Предмет и задачи дет. псих., связь с др., науками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи дет. псих., связь с др., науками.



Предмет и задачи дет. псих., связь с др., науками.

Детская психология - наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребенка. Появилась как ветвь сравнительной психологии, в конце 19 века. Родоначальником детской псхологии явл. немецкий учёный Вильгельм Прейер, его работа «Душа реб-ка» (описывал систематические наблюдения за собственным сыном). До XIII века художники вообще не изображали детей, что говорит о том, что ребёнок не воспринимался как личность. В XIII веке появляются детские образы (ангелы, младенец Иисус и дети как символы душ умерших). При этом дети изображались как уменьшенные взрослые. Детских портретов ещё не было. В XVI веке появились портреты умерших детей (что говорит о преодолении равнодушия к детям, т.е. смерть ребёнка уже воспринимается не как естественное событие, а как невосполнимая утрата). В XVII веке появляются изображения живых детей (официально-парадные, дети знати). Так статус детства приобрёл определённое значение (возрастающее в процессе развития общества и культуры ). ЗАДАЧИ:

* раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе;

*установление возрастных периодов этого развития;

*выяснение причин перехода от одного периода к другому.

*научное обоснование норм проявления различных психических функций во всех возрастах;

*определение эталонов зрелости индивида, личности;

*выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в различные периоды жизни;

*прогнозирование развития, в том числе роль ранних периодов, изучение психических ресурсов человека.

Связь с другими науками:

- с философией (смысла жизни, потребности, ценностей, нравственных мотивов);

- с педагогикой (закономерности развития,влияние на развитие условий, средств и методов воспитания);

- с медициной (анатомия и физиология) - возрастные особенности строение головного мозга и нервной системы;

- с историей (в каждую историческую эпоху взгляды на поведение человека меняются психологические особенности человека) и т.д.

- общая психология (знания о психике человека)

Методы изучения психического развития ребёнка.

1. организационные.

1.1. лонгитюдиальный - метод продольных срезов (группа людей обследуется на протяжении длительного периода времени. Метод очень трудоемкий; имеет место большой отсев на выборке, а также методические сложности. Используется сравнительно редко, но известен давно - со середины 19 века. Пиаже (знаменитый швейцарский детский психолог) таким образом изучал детей в возрасте 0-2 лет, что позволили ему выявить стадии развития сенсомоторного интеллекта). Позволяет: проследить развитие отдельных психических функций; дать прогноз развития этих функций (не только для отдельной личности);

Итогом лонгитюдионального исследования обычно является монография, описывающая несколько фаз (периодов) жизни человека. Сопоставляя их по нескольким людям, можно увидеть диапазон колебаний возрастных норм и моментов смены фаз.

1.2.метод поперечных возрастных срезов; Метод позволяет:

· выявить возрастные нормы (при достаточно большой выборке);

· провести исследования быстро и с меньшими методическими проблемами.

1.3.комплексный.(. сочетание обоих методов)

2. эмпирические.

2.1.обсервационный (наблюдение и самонаблюдение).

2.2.экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующей и т.д.).;

2.3.беседа, интервью, анкетирование и др.;

2.4.психодиагностический;

2.5.биографический (монографическое описание - разработка Б.Г. Ананьева);

2.6.тесты.

3. обрабатывающие (математико-статистические).

4. интерпретационные:

4.1.генетическое описание (в смысле генеза - развития);

4.2.структурное описание (как результат поперечного среза).

Основные методы детской психологии — наблюдение и экспери­мент.

Эксперимент в возрастной психологии, его виды.

Эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить об особенностях психики.

Эксперимент с детьми проводится в обстановке, как можно бо­лее приближенной к привычным для них условиям. Эксперимент в работе с детьми позволяет получить лучшие ре­зультаты тогда, когда он организован и проведен в форме игры. Игровая ситуация в эксперименте вызывает заинтересованность ребенка. Отсутствие у ребенка интереса к тому, что ему предлагают делать в психолого-педагоги­ческом эксперименте, не позволяет ему проявить свои интеллек­туальные способности и интересующие исследователя психологи­ческие качества. В результате ребенок может показаться исследо­вателю менее развитым, чем он есть на самом деле.

