Кафедра: «Психология личности и специальная педагогика» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра: «Психология личности и специальная педагогика»



Направление: Логопедия

Курсовая работа

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРИЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ НЕДОСТАТКОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

«Допущена к защите»

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

 

А.И. Макарова ___________________

(подпись)

«____» _______________ 20__ г.

 

Студент: Груздкова Екатерина Сергеевна

 

___________________________

(подпись)

 

«____» ________________ 20__ г.

 

 

г. Владимир 2014

 

Глава 4. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

 

Выпускная квалификационная работа (ВКР) – индивидуальная работа творческого характера, выполненная на заключительном этапе обучения, позволяющая оценить способность автора к самостоятельному исследованию проблем, непосредственно связанных с различными сторонами будущей профессиональной деятельности. Профессиональная направленность выпускной квалификационной работы должна быть отражена в формулировке темы, содержании, полученных результатах и сделанных на их основе выводах.

В квалификационной работе выпускник должен продемонстрировать глубокое знание материала, самостоятельное видение проблемы, умение корректно анализировать научные источники, владеть методологией и технологией экспериментальной деятельности, навыками оформления научно-справочного аппарата.

Выпускная квалификационная работа завершает учебно-исследовательскую деятельность студента, навыки которой приобретаются и совершенствуются в ходе изучения дисциплин предметной подготовки, в процессе написания рефератов, курсовых работ, докладов на студенческих научных конференциях, научных объединениях.

Цель выпускной квалификационной работы – выявить соответствие уровня подготовки обучающегося требованиям государственных стандартов, определить глубину его знаний в избранной области, относящейся к профилю специальности, исследовательские умения и навыки экспериментально-методической работы.

В ходе выполнения выпускных квалификационных работ и их последующей защиты решаются следующие задачи:

- определение уровня подготовки студентов к самостоятельной работе;

- совершенствование методологии научного исследования;

- выявление умения планировать, организовывать и проводить научное исследование;

- развитие умения работать с научными источниками, а также с материалами, полученными в ходе собственного исследования;

- развитие умения анализировать и интерпретировать полученные результаты, обобщать и формулировать выводы.

В выпускной квалификационной работе поощряются оригинальные идеи, выходящие на уровень межнаучной проблематики.

Темы выпускных квалификационных работ утверждаются выпускающей кафедрой.

Для руководства работой назначается научный руководитель. Он помогает составить график выполнения работы, рекомендует основную литературу по теме, консультирует по возникающим вопросам и контролирует ход выполнения работы.

Выпускная квалификационная работа должна:

- носить творческий характер, представлять собой законченное, самостоятельное исследование по избранной теме;

- соответствовать современному уровню научного знания;

- основываться на анализе достаточного числа источников;

- иметь четкую структуру, оформленный научно-справочный аппарат в соответствии с действующими стандартами;

- отвечать требованиям логичного изложения материала, доказательности суждений и достоверности приводимых фактов;

- отражать умения студента использовать рациональные приемы поиска, отбора, обработки, обобщения и анализа информации;

- иметь практическую ценность для деятельности соответствующих образовательных учреждений, родителей и педагогических работников.

 

Основные этапы выполнения работы

Подготовка ВКР включает в себя следующие этапы:

1.Выбор темы как направления исследования.

2.Составление индивидуального плана-графика выполнения работы (форма произвольная), заверенного руководителем.

3.Поиск информации и изучение соответствующей литературы.

4.Определение проблемы, объекта, предмета и цели исследования.

5.Формулировка названия работы.

6.Выдвижение гипотезы, определение задач, методов и базы исследования.

7.Определение структуры работы (количество глав, параграфов, наличие приложений).

8.Написание теоретической части работы.

9.Планирование и проведение опытно-экспериментальной части исследования.

10.Анализ и интерпретация результатов, формулирование выводов.

11.Редактирование, корректировка структуры и содержания работы (при необходимости).

12.Оформление и сдача работы рецензенту на рецензирование и научному руководителю на составление отзыва (примерные схемы написания даны в Приложении 3).

13. Подготовка презентации (научного доклада).

14. Процедура защиты работы.

