Феномен человека в научной картине мира. Антропосоциогенез. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феномен человека в научной картине мира. Антропосоциогенез.



(лекция сопровождается мультимедийным показом материала)

План

1. Человек как предмет естественнонаучного познания. Эволюция представлений о происхождении и природе человека.

2. Физиология человека. Психофизическая и генетическая специфика человеческого организма. Сознание и мышление, эмоции и работоспособность. Психогенез (Х.Дельгадо).

3. Этология, социобиология и психобиология о поведении человека как развертывании эволюционного механизма.

Ключевые понятия к теме: живая материя, евгеника, глобальная эволюция, генетика, антропоиды, онтогенез, популяция,

мутация, геном, бихевиоризм, креационизм. филетическая эволюция

Литература к теме лекции

(дополнительно к рекомендованной в разделе № 7)

1.Андреев,И.Л. Происхождение человека и общества./И.Л.Андреев,М.;Мысль,2009.

2. Левонтин,Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда /Р.Левонтин. М.: Прогресс,2010

3.Демоз Ж. Психоистория /Ж.Демоз,Москва-Париж,2010.

 

Тема № 12

Проблема нормы здоровья и болезнь.

План

1. Социальные аспекты учения о здоровье и болезни. Нозология и антинозология.

2. Здоровье и заболеваемость. Болезни цивилизации и общественное здоровье.

3. Отношение человека к жизни и смерти. как показатель социального. духовного и экономического благополучия социума и личности.

4. Здоровый образ жизни, подходы к его изучению. Биоэтика как наука о самоценности жизни

Ключевые понятия к теме: нозология, биологические основы социальной жизни, генная инженерия, живая материя, аксиология, пассионарность, устойчивое развитие. синдром Марфана.

 

 

Литература к теме лекции

(дополнительно к рекомендованной в разделе №7)

1. Юдин, Б. Возможно ли рациональное самоубийство./ Б.Юдин, Человек, М.;2008

2. Одум, Ю. Экология./ Ю.Одум,М.;Мир.2012

3. Концепции современного естествознания. /А.Д.Суханов,М.; Агар,2010.

 

Тема № 13

Роль информации и информационных технологий в современном

Мире.

План

1. Понятие информации. Виды информации в природе и обществе.

2. Кибернетика и информатика. Информация как наука и как отрасль индустрии.

3. Информационные технологии. Формирование информационных сред. Виртуальная реальность и виртуальные технологии.

4. Становление информационного общества: сущность и основные характеристики Устойчивое развитие и становление ноосферных форм интеллектуальных технологий.

Ключевые понятия к теме: информатика. кибернетика, виртуальная реальность, ноосферные формы интеллектуальных технологий, ЭВМ,

медиатизация, информационный стресс, коэволюционный императив.

Литература к теме лекции

(дополнительно к рекомендованной в разделе № 7)

1. Эшби, У.Р. Введение в кибернетику./ У.Р.Эшби,М.;1964.

2. Эшби,У.Р. Конструкция мозга/ У.Р.Эшби,М.;1964.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар №1

Естествознание в системе науки

План

1.Естествознание как исторически возникшая форма системного познания природы Макро микро и мега миры.

2.Предмет естествознания. Осознание природы как ценности и универсального, уникального вместилища человечества и его культуры. 3.Естествознание как иерархия наук о природе. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знаний как единственный путь к гуманизации технологического интеллекта, поиска универсальной синтагмы

Ключевые понятия к теме: интеграция, синтагма, парадигма, механицизм,

аксиология, научное мышление, разум, аргументация, метод, процедура, гуманизм, религия, монизм, метод, интернет, коммуникативная среда.

. Литература к семинару

(дополнительно к рекомендованной в разделе №7).

1.Вернадский, В.И.Научная мысль как планетное явление. /-В.Н.Вернадский- М.,,Наука,1991.

2.Найдыш, В.М. Концепции современного естествознания./В.М.Найдыш.- М., Инфро,2012.

3.Глейк, Дж.Хаос. Создание новой науки./Дж. Глейк Хаос. – М.,- АМФОРА, 2011.

4.Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ Г.И.Рузавин – М.,ЮНИТИ.2013.

5.Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов/ С.Х. Карпенков – М..Академический проект, 2010.

 

Тестовые задания к теме семинара:

1.Наука – это: компонент духовной культуры;

§ элемент материально – предметного мира;

§ элемент практического преобразования мира;

§ результат обыденного, житейского знания.

