Кримінологічна характеристика учасників злочинних груп у сфері наркобізнесу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кримінологічна характеристика учасників злочинних груп у сфері наркобізнесу



41. Міжнародно-правові та національні нормативні акти у сфері протидії наркобізнесу

По инициативе Украины ООН объявила последнее десятилетие XX столетия "Десятилетием борьбы с наркоманией". Мировое сообщество осуществляет эту деятельность в таких направлениях:

1. Широкая профилактическая работа, направленная на недопущение вовлечения молодежи в употребления наркотиков. С этой целью применяются новейшие достижения медицины, психиатрии, педагогики, привлекается общественность. Считается, что это направление должен быть приоритетным в каждом государстве.

2. Силовая борьба с наркобизнесом с привлечением специализированных учреждений, воинской техники, профессионально подготовленных работников, контроль за отмыванием "грязных" денег, задержание наркокурьеров и выход через них на лидеров наркокартелей.

3. "Либерализация" наркотической проблемы, то есть переход к легальной реализации наркотиков через аптеки и прочие торговые учреждения (речь идет о "легких" наркотиках). Это дает возможность контролировать рынок сбыта наркотиков и проводить полный учет лечения наркоманов. Но практика показывает, что депенализация потребления наркотиков (Голландия, Швеция) не приводит к желательным результатам. У наркоманов остается тяга к "трудным" наркотикам. На наш взгляд, такое направление борьбы с наркоманией не может быть приемлемым для Украины, хотя в Киеве, Одессе и некоторых других городах в рамках проекта ВООЗ осуществляется выдача наркоманам шприцев, презервативов, дезраствора и т.п.

В феврале 1995 г. были принятые два закона: "Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров" и "О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ними", которые создало надежную правовую базу для борьбы с наркоманией и токсикоманией. В этих законах приводится понятие наркомании как болезненного психического состояния, обусловленного злоупотреблением наркотическими средствами, и такого, что характеризуется психической или физической зависимостью от них. Наркоман — это лицо, у которого медицинским учреждением в определенном порядке установлен диагноз "наркомания". Аналогичным есть понятие "токсикоман" и "токсикомания".

Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров утверждается Кабинетом Министров Украины по представлению Министерства здравоохранения и публикуется в официальных изданиях.

В Украине существует также межведомственный банк данных о лицах, причастных к незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, создан единый реестр больных на наркоманию.

В системе МВД функционирует Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств. Оно имеет свои подразделения во всех территориальных и транспортных подразделениях внутренних дел. Спецподразделения по борьбе с международной контрабандой наркотиков действуют и в СБУ. В соответствии с введенным в действие в феврале 1995 г. Законом Украины "Об органах и службах в делах несовершеннолетних и специальные учреждения для несовершеннолетних", в системе здравоохранения создаются специализированные закрытые лечебные учреждения (для несовершеннолетних в возрасте 16-18 лет — лечебно-воспитательные учреждения) для принудительного лечения больных на наркоманию.

Среди экономических мер профилактики есть разработка новых образцов техники для собирания наркотических культур с целью уменьшения потерь урожая, вывод сортов конопли без канабиноидных соединений и снотворного мака с низким содержанием алкалоидов, уменьшение площадей посевов конопля, укрупнение плантаций с целью их лучшей охраны.

Важным культурно-воспитательным мероприятием профилактики наркомании является организация досуга молодежи. Местной власти надо активнее создавать по месту проживания и при учебных заведениях школы здоровья, спортивные секции и прочие кружки, расширять сеть клубов по интересам, библиотек, музыкальных и художественных школ, решить вопросы об их посещаемости на льготных условиях.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины "Об обязательном профилактическом наркологическом осмотре и порядоке его проведения" осуществляется осмотр лиц из групп риска. Но в целом формы предоставление помощи больным на наркоманию в медицинских учреждениях как общего, так и закрытого типа требуют усовершенствования.

42. Характеристика суб’єктів запобігання незаконного обігу наркотиків

43. Міжнародне співробітництво у боротьбі з транснаціональним наркобізнесом

44. Тероризм як соціальна, правова кримінологічна проблема

Террор - в переводе с латинского «страх», «ужас». Он применяется отдельными лицами или группами людей в форме различных устрашающих действий, причиняющих существенный вред обществу, посягая на жизнь и здоровье людей либо на собственность в целях запугать определенные группы людей, народ в целом или воздействовать на представителей власти в интересах террористов.

