Теперь рассмотрим психологические профили адептов культов и их лидеров. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теперь рассмотрим психологические профили адептов культов и их лидеров.



Американский психолог Стивен Хассен выделил четыре психологических профиля сектантов в своем известном труде «Освобождение от психологического насилия», Тех, кого в секте привлекла возможность получить новые знания, сокрытые от «непосвящённых», условно можно называть «мыслители». Тех, кто искал дружеского общения – «эмоционалы». Тех, кто стремился творить, активно бороться со злом, спасать человечество, обличать порок – «деятели». Есть и те, кто нуждается в тихой гавани веры и абсолютных ответов на все вопросы – «верующие». В сектах каждому человеку предлагают то, что он ищет.
В психологии есть такое понятие, как «субличность». Субличности – это скрытые в нашем сознании идеальные образы своего «я». Например, ребенок играет в героя, сражаясь с игрушечными врагами, юноши мечтают найти способ преодолеть все зло мира, найти великую идею, которой можно было бы посвятить всю свою жизнь. Идеалист, духовный последователь, воин и герой – вот те подсознательные идеалы, которые секта эксплуатирует в человеке. Свидетели Иеговы, раздавая свои журналы «Сторожевая башня», считают, что тем самым они спасают людей. Множество мунитов бесплатно работают по всему миру, собирая деньги на свою организацию и безбедное существование её руководства: их цель спасти мир, они считают себя борцами со злом. Какая секта не объявляет, что в ней можно найти абсолютную истину? Общаясь с сектантами, помните, они творят зло, но искренне считают, что делают добро. Если Вы считаете, что существует угроза вовлечения близкого Вам человека в секту, то, зная о существовании таких субличностей, попытайтесь помочь Вашему близкому реализовывать их в созидательном русле, чтобы на этих благих устремлениях не начала паразитировать какая-либо секта.


– Мыслители

Когда мыслителей спрашивают о причинах их присоединения к секте, они чаще всего отвечают, что нашли в ней истину и получили ответы на все жизненно важные вопросы, что на них произвели впечатление научные конференции, проводившиеся сектой с участием чуть ли не нобелевских лауреатов, что их привлекла такая цель религиозной доктрины, как соединение науки и религии и т.д. Общаясь с мыслителем, нужно показать относительность авторитета и научности секты, выяснить те критерии истинности учения, которые он применил к вероучительным положениям секты, поинтересоваться, на основании каких выводов он пришел к мысли об истинности данного учения. Могут ли быть другие критерии истины? Использовал ли он оригинальные источники информации? Проверял ли он информацию об истории и деятельности секты, которую сама секта предоставляет своим адептам? Могут ли его суждения быть предвзяты, и как он относится к возможности критики организации, в которой состоит?


– Верующие
Верующим свойственны ярко выраженные духовные устремления. Они настроены на религиозные и духовные переживания и стремятся только к ним. Верующие часто вовлекаются в секты потому, что переживают нечто, воспринимаемое ими как послание Божие. В сущности, покинуть секту они могут, только пережив более сильное духовное впечатление. Если сектант говорит: «Я вступил в эту группу потому, что мне велел Бог», попытайтесь выведать у него детальное описание того, как и когда он получил «послание от Бога», а также узнать, в чём оно состояло. Расскажите о собственном духовном пути. Покажите, что духовные переживания возможны и за пределами секты.


– Деятели
Деятели – это активисты, любящие вершить дела и доводить начатые проекты до их практической реализации. Если близкий Вам человек сообщает, что находится в секте вследствие того, что она занята важной гуманитарной работой, например борьбой за мир во всём мире, попросите детально описать, что именно группа уже сделала для претворения своей идеи в жизнь. Нередко у группы имеется масса красивых брошюр, тогда как реальная деятельность практически отсутствует. Если группа раздает правительственную гуманитарную помощь, оставляя при этом львиную долю себе, её вряд ли можно назвать образцом гуманности и альтруизма. Рядовым участникам особенно неприятно, если их упорный труд не только не приносит желаемых результатов, но, хуже того, подрывает первоначальную цель.

