Таким образом, воспитание у детей культурно-гигиенических навыков - забота и родителей, и воспитателей. Это процесс длительный и целенаправленный. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таким образом, воспитание у детей культурно-гигиенических навыков - забота и родителей, и воспитателей. Это процесс длительный и целенаправленный.



3. Принципы воспитания и обучения — это исходные положения, определяющие характер деятельности педагога и детей. В воспитании и обучении дошкольников с нарушенным слухом используется система дидактических принципов, характерных для воспитания детей дошкольного возраста: научность, систематичность воспитания и обучения, доступность, наглядность, активность и самостоятельность в усвоении знаний, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, связь обучения с жизнью. Ведущие дидактические принципы лежат в основе организации процесса воспитания и обучения плохослышащих детей и реализуются в практике с учетом коррекционной направленности этого процесса.

Помимо общедидактических принципов выделяются специфические принципы, определенные с учетом особенностей развития дошкольников с недостатками слуха, характером содержания работы с ними (Н. И. Белова, Б. Д. Корсунская, Л. П. Носковаи др.). Эти принципы учитывают основные подходы и требования к обучению, используемые в дефектологии (В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов). Определение специфических принципов дошкольного воспитания также связано с разработкой теории и практики воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей школьного возраста (С. А. Зыков, Р. М. Боскис, Ф. Ф. Pay и др.). Можно выделить следующие основные принципы, положенные в основу воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха.

1. Генетический принцип, основанный на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе. Реализация этого принципа позволяет учесть общие закономерности развития применительно к дошкольникам с нарушенным слухом, построить модель коррекционно-развиваю-щего обучения, ориентированного на учет сензитивных периодов в развитии психических функций.

2. Принцип развивающего обучения. В основу содержания воспитания и обучения положены ориентация на здоровые силы ребенка и обеспечение соответствующего возрасту уровня психического развития. Своеобразие спонтанного развития ребенка, невозможность самостоятельно овладеть познанием некоторых сторон жизни, недостаточное участие в этом процессе родителей могут привести к тому, что уровень психического развития ребенка по мере его взросления будет отставать от возрастной нормы. Многие дети, поступающие в детские сады в четыре-пять лет, оказываются педагогически запущенными. Поэтому принцип развивающего воспитания и обучения связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, т. е. амплификации развития.

Начало формы

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия, направленные на максимальную реализацию возможностей ребенка. Определение индивидуальных возможностей плохослышащего ребенка возможно только при активном участии педагогов, которые направляют («ведут») развитие ребенка, выявляют его потенциальные возможности, «зону ближайшего развития».

3. Принцип коррекционной направленности воспитания и обучения является одним из ведущих принципов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Данный принцип пронизывает все звенья воспитательно-образовательного процесса. Коррекцион-ная направленность воспитания и обучения предполагает индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей. Своеобразие развития детей с недостатками слуха, прежде всего нарушение речевого развития и связанного с ним общения, обуславливает необходимость проведения систематической коррекционой работы.

В содержании обучения выделяются специфические разделы, несущие основную коррекционную нагрузку: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению. Задачи этих разделов работы связаны с преодолением наиболее тяжелых последствий отсутствия или нарушения слуха и направлены на формирование устной и письменной речи, развитие речевого и неречевого слуха, навыков восприятия речи. Конечной целью этой работы является формирование речи как средства коммуникации, использование которой даст возможность ребенку общаться во взрослыми и детьми.

Корреционная направленность воспитания выражается также в использовании специфических средств для развивающей и коррекционной работы. В целях развития слухового восприятия, активизации остаточного слуха широко используется звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального назначения. Ее применение способствует развитию навыков восприятия речи, улучшает качество устной речи, расширяет ориентирование ребенка в мире звуков. В обучении детей широко используется опора на сохранные анализаторы: зрительный, двигательный, осязательный

Билет №22

1. Особенности развития слепых и слабовидящих детей выявляются лишь на фоне общих закономерностей развития нормальновидящих. Наличие тех или иных отклонений в психическом и физическом развитии говорит прежде всего о том, что в каком-то звене единой, взаимосвязанной системы общих закономерностей развития ребенка произошли изменения.