Словом «террор» принято называть, насилие над людьми массового характера, типа тоталитарного.

«Терроризмом» либо «преступлениями террористического содержания», как правило, именуют единичные террористические действия.

Дать исчерпывающее определение терроризма трудно в связи с многообразием его объектов, целей, мотивов и способов. Ю.И. Авдеев утверждает, что существует более ста его определений, но каждое из них толкует терроризм то слишком широко, то слишком узко, упуская какие-то его признаки и виды.

В Законе Украины «О борьбе с терроризмом» от 20.03.2003 г. приведенные термины употребляются в таком значении:

терроризм - общественно опасная деятельность, которая заключается в сознательном, целеустремленном применении насилия путем захвата заложников, поджогов, убийств, пыток, запугивания населения и органов власти или совершения других посягательств на жизнь или здоровье ни в чем не виноватых людей или угрозы совершения преступных действий с целью достижения преступных целей;

террористический акт - преступное деяние в форме применения оружия, совершения взрыва, поджога или других действий, ответственность за которые предусмотрена статьей 258 Криминального кодекса Украины. В случае, когда террористическая деятельность сопровождается совершением преступлений, предусмотренных статьями 112, 147, 258 - 260, 443, 444, а также другими статьями Криминального кодекса Украины, ответственность за их совершение наступает в соответствии с Криминальным кодексом Украины;

Для анализа состава терроризма вполне приемлемой является общепризнанная четырехэлементная формула (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона), признанная специалистами.

В случае совершения международного преступления государство-деликвент посягает на элемент правопорядка, основой которого является сдерживание запрещающих норм, то есть уважение к обязанности воздерживаться от действий, запрещенных этими нормами.

С другой стороны, является очевидным, что объектом международных преступлений являются и общие правоотношения, которые совмещают всех участников международного сообщества.

Поскольку международный правопорядок охватывает отношения и другие элементы, которые складываются в результате реализации международно-правовых норм, общим объектом международного правонарушения, а соответственно и международного преступления, являются международные отношения в целом.

Непосредственный объект международного правонарушения составляют конкретные правоотношения между потерпевшим субъектом и государством-деликвентом.

В своей основе такой подход можно распространить и на терроризм.

Общим объектом международного терроризма являются международные отношения и международный правопорядок.

Видовым (отраслевым) объектом международного терроризма — группы международных отношений (например, урегулированных нормами дипломатического права);

Аналогичную оценку объекта терроризма как международного преступления дают такие основополагающие в этой сфере акты, как:

 Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма,

 Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма,

 Международная конвенция по борьбе с бомбовым терроризмом,

 проект всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом и др.

Если общий объект состава терроризма, которым являются международные отношения и международный правопорядок, не вызывает сомнений, то с определением непосредственного объекта не все так просто.

По оценке позиций многих государств-членов ООН выходит, что угроза международному миру и правопорядку со стороны терроризма воспринимается ими сквозь призму его угрозы государственному строю и территориальной целостности стран. Такая же двойная оценка объекта терроризма наблюдается и в приведенных выше международных актах последнего времени.

Следовательно, из логики естественного права выходит, что непосредственным объектом состава международного терроризма является политический режим, государственный строй, территориальная целостность конкретных стран.

Именно такую сущность имеет «сикхский», «чеченский», «косовский», «североирландский», «курдский», «палестинский» и др. терроризм, непосредственная направленность которого образует опасность для объекта, которым является мировой правопорядок в целом.

Терроризм прямо не посягает на международные правоотношения. Террористов в первую очередь не устраивает способность и право государства брать на себя определены международные обязанности. Объектом их деятельности является политическая система конкретного государства или группы государств, что с учетом глобализационных процессов является посягательством на международный правопорядок.

Поэтому не вызывает сомнения правильность квалификации состояния международного правопорядка как общего объекта международного терроризма.

Особенность (признаки) последнего заключается в том, что:

1. Посягательство на непосредственный объект осуществляется в значительной мере

через влияние на общий, основной объект.

2. В результате глобализации международных процессов даже попытка изменения политического режима в конкретном государстве объективно не может не повлиять на состояние ее взаимоотношений с другими странами, а также на обстановку в регионе, а в отдельных случаях — в мире.

3. Подготовка и реализация террористических актов содержат международный элемент, поскольку без внешней поддержки террористическая деятельность в современных условиях является практически невозможной.

