Принципы экономической основы конституционного строя РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы экономической основы конституционного строя РФ



Основы конституционного строя — это основополагающие нача­ла, составляющие идейную и нормативную базу всей системы консти­туционного права. Они представляют собой концентрированно выра­женные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу важных принципиальных вопро­сов: определения формы правления, государственного устройства, по­литического режима, конституционно-правовой регламентации отно­шений в основных подсистемах общества для их взаимодействия. Экономические основы представляют собой базис конституцион­ного строя и складываются из отношений собственности, обмена, рас­пределения и потребления материальных и духовных благ. Экономической основой конституционного строя РФ является находящееся в стадии становления социальное ры­ночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйство­вания, конкурирующие между собой. РФ поддер­живает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль. В Конституции РФ закреплено, что в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конку­ренции, свобода экономической деятельности. Для экономической системы РФ характерно многообразие форм соб-сти. Регулирование отношений соб-сти осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам - основе всего правового регулирования отношений собст­венности. Конституция РФ (ст. 8) исходит из того, что экономической системе РФ присуща соб-сть в ее различных формах — частной, государственной, муниципаль­ной и др. В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, му­ниципальной и иных формах собственности. Они используются и ох­раняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В Конституции предусмотрено (ст. 36), что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществля­ется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окру­жающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственнос­ти». В Конституции также подчеркивается (ст. 35), что право частной собственности охраняется законом; иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и рас­поряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущ-ва иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для го­с. нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

 

Понятие гражданства. Двойное гражданство

Гражданство РФ - устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Правовой характер связи лица с государством, образующий отноше­ние гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство — правовое, а не просто фактическое состояние. Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и посто­янно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, по­нятие которого характеризуется не как правовое, а как демографи­ческое. Гражданином гос-ва лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих м/у лицом и гос-вом особых связей, составляющих содержание гражданства. Они осно­ваны на юридическом оформлении отношений гражданства. Гражданство каждого человека юридически оформляется докумен­тами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство. Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоян­ном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. Двойное гражданство - наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства. Конституция РФ допускает для своих граждан право иметь также гражданство иностранного государства, т. е. двойное гражданство, но только в соответствии с федеральным за­коном или международным договором РФ (ст. 62). Следовательно, и иностранный гражданин может иметь одновременно российское гражданство на основе соответству­ющего международного договора (м/у данным государством и РФ). Но если международного договора с соответствующим гос-вом у РФ нет, то приобретение российского гражданства возможно только при условии отказа лица от прежнего гражданства. Конституция ясно указывает, что приобретение гражда­нином Российской Федерации второго гражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За ним сохраня­ются все права и свободы, и он не освобождается от обязанно­стей, вытекающих из российского гражданства. Однако в этом же тексте (ч. 2 ст. 62) допускаются отступления от этого обще­го правила в соответствии с федеральным законом или между­народным договором Российской Федерации. Но пока таких законодательных норм или договорной практики нет.

 

Счётная палата Федерального Собрания РФ, порядок формирования, состав, полномочия

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом гос. финансового контроля, образуемым ФС РФ и подотчетным ему. В рамках задач, определенных ФЗ, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Счетная палата является юр лицом. Задачами СП являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов гос. средств и использования федеральный соб-сти; финансовая экспертиза проектов ФЗ, а также нормативных правовых актов федеральных органов гос. власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий и др. СП состоит из Председателя, заместителя председателя, аудиторов СП, аппарата СП. Председатель СП назначается на должность ГД (больш-вом голосов) сроком на 6 лет. Председателем СП м.б. гражданин РФ, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области гос. управления, государственного контроля, экономики, финансов; представляет СП в органах гос. власти РФ и за рубежом и др. Председатель СП издает приказы и распоряжения, осуществляет прием и увольнение сотрудников аппарата СП, заключает хозяйственные и иные договоры. Председатель имеет право принимать участие в заседаниях СФ и ГД, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, Президиума Правительства РФ. Заместитель Председателя назначается (больш-вом голосов) на должность СФ сроком на 6 лет. Заместитель Председателя СП не м.б. депутатом ГД, членом Правительства РФ, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Аудиторами СП являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности СП, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. При формировании СП СФ и ГД назначают (больш-вом голосов) по 6 аудиторов сроком на 6 лет. Аудиторами СЧ м.б. назначены граждане РФ, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов. Аудиторы СП не могут заниматься другой оплачиваемой деятельность, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы СП, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, образуется Коллегия СП. В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты. Аппарат СП состоит из инспекторов СП и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции СП.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.007 с.)