2. Главная особенность науки:

· зависима от личности исследователя;

· объективна;

· идеологически руководима и управляема;

3. Физика относится к наукам:

§ гуманитарным;

§ точным;

§ естественным;

§ социальным.

4.Астрология относится к:

· естественным наукам;

· оккультным «наукам»;

· духовно – художественному творчеству;

5. Среди теоретических методов исследования отсутствует:

§ логический;

§ исторический;

§ экспериментальный;

§ дедуктивный.

6. К эмпирическим методам исследования относятся:

· логический;

· наблюдения;

· индуктивный;

· аналитический.

7. Наука была «служанкой» богословия: (несколько вариантов правильного ответов)

§ в античности;

§ в средневековой Европе;

§ в исламском мире;

§ в Европе Х1Х в.

8. Какому мыслителю принадлежат слова: «Книга Природы написана языком математики».

9..Научный факт отличается от эмпирического тем, что:

он воспроизводим в любом месте. в любое время, любым человеком;

он нуждается в повторении;

эмпирический факт есть результат непосредственных ощущений органов чувств, а научный может быть получен только с помощью приборов.

научный факт получают в результате экспериментов.

10.Верификация – это:

o сравнение;

o опровержение;

o подтверждение;

o замена теории.

11.. Эмпирическое обобщение это:

· несколько фактов;

· все, что входит в практику науки;

· обобщение научных фактов

· все главные эксперименты данной науки.

12..Афоризмом «Метод – это циркуль» Ф.Бэкон хотел сказать, что:

· метод ограничивает возможность выбора объектов;

· уравнивает возможности исследователей;

· направляет работу ученого;

· защищает от неправильного выбора.

13.Как можно интерпретировать высказывание А.Пуанкаре, что «в науке интерес представляют лишь исключения»:

· исключения становятся основой новых гипотез и теорий;

· к необычным фактам толкает любопытство

· они расширяют сферу познавательных возможностей науки.

14.Современная научная картина мира основывается на:

§ астрономии;

§ биологии;

§ физике;

§ синергетике;

§ философии;

космологии;

Доклады к теме семинара:

1.Роль естествознания в формировании профессиональных знаний.

2.Кант о роли математики в естествознании.

3.Основные признаки науки сформулированные Г.В.Гегелем 4..Познавательная деятельность в синкретических культурах древнего мира.

5.Наука как форма познавательной деятельности: субъект, объект,

средства и результаты познания. Их различия на эмпирическом и

теоретическом уровнях познания

6.Формирование научной методологии естественнонаучного познания.

7. Научный факт. Псевдонаучное знание, его характеристики,

8. Междисциплинарные взаимодействия и интегративные процессы в

науке.

9. Наука и образование в XX1 веке: новые функции и цели. Пути

формирования единой ноосферной науки.

10.Современные цивилизационные ценности.

11..Информационная цивилизация.

12.Современный подход к периодизации естествознания.

13. Роль творческого воображения в научном поиске.

14.Диалектика рационального и иррационального в научном творчестве.

15.Логика открытия и логика доказательства.

Ключевые понятия к теме: субъект и объект познания, эмпирия, теория, эволюция, истина, вероятность, псевдонауки, закономерность, агностицизм, редукционизм, интеграция и дифференциация научного знания, инновации, метод, методология.

 

Семинар № 2

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

ПЛАН

1.Особенности зарождения, развития естественнонаучного знания в различные исторические периоды жизни рода человеческого (от Древних цивилизаций до Нового времени включительно). Персоналии.

2.Становление предмета естественнонаучного познания. Роль естествознания в научно- технических революциях.

3.Физика как фундамент естествознания. Современная структура естественных наук.

Ключевые понятия к теме: опыт, практика, экологический кризис, эзотерика, схоластика, импетус мобиле, научные программы античности, «спасение явлений», механистическая картина мира, преформизм, метод флюксий, гравитация, оптика, коперниканская революция. теплород. теория флогистона.

Литература к семинару

(дополнительно к рекомендованной в разделе №7)

1.Виргинский, В.С. Очерки истории развития науки и техники с древнейших веков до середины XVв./ В.С.Виргинский, В.Ф.Хотенков. – М..2010.

2..Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки./ П..П.Гайденко, - М..1980..

3.Гайденко, В.Д. Западноевропейская наука в средние века./В.Д.Гайденко,-М..1989

 

4.Кун, Т. Структура научных революций /Т. Кун. – М..1995.

