Конституционные кризисы 1992-1993 гг. в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные кризисы 1992-1993 гг. в России.



Политический кризис в Российской Федерации 1992—1993 годов — противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны — Президент России Б. Н. Ельцин, Совет Министров — Правительство Российской Федерации во главе с председателем Виктором Черномырдиным, мэр Москвы Юрий Лужков и ряд региональных руководителей, часть народных депутатов — сторонники Ельцина; с другой стороны — руководство Верховного Совета и большая часть народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти. Кульминацией конституционного кризиса стало вооруженное кровопролитное столкновение 3—4 октября 1993 года в центре Москвы и возле телецентра «Останкино» и последующий штурм войсками, верными Ельцину, Дома Советов России, что, в совокупности, привело к жертвам, в том числе и среди представителей гражданского населения.

Предпосылки: Противостояние мотивировалось различиями в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства, о новой Конституции, а также о путях социально-экономического развития России. Президент выступал за скорейшее принятие новой Конституции, усиление президентской власти и либеральные экономические реформы, Верховный Совет и Съезд — за сохранение всей полноты власти у Съезда народных депутатов (до принятия Конституции[1]), и против излишней поспешности, необдуманности и злоупотреблений («Шоковая терапия») при проведении радикальных экономических реформ. Сторонники Верховного Совета опирались на действовавшую Конституцию, согласно ст. 104 которой высшим органом государственной власти являлся Съезд народных депутатов. По мнению же президента Ельцина, в том, что президент клялся соблюдать Конституцию, но при этом его права были Конституцией ограничены

 

**

Конституционный Кризис 1992-1993 гг. в России – противостояние между двумя ветвями власти в России, закончившееся силовой отменой всей системы советской власти на территории бывшей РСФСР. После распада СССР принятая в советский период Конституция РСФСР объективно не соответствовала новым реалиям жизни, не давая возможности выстроить целостную систему законов, которые бы опираясь на эту Конституцию и регулировали бы экономические, социальные и прочие правоотношения.

Кроме того, пост президента РСФСР был внесён в неё позднейшими поправками и данные ему полномочия во многом вступали в конфликт с полномочиями Верховного Совета и Съезда Народных Депутатов РСФСР, обладавшими не только функциями законодательного органа власти, но и многими функциями исполнительной.

Несмотря на очевидную необходимость изменения основного закона страны, за 1992 г. практически не было сделано никаких шагов в этом направлении.

Начавшееся на Съезде Народных Депутатов в декабре 1992 г открытое противостояние (депутаты не утвердили кандидатуру Е.Т.Гайдара на пост Председателя Правительства, предложенную Б.Н.Ельциным, Ельцин попытался сорвать съезд, призвав своих сторонников покинуть его), шло по нарастающей.

12 декабря 1992 г. Съезд принял положение о стабилизации конституционного строя, наметив на 11 апреля 1993 референдум об основных положениях Конституции.

12 марта Съезд отменил упомянутое положение и референдум

20 марта в телеобращении к российскому народу Б.Н.Ельцин объявил о приостановке действия Конституции и введении “особого порядка управления”.

Конституционный Суд признал действия Ельцина незаконными, вновь собравшийся съезд попытался осуществить импичмент, а опубликованный текст Указа Ельцина существенно отличался от его телевизионных заявлений. Последовавший референдум о доверии политике президента и правительства и необходимости досрочных выборов президента и депутатов не изменил расстановку сил.

Противостояние продолжалось до осени 1993 г. 21 сентября Б.Н.Ельцин издал Указ № 1400 “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации” в соответствии с которым деятельность Верховного Совета и Съезда Народных Депутатов РСФСР прекращалась, а на 11-12 декабря назначались выборы в Государственную Думу.

21-22 сентября Конституционный Суд РСФСР вынес решение о неконституционности действий Ельцина, а Верховный Совет РСФСР принял решение о прекращении полномочий Ельцина в качестве Президента России.

Последовавшие шаги Ельцина, направленные на осуществление блокады “Белого Дома”, служившего в тот период местом пребывания Верховного Совета, действия сторонников Верховного Совета, пытавшихся захватывать различные объекты, в том числе Останкинский Телецентр, привели, в итоге, к обострению обстановки.

Противостояние закончилось обстрелом Белого Дома из танковых орудий и последующим штурмом, происходившими 3-4 октября.

По версии оппозиции было убито свыше тысячи человек, по официальной – более ста.

9 октября Б.Н.Ельцин указом прекратил полномочия советов всех уровней.

12 декабря был проведён референдум по принятию новой Конституции, подготовленной по поручению Ельцина. (Реальный состав авторов этого документа до сих пор неизвестен), выборы в Государственную Думу и Совет Федерации.

25 декабря новая Конституция была опубликована в "Российской газете" и вступила в силу.

23 февраля 1994 г. Государственная Дума амнистировала всех участников октябрьских событий 1993 года. Те согласились с амнистией, но не признали себя виновными.

 

 

Подготовка и подписание Федеративного договора РФ 31 марта 1992 г.

Первый этап – 1991—1993 гг. Он характеризуется развитием тенденции децентрализации и стремлением выйти из состава Российской Федерации ряда субъектов РФ. Определенной формой компромисса центральной и региональной власти явились Федеративные договоры от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. После их подписания началось активное реформирование исполнительной вертикали власти, ее централизация и подчинение Президенту РФ. Был учрежден институт представителей Президента в субъектах РФ в целях координации деятельности федеральных и региональных властных структур. Этот этап завершился роспуском Верховного Совета, что привело к острому противоборству и дестабилизации ситуации в стране.

