Тенденции развития операторской работы на телевидении- задачи, направления, особенности, техническое оснащение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции развития операторской работы на телевидении- задачи, направления, особенности, техническое оснащение.



Эволюция новостных программ на отечественном телевидении.

Еще в I9S3 г. установилась традиция: каждую субботу по Центральному ТВ шла

хроника «Новости дня». А начиная с 1956 г. в конце вещательного дня стали выходить «Последние

новости» - теледиктор слово в слово зачитывал новости, прозвучавшие по радио. На Шаболовку

приглашали дикторов радио для прочтения новостей. В те же годы ВВС просто транслировала

радионовости, а в США уже шли настоящие теленовости с ведущим- комментатором. Чуть позднее

радионовости стали дополнять 2-3 сюжетами, снятыми на кинопленку.

В 1957 году прошел Фестиваль молодежи и студентов, это отражалось в новостях.

Видеоряд состоял из фотографий, интервью диктора с участниками в студии.

Была попытка убрать диктора с экрана, но зрители привыкли к нему и возмутились.

1 января 1968 г. стартовала программа «Время». Как главная пропагандистская передача

имела гарантированную аудиторию - до 150 млн. человек ежедневно. Ее обязаны были дублировать

другие каналы и у зрителей просто не было выбора. Программа состояла из дикторского чтения

материалов, рапортах об успехах, откликов на съезды ЦК КПСС и пленумы ЦК, хроники трудовых

свершений в промышленности и сельском хозяйстве. Главным «человеком труда» на экране

выступал, конечно, сам Брежнев. Под давлением цензуры на экране господствовала видеозапись, а

прямые передачи покинули эфир до горбачевской перестройки. Программа «Время» версталась в

Кремле, и ничего не отражала, а только лгала. Согласно советской доктрине, у нас все было хорошо.

Новости смотреть было невозможно. Взятый Горбачевым курс на гласность означал постепенное

снятие контроля над словом, переход от монолога к диалогу и дискуссии. Менялось само понятие «новость». Обычным делом стало освещение стихийных бедствий и катастроф. На экране наметился поворот от тем производственных к проблемам социальной жизни. Журналисты затрагивали ранее запрещенные темы. Снимаются «заглушки» с вражеских радиостанций, таких, как ВВС,

«Голос Америки», «Свобода», выходят журналы, печатающие Б. Пастернака. Л. Солженицына и других ранее запрещенных авторов. Появились передачи «До и после полуночи», «Взгляд», затрагивающие острые больные темы. «Время» дополнилось 10-мииутным «Прожектором перестройки».

В годы перестройки происходят перемены в технологии сбора и обработки новостей. Многие студии переходят на нелинейный монтаж, появляются камеры «Бетакам». Новое поколение видеотехники с несколькими звуковыми дорожками позволило применять интершум, т.е. использование живого звука в качестве дополнительной информации.

В мае 1991 г. вышли «Вести» нового телеканала «Россия». С 1992 года первый канал назывался

«Останкино». Они дополняли друг друга. Когда в 1992 году между политическими силами началась борьба за контроль над информацией, главным яблоком раздора стало ТВ. Противостояние вылилось в захват ТЦ «Останкино» 3 октября 1993 г. Итог - под полным контролем исполнительной власти телеканал «Россия» и первый канал.

На экран была выпущена реклама и стали возникать независимые от правительства коммерческие

телекомпании. ТВ-6 и НТВ стартовали в 1993 г., и НТВ сразу заявило о себе сильными

динамичными, яркими новостями в западном стиле, забрав из «Останкино» известных журналистов Киселева, Миткову, Осокина, из «России» - Сорокину. Появление НТВ стало прорывом в информационном вещании.

Но постепенно новые СМИ оказались привязанными к власти через механизм

зависимости их владельцев от благосклонности чиновников. В преддверии выборов 1999 г. в

ГосДуму НТВ, ТВ-6 и ТВЦ поддерживали блок Лужкова-Примакова, а государственные ОРТ и

«Россия» - движение «Единство», ставшее позднее «Единой Россией».

