В 1718-1741г. она была официально отменена.

 

В колониях существовали латифундии - большие по площади землевладения, на которые владелец приобретал полные права после 4 лет владения.

Также существовали асьенды- крупные поместья, чьи владельцы были полноправными хозяевами (в отличие от энокмьенд, владельцы которых не были собственниками и имели лишь право ими пользоваться) Основной рабочей силой на асьенда обычно были пеоны.

Помимо энкомьенды в Латинской Америке также существовала система пеонажа. Пеонаж представлял собой своеобразную разновидность крепостничества. Пеон- крестьянин, который работал на земеле на правах «арендатора», то есть пеон работал на хозяина и отдавал ему часть урожая, пеон становился крестьянином в форме долгового рабства. Данная зависимость переходила и на следующее поколение, делая крестьян практически собственностью кредитора. Наряду с сельским хозяйством система долгового рабства практи­ковалась также на рудниках и мануфактурах, владельцы которых, уплатив за индейцев подушную подать или выдав им небольшой денежный аванс, заставля­ли их для погашения задолженности работать на своих предприятиях. Система пеонажа просуществовала вплоть до 20 века.

 

 

8. Идейная борьба по вопросу о положении коренного населения и рабстве в колониях. Б. Лас-Касас, "Новые законы".

Испания обогащалась за счет ограбления коренного населения колоний.

Варварское обращение с индейцами, систематическое недоедание, частые эпидемии чумы, оспы, тифа, занесенных извне, резкое падение рождаемости привели к катастро­фическому сокращению числа аборигенов. Угроза полного уничтожения рабочей силы и налогоплательщиков встревожила испанское и португальское правительства, побудив их принять меры, направленные на устранение некоторых крайностей. Более того, в данном вопросе отразилась борьба короны и крупных землевладельцев. Политику правящих кругов в этом вопросе поддерживала верхушка католической церкви, заинтересованная в многочисленной пастве, которую могло бы эксплуатировать само духовенство. Решительно возвысил голос в защиту индейцев выдающийся испанский писатель-гуманист Бартоломе де Лас Касас.

Отстаивая интересы индейцев и человеческие права, он неоднократно обращался в Верховный совет по делам Индий, к королю, папе римскому и другим высокопоставленным особам. В 1552 г. вышел в свет его трактат «Краткое сообщение о разорении Индий». То был обвинительный акт против колонизаторов, перечень их кровавых преступлений, совершенных за полвека на американской земле. Бо­лее подробная картина завоевания и колонизации Нового Света описана в фундаментальном труде Лас Касаса «История Индий». Бартоломео де Лас Касас неоднократно пытался основать сельские поселения, где бы индейцы и испанцы жили мирно и сотрудничали.

В результате в 1542-1543 гг. в Барселоне были обнародованы Новые законы, запрещавшие обращение индейцев в рабство, изъятие энкомьенды из ведения чиновников, священников и религиозных организаций и передача их в королевскую казну, ограничение раздачи новых энкомьенд, старые же теперь считались законными, лишь до смерти первых держателей, после чего переходили в казну, запрет на принудительный труд индейцев. Однако Новые законы вызвали недовольство и вооруженный мятеж. Поэтому позднее закон о запрете использования труда индейцев в энкомьендах был подтвержден, а право владения энкомьендой было продлено. С течением времени энкомьендо превратились в наследственных владельцев поместий феодального типа.

 

Индейская община в колониальный период.

Покоренные индейцы де­лились на две категории: дикие племена, ранее не имевшие своей государственности и «королевские индейцы», которые жили замкнутыми общи­нами, куда не допускались «чужаки», и управлялись коррехидорами с помощью касиков. Все мужчины общин платили госу­дарственный подушный налог, трибуто, (освобождались касики, женщины и алькальды населенных индейцами округов). Трибуто взыскивалось не индивидуально, а через общину. Для его уплаты индей­цы вынуждены были выращивать тропические куль­туры, добывать металлы и пр. Доходы поступали в общинную кассу, определенная их часть шла на уплату налогов, остальное расходова­лось по мере надобности. Так патриархальные общины постепенно втягивались в товарно-денежные отношения.

Также «королевские индейцы» несли государственную трудовую повинность. Ежегодно индейские общины должны были поставлять определенное количество взрослых мужчин для работы в руд­никах, на плантациях, на строительстве дорог и пр. По закону труд индейцев оплачивался, и эта оплата также должна была поступать в общинную кас­су. Непосильные нагрузки, голод и болезни быстро убивали индейцев, и на их место вновь приводили новых. (По некоторым оценкам, в колониальный период на рудниках Испанской Аме­рики погибло более 8 млн. индейцев). Не лучше обстоя­ло дело на плантациях. Когда на Кубе, Пуэрто-Рико и Эспаньоле почти не осталось аборигенов, что вызва­ло крайне тяжелую демографическую ситуацию, уце­левших коренных жителей освободили от трибуто.

 

Португальская колонизация Бразилии и её особенности. Установление колониального режима. Административное устройство. Борьба с голландским и французским вторжениями и их последствия. Освоение внутренних территорий. Социально-экономическое развитие. Плантационное рабство.