В возрастной психологии применяют два типа экспериментов - констатирующий эксперимент и формирующи й эксперимент.

В констати­рующем экспериментеопределяется уровень и особенности развития детей, присущие им в настоящее время. Это касается как лич­ностного развития и отношений ребенка с окружающими, так и интеллектуального развития.

При формирующем эксперименте, благодаря созданию специальных условий, в нем прослеживается динамика развития определенной психической функции. В настоящее время строятся сложные формирующие эксперименты, по сущест­ву — обучающие, в ходе которых в течение года или нескольких лет у дошкольников развивается восприятие (создание системы развивающих заданий и игр), у младших школьников — теорети­ческое мышление (разработка экспериментальных учебных про­грамм).

 

 

Близнецовый метод.

Близнецовый метод — метод сопоставления психол-х особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на форм-ие тех или иных псих-х качеств человека. Предложен Ф.Гальтоном в 1875 г. Основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) - неидентичный. При условии, что члены близнецовых пар любого типа имеют сходную среду воспитания, большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака.

Описание метода

В научной лит-ре описано около 130 пар монозиготных близнецов, в силу различных обстоятельств живших и развивавшихся раздельно. Анализ их внутрипарного сходства и различия весьма показателен, т. к. параметры сходства, вероятно, должны однозначно свидетельствовать о наследуемости изучаемого признака. Однако анализ семей разлученных близнецов, поведение кот. было по некоторым параметрам сходным, показал, что в подавляющем большинстве эти пары попадали в мало различавшуюся среду. Метод контрольного близнеца (или контроля по партнеру) сводится к тому, что один из близнецов подвергается внешним воздействиям (например, обучению), результаты кот. должны свидетельствовать о степени его восприимчивости к влияниям среды. При использовании метода близнецовой пары главное внимание уделяется анализу специфики взаимоотношений между близнецами.

Обработка результатов

Оценка результатов, полученных с помощью близнецового метода, основывается на допущении равенства средовых влияний на монозиготных и дизиготных близнецов. Однако установлено, что условия развития монозиготных близнецов неодинаковы по сравнению с дизиготными. Это диктует необходимость специального анализа тех переменных близнецовой среды, кот. являются значимыми для формирования исследуемого признака. Тем не менее близнецовый метод остается главным средством анализа актуальных психогенетических проблем человека.» и открывает новые возможности для проведения исследований по психологии личности, психодиагностике, социальной психологии и др.

Опросные методы.

Метод опроса для изучения детей-дошкольников применяется в ограниченных пределах. До четырех лет опрос проводится, как правило, таким образом, чтобы дети отвечали, указывая на предметы или изображения. Примером может служить опрос по картинкам, цель кот. — выяснить, как дети оценивают величину изображенных предметов и расстоя­ние между ними. На нескольких картинках было нарисовано по две елочки, имеющие разную величину и находящиеся на разном расстоянии друг от друга. Детей спрашивали: «Где нарисованы большие елочки? Где маленькие? Какие елочки стоят близко? Какие далеко?» Ответом служило указание ребенка на то или другое изображение. После четырех лет становится возможным и опрос, предполага­ющий словесные ответы детей. Вопросы должны быть понятны и интересны ребенку и не должны, содержать подсказки, т.к. дети часто отличаются большой внушаемостью и отвечают утвердительно на вопросы типа: «Ты умеешь играть в шахматы?» Вопросы либо полностью продумывают заранее и задают всем детям в одной и той же последовательности, либо намечают в общих чертах и изменяют их в зависимости от ответа ребенка на предыдущий вопрос. Беседа с изменяющимися вопросами значи­тельно продуктивнее, так как она дает возможность учесть индивид-ые особенности ребенка, но проведение такой беседы требует от исследователя глубокого понимания детей, гибкости и находчивости. Беседу должен проводить подготовленный исследователь. Ответы ребенка зависят не только от содержания вопросов, но и от его отношения к исследователю. Тактичность, приветливость, способность чувствовать индивидуальность исследуемого ребенка решают успех беседы. Ответы ребенка записывают буквально. При обработке полученных материалов детские высказывания осмысливают и соотносят с данными, полученными при помощи других методов.

