Нормы ВТО в отношении режима наибольшего благоприятствования и преференциального режима в торговле товарами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормы ВТО в отношении режима наибольшего благоприятствования и преференциального режима в торговле товарами.



 

Режим наибольшего благоприятствования – РНБ - это важнейший правовой принцип, на котором основана деятельность ВТО. В развернутой форме принцип РНБ содержится в статье I ГАТТ-1994 и в статье II ГАТС. Он означает, что любая льгота или привилегия, предоставленная одним государством-членом ВТО товару, услуге или поставщику услуги другого государства немедленно и, безусловно, распространяется на остальных членов ВТО. Другими словами – товары, услуги и поставщики услуг при их ввозе на территорию другой страны должны пользоваться теми же льготами, привилегиями, преимуществами и другими выгодами, что и товары, и услуги, и поставщики услуг, происходящие из любой другой страны.

Все принципы, которые в настоящее время применяются в международной торговле, были сформулированы в Генеральном Соглашении по тарифам и торговле 1947 года. Определение режима наибольшего благоприятствования (РНБ) содержится в статье 1 ГАТТ 1947 года: «В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких сборов и пошлин, и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом и вывозом, любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся стран». Другими словами, государство-участник должно предоставлять товарам другого государства-членов режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется товарам из какого-либо третьего государства-участника. В ГАТТ имеется «разрешительная оговорка», которая позволяет странам, экономика которых не выдерживает потока импорта, запросить у Генерального Совета ВТО сделать для этой страны исключение из РНБ.

Вторая форма недискриминационных мер известная как «национальный режим», означает, что к импортному товару на рынке страны-импортера должен применяться режим не менее благоприятный, чем тот, который применяется к товарам национального производства. Определение национального режима дано в статье III ГАТТ 1947 года: «Все внутренние законы, правила и требования, внутренние налоги и сборы, а также количественное регулирование, применяемые к товарам импортного происхождения, должны не менее благоприятны, чем те, которые применяются к товарам национального происхождения».

Ряд важных положений о РНБ и национальном режиме содержатся также в других соглашениях ВТО. Так, в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) содержатся по применению и национального режима и РНБ. Следует отметить, что Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС) содержит положения по применению РНБ и не предусматривает национального режима.

На первый взгляд содержание этих двух режимов похожи, но при тщательном сравнении очевидно, что эти режимы имеют разные объекты применени я. Так, при РНБ объектом является преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет предоставляются страной-импортером иностранным товарам в отношении таможенных пошлин и сборов, правил регулирования ввоза и вывоза и других формальностей. Так вот, при РНБ эти преимущества, предоставляемые иностранному товару, должны быть не менее благоприятными, чем предоставляемые товарам из любой другой договаривающейся страны.

При национальном режиме объектом являются внутренние законы, правила и требования; внутренние налоги и сборы и меры количественного ограничения. Требования национального режима заключаются в том, что эти внутренние налоги и сборы в отношении импортного товара должны быть такими же, как и отношении национального товара.

Вот, например, некоторые сферы применения принципа наибольшего благоприятствования из международной практики:

  • международное регулирование торговли: таможенные пошлины; правила и формальности, применяемые при таможенной обработке товаров; налоги и сборы, в том числе на обращение, потребление или обработку импортируемых товаров; экспортные и импортные количественные и другие нетарифные - ограничения и запрещения; технические стандарты; административные правила; антидемпинговые процедуры; другие условия ввоза и вывоза товаров;
  • сфера валютно-финансовых отношений - налоги на валютные операции, курсы иностранных валют, условия валютного контроля; погашение долгов; условия предоставления концессий, кредитов, займов; избежание двойного налогообложения;
  • правовое положение иностранных физических и юридических лиц -порядок учреждения и деятельности представительств иностранных фирм; вопросы гражданского права;
  • вопросы режима транспортировки - режим судов, грузов при входе, выходе и пребывании в портах; режим других транспортных средств; правила и формальности при транзит пользование железнодорожными и водными путями сообщения;
  • санитарные и карантинные формальности;
  • вопросы интеллектуальной собственности - режим получения авторских прав, патентов;
  • вопросы отправления правосудия - доступ к судам, признание и исполнение иностранных судебных и арбитражных решений;
  • отдельные элементы режима дипломатических, консульских и иных представительств;
  • другие вопросы экономического сотрудничества, в том числе в области промышленности, связи и других видов хозяйственной деятельности.