Тематика выпускных квалификационных работ (ВКР) определяется с учетом следующих требований:

- соответствие задачам подготовки специалистов;

- учет направлений и проблематики современных исследований, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

- приобщение студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры в целом;

- учет разнообразия интересов студентов в области дефектологии, а также результатов работы в научном студенческом обществе.

Выбор темы как направления исследования (не путать с формулировкой названия работы) является первым этапом в научной работе студента. От правильности выбора темы зависит, в какой степени студенту будет интересно заниматься исследованием и работать над выбранной темой длительное время, его целеустремленность и настойчивость.

Выбор темы из предложенного будущим научным руководителем списка осуществляется либо самим студентом, что наиболее целесообразно, либо с помощью преподавателя, либо совместно студентом и преподавателем, либо по запросу образовательных учреждений или общественных организаций. Тема работы может быть избрана по собственному усмотрению студента, при этом возможны ее уточнение или корректировка научным руководителем.

При выборе темы предпочтительнее брать более «узкую», которую можно глубоко и всесторонне разработать. Сузить и конкретизировать тему помогает научный руководитель.

К приемам, помогающим грамотно выбрать тему исследования, можно отнести следующие:

- анализ практических проблем специального образования;

- выбор по принципу повторения ранее выполненных исследований, но с использованием более современных технологий;

- проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных учеными;

- консультации с педагогическим персоналом специальных (коррекционных) образовательных учреждений для выявления вопросов, имеющих актуальное значение.

Как показывает практика, чаще всего темой ВКР студента становится проблема, разработка которой была начата на этапе выполнения КР. Проблема - это вопрос, на который в предстоящей работе предполагается дать ответ с помощью собственного исследования. Предполагается, что такой ответ на текущий момент еще не дан в современной литературе, что вопрос полностью не исследован. В противном случае работа будет неактуальной. Важно, чтобы проблема исследования обнаруживалась в свернутом виде уже в названии работы.

При формулировке названия работы следует обратить внимание на соответствие объема выбранной темы реально существующим срокам выполнения исследования и возможностям студента раскрыть тему на достаточном уровне, задаваемом учебным планом.

Не следует включать в название темы лишние слова (изучение, исследование и др.), т.к. любая научная деятельность уже сама по себе предполагает процессы исследования или изучения.

Тема ВКР закрепляется за студентом, сведения о ней сообщаются на кафедру. Утвержденная тема не может быть заменена по собственному желанию студента без специального разрешения и согласия научного руководителя.

 

Структура работы

Титульный лист

Титульный листявляется первым структурным элементом и первой страницей студенческой научной работы.

Площадь титульного листа условно может быть поделена на три поля: верхнее, среднее, нижнее. По центру в е р х н е г о п о л я указывается министерство, к которому относится ВУЗ, следующей строчкой – полное название ВУЗа, следующей строчкой - факультет, следующей строчкой- кафедра, на которой выполняется работа. В верхней части с р е д н е г о п о л я по центру записывается вид работы, немного ниже- название работы без кавычек. В верхней части н и ж н е г о п о л я справа указывается фамилия, имя, отчество студента, курс, форма обучения. Следующей строчкой – фамилия, имя, отчество, ученое звание (ученая степень) научного руководителя. По центру нижнего поля записывается город, следующей строчкой – год выполнения работы (см. Приложение 1).

Титульный лист входит в общий объем работы, при этом сам не нумеруется.

 

Оглавление

Оглавлениеявляется вторым структурным элементом и располагается на второй странице работы. Оглавление включает в себя все заголовки и подзаголовки работы с указанием тех страниц, с которых они начинаются в тексте исследования. Названия заголовков и подзаголовков в Оглавлении должны точно повторять соответствующие названия в тексте и не иметь сокращений. Приводим пример оглавления ВКР по теме: «Формирование коммуникативных умений у младших школьников с нарушением интеллекта».