Сравнительное изучение психического и физического развития детей с нарушением зрения и нормальновидящих имеет исключительно важное значение, так как позволяет выявить общие закономерности и специфические особенности развития детей с патологией зрения.

Нарушение развития может иметь различные качественные уровни. Так, нарушение зрения может быть полным или частичным, при этом часто осложненным другими заболеваниями. В первом случае педагог имеет дело со слепым ребенком, во втором - со слабовидящим, в третьем - со слепым или слабовиданцим, имеющим заболевания. Учитывая все это, тифлопедагогика осуществляет дифференцированный подход к детям, что позволяет выявить отличительные особенности, черты, свойства познавательной, личностной, двигательной сферы, физического развития и информационно-коммуникативной деятельности слепых и слабовидящих.

Основываясь на положительных результатах образования и обучения, коррекции отклонений в развитии детей с нарушением зрения, тифлодидактика утверждает оптимистический взгляд на обучение и воспитание слепых и слабовидящих. Установлено, что педагогический процесс оказывается наиболее продуктивным, если педагог опирается на здоровые силы и сохранные возможности ребенка. Мобилизация здоровых сил, поиск резервных возможностей способствуют коррекции и компенсации отклонений в его развитии.

Научность обучения - один из важнейших дидактических принципов, осуществление которого обеспечивает овладение учащимися подлинными научными знаниями, способствует формированию мировоззрения учащихся.

Принцип научности базируется на теории о познаваемости объективного мира и способности человеческого сознания давать правильное его отражение. Перед школами для слепых и слабовидящих детей стоит задача вооружить учащихся основами современных знаний, показав их в историческом развитии, ознакомить с научной методологией, выработать устойчивую потребность и сформировать навыки самостоятельного приобретения научных знаний.

Принцип научности положен в основу содержания обучения общеобразовательным предметам и труду начиная с начальных классов и кончая старшими. Естественно, что он осуществляется со строгим учетом особенностей познавательной деятельности слепых и слабовидящих детей, которые проявляются во фрагментарности, вербализме, снижении темпа и качества усвоения знаний. Однако слепые и слабовидящие дети располагают большими возможностями, поскольку у большинства из них сохранны основные психические процессы: мышление, речь, произвольное внимание, память.

В начальных классах дети приобретают элементарные знания, однако научно-популярное изложение материала, применение доступных средств наглядности не должны приводить к искажению научных положений, понятий, терминологии.

В средних и старших классах знания углубляются, дополняются новыми, и на этой основе происходит познание научных закономерностей. Важно, чтобы учащиеся получили необходимые навыки проведения простейших исследований и экспериментов работы с литературными источниками с использованием высокоинформативных средств наглядности, современных тифлотехнических устройств, средств оптической коррекции.

Принцип систематичности и последовательности в обучении. Систематичность и последовательность в обучении – один из важнейших дидактических принципов, согласно которому изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемой науки и вместе с тем отвечать возрастным и индивидуальным психологическим особенностям учащихся.

Подчеркивая значение системы знаний, К.Д. Ушинский писал: "Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями".[1] Систематичность в обучении требует, чтобы учащиеся овладевали научными знаниями, умениями и навыками в строго определенном порядке. При этом учитываются важнейшие дидактические правила - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому, от легкого к трудному.

Принцип систематичности и последовательности тесно связан с таким важным свойством мышления, как системность. Основа системности мышления, как писал И.П. Павлов, заключается в установлении связей, ассоциаций в представлениях и понятиях, которые усваиваются детьми и отражают реальные связи между предметами и явлениями. В этой связи от учителя требуется строгая систематичность и последовательность изложения знаний, повторения, закрепления, проверки изученного материала; от учащихся — выработка навыков систематической работы в процессе учения. Слепые и слабовидящие дети, поступающие в школу, имеют разный уровень развития. У многих из них значительно меньший запас представлений и понятий о предметах и явлениях окружающего мира, чем у их сверстников, поступающих в школу обычного типа, что предполагает уточнение представлений и расширение объема понятий. В начальном периоде обучения осуществляется подготовка учащихся к усвоению системы знаний, умений и навыков.

