Периодизация истории политических и правовых учений как важнейшая методологическая проблема, соотношение в ней историко-хронологического и общественно-формационного подходов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация истории политических и правовых учений как важнейшая методологическая проблема, соотношение в ней историко-хронологического и общественно-формационного подходов



Периодизация истории политических и правовых учений как важнейшая методологическая проблема, соотношение в ней историко-хронологического и общественно-формационного подходов

В своем развитии мировая политико-правовая мысль прошла следующие этапы: 1. Политические и правовые учения Древнего мира (2 тыс. до н.э – конец V в. н.э.) а) политическая и правовая мысль Древнего Востока б) политическая и правовая мысль античных государств Основное различие: на востоке политико-правовая мысль носила монархический характер, преобладали патриархальные представления о власти, в Европе – политическая мысль изначально развивалась на демократической основе. 2. Политическая и правовая мысль Эпохи средних веков (V – XV вв.) Главный фактор в развитии политико-правовой мысли – религия. 3. Эпоха Возрождения и Реформации (XVI – середина XVII вв.)13 Начинается отделение политико-правовой мысли от религии, она приобретает светский характер (пример: трактат Никколо Макиавелли). 4. Политические и правовые учения нового времени. Эпоха буржуазных революций (вторая половина XVII – XVIII вв.) Особенность политико-правовой мысли, господство школы естественного права, что проявляется в разработке теории общественного договора; делении права на естественное и позитивное. 5. Политические и правовые учения XIX в. Дифференциация политических и правовых теорий: 1. Консерватизм (основная ценность: порядок, культура, традиция) 2. Либерализм (с позиции: превыше всего свобода и личность) 3. Социализм (социальное равенство) В XIX в. на смену естественно-правовому методу пришли: а) Философия права - направление юриспруденции, которое изучает сущность права, идеальное право, принципы права, осуществляет критику законодательства с позиции идеального права. б) Юридический позитивизм – направление в юриспруденции, которое рассматривает право, как совокупность юридических норм, закрепленных в современном праве. в) Историческая школа права - изучает историю государственных и юридических учреждений. г) Психологическая школа права рассматривает право как совокупность психологических эмоций; она выявляет психические причины правомерности или неправомерности поведения. 6. Политико-правовая мысль XX в. В конституционной сфере продолжалось утверждение политического либерализма. Но вера в социальный прогресс на основе капитализма была подорвана кризисами перепроизводства и двумя мировыми войнами. Теории конвергенции мировых систем, политического плюрализма, прав человека, социального государства приблизили кризис и капитализма, и социализма. Усиление государственного регулирования общественных процессов обусловило сближение политико-правовых идеологий. Либералы признали роль государства, а консерваторы – прогресса. Социалисты пришли к реформизму, восприняв некоторые либеральные идеи. Жесткий юридический позитивизм сменился социологическим позитивизмом. Сторонники естественно-правовой теории придают больше значения государственным установлениям. Национально-освободительная борьба заставила признать права народов, значение традиций, что активизировало юридическую антропологию.

 

5.Логика развертывания содержания, структура и задачи курса в системе высшего юридического образования

История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин. Задача этой дисциплины — познакомить студента с содержанием и историей наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох. Каждая большая эпоха государственно-организованного общества имела свою теорию государства и права, чаще несколько теорий. Изучение этих теорий и их связи с современными проблемами права и государства так же важно для подготовки высококвалифицированных правоведов, как для философов изучение истории философии, для экономистов — истории экономических учений, для искусствоведов — истории эстетики и т.д.

Изучение истории политических и правовых учений актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, праву, политике, неоднократно обсуждался в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем. В дискуссиях и спорах решались такие злободневные проблемы, как проблемы юридического равенства или сословных привилегий, прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, общества и государства, политики и морали, демократии и технократии, реформы и революции, и др. Знание о различных вариантах решения этих проблем и о обоснованиях решений — необходимая часть политико-правового сознания квалифицированного правоведа.