Еще до прибытия официальный лиц на бразильской земле обосновались колонисты. Официальную историю колонизации открыл капитан Мартин Аффонс. В 1530х открытые прибрежные земли были разделены на капитании, возглавляемые капитан-губернаторами. Главным городом стала Баия, через которую Лиссабон управлял всеми остальными капитаниями. Капитаны получали в полную собственность небольшую часть капитании и право пользования доходами с остальных ее земель. Так была учреждена система пожалований, которая позднее приобрела феодальный характер, так как вместе с неделимым наследственным правом пользования землей капитан получал всю полноту власти в качестве наместника короля. Сам капитан-губернатор жаловал в пользование земли всем тем, кого он считал способным освоить надел и кто мог представить доказательства верности католической церкви. Этот надел облагая церковной десятиной и королевским налогом. Так в Бразилии стала складываться система феодального землевладения.

В городах жили свободные ремесленники, которые часто конфликтовали с королевскими сборщиками налогов (алмошарифи), органы местного самоуправления, муниципальные палаты на протяжении всего 16 века не располагали никакой властью.

В целом португальская и испанская колониальные системы были анало­гичны, хотя различия сущест­вовали. Сначала прибрежные бразильские территории делились на капитании, управляемые капитан-губер­наторами, затем, в середине XVI в., были назначены первый губернатор Бразилии и епископ Баии, созданы органы надзора за финансами, судебная система и во­енное ведомство. В 1720г. была учреждена должность вице-короля Бразилии. К этому времени сложившиеся здесь порядки уже практически не отли­чались от тех, что установила в своих колониях Испа­ния. Главной причиной сходства многие исследователи считают то немаловажное обстоятельство, что с 1580 по 1640 г. Португалия находилась в личной унии с Ис­панией, и потому на бразильскую территорию распро­странились многие указы испанских монархов, кото­рые были обязательны к исполнению в Испанской Америке. В 1603 г. в Португалии также появился Совет по делам Индий, правда, он ведал не только Бразилией, но и другими португальскими колониями и в дальней­шем был переименован в Совет по делам заморских территорий.

Однако следует отметить, что Бразилия была провозглашена португальским вице-королевством и воспринималась как единое целое, а вот Испания управляя своими колониями посредством генерал-капитанств, делегировала полномочия подданным и закрепляла за каждым отдельную территорию. Этому во многом способствовало то, что в Бразилии португальцы застали срав­нительно слаборазвитые племена, находившиеся еще на стадии первобытно­общинного строя, американские владения Португалии стали со временем более или менее единым целым, с силь­ной центральной властью, а сепаратистские стремления были выражены весьма незначительно

 

Также в отличие от испанских колоний в Бразилии поиски драгоценных металлов и золота долго не давали никаких результатов, поэтому освоение колоний носило в основном аграрный характер. Большое значение стало приобретать плантационное хозяйство, для которого стали завозиться рабы из Африки.

Португальцы начали с эксплуатации индейцев. Индейцы были против и оказывали яростное сопротивление (уходили в труднодоступные леса, совершали нападения на поселки колонизаторов, поднимали восстания). Поругальцы предприняли военные походы во внутренние районы, участники таких походов, бандейранты уничтожали и уводили с собой сети индейцев. Также в подневольную рабочую силу индейцев превращали иезуиты, правда более гуманными способами. Бандейранты, совершая походы во внутренние районы Бразилии за индейцами и нахождением месторождений золота во многом помогли исследовать неизведанную часть территорий Бразилии.

Однако расчет на индейцев как на основную рабочую силу не оправдал себя. Тогда португальцы решили прибегнуть к труду рабов. Рабы никогда не мерились со своим положением. Ярким тому примером является создание «республики Палмарис» - своеобразного негритянского государства в глубинах материка с 1630 по 1697г. Среди его жителей были беглые негры и индейцы. Португальцы какое-то время мерились с «республикой», так как существовала внешняя угроза, но как только она миновала, португальцы предприняли попытки ликвидировать «республику». В 1697г. после долгой и ожесточенной борьбы пал последний укрепленный лагерь Палмариса.

Португальцам также приходилось бороться с угрозой от других стран, Еще в 20х годах 16 века французы пытались начать торговлю в Бразилии, основав в 1556г. форт Колиньи. Но в 1562г португальцы выбили французов из форта, а в 1580г. пресекли их попытки закрепиться на севере.

Также угроза представляли набеги корсаров, которые часто добивалась своего.

Что касается голландской экспансии, то ее пик пришелся на 30-е годы 17 века. В 1630г. голландцы захватили капитанию Пернамбуку. Возглавлял голландцев принц Мориц Нассау, который провел ряд мероприятий для привлечения местного населения и притока голландских переселенцев, было отменено рабовладение, установлена свобода вероисповедания. На острове близ Ресифи был построен новый город Морицстад. Но нехватка рабочей силы привела к налаживанию рабства, закабалению индейцев, тогда против голландцев поднялось широкое движение, которое перешло в освободительную борьбу 1640-1650х годов, которая закончилась в 1654г. изгнанием голландцев.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 998; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.013 с.)