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Научный анализ проблемы формирования коммуникативных умений у младших школьников с нарушением интеллекта….………………7

1.1. Современные научные представления о коммуникации……………………..7
1.2. Становление и развитие коммуникативной деятельности в онтогенезе….......................................................................................................13

1.3. Особенности коммуникативного развития младших школьников с нарушением интеллекта……………………..…………………………………………………19
Глава 2. Экспериментальное изучение сформированности коммуникативных умений у младших школьников с нарушением интеллекта…...……………..28

2.1.Организация и методы исследования…………………………………...….28
2.2. Состояние коммуникативных умений у младших школьников с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..34
Глава 3. Коррекционно-воспитательная работа по формированию коммуникативных умений у младших школьников с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..40

3.1. Содержание логопедической работы по формированию коммуникативных умений у младших школьников с нарушением интеллекта……………………………………………………………………….40
3.2. Анализ результатов логопедической работы по формированию коммуникативных умений у младших школьников с нарушением интеллекта.............................................................................................................46

Заключение………………………………………………………………………50

Список литературы……………………………………………………………………….53

Приложения

Введение

Введениекак следующий важнейший структурный элемент исследования имеет своей целью дать ориентацию в рассматриваемой проблеме и содержит обоснование научного аппарата: актуальности темы; объекта, предмета, цели и задач исследования; гипотезы; методов исследования и значимости работы. Объем введения составляет 4-5 страниц.

Актуальность темы – это определение целесообразности исследуемой проблемы. Оно включает в себя следующее:

а) аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории и практики, а также одновременно и теории, и практики специального образования;

б) раскрытие степени изученности проблемы и ее отражение в литературе;

в) обоснование темы и раскрытие потребности в ее специальном исследовании.

Аргументы в пользу актуальности темы следует искать в направлении ответа на вопросы: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? Насколько данная проблема адекватна потребностям развития олигофренопедагогики или логопедии?

Поскольку ВКР посвящены довольно узкой теме, то обзор литературы, направленный на раскрытие степени изученности проблемы, целесообразно делать только по теме исследования, а не по всей проблеме, к которой данная тема относится. Важно назвать имена ведущих специалистов, её рассматривавших, причем в хронологическом порядке. На основе анализа литературы делается вывод, что уже нашло отражение в публикациях, а что еще недостаточно раскрыто и потому нуждается в дальнейшей разработке.

В процессе анализа состояния исследованности темы студент приходит к формулированию основных противоречий (несоответствий) между какими-либо противоположностями внутри единого объекта. Например, по теме «Формирование коммуникативных умений у младших школьников с нарушением интеллекта» такими противоречиями могут быть:

- между возросшими потребностями общества в становлении социально адаптированной личности ребенка с нарушением интеллекта и недостаточной нацеленностью логопедических мероприятий на формирование коммуникативных умений у детей данной категории;

- между необходимостью организации педагогического процесса, ориентированного на формирование у младших школьников умений вербальной коммуникации и традиционными методиками коррекции речевых нарушений у таких учащихся, направленными на устранение недостатков фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Выявление основных противоречий позволяет определить научную проблему исследования студента и тем самым окончательно обосновать актуальность выбранной темы. Проблема часто выражается в виде вопроса, на который в предстоящей работе студент предполагает получить ответ с помощью собственного исследования. Например: какие психолого-педагогические условия будут способствовать эффективному формированию коммуникативных умений у младших школьников с нарушением ингтеллекта? Сформулировав научную проблему, следует определить границы исследовательской деятельности (объект) и ее содержание (предмет).

Объект исследования – это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которая будет изучаться. Например: коммуникативная деятельность младших школьников с нарушением интеллекта.

Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта: определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий, связь объекта исследования с другими объектами и т.д. Например: психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений у младших школьников с нарушением интеллекта. Предмет ВКР определяется темой работы и часто может быть близок к ее формулировке по звучанию.

Цель исследования – это желаемый конечный результат исследования, выражение того основного, что намерен сделать исследователь. Например: теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать педагогическую программу формирования коммуникативных умений у младших школьников с нарушением интеллекта.

Задачи исследования отражают пути и средства достижения поставленной цели и должны соответствовать выдвинутой гипотезе, если последняя заявлена в работе. Задачи формулируются в виде перечисления:

- изучить…,

- описать…,

- уточнить и дополнить понимание…,

- выявить…,

- обосновать…,

- систематизировать…,

- экспериментально проверить…,

- разработать… и т.д.