4. Террористические акты, даже если они имеют сугубо внутреннюю направленность, вызывают международный резонанс, предопределенный политическими, экономическими, религиозными, этническими и другими факторами.

5. Террористическая деятельность содержит международный контекст, поскольку любой террористический акт дополняет общую опасность террористической угрозы.

Следовательно, международный терроризм – это преступная деятельность отдельных политических групп или государств, посягающая на политический режим, государственный

45. Форми і види терористичної злочинносі

46. Поняття і ознаки міжнародного тероризму

47. Чинники міжнародного тероризму

48. Взаємозв’язок тероризму і організованої злочинності

Очевидно, что уголовный террор, как способ достижения поставленных целей, характерен прежде всего для организованной преступности и становится её важным признаком.

Террористы, в свою очередь, используют возможности организованной преступности. Учёные и практики давно заметили, что несмотря на то, что терроризм и организованная преступность имеют различные механизмы детерминации и внешнее проявление, очевидна их внутренняя и внешняя связь. «В настоящee время считается, - говорится в исследовании по этому вопросу, уготовленному в 1972 году Секретариатом ООН, - что весьма схожие акты, вызывающие аналогичный террор или ужас среди населения, совершаются по обычным преступным мотивам, таким как вымогательство крупных денежных сумм». Мотивы действий преступников при этом не интересуют терроризируемое ими общество. Так, B.C. Овчинский справедливо отмечает, что мотивы деятельности террористических и преступных организаций могут не совпадать, чего нельзя сказать об их стратегии в достижении своих целей, которые если и можно будет отличить, то с трудом.

Такого же мнения придерживается Ю.М. Антонян: «Следует зафиксировать появление организаций-гибридов, которые практически невозможно отнести только к политическим террористическим группам или только к группам организованных преступников. Чисто криминальные организации чаще стали использовать терроризм для достижения своих целей - захват заложников, убийство политических и военных деятелей, взрывы, поджоги. В целом можно констатировать создание криминального интернационала, образованного в результате сращивания политического терроризма с наркобизнесом и незаконной торговлей оружием. Интернационал, используя все рычаги коррупции и прямое насилие, будет вызывать дестабилизацию обстановки в различных странах, устрашать и устранять неугодных государственных, политических и общественных деятелей, продвигать своих соучастников, в том числе в силовые ветви власти, проникать в информационные структуры. Не исключается захват власти интер-националом в отдельных странах».

Как утверждает В.Ф. Антипенко, в Украине «участники зарубежных террористических организаций налаживают контакты с лидерами отечественных организованных преступных группировок, коррумпированными представителями власти, которых в последующем используют для осуществления выгодных экономических соглашений, а также проведения операций в сфере легального бизнеса, контрабандной транспортировки наркотиков, оружия, организации нелегальной миграции выходцев из стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, поиска других каналов финансирования деятельности своих организаций».

Международная практика борьбы с организованной преступностью также показывает, что организованная преступная деятельность в большинстве случаев самым непосредственным образом связана с террористической деятельностью. Не случайно седьмой Конгресс ООН по проблемам предупреждения преступности и обращения с правонарушителями в документе «Терроризм и организованная преступность» рассматривает организованную преступность и уголовную террористическую деятельность, как взаимосвязанные явления. Так, в разделе «Связи между незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью и террористической преступной деятельностью» говорится, что «преступные организации все более широко защищают свой «ареал» с помощью насильственных средств». Отмечается, в частности, что «организации, занимающиеся незаконным оборотом наркотиков, неоднократно прибегают к террору для устрашения правительств и их судебных, полицейских или военных властей с тем, чтобы не допустить задержания, преследования и заключения или выдачи своих членов». Соответственно своей резолюции № 44/72 от 8 декабря 1989 года Генеральная Ассамблея, в частности, просила восьмой Конгресс уделить особое внимание связям между незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью и террористической преступной деятельностью. В этом же документе отмечается растущая взаимосвязь между незаконным оборотом наркотиков и террористической. деятельностью, усугубляющаяся использованием оружия и взрывчатых веществ.

В Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма, утверждённой резолюцией ООН № 49/60 от 9 декабря 1994 г. выражена озабоченность по поводу возрастающих и опасных связей между террористическими группами и торговцами наркотиками и их полувоенными бандами, которые прибегают к любым видам насилия, тем самым, создавая угрозу конституционному строю государств и нарушая основные права человека.