Сегодня первый канал и «Россия» контролируются государством, ТВЦ — Московской

мэрией, НТВ — полугосударственной компанией «Газпром».

Конечно, если сравнить сегодняшнее ТВ с тем, каким оно было 20 лет назад, то в сфере информации оно стало живее, оперативнее, интереснее, многоплановее. Новости Первого канала и РТР собирают примерно вдвое больше зрителей, чем все остальные каналы, вместе взятые. И именно они диктуют повестку дня - т.е. набор сюжетов и проблем, считающихся самыми важными. Новости НТВ - бодрый ритм, скандалы, сенсации, бульварная пресса, кровь, насилие.

Есть и качественные информационные каналы: РБК, Евроньюс, Россия 24.

Абсолютное большинство россиян отводит ТВ главную роль в получении информации о внешнем

мире, для 70% это единственный источник. 44% населения доверяют ТВ, 8% - центральному радио, 3% - прессе. Средний россиянин в среднем 4 часа смотрит телевизор, из них 8% - это новости. Это меньше, чем раньше. Новости конкурируют с интернетом.

Билет 38.

Вспомогательная операторская техника.

Включает в себя:

 

Операторские тележки

Для перемещения по ровной поверхности служат, как правило, пневматические колеса. Если требуется движение по фиксированной траектории, применяется рельсовый путь, формируемый и* прямых и криволинейных секций. В этом случае вместо пневматических колес на тележку устанавливаются специальные катки или рельсовые ролики. Тележка может быть моторизованной и снабженной кран стрелкой либо приводиться в движение вручную. Практически во всех современных тележках применяется несколько режимов управления: только передними колесами, только задними колесами, всеми колесами сразу. Это позволяет добиться максимальной маневренности. В качестве опоры для камеры на тележку могут быть установлены колонна, штатив и даже операторский кран.

Существуют операторские тележки с рельсовым ходом и на пневматических колесах, с колонками и сиденьями для оператора и под установку стандартного штатива, с различными типами подъемников для камер и операторов с электрическим, гидравлическим, пневматическим приводом, с различными кран-стрелками, которые также могут иметь электрический (в том числе программируемый), гидравлический или пневматический привод или ручное управление.

Есть модели операторских тележек с электрическим приводом, позволяющие развивать скорость до 36 км/ч с оператором, а также дистанционно управляемые тележки. Можно найти несколько десятков моделей: от сверхскоростных, развивающих скорость более 12 м/с, используемых при спортивных съемках (как правило, с миниатюрными и малогабаритнымяБи камерами), до подвесных, монтируемых на конструкциях сцены с горизонтальным и вертикальным движением камеры. Большое количество моделей применяется для съемок в студиях и на шоу-программах.

Операторские краны (см вопрос №39)

Операторский кран - можно грубо разделить на кран-стрелы и краны с посадкой оператора на площадку наверх стрелы. Кран-стрелы бывают самые разнообразные - от 1,5 до 30 метров. Общий принцип - управление движениями самой стрелы осуществляется вручную, управление камерой и камерной головкой - дистанционно, с пульта при помощи приводов. С кран-стрелой в основном управляются три человека. Краны с вылетом стрелы до 10 м можно считать стандартными. Существют сверхбольшие краны - с вылетом стрелы более 20 метров. Они различаются по конструкции, параметрам жесткости, времени сборки, имеют разные сервисные свойства. Выпускаются краны с фиксированной длиной стрелы и телескопические, вылет стрелы которых можно изменять непосредственно в процессе съемки. Телескопические краны - краны с максимальный вылетом стрелы 12 м, и скоростью выдвижения стрелы -1,6 м/с. Большие тяжелые краны способны нести не только камеру, но и оператора. Основная часть современных систем данного типа являются модульными, что позволяет увеличивать или уменьшать длину стрелы в зависимости от поставленной задачи.