В школах для слепых и слабовидящих, так же как и в массовой школе, принцип систематичности и последовательности распространяется на учебный план и программы. В учебных планах для слепых и слабовидящих изменены сроки обучения, введены специальные занятия по ориентировке в пространстве, развитию осязательного и зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировке, коррекции речи, что способствует формированию сложных умений и навыков. В учебных программах введены пропедевтический курс, комплекс коррекционных упражнений, дана детальная систематизация учебного материала, например поэтапное представление графического материала, облегчающее чтение рисунков, чертежей, схем. Правильная реализация принципа систематичности и последовательности обучения обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, расширение познавательных возможностей детей с нарушением зрения.

Принцип связи теории с практикой в обучении. Связь теории с практикой в обучении - дидактический принцип, требующий рационального сочетания теоретических знаний с практическими умениями и навыками, соединения общего образования с трудовой подготовкой и общественно полезной деятельностью. Связь теории с практикой широко используется в обучении, хотя значение и место практики при этом отличаются от ее значения и места в процессе научного познания. При обучении практика служит главным образом для углубления понимания детьми теории, для закрепления, применения и проверки истинности усвоенных знаний. Характер связи теории с практикой в обучении обусловливается содержанием учебных предметов и применяется во всех случаях, когда возникает необходимость показать учащимся роль теории в жизни. В зависимости от содержания обучения используются различные формы связи теории с практикой: экскурсии, лабораторные и практические занятия, общественно полезный труд учащихся.

При осуществлении принципа связи теории с практикой в обучении слепых и слабовидящих необходимо учитывать возникающие у детей трудности в овладении знаниями и практическими умениями. Как показывает опыт работы школ, особенно сложным является формирование у слепых и слабовидящих детей умения применять знания на практике. Разрыв между теми знаниями, которые усваивают дети с нарушением зрения, и их практической деятельностью оказывается весьма ощутимым и заметным. Отсутствие или неполноценность зрения вызывают у детей трудности в овладении конкретными знаниями, требующими визуальных наблюдений (формы предметов, пространства, явлений и др.), в приобретении практических умений и навыков, связанных с ориентировкой в пространстве, самоконтролем и регуляцией движений.

При решении вопроса о том, должна ли при обучении слепых и слабовидящих детей теория предшествовать практике, совмещаться или следовать за нею, учитываются как особенности учебного материала, так и своеобразие развития детей. При этом следует подчеркнуть, что роль практики как источника знаний в жизни слепых и слабовидящих особенно велика.

Принцип сознательности в обучении. Сознательность в обучении - дидактический принцип, требующий такого построения учебной работы, которое обеспечивает осознанное усвоение и применение учащимися знаний и умений, понимание ими необходимости учения и значимости изучаемого материала.

Этот принцип неразрывно связан с активностью, инициативностью и самостоятельностью учащихся. Главными чертами сознательного учения являются: понимание учащимися пользы образования; ясное восприятие учебного материала; использование в учении личного опыта и наблюдений. Перед тем как осуществить какую-либо цель, ребенок мысленно должен представить себе основные моменты предстоящих действий и возможный их итог. Сознательное усвоение знаний начинается с правильного понимания фактического материала, а это предполагает развитие мыслительной деятельности у детей, с помощью которой формируются научные понятия, познаются закономерности, вытекающие из анализа фактов. Сознательное

и активное отношение к учению в значительной мере обусловлено осуществлением других дидактических принципов, в особенности доступности в обучении и связи теории с практикой.

Реализация принципа сознательности в обучении в специальных школах сопряжена с известными трудностями, которые определяются особенностями психического развития и состояния эмоционально-волевой сферы детей. Сознательному усвоению учебного материала слепыми и слабовидящими значительно препятствует недостаточное взаимодействие наглядно-образных и словесно-логических компонентов мышления, обусловленное нарушением зрительного восприятия внешнего мира, бедными, нерасчлененными и мало дифференцированными представлениями. Часто проявляется расхождение между восприятием предмета и отражающим его сущность словом.