49. Кримінологічна характеристика особистості злочинця-терориста

Розрізняють різні підходи для визначення загального стереотипу особи злочинця-терориста. Зокрема, Тейлор виділяє два основні підходи до розуміння терориста: терорист як психічнохворий, і як фанатик [12,

с.25]. Для Вальтера Лаку ера, терористи – це фанатики і фанатизм, який часто проявляється жорстокістю та садизмом [13, с.16].

Американський психолог Давид Хуббард створив профіль розумово нестійких терористів, виділивши такі загальні штрихи: сильний батько, часто алкоголік; глибоко релігійна мати, часто релігійний фанатик; сексуально полохлива особа, боязка і пасивна; бідність; обмежений потенціал [14, с.45-53].

Проте такі штрихи має багато людей, які не стають терористами. Справедливо відзначив італійський кримінолог Франко Феракутті

(1978-1989), що людина – як уявна коробка, в яку складаються всі обставини життя, і дуже важливо, хто у відповідний момент відкриє

таку коробку [15, с.59-64].

Пост Джерод, прихильник психологічного підходу, має власну психологічну гіпотезу терориста. Він переконує, що терористи мають своєрідну «психопатологіку»; в його аналізі терорист умисно, самовільно не ро-

бить свій вибір, ним управляють, щоб направити психологічні сили на здійснення насильницьких дій [16, с.65]. Але гіпотеза Поста не переконує, неможливо знехтувати численними коефіцієнтами, які мотивують теро-

ристів, включаючи їх ідеологічні переконання. Пост вірить, що наймогутніша форма джерел тероризму від тих осіб, які народже-

ні, щоб ненавидіти з роду в рід. Для цих терористів реабілітація не можлива, тому що етнічна ворожість або ненависть є «в їх крові» і передається від батька до сина.

Навпаки, є інша важлива очевидність, що терористи загалом абсолютно розумні. Крім того, психопати дуже ненадійні та нездібні до контролю, щоб принести користь для те рористичних груп. Терористичним групам потрібні розсудливі активісти, які не привертають увагу до себе безпосередньо і можуть безслідно зникнути в натовпі. А також такі особи, які здатні набиратися досвіду і робити певні практичні висновки. Це вказує на не відповідність твердження про те, що терористи є психічно хворими. В межах терористичних груп є надзвичайно мало патологічно хворих осіб, оскільки вони потенційно небезпечні для групи, і маючи непередбачувану та безконтрольну поведінку, можуть легко видати і зрадити.

50. Міжнародно-правове регулювання протидії тероризму. Правове регулювання протидії тероризму на міжнародному рівні

В соответствие с рекомендациями ООН Верховная Рада Украины 20 марта 2003 г. приняла Закон «О борьбе с терроризмом». Есть все основания утверждать, что в целом он соответствует требованиям Совета Безопасности ООН по предупреждению терроризма и предотвращению его финансирования.

Важным является то, что в данном Законе даются определения таким сложным явлениям как терроризм, террористический акт и другим смежным понятиям, что создаёт условия для правильной квалификации террористической деятельности.

Закон регламентирует порядок проведения антитеррористических операций, определяет круг субъектов, на которых возложена обязанность по противодействия терроризму. Важным является раздел, связанный с организацией предупредительной деятельности.

Следует обратить внимание на то, что данный Закон устанавливает различные правовые меры борьбы с терроризмом, в том числе и гражданско-правового характера.

Так, организация, ответственная за совершение террористического акта и признанная по решению суда террористической, подлежит ликвидации, а надлежащее ей имущество конфискуется.

В случае признания судом Украины, в том числе в соответствии с ее международно-правовыми обязательствами, деятельности организации (ее отделения, филиала, представительства), зарегистрированной за пределами Украины, террористической, деятельность этой организации на территории Украины запрещается, ее украинское отделение (филиал, представительство) на основании решения суда ликвидируется, а принадлежащее ему имущество и имущество указанной организации, которое находится на территории Украины, конфискуются.

Данный Закон создаёт правовые предпосылки для международ-ного сотрудничества в борьбе с терроризмом.

Так, в частности, в Законе устанавливается, что Украина в соответствии с заключенными ею международными договорами сотрудничает в области борьбы с терроризмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, которые осуществляют борьбу с международным терроризмом.