Стедикамы

Стедикам (Stcadicam) - система стабилизации камеры во время съёмки. Система Stcadicam изобретена кинооператором Гарретом Брауном, который в 1973году продал права на свое изобретение компании CinemaProducts.Система стабилизации камеры типа стедикам обеспечивает плавное движение камеры в разных плоскостях. Стедикам используется в кино- и видеосъёмках, часто при съёмке сериалов, так как это максимально простой способ получить картинку в движении без тряски, при этом с минимальными затратами. В отличие от операторских рельс и использования операторского крана, стедикам более мобилен. Транспортные расходы, количество рабочих и ассистентов, время подготовки к съемке значительно сокращаются при использовании стедикама. Конструкция стеликама состоит из жилета, который надевается на оператора, пантографа и вертикальной стойки. Также система может быть дополнена просмотровым монитором, аккумуляторами, иногда в комплект стедикама входят крепления для авто и вертолета. Модели стедикамов, в основном, отличаются по весу камер, которые на них можно установить, и по сервисным устройствам, важнейшими из которых являются радиоканал привода объектива и передатчик телевизионного изображения. Стедикамы последние годы получили широкое распространение не только в коммерческом кинопроизводстве, но и в любительском видео. Как правило, используются стабилизаторы без жилета, так как в любительском видео используются камеры весом до 3-х кг, что позволяет использовать облегчённую и упрощённую конструкцию. Первый фильм с применением системы Steadicam был снят в 1976 году, это был фильм «BoundforGlory».

Другая техника

Еще одно устройство, предназначенное для стабилизации положения движущейся камеры, - что гироскоп. Фактически, он представляет собой маховик, вращающийся с очень высокой скоростью, около 20 тыс. об/мин и выше. При такой скорости вращения создается большой момент инерции, поэтому если маховик подвешен на подшипниках в карданной системе крепления, то при изменении положения платформы положение маховика в пространстве остается неизменным. Использование этого принципа позволяет стабилизировать камеру, закрепленную, к примеру, на самолете или вертолете. В последнее время некоторые фирмы начали выпускать небольшие гиростабилизаторы, которые можно применять и при съемке даже с рук.

SpiderCam - камера-паук.

Камсра-«паук» бесшумно скользит по тросам, натяну! ым над съемочной нлашадкой. например футбольным нолем. Двигаясь в горизонтальной плоскости, она может мгновенно взмыть на требуемую высоту и вернуться обратно. Ей доступна любая точка в пределах съемочной площадки. Функционирование системы осуществляется посредством тросового манипулятора. Он выполняет команды по передвижению платформы с камерой на определенные, заранее заданные высоты и по ее перемещению над заданной областью.

Система SpiderCam состоит из четырех основных модулей:

центральный процессор управления;

системы тросов;

барабаны:

камера и панорамирующая головка.

Платформа поддерживается на необходимой высоте и в нужной позиции с помощью подвесной системы из тросов, которые крепятся на четыре опоры, расположенные в разных углах площадки. Лебедки, которые поочередно натягивают и ослабляют тросы, перемещают камеру в трехмерном пространстве. Система SpiderCam используется для съемок спортивных состязаний, концергов. зрелищных мероприятий, музыкальных видеоклипов, рекламы и художественных фильмов.

Существуют рачличиыс системы канатных доро! (камера-паук), по большей части используемые я спортивных и шоу-программах, а также операторские машины, в том числе с операторскими кранами, операторские самолеты, вертолеты (в том числе радиоуправляемые), дельта- и парапланы, как специальные, так и переделанные из серийных моделей, подводные скутеры.

2. Основные вехи развития научно-популярных программ отечественною телевидения («Клуб путешественников», «В мире животных», «Очевидное - невероятное»).