Изучение истории политических и. правовых учений уже в прошлом веке было составной частью высшего юридического образования. На юридических факультетах университетов эта дисциплина сначала именовалась "История политических учений" (общий курс под таким названием был подготовлен и издан профессором Московского университета Б. Н. Чичериным), затем — "История философии права" (курсы лекций в Москве профессора Г. Ф. Шершеневича, в Санкт-Петербурге — профессора Н. М. Коркунова). После 1917 г. эта дисциплина называлась по-разному: "История политических учений", "История учений о государстве и праве", "История политических и правовых учений".

В настоящее время в нашей стране резко возрастает значение истории политических и правовых учений как школы альтернативного мышления, дающей возможность сопоставлять различные теории, направления политической и правовой мысли с учетом многовековой дискуссии об этих проблемах. Особенность нашего времени — становление идеологического плюрализма, признание различных вариантов мышления в научном, профессиональном, обыденном сознании. Соревнование идейных течений, обмен доводами, проблемами дают возможность изжить узость и одномерность идеологически деформированного сознания, много лет ориентированного на господствовавшее официальное мировоззрение.

При изложении политико-правовых доктрин используются понятия и категории, многие из которых студентами изучены в курсе теории государства и права. Политические и правовые учения возникали и развивались в органической связи с историей государства и права, отражая современные им политические и правовые учреждения. Поэтому история политических и правовых учений изучается после того, как студенты изучили историю государства и права. Исходя из потребностей и запросов отечественного правоведения, учебный курс строится преимущественно на материалах истории России и стран Западной Европы. В учебной программе и в учебнике учитываются специфика высшего юридического образования, необходимость максимально экономного изложения тем, проблем, дат, имен. Для ориентации студентов во времени в учебнике указаны даты жизни различных мыслителей и годы издания их произведений. Заучивать эти даты при подготовке к экзамену не нужно; необходимо точно знать, в каком веке создана та или иная политико-правовая доктрина. Если же век сложен и богат событиями, следует обязательно запомнить, о какой части века идет речь (начало, середина, конец), к какой эпохе относится деятельность автора политико-правовой доктрины. Разумеется, незнание некоторых дат (например: 988, 1640—1649, 1688, 1776, 1789—1794, 1812, 1825, 1861 гг. и т.п.), свидетельствующее о недостаточной подготовке по истории, не может не отразиться на оценке знаний студента по этой дисциплине.

Кальвинизм. Жан Кальвин

В 40-е годы XVI в. Женеве зарождается новое протестантское радикальное течение - кальвинизм. Кальвинизм – одно из основных течений протестантизма, названное по имени его основателя Ж.Кальвина. Важнейший догматическое положение кальвинизма – доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог изначально еще до грехопадения человека и даже до сотворения мира предопределил одних людей к спасению, других - к вечным мукам в аду. При этом вера и благочестивая жизнь не являются основанием для спасения, а лишь являются признаком избранности человека. Избранность человека проявляется в успешной мирской, профессиональной деятельности. Отчетливо выражена протестантская этика: культ трудолюбия, предприимчивости, деловая честность, личный аскетизм. Кальвинизм получил распространение во Франции, Швейцарии, Нидерландах, ряде областей Германии, Шотландии, Англии, Венгрии и др.

Жан Кальвин (Жан Ковен) (1509-1564 гг.) родился во Франции в семье секретаря епископа. Учился в колледже в Париже, первоначально готовясь к карьере священнослужителя, позднее, по настоянию отца, получил юридическое образование в университете. В 1531, завершив обучение, получил степень лиценциата права. Под влиянием идей М. Лютера в 1533 отрекся от католичества и создал общину своих последователей. Преследуемый церковью в 1534 г. покинул Францию и переехал в Базель, а затем Женеву. Именно Женева стала местом, где реформаторские взгляды Кальвина нашли практическое применение. С 1541 г. - фактически диктатор Женевы. Хотя Кальвин никогда не обладал светской властью, в городе постепенно установился суровый режим господства реформированной церкви, начинающий теократическую диктатуру. Кальвин также занимал профессорскую кафедру теологии (с 1559) в основанной по его инициативе Академии (ныне Женевский университете). В конце 1562 его здоровье резко ухудшилось, и в 1564 он умер.