В целях пресечения деятельности террористических организаций Закон «О борьбе с терроризмом» регламентирует порядок преследования на своей территории лиц, причастных к террористической деятельности, в том числе в случаях, когда террористические акты или преступления террористической направленности планиро-вались или были совершены вне границ Украины, но наносят ущерб Украине, и в других случаях, предусмотренных международными договорами Украины.

Важным для преследования террористов является наличие в данном Законе института выдачи (экстрадиции) лиц, принимавших участие в террористической деятельности.

Как установлено, участие иностранцев или лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Украине, в террористической деятельности может быть основанием для выдачи таких лиц другому государству для привлечения к уголовной ответственности.

Выдача указанных лиц с целью привлечения к уголовной ответственности и исполнения принудительных актов иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством и обязательствами, принятыми Украиной в связи с ратификацией:

 Европейской конвенции о выдаче правонарушителей, 1957 г.,

 Европейской конвенции о борьбе с терроризмом, 1977 г. и других междуна-родных договоров, согласие на обязательность которых предоставлены Верховной Радой Украины, а также на основе взаимности.

 

Таким образом, есть все основания утверждать, что принятие Закона Украины «О борьбе с терроризмом» явилось важным событием не только для национальных законодательных и правоприменительных органов, но и для всей международной практики противодействия терроризму.

Терроризм, прежде всего, определяется головным законодательством конкретного государства.

В Украине это ст.258 Уголовного кодекса, которая именуется "Террористический акт". Хотя название статьи предполагает совершение единичного акта, однако части вторая, третья и четвёртая статьи 258 это опровергают, поскольку предусматривают ответственность за повторность (часть вторая) и групповые действия (часть четвёртая).

Сложнее с объективной стороной состава, что связано с отсутствием до настоящего времени законченного и общепризнанного определения терроризма. В ст. 258 содержится лишь примерный и весьма ограниченный перечень действий, образующих состав тер-рористического акта. Это применение оружия, совершение взрыва, поджога или иных действий. Остальное содержание касается субъективной стороны ("если такие действия были совершенны с целью...").

Заслуживает внимания вот что:

статьей 278 УК Украины предусматривается ответственность за угон воздушного судна, и это не квалифицируется как акт терроризма. Между тем, угон воздушного судна есть общепризнанный акт терроризма, т. е. преступления, предусмотренного ст. 258 УК, и разграничение этих составов - предусмотренных ст. 258 и ст. 278, весьма сложно.

Можно привести и иные примеры (повреждение путей сообщения - ст. 277, захват вокзала, аэродрома, порта и т. д. — п. 2 ст. 279 и т. д.), образующие также и состав терро-ризма. Выход можно искать либо в тщательном установлении умысла, либо - и это наиболее рациональный путь, - применять правила об идеальной совокупности и конкуренции составов, которые хорошо известны специалистам в области уголовного права.

 

Проблемные вопросы совершенствования национального законодательства по борьбе с терроризмом.

 

Назрела необходимость криминализации террористических форм организованной преступной деятельности путем включения подобного признака в качестве квалифицирующего в составы ряда преступлений против личности и общественной безопасности.

Однако, мы в очередной раз сталкиваемся с проблемой определения понятия терроризма и отграничения его на законодательном уровне от иных смежных понятий.

Нужна ли самостоятельная статья в УК, предусматривающая ответственность за терроризм или необходима разработка специального законодательства с целью закрепления составов преступлений, относящихся к террористическим?

Если бы целью реализации этого требования являлось только усиление от-ветственности, ответ следовало бы дать отрицательный. Однако усиление ответственности - далеко не основная цель.

Главным доводом в пользу необходимости выработки законодательства, опреде-ляющего категории преступлений, относящихся к террористическим, является сам факт существования особого вида организованной преступной деятельности, имеющего существенную специфику по своим объекту, мотивам, целям, и, что особенно важно, способам совершения преступлений и его последствиям.