Формализм в знаниях слепых и слабовидящих - один из серьезных недостатков в обучении. Он порождается абстрактностью преподавания, оторванностью от жизни, недостаточным использованием наглядных, оптических и технических средств. Формальный характер знаний учащихся, непонимание ими сущности изучаемого материала и неумение практически использовать его ведут к потере интереса к учению.

Трудности в реализации принципа сознательности в обучении преодолеваются с помощью специальных методов обучения и воспитания. Исключительное значение в осуществлении этого принципа имеет соединение обучения с практической деятельностью учащихся, что придает знаниям действенный и осмысленный характер.

Принцип наглядности - дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися.

Принцип наглядности впервые теоретически обосновал Я.А. Коменский. Он впервые сформулировал "золотое правило", по которому при обучении надо предоставить "видимое - для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания". Наглядность в обучении способствует тому, что у учащихся благодаря восприятию предметов и явлений окружающего мира формируются представления, понятия, развиваются мышление и речь.

Дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным. Степень использования наглядности и характер ее различны на разных ступенях обучения. Наиболее полно используется она в начальных классах, где осуществляются обогащение сенсорного опыта, конкретизация представлений и развитие наглядно-образного мышления. В средних и старших классах наглядность сочетается с теоретическими знаниями, которые требуют высокого уровня логического мышления. Различают следующие виды наглядности: натуральную, или естественную (предметы, объекты, явления), изобразительную (рисунки, чертежи, схемы, графики, диаграммы и др.), объемную (геометрические фигуры и тела, муляжи), условную и символическую (карты, глобус и др.), модели и специальные приборы (модель космического корабля, прибор для измерения величины тока и напряжения и др.).

Правильное применение принципа наглядности имеет важное значение для обучения слепых и слабовидящих детей. Полное или частичное нарушение зрения неизбежно сужает чувственную основу познания внешнего мира и вызывает необходимость более полного использования сохранных анализаторов. В этой связи применяются не только обычные средства наглядности, но и специальные. Наглядность в обучении лиц с нарушением зрения является специфическим средством развития их познавательных возможностей и эстетического воспитания, служит источником новых знаний и формирования представлений об окружающем мире. Слепые и слабовидящие испытывают трудности при восприятии формы, размера натуральных предметов, рельефных и плоскопечатных изображений, макетов, моделей и приборов. Для слепых применяются наглядные пособия, которые ученики могут познавать главным образом с помощью осязания. К ним относятся природные объекты, чучела, муляжи, макеты, рельефные глобусы, карты, рисунки, чертежи и схемы. Наглядные пособия помогают слепым составить представление о живых и неживых объектах внешнего мира. Важную роль в обучении слепых имеют приборы и приспособления, преобразующие оптические сигналы в звуковые и тактильные (звукооптический щип, фотоэлектрический сигнализатор и др.). С их помощью слепые могут определить уровень жидкости в сосуде, удостовериться в наличии химической реакции, провести измерение величины тока, напряжения, сопротивления в электрической цепи.

Слабовидящие воспринимают наглядные пособия зрительно при определенных размерах, окраске, насыщенности цвета, контрастности объекта с фоном и других качествах этих пособий, отвечающих требованиям охраны зрения. Так, например, рисунки, географические и исторические карты для слабовидящих детей должны иметь ограниченное количество условных обозначений, линий, знаков. Хорошо воспринимаются слабовидящими яркие, контрастные, цветонасыщенные изображения невысокой композиционной сложности.

Для частичновидящих используются средства наглядности, доступные для бисенсорного восприятия (использование осязания и остаточного зрения). Отметим, что остаточное зрение у детей характеризуется неравнозначностью нарушений различных функций, лабильностью, тенденцией к наступлению быстрого утомления, что требует индивидуального подхода в подборе средств наглядности. Применение специальных, правильно подобранных средств наглядности ведет к снижению зрительного утомления и поддержанию общей работоспособности. В тифлопедагогике разработаны методы подбора средств наглядности для слепых и слабовидящих детей с учетом осязательных и зрительных возможностей (В.П. Ермаков).