Основные произведения: « Наставления в христианской вере», «Церковные установления» и др.

Соотношение государства и церкви. Кальвин развивает идеи Лютера о «двух порядках». Две власти соединены в единое целое при господстве церкви. Кальвин считал необходимым сотрудничество церковных и светских властей. Государство установлено Богом, поэтому протест против власти, даже самой жесткой – «дерзость против божьей воли». Но все же он признавал за поданными право на пассивное сопротивление власти, нарушающей установления Бога.

Форма государства. По мнению Кальвина, государство может иметь любую форму, если она установлена Богом. Из политических режимов наихудшим он считал демократический, а наилучшим – аристократический или олигархический. Оптимальной формой организации политической власти реформатор считал аристократическую республику, которая во многом аналогична модели самоуправляющейся религиозной общины, которая была положена в основу устройства протестантской общины в Женеве.

Реализация идей Ж. Кальвина. Кальвин начал реализацию своих идей после прихода к власти в Женеве, придав религиозным установлениям силу государственного закона. Город был разделен на кварталы. Верующие были объединены в общины, возглавляемые пресвитерами (старейшинами) из мирян и проповедников, получивших соответствующую подготовку, но не имевшие сана. Они составляли консисторию, управлявшую религиозной жизнью общины. Старейшинам вменялось в обязанность следить за соблюдением норм нравственности и строго карать нарушителей. В качестве наказания применялось изгнание из города, казнь. Были упразднены церковные таинства, кроме крещения и причащения, церковные праздники, из храмов удалены украшения и утварь.

 

Периодизация истории политических и правовых учений как важнейшая методологическая проблема, соотношение в ней историко-хронологического и общественно-формационного подходов

В своем развитии мировая политико-правовая мысль прошла следующие этапы: 1. Политические и правовые учения Древнего мира (2 тыс. до н.э – конец V в. н.э.) а) политическая и правовая мысль Древнего Востока б) политическая и правовая мысль античных государств Основное различие: на востоке политико-правовая мысль носила монархический характер, преобладали патриархальные представления о власти, в Европе – политическая мысль изначально развивалась на демократической основе. 2. Политическая и правовая мысль Эпохи средних веков (V – XV вв.) Главный фактор в развитии политико-правовой мысли – религия. 3. Эпоха Возрождения и Реформации (XVI – середина XVII вв.)13 Начинается отделение политико-правовой мысли от религии, она приобретает светский характер (пример: трактат Никколо Макиавелли). 4. Политические и правовые учения нового времени. Эпоха буржуазных революций (вторая половина XVII – XVIII вв.) Особенность политико-правовой мысли, господство школы естественного права, что проявляется в разработке теории общественного договора; делении права на естественное и позитивное. 5. Политические и правовые учения XIX в. Дифференциация политических и правовых теорий: 1. Консерватизм (основная ценность: порядок, культура, традиция) 2. Либерализм (с позиции: превыше всего свобода и личность) 3. Социализм (социальное равенство) В XIX в. на смену естественно-правовому методу пришли: а) Философия права - направление юриспруденции, которое изучает сущность права, идеальное право, принципы права, осуществляет критику законодательства с позиции идеального права. б) Юридический позитивизм – направление в юриспруденции, которое рассматривает право, как совокупность юридических норм, закрепленных в современном праве. в) Историческая школа права - изучает историю государственных и юридических учреждений. г) Психологическая школа права рассматривает право как совокупность психологических эмоций; она выявляет психические причины правомерности или неправомерности поведения. 6. Политико-правовая мысль XX в. В конституционной сфере продолжалось утверждение политического либерализма. Но вера в социальный прогресс на основе капитализма была подорвана кризисами перепроизводства и двумя мировыми войнами. Теории конвергенции мировых систем, политического плюрализма, прав человека, социального государства приблизили кризис и капитализма, и социализма. Усиление государственного регулирования общественных процессов обусловило сближение политико-правовых идеологий. Либералы признали роль государства, а консерваторы – прогресса. Социалисты пришли к реформизму, восприняв некоторые либеральные идеи. Жесткий юридический позитивизм сменился социологическим позитивизмом. Сторонники естественно-правовой теории придают больше значения государственным установлениям. Национально-освободительная борьба заставила признать права народов, значение традиций, что активизировало юридическую антропологию.