Наблюдение, его виды.

Наблюдение — незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития детей лю­бого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют все особенности поведения ребенка, но чаще выбо­рочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюде­ние — сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований:

- четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать на­блюдаемые явления);

- объективность наблюдения (описывается сам факт — действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом);

- систематичность на­блюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не ха­рактерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации). Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, зависят от их возраста. В период от рождения до двух-трех месяцев наблюдение за ребенком желательно проводить ежедневно; в возрасте от двух-трех месяцев до одного года — еженедельно; в раннем детстве, от года до трех лет,— ежемесячно; в дошкольном детстве— как минимум один раз в полго­да и т. д.

- ребенок не должен знать о том, что взрослый наблюдает за ним специально, иначе его поведение изменится

Наблюдение может быть скрытым и включенным. При скрытом наблюдении используют зеркало, обладающее односторонней проницаемостью. Включенное наблюдение наблюдающий участвует в совместных действиях с ребенком. Наблюдение м.б. одноразовым (срезовым) и длительным (пролонгированным, или лонгитюдиональным). Пролонгированное(лонгитюдное) наблюдение продолжается долгое время (несколько лет) и осуществляется за одними и теми же детьми. Пролонгированное наблюдение дает возможность проследить появление новых способностей, интересов ребенка, описать различные стадии его развития

 

 

Стадия полового созревания

Институты социализации.

Семья Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Образовательные институты Школа обеспечивает ученику систематическое образование, кот. само и есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить чел. к жизни в обществе.

Наряду с семьей и системой образования сегодня к сильнейшим агентам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение, Интернет. СМИ позволяет как сформировать представления о социальном мире, так и выбрать стратегии поведения в нем. СМИ играют большую роль в распространении социальных стереотипов.

Церковь. В традициях психологии неоднократно ставился вопрос о роли религии, в частности религиозного сознания, в формировании представлений человека об окружающем его мире.

Существуют также другие социальные институты, а также и неформальные объединения людей типа групп друзей, коллег, соседства и пр. Институты социализации взаимодействуют между собой в реальной жизни.

Предмет и задачи дет. псих., связь с др., науками.

Детская психология - наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребенка. Появилась как ветвь сравнительной психологии, в конце 19 века. Родоначальником детской псхологии явл. немецкий учёный Вильгельм Прейер, его работа «Душа реб-ка» (описывал систематические наблюдения за собственным сыном). До XIII века художники вообще не изображали детей, что говорит о том, что ребёнок не воспринимался как личность. В XIII веке появляются детские образы (ангелы, младенец Иисус и дети как символы душ умерших). При этом дети изображались как уменьшенные взрослые. Детских портретов ещё не было. В XVI веке появились портреты умерших детей (что говорит о преодолении равнодушия к детям, т.е. смерть ребёнка уже воспринимается не как естественное событие, а как невосполнимая утрата). В XVII веке появляются изображения живых детей (официально-парадные, дети знати). Так статус детства приобрёл определённое значение (возрастающее в процессе развития общества и культуры ). ЗАДАЧИ:

* раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе;

*установление возрастных периодов этого развития;

*выяснение причин перехода от одного периода к другому.

*научное обоснование норм проявления различных психических функций во всех возрастах;

*определение эталонов зрелости индивида, личности;

*выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в различные периоды жизни;

*прогнозирование развития, в том числе роль ранних периодов, изучение психических ресурсов человека.

Связь с другими науками:

- с философией (смысла жизни, потребности, ценностей, нравственных мотивов);

- с педагогикой (закономерности развития,влияние на развитие условий, средств и методов воспитания);

- с медициной (анатомия и физиология) - возрастные особенности строение головного мозга и нервной системы;

- с историей (в каждую историческую эпоху взгляды на поведение человека меняются психологические особенности человека) и т.д.

- общая психология (знания о психике человека)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.022 с.)