Принцип доступности обучения. Доступность обучения дидактический принцип, предполагающий такое построение процесса обучения, при котором учитываются уровень подготовки учащихся, их возрастные и индивидуальные особенности. В соответствии с этим принципом разрабатываются педагогически обоснованные программы, учебники, методы обучения. Отметим, что доступность обеспечивается соблюдением дидактических правил: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от простого к сложному. Понятно, что доступность обучения определяется рядом факторов: возрастом, уровнем развития познавательных возможностей, состоянием эмоционально-волевой сферы и здоровья детей. В школе слепых и слабовидящих следует учитывать клинические формы слепоты и слабовидения, этиологию и патогенез, особенности познавательной деятельности, компенсаторные возможности детей. Задания, получаемые школьниками, не должны быть по трудности выше их возможностей.

Непосильные задания приводят к снижению результатов, задерживают развитие детей, снижают самостоятельность, развивают неуверенность, вызывают безразличное отношение к учению. Завышение объема и сложности занятий может привести к резкому снижению зрения и ухудшению общего соматического состояния детей. Вместе с тем занижение требований к ученику может оказать отрицательное влияние на формирование интереса к занятиям, породив самонадеянность. Следует не приспосабливаться к дефекту, а организованно преодолевать его в упорном систематическом труде.

Принцип прочности знаний, умений и навыков. Прочность знаний, умений и навыков - дидактический принцип, обозначающий основательность усвоения учебного материала, устойчивое закрепление его в памяти учащихся, свободное воспроизведение и применение на практике.

Отечественная педагогика считает, что прочное усвоение знаний, умений и навыков достигается всем ходом обучения. Знания тем прочнее, чем сознательнее работа учащихся, чем богаче и разнообразнее сенсорный опыт, запас наглядных образов и ярких примеров, чем больше связей установлено между фактами и явлениями.

Основа прочных знаний — их систематичность и последовательность. Знания, не объединенные в те или иные научно обоснованные системы, усваиваются учащимися с большим трудом и весьма непрочно.

В дидактике разработана система упражнений, в процессе которых элементы механического заучивания подчиняются логическому запоминанию. Считается, что заучиванию подлежит только осмысленный материал. Большое значение имеет организация активного повторения, при этом важно, чтобы учащиеся проявляли самостоятельность, умели использовать знания и факты, взятые из литературы, жизни и личного опыта.

Для школ слепых и слабовидящих особо важное значение имеют практические упражнения и применение усвоенных знаний, умений и навыков в предметно-практической деятельности. В частности, у детей с нарушением зрения это достигается путем развития сенсорной сферы, речи, мышления и памяти. Следует отметить, что у слепых и слабовидящих наблюдаются трудности в повторении, выполнении упражнений, работе с книгой для получения всевозможных справок. В этой связи учитель оказывает помощь детям и создает условия для занятий.

Принцип индивидуального, дифференцированного подхода в обучении. Индивидуальный, дифференцированный подход в обучении - принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребенка с учетом особенностей его развития.

Современная дидактика исходит из необходимости сочетания коллективной учебной работы учащихся с индивидуальным подходом к отдельным ученикам, с тем чтобы обеспечить успешное обучение, воспитание и развитие каждого школьника. В этой связи задача учителя состоит в организации детского коллектива (класса, группы) с целью овладения знаниями, умениями и навыками. Одновременно с этим учитель должен знать индивидуальные особенности каждого ученика, найти подход к каждому из них.

Принцип индивидуального, дифференцированного подхода в обучении слепых и слабовидящих предполагает всестороннее изучение каждого ребенка, выявление причин, характера и тяжести дефекта, времени его возникновения, особенностей психического и физического развития, интересов, наклонностей и способностей к учению. Всестороннее изучение учащихся - основа правильного педагогического воздействия на каждого ребенка.

Подбор детей с нарушением зрения по остроте центрального зрения, состоянию интеллекта и возможностям восприятия учебного материала определяет исходные позиции комплектования школ (классов). В настоящее время имеются школы для слепых детей, для слабовидящих детей, для умственно отсталых слепых и слабовидящих.