Формулировки задач определяют содержание основной части работы. Количество задач может диктоваться главами или параграфами работы. Как правило, их количество колеблется от двух до четырех, изредка пяти. К примеру, по названной выше теме задачами могут выступать:

1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике..

2. Экспериментально изучить особенности коммуникативных умений у младших школьников с нарушением интеллекта.

3. Разработать и проверить действенность программы поэтапного формирования коммуникативных умений у умственно отсталых младших школьников.

Гипотеза исследования означает предположение, допущение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, истинное значение которого неопределенно. Она предполагает экспериментальную проверку опытом, чтобы либо подтвердиться, либо быть отвергнутой, либо получить частичное подтверждение. Гипотеза не может состоять из известных положений, не требующих доказательства, например, «учебная деятельность зависит от развития интеллекта» или «с возрастом происходит развитие внимания и воли ребенка с нарушением интеллекта». В формулировке гипотез не должно встречаться тавтологических утверждений. Например: стиль воспитания определяется отношением родителей к ребёнку. Данное утверждение тавтологическое, так как отношение родителя к ребёнку является компонентом стиля воспитания. Гипотеза должна быть не только теоретически обоснованной, эмпирически проверяемой, но и информативной. Информативность гипотезы означает то, что она несёт существенно важную информацию для специалистов, занимающихся этой проблемой. В работах по дефектологии гипотеза, как правило, включает предположение о необходимых психолого-педагогических и организационных условиях, которые следует создать для благоприятного протекания коррекционно-развивающего процесса и реализации поставленной цели. При этом следует руководствоваться принципом необходимых и достаточных условий, то есть перечислить только те условия, без которых осуществление коррекционно-развивающего процесса невозможно и которые являются неочевидными и спорными (допускается возможное наличие других альтернативных условий). К примеру, гипотеза по теме«Формирование пространственных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями» может быть сформулирована приблизительно так: формирование пространственных представлений у младших школьников с нарушением интеллекта будет осуществляться более успешно, если:

-данный процесс реализуется на основе системного подхода;

-формирование пространственных представлений у учащихся с нарушением интеллекта рассматривается как одна из приоритетных целей коррекционно-развивающей деятельности педагогов;

-соблюдается единство действий педагогов и родителей в вопросах формирования пространственных отношений.

Методы исследования. Здесь дается перечисление примененных автором теоретических, эмпирических и статистических методов, исследовательских методик, с помощью которых осуществлялось решение поставленных задач.

Значимость работы определяется автором исходя из того, какое значение могут иметь те результаты, которые им получены в ходе исследования, где они могут быть использованы или уже применяются. Другими словами, показывается, кому и для чего нужно то, что сделано студентом при подготовке им ВКР. Обычно значимость ВКР соотносится с разработкой и внедрением в практику коррекционно-развивающих программ или подготовкой методических рекомендаций по соответствующей тематике педагогическим работникам и родителям.

В завершающей части Введения указывается база исследования (место проведения опытно-экспериментальной работы) и структура работы (количество глав, таблиц, использованных источников, приложений). Средний объем введения - 4-5 страниц.

 

Основная часть

В основной части содержится изложение самого исследования по пунктам (главам, параграфам), которые должны соответствовать поставленным и указанным во Введении задачам.

Основная часть делится на две-три главы. Объём основной части не должен превышать 80% общего объёма ВКР.

В первой главе обычно делается теоретический и исторический анализ изученности исследуемой проблемы, сравниваются разные подходы к решению проблемы, освещаемые в научной литературе, обосновывается точка зрения самого студента.

В разделах главы даётся обзор литературы по проблеме, формируется концепция, обосновывается методика анализа проблемы. При этом выпускнику необходимо найти сходство и различия точек зрения разных авторов (как отечественных, так и зарубежных) и обосновать свою позицию по данному вопросу. Рекомендуется начинать с анализа понятийно-категориального аппарата рассматриваемой проблемы, затем следует переходить к изучению причинно-следственных связей и условий их проявления. Важно также проанализировать соответствующие коррекционно-развивающие программы и методы диагностики изучаемого явления, процесса. Компоновать собранный материал можно либо по хронологическому, либо по логическому принципу.