5.Соломатин, В.А. История и концепции современного естествознания /В.А. Соломатин. – М..2012.

.7.Тимофеев, И.С. Принципы историографии естествознания XX в./ И.С.Тимофеев, - М.,2011.

Тестовые задания к теме семинара

1.Динамика развития науки - это:

· накопление знаний;

· логика развития науки;

· чередование гипотез и теорий;

· нормальное развитие науки.

2.Исходной основой всех знаний о природе в древности являлись знания:

· физические;

· химические;

· биологические;

· медицинские.

3.Первой в истории науки физической картиной мира была:

· метафизическая;

· механическая;

· электромагнитная;

· квантово – полевая.

4. Кто считал круговое движение самым совершенным:

· Демокрит;

· Платон;

· Аристотель;

· Эмпедокл.

5.Естествознание – это:

· отрасль народного хозяйства;

· отрасль научного познания;

· сфера социальных отношений;

6.Что такое - число Архимеда? Чему оно равно?

7. Кто в античной мысли за основу всего сущего принимал число:

· Зеноном;

· Пифагором;

· Аристотелем;

· Геродотом.

9. «Атом», с точки зрения Демокрита, это:

· неделимая частица;

· твердая частица;

· мягкая частица

 

10. Кто открыл планету Уран:

· У.Гершель;

· У.Леверье;

· И.Ньютон.

11. Кто автор термина «скорость»:

· Т.Браге;

· Р.Декарт;

· Г.Лейбниц;

· Г.Галилей.

12. Эксперимент как метод науки появился:

· в древней Греции;

· Китае в V11 в.;

· Персии;

· Западной Европе.

13.Скорость света впервые определил:

· Брэдли;

· И.Ньютон;

· Г.Лейбниц.

14. Корпускулярная теория света была выдвинута:

· Р.Декартом;

· Х.Гюйгенсом;

· И.Ньютоном;

· Г.Лейбницем.

15. Идея «первотолчка» впервые была предложена:

· Аристотелем;

· И Кантом;

· Платоном.

16.Как называлась первая книга Ньютона

· «О природе вещей»

· «Математические начала натуральной философии»

· «Мотус»

 

Доклады к теме семинара

1.Натурфилософия античных времен и ее роль в развитии естественнонаучного знания.

2.Естественнонаучные и религиозные знания.

3. «Путь к очевидности лежит через сомнение»- И.Ильин.

4.Творческое воображение и интуиция.

5.Натурфилософские взгляды на природу.

6.Творчество Р.Декарта.

7.Закон сохранения и превращения энергии. История создания.

8.Основные законы классической механики.

9.Развитие приборостроения а ХV11 в.

10.Взгляды Лапласа на сущность вероятности.

11.Творчество Линнея.

12. Возникновение и развитие химии как науки.

 

Семинар № 3

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА.

 

План

1. Предмет физики и его эволюция.

2.Универсальность законов физики. Физические взаимодействия.

3.Структурные уровни организации материи. Виды и формы существования материи. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Принципы симметрии.

4. Состояние физической системы. Динамические и статистическиезакономерности.

5.Порядок и хаос. Принцип возрастания энтропии. Законы термодинамики.

6.Квантовая механика и характеристики ее описания: принцип простоты, соответствия. неопределенности, дополнительности. запрета.

 

Ключевые понятия к теме: термодинамика, корпускула, молекула, эфир, поле,. гравитация,, электричество, инерциальная система, энтропия, динамические и статистические закономерности, хаос, вещество. корпускулярно- волновой дуализм. типы физического взаимодействия, точка сингулярности, квантовый объект, стрела времени, субатомный мир. принцип относительности, принцип Ле- Шаталье, принцип соответствия., инвариантность.

.

Литература к семинару

(дополнительно к рекомендованной в разделе № 7)

1. Акоста, В.,,Кован К.,.Грэм Б. Основы современной физики / BАкоста, К.Кован, Б.Грэм- М.. Просвещение,1981.

2. Дэвис, П. Суперсила. Поиски единой теории природы./ П.Дэвис,- М.;2009.

3. Дэвис, П. Пространство и время в современной картине Вселенной./.Дэвис, -М.;2010.

4. Кириллин, В.А.Страницы истории науки и техники./ В.А.Кириллин - М.; Наука,2009.

Тестовые задания к теме

1.Какова природа необратимых процессов?

2.Кто открыл планету Уран

· У.Герщель;

· А.Адамс;

· А.Галлер;

3.Кто обнаружил планету Плутон:

· А.Томбо;

· П.Ловелл;

· У.Леверье.