Учебное ТВ возникло в 1965 году. Утренний блок был адресован школам. Это были

передачи на урок, связанные со школьной программой. Дневные передачи выхолили за рамки

учебной программы и были адресованы не только детям, но и взрослым. Телевизионные уроки имели форму лекции, беседы, экскурсии, репортажа. В конце ставились контрольные вопросы и давались задания. В качестве ведущих приглашались авторитетные ученые, писатели, педагоги. Но

телевидению не удавалось полностью интегрироваться в учебный процесс. В 1981

году ЦТ сочло нерентабельными некоторые учебные передачи и прекратило программы для

поступающих в вузы и студентов-заочников.

В 1991 году учебно-образовательная редакция была поделена на две части - «Останкино»

и «Россия». Вместо учебного канала появился культурно-просветительный канал «Российские

университеты». Это были наспех сделанные передачи со скрытой рекламой. Затем все было передано каналу НТВ, а в 1997 году в российском эфире не осталось ни одной учебной передачи.

С началом реформ в стране научно-популярное вещание потеснили чисто

развлекательные передачи. Позиции отечественного культурно-просветительного ТВ сильно

сузились.Тенденцию удалось остановить только в 1997 году, когда был создан телекан «Культура».

В наши дни аналоги учебного телевидения есть, но нет такой аудитории, как раньше.

Есть целые каналы с подобными программами. Если учебные передачи создавались в помощь школе и вузам, то научно-популярные были рассчитаны на углубление знаний аудитории в области культуры, искусства, науки и техники. «Клуб кинопутешествий» (позднее — «Клуб путешествий») впервые вышел в эфир в 1960 году. За это время вышло более 2000 выпусков.

В этой программе были использованы документальные кадры, знакомящие зрителей с

такими местами, в которых они не только никогда не бывали, но о которых подчас даже не слышали. Наконец, можно было увидеть страны и народы, о которых мы все слышали на уроках географии и иногда в Новостях. И вот прямо у себя дома можно было хоть чу точку увидеть, как это зарубежье живёт и дышит. Передача стала телевизионным долгожителем: 43 года в эфире (и за это была занесена в «Книгу рекордов Гиннесса»)! Первым ведущим «Клуба кинопутешествий» был

Шнейдеров — режиссер популярного фильма «Джульбарс», автор множества географических

фильмов, имевший большой опыт путешественника. Он вел передачу 13 лет, и его трудно было

заменить. ТВ, однако, не ошиблось, пригласив на роль ведущего молодого врача Юрия Сенксвича,

которому посчастливилось побывать в различных, требующих навыка и мужества путешествиях, в

том числе морских под руководством прославленного Тура Хейердала. Гостями передачи были такие знаменитые исследователи, как Тур Хейсрдал, Федор Конюхов, Жак Ив Кусто.

Эта программа — достойный конкурент «Непутевым заметкам» Крылова, фильмам- путешествиям

Макарсвича. После смерти ведущего программа закрылась в октябре 2003 года. Основателем

передачи «В мире животных» был народный артист СССР и профессор ВГИКа режиссёр-документалист Александр Згуриди. Он эту передачу придумал, и 17 апреля 1968 года она впервые вышла в эфир. Згуриди, режиссер научно-популярных кинофильмов, всю свою жизнь посвятил изучению животного и растительного мира. В 1974 году передачу проиллюстрировали заставкой с летающей обезьянкой, бегущими страусами под волнующую музыку Ариэля Ра ми роса «Жаворонок» в исполнении оркестра Поля Мориа. Ведущим с 1975 года стал Песков, который много путешествовал и охотился на зверей и птиц с фотокамерой, автор увлекательных книг о природе. Следом за ним передачу стал вести П. Дроздов; тонкий знаток животного мира, который часто выступал как автор отдельных сюжетов, а то и целых передач. комментировал за кадром фильмы о животных, поражая зрителей своей эрудицией. Более тридцати лет передача рассказывала об удивительном мире живой природы, ее представителях, их повадках и среде обитания. Но главное в программе — это воспитание любви и сострадания к братьям нашим меньшим, будь то свирепый хищник или безобидные домашние зверушки.Гостями передачи были, например, доктор биологических наук В. Е. Флинт,

американский орнитолог, президент Международного союза по охране журавлей, доктор Д.