При хронологическом предъявлении работы исследователей следует описывать в порядке их появления в печати. В этом случае желательно выделять этапы развития представлений ученых и практиков об изучаемом явлении (процессе).

При логическом принципе изложения компоновка материала осуществляется в соответствии с основными теоретическими подходами к изучаемой проблеме.

В конце главы необходимо оценить степень исследованности интересующего явления: насколько оно изучено в целом и по отдельным вопросам. Краткие итоги первой главы описываются в разделе: «Выводы по первой главе».

Во второй главе излагаются замысел, ход и этапы исследования, программа коррекционно-развивающего воздействии (или цикл занятий), используемые диагностические методики, полученные результаты и их статистическая обработка. На основе этих результатов делаются теоретические и прикладные выводы. В главе подробно описываются констатирующая, обучающая и контрольная фазы эксперимента.

Главным компонентом практической части обычно является разработанная и апробированная студентом коррекционно-развивающая программа. Структура такой программы стандартна:

1. Пояснительная записка.

- Актуальность программы.

- Адресность программы.

- Цель.

- Задачи.

- Принципы.

- Обоснование выбора средств коррекции.

2. Содержание программы.

- Этапы организации работы.

- Структура занятий.

- Тематическое планирование занятий (таблица в приложении).

- Содержание заданий и упражнений (в приложении).

- Средства оценки эффективности программы.

Результаты использования коррекционно-развивающей программы чаще всего изучаются в сравнении с аналогичными программами. С помощью диагностических методик студент должен получить данные, подтверждающие её действенность. Полученные диагностические данные должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было проанализировать условия развития и коррекции, вскрыть взаимосвязи между влияющими на изучаемое явление факторами. Числовые значения, полученные в ходе эмпирического исследования, представляются в виде сводной таблицы, которую помещают либо в практическую часть работы, либо в приложение.

Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных статистических методов (сравнение средних значений между группами, корреляционный анализ и др.). Для демонстрации статистически обработанных материалов используют графики, гистограммы и другие средства наглядности. При этом демонстрируемые числовые данные комментируются словесно в тексте работы.

Опираясь на выводы по результатам анализа, обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы.

Разработка рекомендаций предполагает, что на основания проведенного исследования автор может предложить практикам целесообразные условия или средства коррекционно-развивающего воздействия.

При изложении каждой части повествования необходимо соблюдать определенную логику: вводная часть - несколько предложений, вводящих в ее содержание, затем - последовательное раскрытие содержания, после этого - вывод, обобщающий изложенное, и переход к следующей части. Тем самым обеспечивается преемственная связь между всеми композиционными элементами основного содержания работы.

 

 

Заключение

Заключениесодержит в себе четко сформулированный результат исследования. Заключение должно давать ответ на следующие вопросы:

- зачем предпринято студентом данное исследование?

- что сделано (в соответствии с поставленными задачами)?

- к каким выводам пришел автор и насколько они подтверждают достижение цели исследования?

Следует помнить, что текст заключения не должен механически дублировать содержание выводов, помещенных в Основной части работы. В заключении важно указать возможность прикладного использования полученных в работе результатов, а также отметить возможные перспективы дальнейшего изучения темы. Объём заключения должен составлять 5-10% от общего объема ВКР.

 

Список литературы

Список литературызавершает выпускную квалификационную работу. Он отражает ту литературу, которую изучил и использовал студент в процессе подготовки работы (вне зависимости от того, цитировались ли они в тексте, и имеются ли в тексте на них ссылки). Рекомендации к составлению списка литературы представлены в следующей части пособия.

 

Приложения

Приложениясодержат материалы прикладного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы, а именно:

-различные положения, инструкции, копии документов;

-схемы, графики, диаграммы, таблицы, носящие иллюстративный характер;

-опросные листы, протоколы (обследований, наблюдений и т.д.), рисунки испытуемых, фотографии и другие материалы практической части исследования.

Все приложения оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь тематический заголовок и быть пронумеровано (без знака №). В тексте работы делается ссылка на каждое приложение. Объём приложений не входит в зачёт общего объёма ВКР.

 

Оформление



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.063 с.)