Эмоционалы
В ходе вербовки секты часто используют приём «бомбардировка любовью». Вербовщики могут говорить: «Мы – одна истинная семья. Только мы воплощаем в жизнь безусловную любовь, более высокую, чем чья-либо любовь за всю историю человечества. Мы любим тебя! Приди к нам, и мы будем любить тебя вечно». Они стремятся вызвать в человеке положительную эмоциональную реакцию на свои слова. Разумеется, на практике «безусловная» любовь оказывается весьма условной. Если Вы, к примеру, засомневаетесь в их словах и решите уйти, то тут же перестаете быть достойны любви. Более того, сразу заслужите презрение и даже ненависть. Если Вы остались, но не повинуетесь групповым правилам, то не дождетесь не только любви, но даже малейшего одобрения. Все сектанты так или иначе практикуют этот вид «условной любви». Последовательное выражение Вашей любви к близкому человеку, вошедшему в секту, любви, свободной от подобных условностей, а также побуждение адепта к честным поступкам, творческим устремлениям, совершенствованию себя и окружающего мира наведёт его на мысль о сомнительной истинности заявлений секты о любви к нему. Ваша любовь окажется сильнее даже изощрённых методов контроля сознания.»

Психологический профиль лидеров сект

 

В.Ю.Питанов так пишет о лидерах сект:. «Фактически все они претендуют на избранность, своеобразную элитарность по сравнению с остальными людьми. Обычно этих людей нельзя назвать глубокими мыслителями, это, скорее, люди действия. Они часто претендуют на одарённость сверхъестественными способностями. Самокритика почти полностью отсутствует, напротив, свойственны мания величия, непомерная гордыня. При этом могут демонстрировать показное смирение, предпочитают совершать свои «добрые» дела публично. Нетерпимы ко всем формам критики, очень любят лесть, часто мелочны и обидчивы. Обожают играть на публику. Не терпят конкуренции, требуют абсолютного подчинения себе. Очень любят деньги, но в большинстве своём никогда этого не признают. Нравственные ценности смещены по сравнению с общественной моралью. Главная ценность и главная святыня их жизни – это они сами. Стремятся к публичной демонстрации своей роли благодетелей. Часто сексуально невоздержанны. У них преобладает иррациональное мышление, проблемы с логикой. Любят делать вид, что посвящены в некие эзотерические тайны, зачастую психически больны. С точки зрения православной аскетики, эти люди пребывают в состоянии глубочайшей прелести, а часто откровенно одержимы бесами, но в подавляющем большинстве случаев лидеры сект искренне веруют в свою «богоизбранность».

 

 

 

 

 

 

Лекция 4

Технологии вербовки.

В соответствии с материалом изложенным Е.Н Волковым и А.Л. Дворкиным можно обозначить определенную технику вербовки в деструктивные культы.

Люди не ищут культ, чтобыстать его адептом. Культы ищут людей, чтобы завербовать их. Вовсе не обязательно переживать состояние потерянности, депрессии или неуверенности в себе, чтобы попасться на вербовочные приемы секты.

Люди обычностановятся адептом культа, потому что:

1) Они не знают, чем эта группа является на самом деле;

2) Вербовщики не говорят им честно и искренне об истинной природе культа;

3) Вербовщики не сообщают им обо всех требованиях, которые будут предъявляться к члену группы;

4) Вербовщик выглядит искренне дружелюбным и откровенным;

5) Вербовщик является другом или членом семьи, и вы не верите, что он может обмануть вас.


^ Методы вербовки и контроль сознания адептов

Один из первых признаков, с которым сталкивается человек при контакте с культом– это наличие обмана при вербовке. Незнакомцы, которые подходят к вам на улице, чтобы пригласить к себе или попросить пожертвовать деньги, или предложить что-то у них купить, – это в подавляющем большинстве случаев представители различных культов, которые никогда не сообщат вам, ни для чего нужны эти деньги, ни какая организация вас приглашает. Почти все, что они сообщат, будет более или менее откровенным обманом.

 

Принцип тоталитарного культа– затащить человека к себе прежде, чем он что-нибудь о нем узнал. В православной церкви ситуация диаметрально противоположная.Когда человек с улицы приходит в православный храм и говорит, что хочет стать православным, его по правилам полагается, прежде всего, спросить, что он знает о Православии. И если окажется, что он верует во что-то иное, его просто не окрестят до тех пор, покуда он сознательно и свободно не примет догматы православной веры. Во многих храмах вернулись к каноническому древнему правилу, и проводят специальные занятия с оглашенными, готовя их к таинству крещения и к сознательному вхождению в Православную Церковь.