На практике наиболее распространенной областью применения принципа наибольшего благоприятствования является сфера таможенно-тарифного регулирования доступа товаров на национальные рынки. Принцип недискриминации требует, что таможенные тарифы не должны носить дискриминационный характер по отношению к разным импортным товарам, т.е. не должны быть чем, те, которые применяются к товарам национального происхождения или товарам из любой третьей страны, должны быть «связанными». «Связанность» тарифа означает, что установление какого-либо уровня тарифа в отношении конкретного товара, рассматривается как обязательство. Государство-участник ВТО не может повысить уровень тарифа в одностороннем порядке без проведения компенсационных переговоров с основными торговыми партнерами. Шумилов В.М. отмечает, что сам по себе принцип недискриминации не спасает от дискриминации, которая может сложиться путем предоставления наиболее благоприятных условий для некоторых торговых партнеров, например, предоставление преференций [4 с.176]. Следует отметить, что после создания ВТО средние уровни тарифов постепенно, но уверенно снижались в течение семи раундов.

Запрет на количественные ограничения закреплен в статье XI ГАТТ: «Ни одна из договаривающихся сторон не устанавливает на ввоз любого товара из территории другой договаривающейся страны или вывоз товара на экспорт никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий, кроме таможенных пошлин, налогов и других сборов». Такие ограничения могут быть разрешены, если они применяются для предотвращения критического недостатка продовольствия или других товаров, имеющих существенное значение для экспортирующей страны.

ВТО не является организацией свободной торговли, как это иногда пытаются представить. Это система правил и норм, направленных на поощрение открытой и справедливой конкуренции. Эта организация допускает использование тарифов и других форм защиты государствами своих внутренних рынков. Правила, касающиеся недискриминационных мер, направлены на создание справедливых условий торговли. Аналогичные цели преследуют и нормы, посвященные демпингу и субсидиям. Например, предоставление правительственных субсидий ведет к тому, что неэффективные, громоздкие компании затоваривают потребителей устаревшими товарами. Трудности сбыта приводят к закрытию предприятий, сокращению рабочих мест. Это все результаты протекционизма и субсидий. Во внешней торговле это приводит к «сжатию» рынка. Соглашение ВТО по сельскому хозяйству направлено на то, чтобы сделать торговлю сельскохозяйственной продукцией более справедливой. Можно привести много примеров документов ВТО, которые направлены на то, чтобы содействовать развитию справедливой конкуренции.

 

Дискуссии о совместимости преференциального режима во взаимной торговле стран-участниц в международных организациях и национальных учреждениях с режимом наибольшего благоприятствования (РНБ) длятся десятилетия. Противники преференций считают, что тарифные и прочие льготы и преимущества, предоставляемые на основе взаимности странами - участницами региональных объединений, создают их экспортерам более благоприятные конкурентные условия на рынках этих стран, чем условия, которыми пользуются поставщики из третьих стран, т. е. порождают дискриминацию. Сторонники использования преференций отмечают, что имеется в виду либерализация импорта, которую все признают необходимой. В связи с тем, что одна группа стран продвигается в сфере либерализации дальше, чем другая, ей не следует противодействовать, так как потребителям товаров либерализация внешней торговли, как правило, приносит пользу.

По мере увеличения количества стран - участниц региональных объединений с преференциальными условиями внешней торговли отношение к преференциям в мире становилось более терпимым. Дискуссии и практические действия сводились к упорядочению применения торговых преференций и уменьшению ущерба от них для третьих стран.

Многосторонние соглашения в рамках ГАТТ и ВТО допускают существование региональных экономических объединений с преференциальным режимом во внешней торговле. Эти соглашения устанавливают основные правила создания и функционирования таможенных союзов и зон свободной торговли, а также определяют процедуры и меры, обеспечивающие гласность деятельности стран-участниц объединений, позволяющие контролировать соблюдение ими этих правил и при необходимости воздействовать на их нарушителей. В настоящее время действуют три многосторонних соглашения ВТО, положения которых регулируют использование преференций в региональной внешней торговле: статья XXIV ГАТТ 1947 г., Договоренность о толковании этой статьи в ГАТТ 1994 г. и статья V Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).

В Генеральном соглашении по тарифам и торговле, которое вошло в общий пакет соглашений, образующих правовой фундамент ВТО, в части III содержится статья XXIV - "Территориальное применение - Приграничная торговля - Таможенные союзы и зоны свободной торговли". В ней выражено позитивное отношение к преференциям в рамках приграничной торговли, таможенных союзов и зон свободной торговли, но применительно к региональным объединениям оговорены определенные условия.