4.Какой существенный вклад в развитие науки внесли:

· Н.Бор;

· В. Гейзенберг;

· Э.Шрединберг;

· П.Дирак;

· Э.Резерфорд.

5.Равенство температур во всех точках системы есть условие:

§ готовности системы к совершению работы;

§ нулевого начала термодинамики;

§ невозможности совершить никакой работы.

6.Какой закон следует из изотропности пространства:

· закон сохранения энергии;

· закон сохранения импульса движения;

· закон сохранения момента импульса.

7. В чем проявляются волновые свойства света?

8. В соответствии с квантовой теорией поле дискретно или непрерывно?

9. Что такое инвариантность?

10. В чем сущность туннельного эффекта?

11. Двойственность свойств микрочастиц называется:

§ дупликацией;

§ дуализмом;

§ комплиментарностью;

§ аннигилярностью.

12. В теории относительности Эйнштейна утверждается. что пространство и время:

· существуют независимо друг от друга;

· относительны;

· абсолютны;

· существуют как единая четырехмерная структура.

13.Следствием однородности времени является закон сохранения:

· заряда;

· массы;

· энергии;

· импульса.

14.Что такое динамический хаос?

15.В чем сущность природы калибровочных полей?

Доклады к теме семинара

1. Мир элементарных частиц.

2. Структурные уровни организации материи.

3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.

4. Динамические и статистические закономерности.

5. Принцип суперпозиции.

6. Законы термодинамики.

7. Квантовая физика и развитие современной цивилизации.

8. Энтропия и вероятность.

Семинар № 4

СИНЕРГЕТИКА

ПЛАН.

1. Системность как атрибут материального мира. Типы систем, их характеристики.

2. Хаос как фактор самоорганизации.Роль неопределенности, слу- чайности, диссипативности в локализации и структурировании новой нелинейной среды.

3. Особенности и конструктивные механизмы самоорганизации: аттракторы, флуктуация, бифуркация, петли положительной обратной связи, степени свободы.

4. Синергетика и синергетический стиль мышления.

Ключевые понятия к теме: синергетика, открытые и закрытые системы, нелинейность, бифуркация, энтропия, флуктуация, необратимость. диссипативность, неопределенность. степени свободы, петли положительной обратной связи, сток времени, вероятность, случайность. вакуум Минковского. аттракторы. стрела времени. гипотезы рождения материи.

Литература к семинару

(дополнительно к рекомендованной в разделе №7)

1. Вайнберг. С. Первые три минуты./ С. Вайнбегр,;- М.1981.

2. Капица.. С.П.,Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего./ С.П.Капица и др.- М.; Эдиториал, УРСС,2011

3. Пригожин, И. От существующего к возникающему./И.Пригожин,- М,;1990

4. Ровинский, Р.Е. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов./ Р.Е.Ровинский,- М.; Прогресс- Традиции,2012.

Тестовые задания к теме семинара

1.Что такое бифуркация:

· момент выхода системы из состояния равновесия;

· момент рождения новой системы из хаоса;

· распад сложной системы.

2. Эмерджентные свойства – это:

· свойства присущие системе и которых нет у ее подсистем;

· наиболее общие свойства сложных систем;

· свойства, возникающие в неравновесной области;

3.Синергетика – это:

· взаимодействие сложных систем;

· наука о поведении сложных систем;

· наука об эволюции неживой природы;

· наука о взаимодействиях в природе.

4. По И. Пригожину, мир родился в результате:

· распада высоко организованной сущности;

· из ничего;

· случайно;

· в результате спонтанной флуктуации.

5. Чем отличаются закрытые системы от открытых?

6. Что представляют собой нестабильные частицы?

7. Энтропия равновесной системы:

· стремится к нулю;

· возрастает;

· постоянна;

· уменьшается, затем возрастает.

8. Что по И. Пригожину возникает сначала из физического вакуума

· спонтанная флуктуация;

· частицы;

· пространство- время;

· точка бифуркации;

· черные мини- дыры.

 

Доклады к теме семинара.

1. Термодинамическая вероятность.

2. Эры рождения Вселенной.

3. Функции состояния системы.

4. Теорем Майкельсона- Морли.

5. Современные метрические и топологические свойства пространства-времени.

6. Динамический хаос.

7. Теория калибровочных полей.

8. Системные идеи в физике.

9. Причинность и целесообразность.

Семинар № 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.12 с.)