Второй этап – 12 декабря 1993 г. Началом данного этапа явилось принятие Конституции, которая создала рамочные основы для взаимодействия властей. Особенностью данного этапа является несовершенство законодательного регулирования взаимоотношений федеральных и региональных органов государственной власти. В этих условиях субъекты РФ самостоятельно определяют свои системы государственной власти и политические режимы (парламентский, президентский), выстраивают взаимоотношения с федеральным центром. Уступки Центра наиболее влиятельным в политическом отношении субъектам Федерации (Татарстан) способствуют стабилизации ситуации в стране.

Третий этап – 15 февраля 1994 г. Договор Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.

Четвертый этап —конец 1994 г. Массовое подписание Федеративных договоров. В эти годы прошли выборы губернаторов, и регионы получили значительную независимость от Центра. Данный этап характеризуется новой волной децентрализации. В условиях определенной разбалансированности федерально-региональных взаимоотношений широкое распространение получила практика заключения двухсторонних договоров и соглашений между федеральным Центром и субъектами РФ. Она в определенной степени компенсировала несовершенство законодательной базы федерально-регионального взаимодействия, сняла напряжение и обеспечила определенный уровень стабилизации отношений федеральных и региональных органов государственной власти. Вместе с тем усугубилась проблема асимметрии федеративных отношений.

Пятый этап – 1999 г. – принятие Федерального закона от б октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ), установившего общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о таком разграничении между органами государственной власти субъектов РФ и федеральным центром, который обязал субъекты РФ до 21 июня 2002 г. привести тексты договоров в соответствие с Конституцией.

Шестой этап начался в 2000 г. и ознаменовался изменением порядка формирования верхней палаты федерального парламента – Совета Федерации Федерального Собрания РФ, созданием института федеративных округов, реорганизацией института полномочных представителей президента в регионах, а также созданием Государственного совета РФ.

Седьмой этап развития федеративных отношений наступил в 2004 г. и связан с процессом укрепления вертикали власти, а именно: в сентябре 2004 г. был изменен порядок формирования высших должностных лиц субъектов РФ. Были внесены изменения и дополнения в Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, в частности он был дополнен главами, определяющими общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами и органами власти субъекта РФ и экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта РФ.

 

ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР

договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ. Фактически представляет собой 3 договора: Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ" Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ", и Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ". В Ф.д. входят также протоколы к двум первым из перечисленных договоров, причем Протокол ко второму Договору в соответствии с его ч. 2 ст. 7 рассматривается как неотъемлемая часть Ф.д.

Каждый из трехдоговоров, составляющих Ф.д., содержит исчерпывающее определение предметов ведения федеральных органов государственной власти, а также находящихся в совместном ведении органов государственной власти РФ и субъектов РФ. Ф.д. устанавливается, что все иные вопросы относятся к исключительному ведению субъектов РФ. По своему содержанию Ф.д. не является ни учредительным договором, ни договором о преобразовании в федерацию государства с иным государственно-территориальным устройством,поскольку к моменту его заключения РФ уже сложилась как суверенное федеративное государство. Вместе с тем федеративные отношения на основе принципа разделения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами стали новым шагом в развитии федерализма в России.

Ф.д. юридически закреплял реально существовавшие в то время различные типы субъектов РФ - национально-государственные (суверенные республики в составе РФ), административно-территориальные (края, области, города Москва и Санкт-Петербург) и национально-территориальные (автономная область и автономные округа) образования.

Работа по подготовке Ф.д. началась в 1990 г. 17 июля 1990 г. Президиумом ВС РСФСР было принято постановление о Ф.д., определившее необходимость:

формирования СФ; разработки и согласования основных принципов государственного устройства РФ; обсуждения на очередном Съезде народных депутатов Декларации об основных принципах государственного устройства РФ: составления и заключения Ф.д. Работа над проектом Ф.д. велась совместно с разработкой проекта новой Конституции РФ: договор должен был служить основой для содержания будущей конституции в сфере государственного устройства и федеративных отношений. Проект договора был рассмотрен на III (внеочередном) Съезде народных депутатов РСФСР в марте 1991 г., где было принято решение о его доработке совместно с представителями субъектов РФ и подготовке к подписанию.

Ф.д. был подписан 31 марта 1992 г. в Кремле полномочными представителями субъектов РФ, а от имени Федерации - Председателем ВС РФ Р.И. Хасбулатовым и Президентом РФ Б.Н. Ельциным. Не подписали Ф.д. Республика Татарстан и Чечено-Ингушская Республика. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. VII Договора между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе РФ регулирование отношений по разграничению полномочий между ними допускалось и в иных, не связанных с подписанием Договора формах, в том числе на двусторонней основе, в соответствии с Конституциями РФ и республики в составе РФ.

10 апреля этого же года VI Съезд народных депутатов РФ одобрил Ф.д. и включил его содержание в текст Конституции РСФСР 1978 г.\'

Принятие Конституции РФ 1993 г. и одновременное прекращение действия Конституции 1978 г. юридически не означало прекращения действия Ф.д. Частью 3 ст.11 Конституции РФ установлено, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов осуществляется, помимо Конституции РФ, Федеративным и иными договорами. Положения Ф.д. в этой части, с некоторыми изменениями были включены в текст Конституции РФ. Все остальные положения Ф.д. согласно ч. 4 п. 1 раздела второго Конституции РФ действуют в части, не противоречащей Конституции РФ.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.016 с.)