В школах для слепых и слабовидящих детей предусмотрены малогрупповые и индивидуальные занятия по лечебной физкультуре, коррекции речи, развитию зрительного восприятия у частичновидящих и слабовидящих, осязательного восприятия у слепых. Внутриклассная дифференциация предполагает учет диагноза и прогноза глазного заболевания, степени нарушения основных зрительных функций, сопутствующих заболеваний, уровня успеваемости, что позволяет вести коррекционную работу на высоком методическом уровне. Так, осуществление специальной коррекционной и компенсаторной работы по предупреждению и исправлению первичных и вторичных недостатков в развитии детей с тяжелыми нарушениями зрения возможно только через дифференцированный подход, исходящий из учета объема, степени и сочетания нарушенных функций.

Общие положения

1. Скрининг психофизического развития представляет собой массовое стандартизированное обследование детского населения в возрасте до 3-х лет с целью выявления группы детей с риском отставания в психофизическом развитии и направления их в психолого медико-педагогические консультации (далее - ПМПК) для оказания им коррекционно-развивающей помощи.
2. Скрининг проводится медицинскими работниками родовспомогательных учреждений, детских поликлиник и учреждений первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП).

Основные задачи скрининга

3. Основными задачами скрининга являются:
1) проведение массового скринингового обследования детей в младенческом и раннем возрасте;
2) выявление детей с риском отставания в психофизическом развитии;
3) направление детей с риском отставания в психофизическом развитии в ПМПК для углубленного обследования и решения вопросов коррекционно-развивающего обучения;
4) направление детей с риском нарушений психофизического развития к узким специалистам для углубленного обследования и оказания лечебной помощи;
5) оказание консультативной помощи родителям по вопросам ухода и психического развития ребенка;
6) разъяснительная работа среди населения о необходимости проведения скрининга и оказания своевременной коррекционно-развивающей помощи детям с риском отставания в развитии;
7) учет обследованных детей, совместная работа с ПМПК по выявлению детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей помощи.

3. Организация и содержание работы
по проведению скрининга

4. Скрининг психофизического развития заключается в проведении пяти скрининговых обследований, которые осуществляются в три этапа.
5. Первый этап обследования заключается в проведении первого скрининга "Прогноз отклонений в психосоматическом развитии у новорожденных" (Скрининг 1), включая скрининг слуха. Данное обследование проводится врачом-неонатологом в родильных домах (отделениях).
6. Второй этап обследования заключается в проведении второго скрининга "Прогностический скрининг нарушений нервно-психического развития" (Скрининг 2). Данное обследование осуществляется участковым медицинским работником организации ПМСП при первом патронаже ребенка на дому.
7. Третий этап обследования заключается в проведении третьего скрининга "Скрининговая аттестация детей раннего возраста" (Скрининг 3), четвертого скрининга "Оценка зрительных функций у детей" (Скрининг 4) и пятого "Оценка слуховых функций у детей" (Скрининг 5). Данное обследование проводится в условиях кабинета здорового ребенка учреждений ПМСП.
8. Руководство и контроль за проведением скрининга психофизического развития осуществляют руководители организаций ПМСП.

Билет №23

1. Сложными нарушениями мы называем наличие двух или более выраженных первичных нарушений развития у одного ребенка. Такими нарушениями могут быть выраженные нарушения зрения и ДЦП, глухота и ДЦП, слепоглухота, слепота и тугоухость, слепота и системное нарушение речи, умственная отсталость с выраженными нарушениями зрения, слабовидение и глухота, слабовидение с глухотой и нарушениями движений и т.п. Именно эти достаточно выраженные нарушения развития должны рано диагносцироваться у детей как сложные дефекты. Обычно у ребенка почти сразу после рождения устанавливают одно выраженное нарушение и только со временем обнаруживают второй или даже третий сопутствующий дефект. Это объясняется тяжестью одного установленного с рождения нарушения и трудностью диагносцировать второе. Например, установив врожденную слепоту у ребенка, врожденное нарушение слуха устанавливают только со временем по отставанию в развитии речи. Или тяжелое врожденное нарушение движений у ребенка не позволяет вовремя определить его нарушенное зрение или слух и т.д. Кроме того в ряде случаев второе нарушение развития присоединяется к первому с возрастом, т.к. оно является прогрессирующим и проявляется не сразу. Поэтому так сложна точная диагностика сложных нарушений в раннем и дошкольном возрасте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.038 с.)