Можно отметить, что законодательство многих стран предусматривает уголовную ответственность за преступления, относящиеся к категории террористических. Так, например, связь террористических актов со многими уголовными преступлениями отражена в Уголовном кодексе Франции 1992 года. В статье о терроризме (ст. 421-1) дается исчерпывающий перечень преступлений, «образ» которых может принимать террористический акт. При этом определяется, что соответствующие преступления рассматриваются как террористические акты, когда они совершаются с целью «серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора». Тогда, когда эти преступления превращаются в террористические акты, наказание за них существенно повышается. Таким образом, террористический акт не превращается s особый (отличный по объективной стороне от других преступлений) состав преступлений. Террористический характер преступлений может служить обстоятельством, отягчающим ответственность при назначении наказания. В целях обеспечения эффективного уголовного преследования всех форм террористической деятельности следует рассмот-реть вопрос о дополнении Уголовного кодекса Украины нормами, дающими определение террористической деятельности, включающее перечень форм её проявлений. Целесообразно в Уголовный кодекс Украины включить главу «Террористическая преступная деятельность», которая бы содержала уголовно-правовое определение терроризма, а также конкретный перечень деяний, составляющих различные формы террористической преступной деятельности. В целях унификации различных форм террористической деятельности достаточной характеристикой терроризма могло бы служить указание на то, что терроризм -это преступная деятельность, состоящая в устрашающем воздействии на государственные и общественные институты, группы населения либо отдельных граждан, путём применения, угрозы применения либо со-здания условий для применения средств, влекущих человеческие жертвы, либо способных вызвать общую опасность.

С учетом транснационального характера данного вида преступлений необходимо максимально учесть результаты международно-правового сотрудничества государств в этой области. Законодательство, касающееся терроризма и отдельных форм террористической преступной деятельности общеуголовного характера, должно иметь достаточно высокую степень унификации.

51. Характеристика суб’єктів протидії міжнародному тероризму

52. Поняття, ознаки та види економічних транснаціональних злочинів

53. Рівень, структура, динаміка економічної злочинності транснаціонального характеру

54. Характеристика детермінантів економічної злочинності транснаціонального характеру

55. Характеристика особистості економічного злочинця

56. Правова регламентація і суб’єкти протидії транснаціональної економічної злочинності в Україні і світі

57. Проблеми протидії легалізації доходів, отриманих злочинним шляхом

58. Міжнародно-правовий механізм протидії легалізації доходів, отриманих злочинним шляхом

59. Тіньова економіка в структурі економічної злочинності транснаціонального характеру

60. Економічна злочинність і легальна економіка: проблеми взаємозв’язку

61. Поняття і ознаки незаконної міграції як форми транснаціональної злочинності

62. Стан і тенденції незаконної міграції в світі. Особливості незаконної міграції в Украхні

63. Чинники незаконної міграції: криміналістична характеристика

64. Взаємозвязок незаконної міграції з організованою злочинністю і корупцією

65. Незаконна міграція як фактор глобалізації злочинності

66. Характеристика особистості злочинця, який займається незаконним переправленням мігрантів

67. Характеристика суб’єктів протидії незаконній міграції

68. Заходи протидії незаконній міграції на міжнародному і національному рівнях. Правова основа такої діяльності

69. Поняття та ознаки торгівлі людьми

Торгівлю людьми можна визначити по-різному. Так, Рада Європи дала таке визначення: “торгівля людьми — незаконний акт, що здійснюється особою, яка спрямовано чи не спрямовано схиляє громадянина третьої країни виїхати в другу країну, шляхом використання обману чи іншої форми насильства або ж шляхом зловживання залежним становищем цього громадянина чи своїм адміністративним статусом”.

Торгівля людьми — це одна із сучасних форм рабства, що включає в себе домашнє рабство, примусові шлюби, боргову кабалу, примусове зайняття проституцією чи участь у виготовленні порнографічної продукції, нестерпні форми праці тощо.

Кримінальний кодекс України від 5 квітня 2001 року дає визначення поняття торгівлі людьми шляхом перелічення діянь, що входять до її складу. Так, відповідно до статті 149 КК під торгівлею людьми розуміється:

1) продаж чи інша оплатна передача людини. Продаж — це договір (угода), відповідно до якої одна особа (продавець) передає обумовлену річ (а в даному випадку — людину) у фактичну незаконну власність іншої особи (покупця), а остання зобов’язується сплатити за неї певну грошову суму, передбачену угодою сторін. Під іншою оплатною передачею слід розуміти фактичне незаконне передання права власності на людину іншій особі внаслідок договору міни, застави чи інших договорів, за якими людина надається для експлуатації за матеріальну винагороду у вигляді цінностей чи послуг матеріального характеру;

2) здійснення стосовно людини будь-якої іншої незаконної угоди, пов’язаної із законним чи незаконним переміщенням за її згодою або без згоди через державний кордон України для подальшого продажу чи іншої передачі іншій особі. До таких угод можна віднести ті угоди, внаслідок яких людина передається іншій особі безплатно (дарування, безоплатна експлуатація), а також дій, що виникають з боку особи, яка отримує “живий товар”, — купівля, одержання людини внаслідок міни, найму, застави чи іншої угоди. Для цієї форми торгівлі людини обов’язковою є мета: подальший продаж чи інша передача іншій особі. Причому винний повинен усвідомлювати, що людина передається ним іншій особі саме з такою метою.

