Статья 22. Полномочия прокурора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 22. Полномочия прокурора



[Закон "О Прокуратуре РФ"] [Глава 1] [Статья 22]

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

вносит представление об устранении нарушений закона.

4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Пределы прокурорского надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов можно классифицировать по следующим основаниям:
1) компетенции. Генеральный прокурор РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов федеральными органами государственной исполнительной власти и их должностными лицами. Прокуроры субъектов РФ осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов органами представительной и исполнительной власти субъектов РФ, территориальными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами.
Прокуроры районов (городов) осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов органами местного самоуправления, районными (городскими) органами федеральной исполнительной власти и их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций и их должностными лицами.
На основании принципов централизации и единоначалия в организации и деятельности прокуратуры вышестоящие прокуроры вправе принять на себя исполнение надзорных полномочий нижестоящих прокуроров.
2) объектам прокурорского надзора. Прокуратура не осуществляет надзора за соблюдением Конституции и исполнением законодательства федеральными органами законодательной власти, судебными органами, Правительством РФ и Президентом РФ. Однако в п. 3 ст. 24 Закона о прокуратуре содержится нормативное положение, согласно которому в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и федеральным законам Генеральный прокурор РФ обязан проинформировать об этом Президента РФ. Среди объектов прокурорского надзора отсутствуют граждане Российской Федерации.
3) наличию или отсутствию информации об имеющих место нарушениях закон а. В п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре указывается, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором.

32.

Это основное орудие борьбы с нарушениями законов.
1. протест. В общенадзорном смысле. Приносятся прокурором или его заместителем на противоречащий НПА. Вноситься органу или должностному лицу, его издавшему: приказ директора школы, зак собрание СПб. Но так же может быть внесено вышестоящему должностному лицу, если он имеет право отменить – выбор за прокуроров в зависимости от полномочий. Всегда наверх, если нарушение носит распространенный характер в отрасли. «Трямпампам» - верещал Ромин пылесос, по некоторым данным принадлежащий некому Пухлику. Протест подлежит обязательному рассмотрению в течении 10 дней с момента внесения, а для представительного органа – на ближайшем заседании. Так же прокурор может назначить точный срок для рассмотрения.
Внесение протеста по общему правилу не приостанавливает действие акта, если иное не указано в законе => имеет смысл прямо назначить сокращенный срок.
Правом протеста наделен прокурор или его заместитель => помощники, прокуроры отделов и т.п. готовят только проект протеста, который подписывается вышестоящим.
Обязательное рассмотрение означает, что о результатах рассмотрения должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Орган может и не согласиться с прокурором, но тогда у него остается возможность суд обжалования.
До рассмотрения протест можно отозвать

2. представление. В надзоре за законностью суд решений тоже существует представление.
Вносится лицу, которое уполномочено устранять данное нарушение. Подлежит безотлагательному рассмотрению в течении месяца. О результатах так же сообщено в письменном виде, даже если лично присутствовал при рассмотрении.

1. Информация о наличии нарушения закона: информация СМИ, проверка, жалоба.
2. Указание на нарушенный закон
3. анализ причин и условий, кот способствуют правонарушению
4. требование об устранении.
5. предложение о привлечении виновных к ответственности (чаще всего дисциплинарной или той, к кот может привлечь лицо,, к которому обращаемся).

Любой акт прокурорского реагирования должен составляться в строго определенный форме. Требования – в ФЗ. В частности,

· каждый раз ссылаться на ту норму, кот нарушена.

· Указывается адресат;

· то, в связи с чем вносится акт (результат проверки, рассмотрение жалобы;

· анализ причин и условий, кот способствовали правонарушению

3. постановление о признаках адм правонарушения. Возбуждает соотв производства. Ст 25 ФЗ.
Адм дело возбуждает сам, но так же передает документы в орган, кот имеет право на привлечение к ответственности за соотв правонарушение. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный КоАП. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
В постановлении приводятся факты, подтверждающие нарушение, смягчающие и отягчающие и все иное, что имеет значение для дела. Тем самым прокурор проводит небольшое расследование, передается готовое дело.
Прокурор имеет право участвовать в люб адм производстве, не только в возбужденном по его инициативе.
Чаще всего прокурор не может сам устранить нарушение закона, только требует устранение нарушения. Исключение: освободить незаконно задержанного или арестованного (адм или уг), при этом так же выносится постановление.

УГ дело больше возбудить нельзя, если выявляются его признаки, то материалы передаются в тот орган, который имеет право на возбуждение. Прокурор ставит сие на контроль и может настаивать на возбуждении. Это своеобразное поручение => можно требовать ответа.
Функция надзора за расследованием так же не исключается. Следователь направляет прокурору копию пост о возбуждении дела, не зависимо от того, получил ли он материалы от прокурора.

4. предостережение о недопустимости нарушения закона.
Выносится в целях предупреждения правонарушения при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
Например, проект НПА или приказа об увольнении – предостережение, а сам НПА и увольнение – протест.
Предостережение действенно, т.к. в нем можно пугать мерами ответственности J.

5. Заявление в суд (иск в суд общей юрисдикции или арбитражный).
Отдельно в ФЗ не называется, но в главе об участии прокурора в суд заседании сие имеется, ровно как и в УПК, ГПК, АПК. Там урегулированы те вопросы, по кот прокурор может обратиться в суд. Один из самых действенных способов защиты прав при несогласии с другим актом прокурорского реагирования.

33.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.009 с.)