Человек в фокусе социокультурных потрясений порогового времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек в фокусе социокультурных потрясений порогового времени



Девальвация и разрушение смысловых опор и гарантии существования, дезориентация

и деморализация духовного мира личности. Ностальгия по утраченной гармонии и цело-

стности. «Двоящийся» (А. Белый), не совпадающий с собой человек, человек-химерик.

Конструирование новых социокультурных общностей – масса, толпа. Человек массы (с

доминантой индивидуальных вожделений) и человек элиты (с доминантой самосохране-

ния). Рождение массового общества, его ментальность, смена ценностей.

Художественная культура ХХ века

Сближение европейской, афро-азиатской и американской традиций. Новые виды ис-

кусства. Развитие кинематографа (Голливуд, европейские кинематографические шко-

лы, киноискусство Индии и Японии). Проблема «элитарного» искусства.

Массовая культура ХХ века: ее истоки и философские основы. Средства массовой

коммуникации, их роль в рождении массовой культуры. Модернизм как социокультур-

ный феномен, его общая философско-эстетическая основа.

«Полифония стилей» как характерная черта художественной культуры ХХ века.

Изобразительное искусство. Развитие авангардизма. «Фовизм». А. Матисс – главный

создатель доктрины фовизма. Кубизм в творчестве Пикассо. Творческая практика экс-

прессионизма (группы «Мост» и «Синий всадник»). Итальянский футуризм. Абстрак-

ционизм, его разновидности. Художественные принципы сюрреализма (С. Дали). Роль

графики. Скульптура (Майоль, Бурдель). Монументальный стиль в живописи и графи-

ке Мексики (Ривера, Сикейрос). Традиции реализма в творчестве Кента.

Новаторские тенденции в архитектуре. Новые возможности в градостроительстве.

Ле Корбюзье и его идея «лучезарного города». Концепция Города-Сада Райт и его

«стиль прерий». «Баухауз» и его роль в развитии современной архитектуры и приклад-

ных искусств. Развитие дизайна.

Музыкальная культура XX века. Традиционные направления. Эстетика «новой му-

зыки». Тенденции звуковой инженерии и «технической музыки».

Эстетика джаза, его истоки. Зарождение мюзикла. Рок-оперы.

Национальные музыкальные школы.

 


 

Феномен массовой музыкальной культуры. «Молодежная музыка» в контексте суб-

культурных движений (хиппи, битники, рокеры и другие). Поп- и рок-музыка. Сближе-

ние «серьезной» и «легкой» музыки, «пограничные» жанры.

Современная цивилизация и судьбы мировой культуры.

Постмодернизм и ориентация художественного творчества на массовые интеллекту-

альные и вкусовые установки. Осознанное «размывание границ» между массовой и

элитарной культурой. Обновление языка искусства. Новые виды и жанры искусства.

Творческое «я» в искусстве. Возрождение искусства как мегатенденция рубежа веков.

Многообразие культуры XX века. Уникальность культур и культурное единство че-

ловечества. Процесс взаимодействия и расширения культурного пространства, само-

бытность и инновации. Общечеловеческие ценности и сохранение совокупного духов-

ного опыта. Устав ООН и культура «планетарного мира».

Основные памятники

Литература. Ж. Амаду: «Лавка чудес», Д. Апдайк: «Кентавр», Б. Брехт: «Мамаша

Кураж и ее дети», Р. Бредбери: «Марсианские хроники», П. Вежинов: «Барьер», Г. Гессе:

«Игра в бисер», «Степной волк», Д. Голсуорси: «Сага о Форсайтах», Т. Драйзер: «Амери-

канская трагедия», Д. Джойс: «Уллис», Ф. Кафка: «Замок», Г. Лорка: лирика, Т. Манн:

«Доктор Фаустус», Г. Маркес: «Сто лет одиночества», Дж. Оруэл: «1984», М. Пруст: «В

поисках утраченного времени», Р. Роллан: «Очарованная душа», Э.М. Ремарк: «Три това-

рища», А. Де Сент-Экзюпери: «Маленький принц», Л. Фейхтвангер: «Гойя», У. Фолкнер:

«Особняк», Э. Хемингуэй: «Старик и море», «По ком звонят колокол», Б. Шоу: «Дом, где

разбиваются сердца», «Пигмалион».

Музыка. Л. Армстронг: «Сен-Луи блюз», Б. Бриттен: «Реквием», Д. Гершвин: «Пор-

ги и Бесс», К. Дебюсси: «Послеполуденный отдых фавна», фортепианные произведе-

ния, М. Равель: «Болеро».

Кинематограф. М. Антониони: «Профессия – репортер», И. Бергман: «Осенняя со-

ната», «Земляничная поляна», Л. Висконти: «Гибель богов». Мультфильмы Уолта Дис-

нея. Ф. Дзеферелли: «Ромео и Джульетта», «Травиата», Ж. Деми: «Шербурские зонти-

ки», А. Куросава: «Семь самураев», Р. Росселини: «Рим – открытый город», Б. Фосс:

«Кабаре», М. Форман: «Амадей», Ф. Феллини: «Амаркорд», «И корабль идет», Ч. Чап-

лин: «Золотая лихорадка», «Огни большого города».

Изобразительное искусство. Живопись. Сезанн: «Персики и груши», П. Гоген:

«Женщина, держащая плод», таитянские пасторали «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда

мы идем?», Матисс: «Танец», «Красные рыбки», Пикассо: «Девочка на шаре», «Авинь-

онские девицы», «Герника», С. Дали: «Постоянство памяти», «Сон», «Тайная вечеря»,

Р. Кент: «Труженики моря».

Скульптура. А. Бурдель: «Стреляющий Геракл», «Сафо», А. Майоль: «Помона».

Подумайте:

1. Как повлияли техника и техническая культура на развитие духовной культуры XX ве-

ка?

2. Чем объясняется доминантная роль зрелищных форм в художественной куль-

туре XX века?

3. Как дифференцирована аудитория художественной культуры в XX веке?

4. Как отразился подъем национального самосознания в художественной культуре

XX века?

5. Охарактеризуйте эволюцию модернизма в XX столетии.

6. В чем особенности эстетики постмодернизма?

7. Как соотносятся элитарное и массовое искусство в культуре XX века?

 


 

 

Тема 12. Особенностиразвитиякультурыроссийского

обществавНовейшеевремя.

Русскаякультуравконце XIX – началеХХвв. (4 часа)

Социокультурная характеристика русского общества конца XIX – начала ХХ века.

Культура «серебряного века» – российский культурный ренессанс. Нарастание эклектики

в культуре. Противоречие элитарной и демократической культур, массового и «чистого»

искусства. Рост социальной напряженности и кризис культуры. Интеллигенция и рево-

люция как социокультурная проблема России. Культурные последствия Октябрьской ре-

волюции. Проблема «культурного строительства» и процесс «внесения» новых культур-

ных идеалов и ценностей. Политизация культуры и ее негативные последствия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.026 с.)