Арчибальд (выпуск, посвященный журавлям), профессор Б. Гржимек, автор фильма «Белый медведь»

Ю. Ледин, академик В. Е. Соколов, писатель Б. С. Рябинин.

Каждый из ведущих вёл передачу по-своему. Старшему поколению передача «В мире животных»

помнится по короткометражным, документальным и художественным сериалам зарубежного

производства о собаке породы колли «Лэсси» и об умном дельфине «Флиппер», которую вёл добрый

дедушка с длинной бородой — Александр Згуриди.

Передачи Василия Пескова отличались сюжетами из заповедников и питомников.

Николай Дроздов чередовал сюжеты и темы одной передачи, рассказывая в популярной

форме о животном мире. Во многом успех программы, после смерти Александр Згуриди, был

восстановлен Николаем Дроздовым, который являлся не только профессионалом своего дела: на

протяжении многих лет продолжал начинание предшественника, являясь интересным и

удивительным человеком, который любит людей и животных.

В 2006 году передача стала транслироваться на телеканале «Домашний».

Передача «Очевидное - невероятное» вышла в 1973 году как кинопанорама научно-популярных фильмов. Ее возглавил С. Капица, профессор престижного Московского физико-технического института. Передача «Очевидное — невероятное» - по-настоящему авторская: ее концепцию, тематику, участников определяет сам ведущий, он является объединяющим началом всего, что происходит в кадре. Сам ведущий вступает в диалог, а нередко и в спор с гостями студии, не боясь отойти от темы. В передачу приглашаются видные ученые и деятели культуры, философы, которых волнует воздействие науки на нашу культуру, на общественное сознание. Главное, чем передача подкупает зрителя — это раскованность интеллектуального общения, неповторимая атмосфера, требующая и от участников дискуссии, и от зрителей живой работы мысли и воображения.При создании цикла пришлось преодолеть множество препятствий. Например, с годами снизился интерес к фундаментальной науке. К тому же многие обещания ученых оказались невыполненными — не удалось приручить термоядерную реакцию, не удалось добиться полной безопасности ядерной энергетики, что кончилось трагедией в Чернобыле, ухудшилась экологическая обстановка. В советское время программа «Очевидное - невероятное», ориентированная на широкую аудиторию, имела сравнительно высокую, для научно-образовательных программ, популярность. Регулярно она выходила до 1994 года, но из-за отсутствия финансирования была закрыта.

С мая 1997 года передача открыла новый цикл под названием «Очевидное - невероятное. Век XXI».

Сергей Петрович Капица в 2008 году получил специальный приз «ТЭФИ» за личный вклад в развитие российского телевидения, как бессменный ведущий программы «Очевидное — невероятное».

Содержание программы остается неизменным - обсуждение с крупными учеными самых интересных и актуальных проблем науки и цивилизации. Главная задача нового цикла - формирование в обществе сознательного отношения к науке как к важнейшей части культуры. Вот уже более 30 лет автором и ведущим программы является доктор физико-математических наук, академик, вице-президент РАЕН Сергей Петрович Капица. «Как сохранить животный мир?», «Медицина XXI века: этические проблемы», «Что нам дает космонавтика?», «Интеллект - новые рубежи», «Мозг и сознание», «Метаморфозы русского языка» - вот неполный перечень проблем, которым были посвящены выпуски популярной программы. В передаче рассказывается о науке и технике, изобретениях, освещаются философские, культурные и психологические проблемы научно-технического прогресса, делаются прогнозы на будущее. Информация тщательно проверяется профессионалами в своих областях. В настоящее время передача выходит на телеканале «Россия» два раза в месяц.

 

Билет 39.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.8 (0.055 с.)