Прежде всего в п. 3 указывается, что положения настоящего соглашения не должны толковаться в том смысле, чтобы они препятствовали предоставлению какой-либо договаривающейся стороной преимуществ соседним странам в развитии приграничной торговли. Пра`ктика предоставления преференций для развития этой торговли была вынесена за рамки правил ГАТТ. Следовательно, каждая страна вправе по своему усмотрению предоставлять любые льготы и преимущества в приграничной внешней торговле со своими соседями.

В п. 4 отмечается, что члены ГАТТ признают желательным расширение свободы торговли посредством добровольных соглашений в интересах более тесного объединения экономик стран - участниц таких соглашений и считают, что целью таможенного союза или зоны свободной торговли должно быть облегчение торговли между составляющими их территориями, а не создание барьеров в торговле с другими странами-членами. Следовательно, основным критерием, которым должны руководствоваться участники региональных экономических объединений, является либерализация взаимных внешнеторговых отношений.

В п. 5 соглашения уточняется, что его положения не должны препятствовать образованию территориями договаривающихся сторон таможенного союза или зоны свободной торговли. Для этих объединений созданы возможности развития, но сделаны некоторые оговорки.

Во-первых, в том же п. 5 отмечается, что пошлины и другие меры регулирования торговли, установленные при учреждении таможенного союза, не должны быть выше или более ограничительными, чем применявшиеся в составляющих его территориях до образования такого союза. Аналогичное требование предъявляется к пошлинам и другим мерам регулирования торговли при образовании зоны свободной торговли. Во-вторых, в следующем пункте оговаривается, что при повышении пошлины в связи с образованием таможенного союза или зоны свободной торговли "пострадавшей" стране должна предоставляться компенсация. Этот пункт позволяет, в соответствии с общей концепцией ГАТТ, избегать конфликтных ситуаций и находить компромиссные решения между участвующими и не участвующими в объединении странами.

Принципиальное значение имеет п. 8 соглашения, где поясняется, что следует понимать под таможенным союзом и зоной свободной торговли. Под таким союзом понимается замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией при условии, что пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли были бы отменены в отношении практически всей торговли между составляющими территорию союза или, по крайней мере, практически всей торговли товарами, происходящими из этих территорий. В этом определении необходимо обратить внимание на влова "практически всей торговли", запрещающее создавать таможенный союз применительно к отдельным товарным секторам.

Под зоной свободной торговли понимается группа из двух или более таможенных территорий, в которых отменены пошлины и другие ограничительные правила регулирования торговли между составляющими территории зоны в отношении товаров, происходящих из этих территорий. В приведенной формулировке присутствует словосочетание "практически вся торговля", что на практике не всегда соблюдалось.

В обоих случаях допускается ряд общепризнанных исключений из общего правила применения мер регулирования внешней торговли, чтобы заранее разрешить странам делать разумные отступления: при критическом недостатке продовольственных и других важных товаров в стране, в связи с применяемыми стандартами и правилами классификации, для поддержания равновесия платежного баланса, в интересах общественной морали, защиты жизни и здоровья людей и при некоторых других особых обстоятельствах.

Принципиальное значение имеет также п. 12, требующий, чтобы каждая страна - член ГАТТ принимала имеющиеся в ее распоряжении разумные меры в целях обеспечения соблюдения положений соглашения региональными и местными правительствами и властями на ее территории. Приведенное положение было адресовано странам с федеративным устройством, поскольку нередкими были случаи издания местными органами правовых актов, не соответствовавших нормативным документам центральных органов.

Необходимо отметить п. 10, констатирующий, что страны - члены ГАТТ могут большинством голосов в две трети утверждать предложения, которые не полностью согласуются с требованиями пп. 5 - 9. Так, допускаются исключения из общих правил, но исключения требует получения одобрения квалифицированным большинством членов ГАТТ.

В послевоенный период (по 1990 г. включительно) Секретариат ГАТТ был информирован о 70 региональных торгово-экономических соглашениях, предусматривавших таможенные преференции. Все эти соглашения были проанализированы, и лишь 4 из них признаны совместимыми с положениями ст. XXIV. В большинстве соглашений были выявлены несоответствия, но практических мер по их устранению не последовало. Это давало основание членам ГАТТ усилить контроль за созданием и функционированием таможенных союзов и зон свободной торговли, что было сделано.