Окрім цього, кінцевою метою даної форми торгівлі людьми є сексуальна експлуатація людини, використання її в порнобізнесі, втягнення у злочинну діяльність, залучення в боргову кабалу, усиновлення (удочеріння) в комерційних цілях, використання у збройних конфліктах, експлуатація її праці.

Сексуальна експлуатація — це один з видів експлуатації праці людини, зокрема в галузі проституції (здійснення природних статевих актів, задоволення статевої пристрасті неприродним способом, вчинення будь-яких інших дій сексуального характеру з метою отримання доходів, а не на основі приязні чи особистої симпатії) чи в суміжних з нею сферах.

Використання в порнобізнесі –– це фактичне використання людини для створення предметів порнографічного характеру, незалежно від її ролі в даному процесі.

Втягнення у злочинну діяльність –– це дії, пов’язані з безпосереднім психічним чи фізичним впливом на особу та вчиненні з метою викликати у неї прагнення взяти участь в одному ч кількох злочинах. При цьому можуть використовуватись різноманітні способи впливу [3,с.350].

Залучення в боргову кабалу –– фактичне поставлення особи в стан повної рабської залежності іншої особи. Експлуатація такої особи триває до тих пір, поки вона не відпрацює свій “борг” (у більшості випадків –– ціну, яку за неї було сплачено та витрати пов’язані з її утриманням).

Усиновлення чи удочеріння в комерційних цілях –– це оформлення спеціальним юридичним документом встановлення батьківської опіки над дітьми, позбавленими батьківського піклування, з метою подальшого їх використання для отримання доходів (у жебракуванні, занятті азартними іграми чи для подальшого укладення щодо них угод пов’язаних з фактичною передачею права власності). Використання у збройних конфліктах використання особи для виконання нею бойових завдань, пов’язаних з поваленням державної влади або порушенням суверенітету і територіальної цілісності інших держав тощо.

На практиці торгівля людьми здійснюється шляхом вчинення ряду дій, які в своїй сукупності і складають її поняття. На думку автора, ці дії слід подати в такій послідовності:

1) вербування (як правило воно здійснюється шляхом підкупу, обману, викрадення, зловживання владою чи залежним становищем жертви, погрози чи іншого виду примусу);

2) транспортування (тобто перевіз “живого товару” до країни –реципієнта);

3) передача (купівля-продаж, обмін чи інші оплатні або безоплатні форми передачі “права власності” на людину);

4) експлуатація (примушування до заняття проституцією, використання у порнобізнесі, залучення у злочинну діяльність тощо).

Торгівлею людьми в більшості випадків займаються добре організовані злочинні угрупування, транснаціональний характер яких робить ці злочини майже безкарними з практичної точки зору, а наявність обов’язкової мети наступного продажу чи іншої передачі іншій особі (при переміщення через державний кордон України) і необхідної вимоги усвідомлення винним подальшої мети такої діяльності (сексуальної експлуатації, залучення у злочинну діяльність, використання у порнобізнесі та інших, передбачених у ст. 149 КК України) ще більше ускладнює процес доказування. Це стає можливим, переважно, лише у двох випадках:

1) якщо винний сам виконав всі дії щодо передачі людини іншій особі (вербування, перевіз, продаж);

2) якщо винний постійно, систематично постачає “живий товар” покупцям дітей для використання їх у жебракуванні чи, скажімо, жінок для сексуальної експлуатації.

Мета у даному виді злочину має альтернативний характер: винний, заволодівши особою і перевізши її через державний кордон України з метою продажу чи іншої передачі, усвідомлює, що в подальшому ця особа буде використовуватися в одній із зазначених в статті 149 цілях.

Торгівлю людьми, залежно від мети, можна поділити на:

1) торгівлю жінками і дітьми з метою використання їх в сексуальних цілях (для виробництва порнографічних матеріалів чи зайняття проституцією);

2) торгівля людьми з метою експлуатації їх праці;

3) торгівля людьми з метою залучення в боргову кабалу;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.079 с.)