 

5.Логика развертывания содержания, структура и задачи курса в системе высшего юридического образования

История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин. Задача этой дисциплины — познакомить студента с содержанием и историей наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох. Каждая большая эпоха государственно-организованного общества имела свою теорию государства и права, чаще несколько теорий. Изучение этих теорий и их связи с современными проблемами права и государства так же важно для подготовки высококвалифицированных правоведов, как для философов изучение истории философии, для экономистов — истории экономических учений, для искусствоведов — истории эстетики и т.д.

Изучение истории политических и правовых учений актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, праву, политике, неоднократно обсуждался в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем. В дискуссиях и спорах решались такие злободневные проблемы, как проблемы юридического равенства или сословных привилегий, прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, общества и государства, политики и морали, демократии и технократии, реформы и революции, и др. Знание о различных вариантах решения этих проблем и о обоснованиях решений — необходимая часть политико-правового сознания квалифицированного правоведа.

Изучение истории политических и. правовых учений уже в прошлом веке было составной частью высшего юридического образования. На юридических факультетах университетов эта дисциплина сначала именовалась "История политических учений" (общий курс под таким названием был подготовлен и издан профессором Московского университета Б. Н. Чичериным), затем — "История философии права" (курсы лекций в Москве профессора Г. Ф. Шершеневича, в Санкт-Петербурге — профессора Н. М. Коркунова). После 1917 г. эта дисциплина называлась по-разному: "История политических учений", "История учений о государстве и праве", "История политических и правовых учений".

В настоящее время в нашей стране резко возрастает значение истории политических и правовых учений как школы альтернативного мышления, дающей возможность сопоставлять различные теории, направления политической и правовой мысли с учетом многовековой дискуссии об этих проблемах. Особенность нашего времени — становление идеологического плюрализма, признание различных вариантов мышления в научном, профессиональном, обыденном сознании. Соревнование идейных течений, обмен доводами, проблемами дают возможность изжить узость и одномерность идеологически деформированного сознания, много лет ориентированного на господствовавшее официальное мировоззрение.

При изложении политико-правовых доктрин используются понятия и категории, многие из которых студентами изучены в курсе теории государства и права. Политические и правовые учения возникали и развивались в органической связи с историей государства и права, отражая современные им политические и правовые учреждения. Поэтому история политических и правовых учений изучается после того, как студенты изучили историю государства и права. Исходя из потребностей и запросов отечественного правоведения, учебный курс строится преимущественно на материалах истории России и стран Западной Европы. В учебной программе и в учебнике учитываются специфика высшего юридического образования, необходимость максимально экономного изложения тем, проблем, дат, имен. Для ориентации студентов во времени в учебнике указаны даты жизни различных мыслителей и годы издания их произведений. Заучивать эти даты при подготовке к экзамену не нужно; необходимо точно знать, в каком веке создана та или иная политико-правовая доктрина. Если же век сложен и богат событиями, следует обязательно запомнить, о какой части века идет речь (начало, середина, конец), к какой эпохе относится деятельность автора политико-правовой доктрины. Разумеется, незнание некоторых дат (например: 988, 1640—1649, 1688, 1776, 1789—1794, 1812, 1825, 1861 гг. и т.п.), свидетельствующее о недостаточной подготовке по истории, не может не отразиться на оценке знаний студента по этой дисциплине.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.117 (0.013 с.)