В итоге "Уругвайского раунда" многосторонних торговых переговоров в 1986 - 1994 гг. была достигнута Договоренность о толковании статьи XXIV ГАТТ 1994 г. В преамбуле Договоренности подчеркивается рост числа и значения таможенных союзов и зон свободной торговли, а также вклад в расширение мировой торговли, который может быть сделан путем более тесной экономической интеграции стран - участниц этих объединений. В преамбуле отмечается, что этот вклад увеличился бы при распространении либерализации торговли между участниками таможенных союзов и зон свободной торговли на весь их внешнеторговый оборот, т. е. на товарооборот с третьими странами.

Договоренность о толковании статьи XXIV уточняет ряд критериев, позволяющих более объективно судить о последствиях функционирования таможенных союзов и зон свободной торговли и целесообразности применения в случае необходимости корректирующих мер.

В частности, в дополнение к п. 5 этой статьи предлагается производить полную оценку средневзвешенных пошлин и сборов до и после образования таможенного союза, основанную на статистике импорта за предшествующий представительный период, причем в стоимостном и количественном выражении и в разбивке по странам происхождения. При всей технической сложности таких подсчетов и сопоставлений они позволяют составить более полное представление о деятельности такого союза для его членов и третьих стран.

В дополнение к п. 6 устанавливается многоступенчатая и сбалансированная процедура взаимодействия заинтересованных сторон в случае повышения пошлин странами - участницами таможенного союза, позволяющая избежать конфликтов. Так, предусматриваются переговоры о компенсации до изменения ставок пошлин в связи с образованием указанного союза. В ходе переговоров должно учитываться снижение пошлин по той же тарифной позиции, осуществляемое другими участниками таможенного союза; если снижение окажется недостаточной компенсацией, то ее можно предложить в форме снижения пошлины на другие тарифные позиции. Если переговоры не приведут к достижению согласия в разумный период, то таможенный союз имеет право изменить или отозвать уступки (т. е. повысить пошлины); и другие страны имеют право прибегнуть к аналогичным мерам.

В дополнение к п. 12 указывается, что каждая страна - член ВТО несет полную ответственность за соблюдение положений XXIV статьи соглашения региональными и местными правительствами и властями в пределах своей территории.

Для обеспечения соответствия таможенных союзов и зон свободной торговли требованиям XXIV статьи соглашения в п. 1 Договоренности предписывается, что все уведомления в соответствии с п. 7 должны с этой целью рассматриваться Рабочей группой. Последняя представляет доклад со своими выводами Совету по торговле товарами, а совет может давать рекомендации странам-членам об изменении соглашения о создании таможенных союзов и зон свободной торговли. Предусматривается также процедура последующего рассмотрения выполнения упомянутых рекомендаций (п. 10) и периодическое информирование Совета по торговле товарами о действии таможенного союза и зоны свободной торговли, значительных изменениях и дополнениях в соответствующем соглашении (п. 11).

Установление коллективной системы контроля за созданием и функционированием региональных соглашений, предусматривающих таможенные преференции во внешней торговле, возможно, повысит уровень "дисциплины" в этой области международных экономических отношений.

В Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС) содержится специальная статья V ("Экономическая интеграция"), касающаяся региональных экономических объединений. Положения данной статьи будут применяться в случаях, когда в различных региональных объединениях либерализация распространится и на торговлю услугами, ибо отдельные региональные соглашения в области торговли услугами в мировой практике отсутствуют. ГАТС регулирует не только торговлю собственно услугами, но и перемещение капитала через границу, в том числе в материальной форме, связанное с созданием необходимой инфраструктуры за рубежом для предоставления услуг.

В статье V ГАТС частично воспроизводятся положения статьи XXIV ГАТТ применительно к торговле услугами, но есть и некоторые особенности. Например, п. 1 статьи V не препятствует никому из стран -членов ВТО участвовать или вступать в какое-либо соглашение, которое направлено на либерализацию взаимной торговли услугами, но в этом же пункте перед участниками таких соглашений ставятся два важных условия. Соглашения должны, во-первых, охватывать значительное число секторов торговли услугами (по количеству, объему операций и способам поставки услуг) и, во-вторых, не допускать или устранять всякую дискриминацию между участниками посредством ликвидации существующих и запрещения установления новых дискриминационных мер. В п. 2 оговаривается, что при оценке соблюдения требований в отношении дискриминации внимание обращается на то, насколько соглашение отвечает общему процессу экономической интеграции или либерализации торговли среди его участников.

Целью указанного в п. 1 такого соглашения, как упоминается в п. 4, должно быть облегчение торговли между участниками, но не должно быть увеличения общего уровня барьеров в торговле в отношении страны - члена ВТО вне такого соглашения по сравнению с уровнем, применявшимся до соглашения.