Когда же вербовщики затаскивают человека в культовую организацию, то их задача как раз обратная – «захлопнуть за ним дверь», пока он ничего еще не знает об их организации. Потому что если рассказать человеку, заполняющему «Оксфордский тест», что на самом деле он на долгие годы (если не на десятки лет) попадет в деструктивный культ и должен будет заплатить огромные деньги за бесчисленное множество курсов (полная стоимость сайентологического «моста», как они сами это называют, – от 350 тысяч долларов, так что большинство людей, попавших в сайентологию, даже пробыв в ней долгие годы, так и не узнают, в чем, собственно, состоит истинное вероучение культа); что он, скорее всего, подпишет кабальный договор и будет дневать и ночевать в этой организации, отрабатывая его условия; что его могут заставить совершать преступления и почти наверняка заставят порвать со всеми родными и близкими, отказавшимися пойти за ним в секту, – если все это рассказать заранее, очень мало кто согласится пойти в эту секту. Если раскрыть человеку содержание строго секретных сайентологических курсов для посвященных высших уровней, он просто придет в ужас и не захочет иметь с сайентологами ничего общего. В Православной Церкви все обстоит ровно наоборот: прежде человек исповедует, во что и как верует, и только потом делается членом Церкви. Никаких тайн нет и быть не может, в отличие от большинства тоталитарных культов, в которых существует много уровней информации и вероучения: для посвященных, более посвященных и еще более посвященных – и так без конца. Вот и выходит, что человек иной раз отдает годы жизни организации, о подлинном учении и подлинных целях которой он ровно ничего не знает и даже не догадывается.

Для вербовки последователей используются разнообразные методы психологического влияния. Ф. Зимбардо и М. Лайппе в своей книге «Психология изменения установок и социальное влияние» приводят их перечень, типичный для большинства деструктивных культов

 

1. Технология "Step by step" – небольшая уступка, на которую соглашается вербуемый, влечет за собой все более и более существенные уступки: «приходи к нам – проведи у нас выходные – останься еще на недельку – отдай нам свои деньги».

2. Новичка постоянно уверяют, что принятие идеологии культа наилучшим образом решит любые его личные проблемы.

 

3. Сила групповой динамики. Здесь имеют значение и количество, и личное обаяние, и обходительность членов общины, вступающих в личный контакт с посвященным. Немаловажное значение имеет сексуальность – часто к новичкам специально приставляются привлекательные представители противоположного пола.

 

4. Отсутствие возможности протестовать или спорить: новичка постоянно пичкают все новой и новой информацией, занимают различными мероприятиями, он никогда не остается наедине с собственными мыслями.

 

5. Позитивное подкрепление: улыбки, вкусная пища, внимание и забота, уделяемые гостю общины и т.п.


Последний метод нуждается в уточнении. Подкрепляется и одобряется не любое поведение новичка, а только желательное. Если он произносит в ответ на вопрос то, что хотят от него услышать, вокруг расцветают улыбки, каждое его слово воспринимается с радостью. Отрицательный или неуверенный ответ – и слушатели хмурят брови, избегают его взгляда. Сгущаются тучи. В какой-то момент человек начинает понимать, что если он и дальше хочет, чтобы его окружали сердечность и внимание, он должен начать говорить и вести себя так, как хотят его новые друзья. А дальше вступает в силу один из законов социальной психологии – внешние действия постепенно становятся внутренними убеждениями.

При вовлечении в культы применяются также методы:
• Психологическое давление. Угроза сверхъестественным наказанием. Провоцирование чувства вины, стыда, сострадания (манипулируя образами греха, гордыни, жалости). Инерция согласия (пять раз сказав «да», на шестой трудно сказать «нет»).
Активное подкрепление. Яркое одобрение нужных суждений, поступков – и осуждение нежелательных. «Бомбардировка любовью». Предугадывание реакций, «чтение мыслей», необыкновенная убедительность могут достигаться методами НЛП.
• Фокусы. Демонстрация необычной проницательности, способности исцелять, предсказывать будущее, управлять событиями. Обычно за счет сфабрикованных «чудес» или технических средств.
Использование обтекаемых, универсальных формул («есть у вас один грех…», «будет одна встреча, она повернет всю судьбу…»), которые слушатель сам додумывает, наделяет значительностью, особым смыслом.
Введение в трансоподобные состояния сознания (ощущается оцепенение, расслабление, изменения эмоций, поток образов). Приемы внушения, приводящие к некритическому восприятию информации. Возможно, с применением психоактивных препаратов (алкоголь, галлюциногены и др.).
Стимуляция индивидуальной тяги к мистицизму. Многие люди испытывают особое чутьё к процессам «тонкого мира», благоговение перед потусторонним миром.

А.Дворкин выделяет такие этапы вовлечения в культы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.015 с.)