Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек в фокусе социокультурных потрясений порогового времени
Девальвация и разрушение смысловых опор и гарантии существования, дезориентация и деморализация духовного мира личности. Ностальгия по утраченной гармонии и цело- стности. «Двоящийся» (А. Белый), не совпадающий с собой человек, человек-химерик. Конструирование новых социокультурных общностей – масса, толпа. Человек массы (с доминантой индивидуальных вожделений) и человек элиты (с доминантой самосохране- ния). Рождение массового общества, его ментальность, смена ценностей. Художественная культура ХХ века Сближение европейской, афро-азиатской и американской традиций. Новые виды ис- кусства. Развитие кинематографа (Голливуд, европейские кинематографические шко- лы, киноискусство Индии и Японии). Проблема «элитарного» искусства. Массовая культура ХХ века: ее истоки и философские основы. Средства массовой коммуникации, их роль в рождении массовой культуры. Модернизм как социокультур- ный феномен, его общая философско-эстетическая основа. «Полифония стилей» как характерная черта художественной культуры ХХ века. Изобразительное искусство. Развитие авангардизма. «Фовизм». А. Матисс – главный создатель доктрины фовизма. Кубизм в творчестве Пикассо. Творческая практика экс- прессионизма (группы «Мост» и «Синий всадник»). Итальянский футуризм. Абстрак- ционизм, его разновидности. Художественные принципы сюрреализма (С. Дали). Роль графики. Скульптура (Майоль, Бурдель). Монументальный стиль в живописи и графи- ке Мексики (Ривера, Сикейрос). Традиции реализма в творчестве Кента. Новаторские тенденции в архитектуре. Новые возможности в градостроительстве. Ле Корбюзье и его идея «лучезарного города». Концепция Города-Сада Райт и его «стиль прерий». «Баухауз» и его роль в развитии современной архитектуры и приклад- ных искусств. Развитие дизайна. Музыкальная культура XX века. Традиционные направления. Эстетика «новой му- зыки». Тенденции звуковой инженерии и «технической музыки». Эстетика джаза, его истоки. Зарождение мюзикла. Рок-оперы. Национальные музыкальные школы.
Феномен массовой музыкальной культуры. «Молодежная музыка» в контексте суб- культурных движений (хиппи, битники, рокеры и другие). Поп- и рок-музыка. Сближе-
ние «серьезной» и «легкой» музыки, «пограничные» жанры. Современная цивилизация и судьбы мировой культуры. Постмодернизм и ориентация художественного творчества на массовые интеллекту- альные и вкусовые установки. Осознанное «размывание границ» между массовой и элитарной культурой. Обновление языка искусства. Новые виды и жанры искусства. Творческое «я» в искусстве. Возрождение искусства как мегатенденция рубежа веков. Многообразие культуры XX века. Уникальность культур и культурное единство че- ловечества. Процесс взаимодействия и расширения культурного пространства, само- бытность и инновации. Общечеловеческие ценности и сохранение совокупного духов- ного опыта. Устав ООН и культура «планетарного мира». Основные памятники Литература. Ж. Амаду: «Лавка чудес», Д. Апдайк: «Кентавр», Б. Брехт: «Мамаша Кураж и ее дети», Р. Бредбери: «Марсианские хроники», П. Вежинов: «Барьер», Г. Гессе: «Игра в бисер», «Степной волк», Д. Голсуорси: «Сага о Форсайтах», Т. Драйзер: «Амери- канская трагедия», Д. Джойс: «Уллис», Ф. Кафка: «Замок», Г. Лорка: лирика, Т. Манн: «Доктор Фаустус», Г. Маркес: «Сто лет одиночества», Дж. Оруэл: «1984», М. Пруст: «В поисках утраченного времени», Р. Роллан: «Очарованная душа», Э.М. Ремарк: «Три това- рища», А. Де Сент-Экзюпери: «Маленький принц», Л. Фейхтвангер: «Гойя», У. Фолкнер: «Особняк», Э. Хемингуэй: «Старик и море», «По ком звонят колокол», Б. Шоу: «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». Музыка. Л. Армстронг: «Сен-Луи блюз», Б. Бриттен: «Реквием», Д. Гершвин: «Пор- ги и Бесс», К. Дебюсси: «Послеполуденный отдых фавна», фортепианные произведе- ния, М. Равель: «Болеро». Кинематограф. М. Антониони: «Профессия – репортер», И. Бергман: «Осенняя со- ната», «Земляничная поляна», Л. Висконти: «Гибель богов». Мультфильмы Уолта Дис- нея. Ф. Дзеферелли: «Ромео и Джульетта», «Травиата», Ж. Деми: «Шербурские зонти- ки», А. Куросава: «Семь самураев», Р. Росселини: «Рим – открытый город», Б. Фосс: «Кабаре», М. Форман: «Амадей», Ф. Феллини: «Амаркорд», «И корабль идет», Ч. Чап- лин: «Золотая лихорадка», «Огни большого города».
Изобразительное искусство. Живопись. Сезанн: «Персики и груши», П. Гоген: «Женщина, держащая плод», таитянские пасторали «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», Матисс: «Танец», «Красные рыбки», Пикассо: «Девочка на шаре», «Авинь- онские девицы», «Герника», С. Дали: «Постоянство памяти», «Сон», «Тайная вечеря», Р. Кент: «Труженики моря». Скульптура. А. Бурдель: «Стреляющий Геракл», «Сафо», А. Майоль: «Помона». Подумайте: 1. Как повлияли техника и техническая культура на развитие духовной культуры XX ве- ка? 2. Чем объясняется доминантная роль зрелищных форм в художественной куль- туре XX века? 3. Как дифференцирована аудитория художественной культуры в XX веке? 4. Как отразился подъем национального самосознания в художественной культуре XX века? 5. Охарактеризуйте эволюцию модернизма в XX столетии. 6. В чем особенности эстетики постмодернизма? 7. Как соотносятся элитарное и массовое искусство в культуре XX века?
Тема 12. Особенностиразвитиякультурыроссийского обществавНовейшеевремя. Русскаякультуравконце XIX – началеХХвв. (4 часа) Социокультурная характеристика русского общества конца XIX – начала ХХ века. Культура «серебряного века» – российский культурный ренессанс. Нарастание эклектики в культуре. Противоречие элитарной и демократической культур, массового и «чистого» искусства. Рост социальной напряженности и кризис культуры. Интеллигенция и рево- люция как социокультурная проблема России. Культурные последствия Октябрьской ре- волюции. Проблема «культурного строительства» и процесс «внесения» новых культур- ных идеалов и ценностей. Политизация культуры и ее негативные последствия.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.026 с.) |