Жесткие условия установлены в п. 5 в случае отзыва участником соглашения при заключении или изменении последним своих первоначальных специфических обязательств по либерализации торговли в рамках ГАТС. В этом случае требуется следующее: заблаговременно (за 90 дней) извещение Совета по торговле услугами ВТО о таком решении; проведение переговоров о порядке предоставления компенсации странам, которым наносится ущерб от изменения обязательств; распространение этой компенсации на всех участников ВТО на основе РНБ.

Имеется два важных положения этого документа вне статьи V. Во-первых, это изъятия из РНБ, которые содержатся в специальном Приложении к ст. II ГАТС, распространяющем этот режим на торговлю услугами. Многие страны - члены ВТО к моменту составления ГАТС имели договоренности с другими странами о взаимных преференций в торговле услугами, от которых они не были готовы отказаться, было решено дополнить соглашение приложением, легализующим право на соответствующие исключения. В Приложении к ст. II отмечается, что страны - члены ВТО могут сохранить на срок 10 лет ранее установленные преференции, перечисленные ими в национальном списке исключений из РНБ для информации Секретариата ВТО.

Во-вторых, в ст. II ГАТС (в п. 3) записано, что "положениями настоящего соглашения не имеется в виду воспрепятствовать любому члену в получении или предоставлении преимуществ в отношении сопредельных стран в целях облегчения обмена услугами в пределах приграничных территорий, когда услуги производятся и потребляются в рамках таких территорий". Это положение напоминает аналогичное положение ст. XXIV ГАТТ (также п. 3), но содержит ряд уточнений: добавлены слова о "получении" преимуществ, "в целях облегчения обмена услугами в пределах приграничных территорий" и "производимых и потребляемых в рамках таких территорий".

Россия еще недостаточно использует возможности преференций во внешней торговле в качестве формы содействия развитию товарооборота в приграничной торговле и в региональных экономических объединениях, а также Общую систему преференций.

Ряд промышленно развитых стран, в том числе члены ЕС, распространили на Россию тарифные льготы в рамках этой с

 

Принцип предоставления преференциального режима развивающимся и наименее развитым странам также представлен в различных нормах соглашений ВТО. Возможность принятия особых мер применительно к наименее развитым странам/территориям предусмотрена в статье XVIII ГАТТ. В 1965 году в текст ГАТТ была инкорпорирована часть IV "Торговля и развитие", адаптированная к новым условиям постколониального устройства международной торговой системы (статьи XXXVI - XXXVIII). В п. 8 ст. XXXVI зафиксировано положение: "Развитые договаривающиеся стороны не ожидают взаимности по взятым на себя обязательствам в торговых переговорах о снижении или устранении тарифов и других барьеров для торговли менее развитых договаривающихся сторон". Этим положением юридически легализован процесс предоставления преференций развивающимся странам со стороны развитых государств в отступление от взаимного принципа наибольшего благоприятствования. Предоставление торговых преференций не считается теперь нарушением ПНБ.

В статье XXXVII ГАТТ зафиксировано обязательство развитых государств в максимально возможной степени: устранять барьеры для товаров из развивающихся стран, не повышать тарифные ставки и нетарифные барьеры, снижать фискальные меры в отношении сырьевых и прочих товаров из развивающихся стран. В 1979 году было принято специальное решение о дифференцированном и более благоприятном режиме взаимности и более полном участии развивающихся стран. Во многих договорах, примыкающих к тексту ГАТТ, также учтена специфика развивающихся государств, например в Соглашении по применению санитарных и фитосанитарных мер (ст. 10), Соглашении по техническим барьерам в торговле (ст. 12), Соглашении по правилам происхождения (приложение II) и др.

Что касается наименее развитых стран (примерно 50 государств с наименьшим прожиточным уровнем населения, в основном страны Африки и Азии), то прослеживается тенденция на предоставление этой группе дополнительных преференций и более льготного правового режима в отдельных вопросах. Например, специальные положения содержатся в приложении 3 к Соглашению об учреждении ВТО ("Механизм обзора торговой политики"): для наименее развитых стран устанавливается льготная периодичность представления в орган ВТО обзоров о своей торговой политике. В решении о мерах в пользу наименее развитых стран признаются особые потребности этой группы государств в области доступа на рынки; решено, что уступки по тарифным и нетарифным мерам в отношении товаров из наименее развитых стран могут осуществляться с опережением сроков, их экспортным интересам будет уделяться особое внимание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.022 с.)