Глава 6. Разнообразные формы работы с семьей с целью повышения психолого-педагогической грамотности в рамках педагогической модели 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Разнообразные формы работы с семьей с целью повышения психолого-педагогической грамотности в рамках педагогической модели



Как правило, социальный педагог использует педагогическую (учебную) модель в работе с родителями. Как уже было сказано выше, данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер, особенно в ней нуждаются дисфункциональные семьи, так как она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. В этих целях используют следующие формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели:

- Психолого-педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т.д.

- Педагогические поручения, например, организация труда в семье, организация семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т.д.

- Педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т.д.

Психолого-педагогические консультации (темы)

· Роль семьи в развитии личности ребенка.

· Семья как психотерапевт.

· Воспитательный потенциал семьи.

· Семейная атмосфера.

· Семейные роли и отношения.

· Семья как система.

· Семья как источник психической травмы.

· Семья с нарушенной структурой.

· Супружеские конфликты и эмоциональное состояние ребенка.

· Родительский авторитет.

· Личный пример родителей.

· Деструктивная, проблемная семья.

· Конфликтная, аморальная и асоциальная семья.

· Конструктивная, гармоничная семья.

· Дети как безусловная ценность.

· Как любить ребенка.

· Поощрения и наказания в семье.

· Семейная жестокость.

· Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка.

· Родительская позиция и родительское программирование.

· Возрастная динамика родительского отношения к детям.

· Детско-родительские конфликты: их профилактика и разрешение.

· Роль семьи в предупреждении неуспеваемости и недисциплинированности детей.

· Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте.

· Отклонения в поведении детей и подростков, их предупреждение.

Педагогические поручения

· Подготовка ребенка к обучению в школе.

· Организация домашнего учебного труда.

· Семейное чтение.

· Организация труда в семье.

· Экономика семьи.

· Семейные хобби.

· Семейные походы и экскурсии.

· Семейный праздник.

· Новая семейная традиция

· Режим дня ребенка в семье.

· Профилактика заболеваний у детей.

· Наблюдение за ребенком в домашних условиях.

· Семейная взаимопомощь в трудной ситуации.

· Анализ семейного конфликта.

· Письмо моему ребенку.

· Знакомство с друзьями ребенка.

· Семейный вечер.

Психолого-педагогические практикумы

· Какой вы родитель.

· Опыт семейного воспитания.

· Какой у вас ребенок.

· Что беспокоит родителей.

· Программа обучения и воспитания детей в детском саду.

· Школьные программы и учебники.

· Трудности детей в обучении.

· Как помочь ребенку учиться.

· Психологическая характеристика ребенка.

· Микроклимат семьи.

· Хорошо ли вы обращаетесь с вашим ребенком.

· Дети и родители: противостояние или сотрудничество.

· Счастливые дети и родители.

· Идеальный ребенок и идеальный родитель.

· Справедливы ли вы к своим детям.

· Как передать свою любовь ребенку.

· Список претензий к ребенку.

· Как поделить ответственность с ребенком.

· Тренинги «Я и моя семья», «Я - родитель» и другие.

Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.

 

Родительские коррекционные группы

Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях "родитель—ребенок", обратившиеся к социальному педагогу родители, как правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны. Причины неэффективного родительского отношения:

· педагогическая и психологическая неграмотность родителей;

· ригидные стереотипы воспитания;

· личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;

· влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком.

Все эти причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с помощью психотерапии и психологической коррекции. В этих целях используются родительские группы. Цели и формы групповой работы ограничены родительской темой. Не ставятся задачи личностного развития членов группы. Прежде всего, группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними. Личностные проблемы участников группы обсуждаются лишь в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем.

По стилю ведения коррекции — группы структурированные. Темы для обсуждения, игровые и домашние задания предлагает ведущий. Таким образом, он занимает в группе более авторитарное и лидирующее положение, чем в свободной группе.

Обоснование метода: семья — целостная система. Именно поэтому проблемы диады "родитель—ребенок" не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическими эффектами работы в родительской группе являются повышение их сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.

Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной ситуации своих родителей ребенком, динамике его поведения в группе.

В группе участвуют от 10 до 15 родителей (оба или один). Занятия проводятся один раз в неделю в течение 4 ч. Весь курс (10 занятий) составляет 40 ч. Параллельно работает детская группа, в которой могут заниматься 5—8 детей от семи до десяти лет.

Примерная программа занятий с родителями

А. Представление родителями на круге общения себя и своих трудностей (проблем), запросов и целей участия в группе (на первом занятии). Разъяснение задач родительских групп.

Б. Темы для обсуждения на последующих занятиях:

· Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов.

· Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей. Как наши страхи становятся страхами наших детей.

· Что родители должны дать детям и, что дети должны дать родителям. В чем суть воспитания — в обучении или общении? Каковы нравственные основы родительства.

· Как сложилась бы у нас жизнь, если бы у нас не было детей. Может ли ребенок мешать нам жить. Противоречивость наших чувств в общении с детьми. Оптимальная дистанция в общении с детьми.

· Наши конфликты с детьми (включается элемент проигрывания ролей).

В. Дальнейшие темы возникают из обсуждения материалов проигрывания:

· Стереотипные взаимодействия с детьми и их выявление.

· Привнесение добавочного неадекватного аффекта в общение с детьми. Эмоциональные "счета" ребенку.

· Как мы наказываем детей. Как наказывать детей. Роль ярлыков.

Г. Следующие материалы складываются под влиянием сведений детей.

· На какие сигналы и стимулы реагируют дети. Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль телесных прикосновений в общении.

· Какими нас видят наши дети. Обсуждение рисунков "Родители в виде несуществующего животного".

· Семья, как ее видят дети. Обсуждение игры "Семейный портрет".

Основной метод групповой коррекции родительских отношений — когнитивно-поведенческий тренинг, осуществляемый с помощью ролевых игр и программы видеотренинга.

В родительских группах практикуются разнообразные вспомогательные методы психокоррекции: дискуссия, психодрама, анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем, проба на совместную деятельность, а также специальные упражнения на развитие навыков общения, эффективность которых можно проверить по специальному каталогу. Ниже мы приводим некоторые из них.

Метод групповой дискуссии, используемый в группе, повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность к ребенку, его проблемам, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций и видеокоррекции.

Метод видеокоррекции состоит в проигрывании заданий психолога в условиях видеозаписи взаимодействия родителя и ребенка с последующим ее просмотром, анализом и самоанализом.

Метод игры помогает моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях семейные ситуации. Примером являются следующие игры: "Архитектор и строитель", "Приятное воспоминание", "Неприятное воспоминание".

В первой игре строитель с завязанными глазами под руководством архитектора, которому запрещены какие-либо действия руками, должен расставить в определенном порядке кубики на большой карте. При этом родитель и ребенок должны побывать в разных ролях.
Во второй игре необходимо вспомнить и поговорить о чем-либо приятном для ребенка и родителя и показать, как это было.
В третьей игре нужно вспомнить и проиграть последнюю ссору родителя с ребенком, а затем поговорить о чувствах ребенка и родителя.

Метод совместных действий основан на выполнении ребенком и родителем общего задания. После выполнения задания проводится анализ.

Метод конструктивного спора помогает сравнивать различные точки зрения родителей на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций, прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффективные подходы на основе сотрудничества.

Метод вербальной дискуссии обучает культуре диалога в семье, вырабатывает умение аргументировать свои доводы и внимательно рассматривать аргументы другого человека, в том числе и собственного ребенка.

 

 

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 953; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.018 с.)