Понятие и правовое регулирование конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и правовое регулирование конкуренции.



Основополагающие начала конкурентной политики России закреплены в Конституции РФ. Так, п. 1 ст. 8 Конституции РФ закрепляет такие принципы рыночной экономики, как свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции, а ст. 34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Пункт 1 ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ провозглашают также единство экономического пространства и свободное перемещение на всей территории Российской Федерации товаров, услуг, финансовых средств. Перечисленные принципы развиваются в текущем законодательстве, в частности в следующих нормативных правовых актах:

1) ГК РФ;

2) Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред от 25.12.2008 г.);

3) Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 147-ФЗ (в ред. от 28.09.2010 г);

4) Закон РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 29.11.2010 г.).

Законодательное определение конкуренции сформулировано в отношении товарных рынков и рынка финансовых услуг.

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст. 4 Закона РФ «О защите конкуренции»).

Конкуренция является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. Конкурентная борьба субъектов предпринимательства направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых больше всего нуждаются потребители, так как борьба ведется за потребительский спрос. Конкуренция способна координировать экономическую деятельность без административного принуждения, что позволяет предпринимателям добиваться увеличения собственной выгоды (прибыли). Указанные обстоятельства свидетельствуют о несомненном преимуществе экономики, основанной на конкуренции субъектов предпринимательства.

Однако необходимо учитывать, что без должного государственного воздействия конкуренция может порождать негативные проявления, которые могут оказывать дестабилизирующее влияние на экономику. Стремление к выгоде (прибыли) может побуждать предпринимателей к применению таких методов и приемов соперничества, которые не только не способствуют развитию производства и удовлетворению потребностей общества, но и задерживают развитие экономики. В частности, к ним относятся: хищническое использование природных ресурсов для скорейшего получения прибыли, скупка патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы без намерения их использовать, сравнительная реклама, дискредитирующая других конкурентов, ложные сведения о товаре, вводящие потребителей в заблуждение, и многие другие.

Указанные обстоятельства обусловливают необходимость государственного регулирования конкурентных отношений, установления правил поведения конкурирующих субъектов на рынке.

Следовательно, государство должно обеспечивать поддержку именно добросовестной (правомерной) конкуренции между субъектами предпринимательства, предоставив предпринимателям право осуществлять конкурентные действия и установив необходимые ограничения (пределы) осуществления данного права.

Одним из негативных проявлений конкуренции является то обстоятельство, что она создает предпосылки для монополизации рынка.

Сущность и содержание монопольного положения раскрывается через категорию доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке.

Согласно ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Субъекты конкуренции.

Каждый субъект предпринимательской деятельности имеет право на конкуренцию.

Субъектами конкуренции (конкурентами) являются хозяйствующие субъекты, в том числе фина. орг-ции.

Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции под хоз.субъектом понимается ИП, коммерческая орг-ция, а также неком.орг-ция, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Таким образом, субъектами конкуренции на товарных рынках являются в первую очередь субъекты предпринимательской деятельности. К ним относятся ИП, унитарные и корпоративные предприятия, производственные кооперативы и другие коммерческие организации. Некоммерческие организации, вступающие в предпринимательские правоотношения для выполнения их уставных (основных) задач, также охватываются понятием «хозяйствующие субъекты» и выступают в качестве субъектов конкуренции.

Финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий фин.услуги: КО, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негос. пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негос. пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негос.пенсионного фонда, проф. участник рынка ценных бумаг.

Установленные Законом о защите конкуренции запреты на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц.

Группа лиц является специфическим субъектом конкуренции. В от­личие от хозяйствующего субъекта группа лиц не легализована, не леги­тимирована в качестве субъекта правовых отношений, кроме регулируе­мых антимонопольным законодательством. Более того, лица (или хотя бы одно из них), входящие в такую группу, отнюдь не заинтересованы в пуб­личной огласке факта взаимного влияния и контроля друг над другом или совместного контроля над определенным товарным рынком.

Согласно ст. 9 Закона о защите конкуренции группой лиц призна­ются:

• Хоз.общество (товарищество) и физ. или юр. лицо, если такое физ. или юр. лицо имеет в силу своего участия в этом хоз.обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хоз.общества (то­варищества);

• Хоз.общества (товарищества), в которых одно и то же физ. или юр. лицо имеет в силу своего участия в этих

• Хоз.обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном

• (складочном) капитале каждого из этих хоз.обществ;

• хоз.общество и физ. или юр.лицо, если та­кое физ.или юр.лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хоз.общества;

• хоз.общества, в которых одно и то же физ.или юр.лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа;

• хоз.общество (товарищество) и физ.или юр.лицо, если такое физ.или юр.лицо на основании учр. Док-ов этого хоз. общества (товарищества) или заключенного с этим хоз.обществом (товариществом) договора вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

• хоз.общества (товарищества), в которых одно и то же физ.или юр.лицо на основании учр. документов этих хоз. обществ (товариществ) или заключенных с ними договоров вправе давать им обязательные для исполнения указания;

• хозяйственное общество и физическое или юридическое лицо, если по предложению такого лица назначен или избран единоличный исполни­тельный орган этого хозяйственного общества;

• хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того физического или юридического лица;

• хоз.общество и физическое или юридическое лицо, если по предложению такого лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

• хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного со­става коллегиального исполнительного органа и (или) совета директо­ров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же физического или юридического лица;

• хоз.общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физ. лица;

• лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы;

• физ.лицо, его супруг, родители, дети, братья и сестры;

• лица, каждое из которых по какому-либо из указанных оснований входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо из этих оснований.

По сравнению с Антимонопольным законом в Законе о защите кон­куренции основания отнесения субъектов к группе лиц определены бо­лее четко и конкретно.

В Антимонопольном законе содержится также понятие «аффилированные лица», являющееся более широким, чем понятие «группа лиц». Первое является родовым, а второе видовым понятием. Аффилированные лица не составляют единого субъекта права, хотя связи между ними имеют юр. значение. Это значение выходит за рамки антимонопольного зак-ва, в связи с чем вопрос об аффилированных лицах и поня­тие аффилированных лиц рассматриваются при анализе общих проблем предпринимательской правосубъектности.

При рассмотрении антимонопольного зак-ва важно отметить, что аффилированными признаются лица, принадлежащие к одной и той же группе лиц. В случае выявления аффилированных лиц за ними устанавливается соответствующий контроль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.85.200 (0.013 с.)